ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 14

 

 

209 

 

При  воздействии  отходов  1  класса  опасности  экологическая  система 

необратимо нарушена. 

Период восстановления отсутствует. 
При  воздействии  отходов  2  класса  опасности  экологическая  система 

сильно  нарушена.  Период  восстановления  не  менее  30  лет  после  полного 
устранения источника вредного воздействия. 

При  воздействии  отходов  3  класса  опасности  экологическая  система   

нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного 
воздействия от существующего источника. 

 Вследствие  этого  захоронение  отходов  1,  2,  3  классов  опасности  на 

полигонах недопустимо. 

6.    В  соответствии  с  Федеральным  классификационным  каталогом 

отходов  не  менее  80%  процентов  отходов,  представляющих  из  себя 
вторсырье  относятся  к  пятому  классу  опасности  и  соответственно  в 
перспективе не целесообразно их захоранивать. 

7.  Производители,  импортеры  товаров  обязаны  обеспечивать 

утилизацию  отходов  от  использования  этих  товаров  в  соответствии  с 
нормативами  утилизации,  установленными  Правительством  Российской 
Федерации.  Перечень  готовых  товаров,  включая  упаковку,  подлежащих 
утилизации  после  утраты  ими  потребительских  свойств,  установлен 
Распоряжением  Правительства  РФ  от  24  сентября  2015  г.    №  1886-р  «Об 
утверждении  перечня  готовых  товаров,  включая  упаковку,  подлежащих 
утилизации  после  утраты  потребительских  свойств»  с  учетом  возможных 
социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного 
воздействия  на  окружающую  среду,  связанного  с  утратой  потребительских 
свойств  такими  товарами.  Соответственно  данные  виды  отходов  нельзя 
размещать  на  объектах  размещения  отходов,  и  как  следствие  приведет  к 
увеличению доли утилизации отходов. 

8.  Учета  тенденций  по  доли  объема  обезвреживания  и  утилизации 

отходов  по  классам  опасности  на  территории  Российской  Федерации 
(Таблица № 29). 

Информация приводится в соответствии с данными Государственного 

доклада  «О  состоянии  и  об  охране  окружающей  среды  Российской 
Федерации в 2014 г.» 

 

Таблица №  29. Общий объем образования, использования и обезвреживания 

отходов производства и потребления по классам опасности в России, млн.т. 
 

210 

 

Показатель 

2010 г. 

2014 г. 

Классы отходов. 

Образовано 

млн.т 

Из них 

использовано и 

обезврежено 

млн.т/% 

Образовано 

млн.т 

Из них 

использовано 

и обезврежено 

млн.т/% 

I кл.оп. 

0,167 

0,097 

0,052 

0,044 

II кл.оп.  

0,71 

0,431 

0,298 

0,371 

III кл.оп.  

16,671 

11,862/71 

19,716 

17,425/88 

IV кл.оп.  

96,82 

71,091/73 

104,270 

85,974/82 

  114,368 

83,481 

124,335 

 

Объем использованных и 

обезвреженных  твердых 

коммунальных отходов 

н/д 

н/д 

56.68 

4.26 

 

Анализ данных в Таблице №  29 показал, что наметилась тенденция к 

увеличению  объемов  использования  и  обезвреживания  отходов    III  и  IV 
класса  опасности  соответственно  в  1.5  и  1.2  раза  при  росте  объемов  их 

образования соответственно в 1.18 и 1.46 раза. 

Результаты 

расчета 

изменения 

доли 

утилизированных 

(использованных), обезвреженных, размещенных отходов в общем объеме и 
доли отходов, направленных на захоронение приведены в Таблицах №№  30, 

31, 32. 
 
Таблица № 30. Доля утилизированных и обезвреженных отходов по классам 

опасности суммарно в Республике Коми расчет до 2030 года. 

Показа

тели 

2015

г. 

2017

г. 

2018

г. 

2019 

г 

2020 

г. 

2021 

г. 

2022 

г. 

2023 

г. 

2024 

г. 

2025 

г. 

2026 

г. 

2030 

г. 

Утилиз

ировано 

и 

обезвре

жено, 

тыс. т 

Из них: 

2033

,8 

376,

76 

399,

36 

423,

33 

3333

,76 

583,

612,

57 

779,

19 

825,

95 

1021

,42 

1237

,38 

1964

,3 

I кл.оп. 

(0,02%) 

0,40

0,47

0,53

0,57

0,66

0,7  0,71

0,80

0,85

0,96

1,11

1,57

II кл.оп. 

(0,05%) 

1,01

1,17

1,34

1,42

1,66

1,75  1,77

2,01

2,13

2,40

2,78

3,92

III 

кл.оп. 

(2,43%) 

49,4

21 

57,2

21 

65,5

07 

69,4

38 

81,0

85,0

86,3

36 

97,8

29 

103,

698 

117,

011 

135,

308 

190,

932 

IV 

кл.оп. 

(36,62%

744,

778 

862,

324 

987,

187 

1046

,42 

1220

,823 

1281

,846 

1301

,087 

1474

,266 

1562

,726 

1763

,356 

2039

,082 

2877

,343 

211 

 

V кл.оп. 

(60,88%

1238

,177 

1433

,596 

1641

,179 

1739

,652 

2029

,593 

2131

,044 

2163

,03 

2450

,937 

2597

,999 

2931

,542 

3389

,932 

4783

,524 

 

Таблица  №    31.  Доля  утилизированных  (использованных),  обезвреженных 

отходов  по  классам  опасности  и  годам  реализации  территориальной  схемы 

Республики Коми расчет до 2030 г 

Показат

ели 

201

5г. 

201

7г. 

201

8г. 

201

9 г 

202

0 г. 

202

1 г. 

202

2 г. 

202

3 г. 

202

4 г. 

2025 

г. 

2026 

г. 

2030 

г. 

I класс 

опасност

и 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обезвре

живание

%  

тыс т 

 

100 

0,40

 

100 

0,47

 

100 

0,53

 

100 

0,57

 

100 

0,66

 

100 

0,7 

 

100 

0,71

 

100 

0,80

 

100 

0,85

 

100 

0,96

 

100 

1,11

 

100 

1,57

II класс опасности  

Утилиза

ция и 

обезвре

живание

,  

тыс. т 

 

 

100 

1,01

 

 

100 

1,17

 

 

100 

1,34

 

 

100 

1,42

 

 

100 

1,66

 

 

100 

1,75 

 

 

100 

1,77

 

 

100 

2,01

 

 

100 

2,13

 

 

100 

2,40

 

 

100 

2,78

 

 

100 

3,92

III класс опасности  

Утилиза

ция и 

обезвре

живание

,  

тыс. т 

 

 

100 

49,4

21 

 

 

100 

57,2

21 

 

 

100 

65,5

07 

 

 

100 

69,4

38 

 

 

100 

81,0

 

 

100 

85,0

 

 

100 

86,3

36 

 

 

100 

97,8

29 

 

 

100 

103,

698 

 

 

100 

117,

011 

 

 

100 

135,

308 

 

 

100 

190,

932 

IV класс опасности  

Утилиза

ция и 

обезвре

живание

,  

тыс. т 

 

 

15 

744.

778 

 

 

21 

120

7,25

 

 

24 

157

9,5 

 

 

27 

188

3,55

 

 

30 

244

1,64

 

 

32 

273

4,60

 

 

34 

294

9,13

 

 

36 

353

8,23

 

 

38 

388

2,90

 

 

40 

4702

,283 

 

 

42 

5709

,430 

 

 

50 

9591

,143 

V класс опасности  

Утилиза

ция и 

обезвре

живание

,  

тыс. т 

 

 

15 

123

8,17

 

 

21 

200

7,03

 

 

24 

262

5,88

 

 

27 

313

1,37

 

 

30 

405

9,18

 

 

35,5 

504

3,47

 

 

41 

591

2,28

 

 

46,5 

759

7,90

 

 

52 

900

5,45 

 

 

57,5 

1123

7,57

 

 

63 

1423

7,71

 

 

85 

2710

6,63

212 

 

Таблица  №  32.  Доля  отходов,  направляемых  на  размещение  по  классам 
опасности  отходов  и  по  годам  реализации  территориальной  схемы 
Республики Коми расчет до 20130 года. 

Показа

тели 

2015

г. 

2017

г. 

2018

г. 

2019 

г 

2020 

г. 

2021 

г. 

2022 

г. 

2023 

г. 

2024 

г. 

2025 

г. 

2026 

г. 

2030 

г. 

 

I класс опасности  

Разме

щение,  

%  

тыс.т. 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

II класс опасности  

Разме

щение,  

%  

тыс.т. 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

III класс опасности  

Разме

щение,  

%  

тыс.т. 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

× 

IV класс опасности  

Разме

щение, 

%  

тыс т 

 

85 

4220

.414 

 

79 

4541

,575 

 

76 

5001

,75 

 

73 

5092

,577 

 

70 

5697

,174 

 

68 

5811

,035 

 

66 

5724

,78 

 

64 

5959

,138 

 

62 

6335

,268 

 

60 

7053

,423 

 

58 

7884

,450 

 

50 

9591

,143 

V класс опасности  

Разме

щение, 

%  

тыс т 

 

85 

7016

,336 

 

79 

7550

,272 

 

76 

8315

,307 

 

73 

8466

,306 

 

70 

9471

,434 

 

64,5 

9163

,489 

 

59 

8507

,918 

 

53,5 

8741

,675 

 

48 

8312

,723 

 

42,5 

8306

,036 

 

37 

8361

,832 

 

15 

4783

,524 

 

На рисунках № № 32, 33 показана тенденция масштабов роста объемов 

размещения  отходов  при  сценарии  сохранения  объемов  утилизации  и 
обезвреживания  отходов  на  современном  уровне  20%.  Очевидно,  что 
необходимо  считать  основным  стратегическим  направлением  социально-
экономического  развития  Республики  Коми  значительное  увеличение  доли 
утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления. 

 

 

 

 

213 

 

 

Рис.  32.  Динамка  изменения  объемов  размещения  отходов  4  класса 

опасности при сохранения объемов утилизации и обезвреживания отходов на 
современном уровне 20%. 

214 

 

 

Рис.  33.  Динамка  изменения  объемов  размещения  отходов  5  класса 

опасности при сохранения объемов утилизации и обезвреживания отходов на 
современном уровне 20%.

 

8. 

Направления развития системы организации и осуществления 

деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, 

обезвреживанию, размещению отходов 

1. 

Для  повышения  привлекательности  определенных  видов 

деятельности,  в  частности,  транспортирования,  обработки  отходов, 
целесообразно разработать программу государственных субсидий.  

215 

 

2. 

Отнести  проекты  по  транспортированию  и  логистической 

обработке  (сортировке,  перегрузке)  отходов  к  проектам  государственно 
частного партнерства (ГЧП). 

3. 

Целесообразно  создание  комплексных  объектов  обращения  с 

отходами  в  форме  индустриальных  парков  (производственно-технических 
комплексов  (далее  -  ПТК)  с  распространением  на  них  возможной 
господдержки в форме предоставления земельных участков на льготной или 
безвозмездной основе, подведения инженерной инфраструктуры, налоговых 
каникул и т.п. 

В данных ПТК, размещаемых в обоснованных технологических зонах, 

могут  представлены  различные  комбинации  процессов  обработки, 
утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления.  

Технологический процесс на территории ПТК может быть основан на 

высокотемпературном  воздействии  на  отходы  различного  класса  опасности 
(медицинские  и  биологические  отходы  класса  Б,  В  и  ртутьсодержащие 
отходы  Г  класса;  нефтешламы  и  другие  нефтесодержащие  отходы;  отходы 
химической  промышленности;  отходы,  содержащие  пестициды  и  другие 
ядохимикаты;  органические  «хвосты»  после  обработки  твердых  бытовых 
отходов;  отработанные  сорбенты;  СОЖ;  отработанные  масла;  отходы, 
содержащие  стойкие  органические  загрязнители  (хлор,  фтор,  бром)) 
посредством использования соответствующих технических систем. 

Реализация  технологического  процесса  должна  выполняться  в 

результате функционирования интегрированных технологических линий. 

Для  ТКО  –  возможно  использование  сортировочного  конвейера,  на 

котором  будут  отбираться  ценные  компоненты,  с  дальнейшим 
использованием  технологий  термического  обезвреживания  отходов, 
описанных в справочниках НДТ. Для промышленных отходов, в зависимости 
от  их  состава  и  количества  предоставляется  возможным  рассмотреть 
несколько вариантов технологических линий как по обезвреживанию, так и 
по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов. 

4. 

Необходимо  проведение  процедур  по  переводу  из  категории 

"отход"  в  категорию  "вторичный  ресурс"  для  возможности  реализации 
населению и предприятиям 

- золошлаковых отходов в качестве вторичного ресурса  
- отходов эксплуатации автотранспорта  
-  переработанного  навоза  и  помета  в  качестве  органического 

удобрения. 

Стоит  отметить,  что  в  докладах  о  территориальном  планировании 

муниципальных  образований  Республики  Коми  говорится  о  вторичном 

216 

 

использовании  отходов  лесного  хозяйства  в  быту.  Жители  близ  лежащих  к 
предприятию  населенных  пунктов  забирают  опилки  и  щепку  в  свои  дома, 
таким образом используя данные отходы для производства тепла. 

5. 

Обеспечить 

государственную 

поддержку 

использования 

биотоплива  и  его  производства  путем  применения  мер  стимулирующего 
характера,  предусмотренных  законодательством  о  налогах  и  сборах; 
возмещения  части  затрат  на  уплату  процентов  по  кредитам,  займам, 
полученным на осуществление инвестиционной деятельности 

6. 

Для  реализации  принципа  "ответственности  производителя" 

каждый производитель должен управлять не только процессом производства 
продукции,  но  и  процессом  утилизации  собственной  продукции  после  ее 
использования.  Установить  утилизационный  сбор  на  технику  и  сложное 
оборудование. 

В  целях  максимального  вовлечения  вторичных  ресурсов  в 

хозяйственный  оборот  приоритетным  направлением  должно  являться 
строительство 

объектов 

обработки, 

утилизации, 

обезвреживания, 

обеспечивающих  обработку,  регенерацию,  рекуперацию,  рециклинг  и 

обезвреживание отходов. 

 

8.1.  Строительство, реконструкция, модернизация объектов обращения 

с отходами 

 

8.1.1. Строительство, реконструкция, модернизация объектов обращения 

с твердыми коммунальными отходами 

 

Ввиду  низкой  плотности  населения,  а  также  концентрированности 

образования  твердых  коммунальных  отходов  в  трех  крупнейших  городах 
республики  Коми  –  Сыктывкар,  Ухта,  Воркута,  потоки  твердых 
коммунальных  отходов  собираются  на  площадках  накопления  отходов  из 
более  мелких  населенных  пунктов,  и  направляются  в  крупные  населенные 
пункты, где предусмотрено создание объектов обработки отходов, а также их 
дальнейшей утилизации и обезвреживания.  

В зависимости от объема образования твердых коммунальных отходов, 

а  также  его  транспортной  удаленности  и  доступности  определена  схема 
потоков отходов на территории Республики Коми. На объектах обращения с 
отходами,  участвующих  схеме  потоков  отходов,  предусматриваются 
несколько вариантов состава.  

217 

 

Для  всех  объектов  накопления  твердых  коммунальных  отходов 

является одинаковым требованием наличие площадки с твердым покрытием 
для  размещения  контейнеров  или  бункеров,  в  т.ч.  для  возможности 
организовать раздельный сбор твердых коммунальных отходов. 

Для  объектов,  удаленных  от  конечного  пункта  утилизации, 

обезвреживания,  размещения  более  чем  на  50  км,  предусматривается 
установка  стационарного  или  мобильного  пресс-компактора,  который 
позволит сократить транспортные издержки.  

В  случае  отсутствия  транспортной  доступности  предусмотрена 

установка мобильного или стационарного инсинераторного комплекса, либо 
модернизация  объекта  коммунальной  энергетики  для  утилизации  и 
обезвреживания  твердых  коммунальных  отходов  и  передачей  генерации  в 
коммунальную энергосистему в месте образования. 

На  объектах  обращения  с  отходами  с  объемом  поступления  более 

10 000 тонн твердых коммунальных отходов в год предусмотрена установка 
сортировочных  линий  для  отбора  вторичного  сырья  и  снижения  объема 
захоронения отходов. 

 

 

8.1.2.    Строительство,  реконструкция,  модернизация  объектов 

обращения  с иными видами отходов, включая отходы производства 

 
Направления  развития  системы  организации  и  осуществления 

деятельности  по  сбору,  транспортированию,  обработке,  утилизации, 
обезвреживанию,  размещению  отходов  должны  предусматривать  создание 
муниципальных  и  межмуниципальных  объектов  обработки,  утилизации, 
обезвреживания  отходов,  а  также  минимизацию  количества  объектов 
размещения отходов. Также требуется увеличение доли утилизации отходов 
и,  как  следствие,  сокращение  объемов  накопления  отходов  на  объектах  их 
размещения. 

Размещение  промышленных  отходов  следует  вести  только  на 

специализированных  объектах  размещения  отходов,  соответствующих 
требованиям  законодательства  и  зарегистрированных  в  установленном 
порядке.  

В  настоящее  время  следует  уменьшать  количество  объектов 

размещения,  оказывающих  негативное  воздействие  на  окружающую  среду 
посредством  обработки,  утилизации,  обезвреживания  отходов  от  данных 
объектов,  а  также  следует  рассмотреть  возможности  для  постройки 
современных  и  отвечающих  всем  требованиям  природоохранного 

218 

 

законодательства  РФ  объектов  размещения  с  целью  складирования 
имеющихся  отходов,  не  подлежащих  на  данный  момент  обработке, 
утилизации,  обезвреживанию.  Такие  действия  позволят  освободить 
имеющиеся и не соответствующие требованиям объекты размещения для их 
последующей  рекультивации.  Основными  районами,  требующими  такого 
вмешательства,  являются  МО  ГО  «Ухта»,  МО  МР  «Сосногорск»,  МО  МР 
«Печора»  (нефтесодержащие отходы), МО ГО «Усинск» (отходы разработки 
нефтегазовых  месторождений),  МО  ГО  «Сыктывкар»  (отходы  лесной 
промышленности),  МО  ГО  «Инта»,  МО  ГО  «Воркута»  (отходы 
горнодобывающей отрасли).  

При  этом  необходимо  учитывать  жизненный  цикл  трех  полигонов 

твердых промышленных и коммунальных отходов (г. Вуктыл; д. Левкинская 
(МО МР «Усть-Цилемский»); п. Чикшино (МО МР «Печора»)).  

В  2015  г.  продолжалась  реализация  мероприятий  по  обращению  с 

отходами производства и потребления в рамках Государственной программы 
Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и 
охрана  окружающей  среды  Республики  Коми»  (подпрограмма  «Охрана 
окружающей среды»).  

Программой  предусмотрены  мероприятия  по  строительству  и 

обустройству  объектов  размещения  ТКО;  ликвидации  и  рекультивации 
свалок;  по  раздельному  сбору  отходов;  организации  сбора,  хранения, 
обезвреживания,  транспортирования  и  утилизации  медицинских  и 
биологических  отходов  и  непригодных  пестицидов.  В  рамках  Программы 
предусматривается комплексный подход к процессу сбора и утилизации всех 
видов отходов, в том числе – создание системы раздельного сбора отходов в 
Республике Коми.  

Предполагается  также  завершить  работу  по  приобретению  крематора 

для утилизации биологических отходов (автономного мобильного комплекса 
для  термического  уничтожения  биоорганических отходов на базе  грузового 
автомобиля  (крематора)  для  ГБУ  РК  «Ухтинская  СББЖ».  Использованием 
крематора  запланировано  охватить  территорию  МО  ГО  «Ухта»,  МО  МР 
«Сосногорск»,  МО  ГО  «Вуктыл»,  МО  МР  «Троицко-Печорский»,  МО  МР 
«Княжпогостский».  

Анализ показателей выполнения задач долгосрочной республиканской 

целевой  программы  «Обращение  с отходами производства  и  потребления в 
Республике  Коми  (2012  -  2016  годы)»,  утвержденной  постановлением 
Правительства  Республики  Коми  от  30  сентября  2011  г.  №  425  (действие 
данной  программы  прекращается  с  1  января  2014  г)  показал,  что  в 
приоритете остаются количество:  

219 

 

приведенных в нормативное состояние объектов размещения отходов; 
построенных и введенных в эксплуатацию полигонов твердых бытовых 

и промышленных отходов; 

построенных  и  введенных  в  эксплуатацию  объектов  складирования  и 

временного хранения древесных отходов; 

ликвидированных  и  рекультивированных  объектов  размещения 

отходов; 

построенных 

объектов 

по 

сбору, 

обработке, 

утилизации, 

обезвреживанию  и  обезвреживанию  отходов  с  внедренными  новыми 
технологиями; 

созданных новых систем по раздельному сбору отходов. 
Также целесообразно привлечение средств частных инвесторов в целях 

создания высокотехнологичной перерабатывающей инфраструктуры отходов 
в  сочетании  с  оптимизацией  количества  и  площадей  объектов  размещения 
отходов.  При  этом  предусматривается  содействие    строительству    новых   
объектов  обработки,  утилизации,  обезвреживания  отходов  производства  и 
потребления.  

При  этом  необходимо  усиление  роли  государственной  экологической 

экспертизы  по  объектам  утилизации  и  обезвреживании  отходов  при 
принятии  управленческих  решений  по  внедрению  и  тиражированию 
проектных решений. 

Проектирование, строительство и реконструкция объектов размещения, 

отнесенных  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от 
28.09.2015  №  1029  «Об  утверждении  критериев  отнесения  объектов, 
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, 
II,  III  и  IV  категорий»,  к  объектам  I  категории,  должны  осуществляться  с 
применением наилучших доступных технологий. 

При  проектировании  объектов  размещения  отходов  складирование 

отходов  I  -  II  класса  опасности  следует  предусматривать  в  герметичных 
емкостях  раздельно,  размещение  твердых  отходов  III  класса  опасности  -  в 
закрытой таре.  

Поступающие на объекты размещения строительные отходы, инертные 

загрязненные грунты и песчано-гравийные грунты, высвобождающиеся при 
проведении  земляных  и  планировочных  работ  следует  использовать  в 
качестве  изолирующего  материала  для  послойного  перекрытия  отходов  в 
пожароопасные периоды года. 

Прием  промышленных  отходов  на  специальный  полигон  должен 

проводиться в полном соответствии с  СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические 

220 

 

требования  к  размещению  и  обезвреживанию  отходов  производства  и 
потребления». 

Основное  условие  возможности  приема  промышленных  отходов  на 

полигон ТКО – соблюдение санитарно-гигиенических требований по охране 
окружающей  среды  –  атмосферного  воздуха,  почвы,  грунтовых  и 
поверхностных вод. 

Для  создания  эффективной  системы  обращения  с  биологическими 

отходами  необходимо  создать  централизованную  систему  сбора, 
транспортирования,  утилизации,  обезвреживания,  и  размещения  отходов. 
Также  необходимо  наладить  учет  отходов  на  всех  этапах  обращения  с 
биологическими отходами. 

Объекты  по  утилизации  биологических  отходов  (установки  по 

термическому  обезвреживанию  небольшой  мощности  –  крематоры) 
целесообразно организовать в привязке к планируемым межмуниципальным 
и межпоселенческим объектам обращения с отходами.  

Наличие значительного количества отходов, накопившихся на объектах 

размещения, и значительного количества ежегодно образующихся отходов на 
предприятиях  топливно-энергетического  комплекса  обуславливают  два 
направления  разработки  предложений:  предложения  по  минимизации 
количества  образования  отходов  на  предприятиях  и  предложения  для 
отходов,  накопленных  на  объектах  размещения,  включая  сокращение 
занимаемых и загрязненных земель при размещении отходов производства.  

Эффективная  возможность  для  минимизации  образования  отходов 

является  внедрение  наилучших  доступных  технологий  производства, 
позволяющих  увеличить  глубину  обработки,  утилизации,  обезвреживания 
сырья. 

Для снижения опасности объектов накопления и размещения отходов 

нефтегазовой  промышленности  необходимо  своевременно  проводить 
мероприятия, направленные на: 

ликвидацию и рекультивацию шламовых амбаров: обработка буровых 

растворов,  содержащихся  в  шламовых  амбарах  (отработанные  буровые 
растворы,  измельченная  горная  порода,  вода,  химические  реагенты) 
химическими  реагентами,  при  этом  жидкая  фаза  закачивается  в  недра  для 
поддержания  пластового  давления,  а  обезвоженный  осадок  смешивается  с 
песком, территории рекультивируются; 

рекультивацию  амбаров  временного  хранения  нефтесодержащих 

отходов  с  обязательным  обезвреживанием  отходов,  накопленных  в 
шламонакопителях  (грунт,  загрязненный  нефтью,  нефтесодержащая 
жидкость). 

221 

 

Утилизацию  отходов,  образующихся  при  нештатных  ситуациях 

(аварийные разливы нефти), необходимо осуществлять путем их обработки, 
утилизации, обезвреживания с получением материала, который может быть 
использован в следующих случаях:  

- для земляных строительных работ, производимых: 
а) при заполнении шламовых амбаров, временных шламонакопителей, 

выработанных  песчаных  карьеров,  выемок  внутрипромысловых  дорог  на 
территории лицензионных участков недропользователей; 

б)  при  строительстве  грунтовых  оснований  производственных, 

вспомогательных  объектов  и  внутрипромысловых  автомобильных  дорог, 
отсыпка и укрепление откосов дорог; 

в) при отсыпке временных подъездов к шламовым амбарам, временным 

шламонакопителям,  к  объектам  производственной  и  вспомогательной 
инфраструктуры месторождений; 

г)  для  сооружения  насыпи  автомобильных  дорог  (при  соответствии 

смесей СП 34.13330.2012); 

д)  при  строительстве  природоохранных  обваловок  и  укреплении 

периферийных  частей  откосов  объектов  инфраструктуры  месторождений, 
включая отсыпку оснований кустов скважин и сооружение обвалований; 

е)  отсыпки  территорий  краткосрочной  аренды,  предоставляемой  на 

период строительства объектов обустройства месторождений;  

д) устройства оснований резервуаров вертикальных стальных;  
- для земляных рекультивационных работ, производимых: 
а) 

при 

рекультивации 

шламовых 

амбаров, 

временных 

шламонакопителей, выработанных песчаных карьеров, временных подъездов 
(съездов) внутрипромысловых дорог; 

б) при рекультивации примыкающих к шламовым амбарам, временным 

накопителям,  к  объектам  производственной  и  вспомогательной 
инфраструктуры нарушенных земель временного и постоянного отвода; 

в)  для  создания  разрезающих  полос  при  рекультивации  загрязнённых 

нефтью земель и шламовых амбаров;  

г) для создания рекультивационного слоя для очистки почвы; 
д) при рекультивации временных  производственных, вспомогательных 

объектов и промысловых автомобильных дорог; 

е) для нейтрализации и изоляции отходов при рекультивации объектов 

их размещения с учетом местных условий. 

С  целью  минимизации  негативного  воздействия  отходов  на 

окружающую  среду  необходимо  внедрение  современных,  инновационных, 
наилучших  доступных  технологий  утилизации  и  отходов  горнорудной 

222 

 

промышленности. 

Наличие 

значительного 

количества 

отходов, 

накопившихся  на  объектах  размещения,  обуславливает  разработку 
предложений для вовлечения в хозяйственный оборот этих отходов с учетом 
их неоднородности. 

Уменьшение  объемов  отходов,  поступающих  на  объекты  размещения 

отходов, возможно путем вовлечения отходов в хозяйственный оборот на тех 
предприятиях,  где  этот  отход  образуется,  либо  предварительной  их 
подготовки для использования другими предприятиями. 

На  территории  Республики  Коми  экономически  оправданными  могут 

считаться  предприятия  по  производству  топливных  гранул  и  брикетов  из 
отходов  лесопромышленного  комплекса,  объемы  производства  которых 
составляют 1500 кг/час.  

Рациональным вариантом размещения производства топливных гранул 

и  брикетов  является  создание  его  на  действующем  лесопильном 
предприятии. 

Стратегией экономического и социального развития Республики Коми 

на  период  до  2020  года,  одобренной  постановлением  Правительства 
Республики  Коми  от  27  марта  2006  г.  №  45,  определены  цели  развития 
агропромышленного  комплекса,  для  достижения  которых  необходимо 
решение следующих задач: 

создание  благоприятных  условий  для  развития  производства  и 

предпринимательства; 

модернизация  производственного  потенциала  отрасли,  внедрение 

прогрессивных технологий, устойчивых в природно-климатических условиях 
Республики  Коми,  в  том  числе  в  животноводстве  –  посредством 
реконструкции  и  строительства  животноводческих  помещений  с 
использованием  высокопроизводительного  оборудования  и  современных 
технологий. 

В  настоящее  время  основными  направлениями  утилизации  навоза  и 

помета  является  утилизация  помета  и  навоза  в  органическое  удобрение 
осуществляемое с помощью компостирования. Для компостирования навоза 
и  помета  в  качестве  наполнителя  могут  быть  использованы  торф,  солома, 
опилки и другие органические влагопоглощающие компоненты.  

Готовый  компост  может  быть  использован  в  самом  хозяйстве  или 

продан как ценное органическое удобрение. В северных районах республики, 
в частности на территории МО ГО «Инта», где растениеводство не развито в 
связи с природно-климатическими условиями, компост можно использовать 
при рекультивации отвалов горных пород.  

223 

 

Реализация переработанного навоза и помета в качестве органического 

удобрения населению и предприятиям без соответствующей государственной 
политики  невозможна,  так  как  отсутствуют  процедуры  по  переводу  из 
категории «отходов» в категорию «вторичные ресурсы». 

Перспективным  направлением  утилизации  помета  и  навоза  является 

анаэробная  переработка  отходов  с  последующим  получением  биогаза  и 
биоудобрений.  

Из  перечисленных  методов  обработки,  утилизации,  обезвреживания 

помета и навоза наиболее целесообразным на территории Республики Коми 
является  метод  компостирования.  Данный  метод  достаточно  прост  и 
максимально  доступен  для  многих  животноводческих  производств  и 
птицефабрик,  а  также  позволяет  минимизировать  финансовые  затраты  на 
обработку,  утилизацию,  обезвреживание  отходов.  Самая  простая  и  дешевая 
технология обработки, утилизации, обезвреживания органических отходов - 
это компостирование с помощью ворошительной машины. 

Компостирование  осуществляется  непосредственно  в  помето-  и 

навозохранилищах.  Таким  образом,  в  целях  минимизации  негативного 
воздействия  на  окружающую  среду  необходимо  обустройство  помето-  и 
навозохранилищ  на  существующих  предприятиях  агропромышленного 
комплекса,  а  при  создании  новых  животноводческих  комплексов  -  их 
проектирование и строительство. 

В Республике Коми не организована централизованная и экологически 

безопасная  система  сбора  и  транспортирования  ртутьсодержащих  отходов, 
образующихся у населения. 

Практически 

вся 

масса 

принимаемых 

к 

обезвреживанию 

ртутьсодержащих 

отходов 

представляет 

собой 

отработанные 

ртутьсодержащие  лампы,  поступающие  по  договорам  от  предприятий, 
учреждений и организаций. 

Имеется  регулярная  оценка  потребности  в  дополнительных  объектах 

по 

обезвреживанию 

ртутьсодержащих 

отходов, 

целесообразно 

предусмотреть 

их 

строительство 

в 

районах 

расположения 

межмуниципальных объектов обращения с отходами. 

Не подлежащие использованию холодильники, стиральные и швейные 

машины, кухонные плиты, телевизоры, магнитофоны, музыкальные центры, 
компьютеры,  телефоны  (бытовые  электротехнические  отходы)  относят  к 
отходам сложного оборудования. 

Следует  отметить,  что  по  данным  предоставленным  Ассоциацией 

«Ассоциация организаций переработчиков электронного лома» в Республике 
Коми около 60 % образующихся отходов сложного оборудования и техники 

224 

 

было направлено на объекты размещения отходов и около 40 % – передано 
другим предприятиям для использования. 

Один  из  малозатратных  вариантов  организации  сбора  и  накопления 

отходов сложного оборудования и техники – выделение площадей в составе 
комплексных  объектов  обработки,  утилизации,  обезвреживания  отходов 
(производственно-технических  комплекса)  для  складирования  сданного 
оборудования и техники до тех пор, пока не будет предъявлен спрос на них. 

Анализ  возможностей  строительства,  реконструкции,  модернизации 

объектов  обращения  с  другими  видами  отходов,  включая  отходы 
производства,  показал  эконмическую  целесообразность  развертывание  сети 
комплексных  зональных  типовых  объектов  утилизации  и  обезвреживания 
опасных  отходов  (производственно-технологических  комплексов)  (далее  - 
ПТК). 

ПТК может быть основан на обращении с отходами различного класса 

опасности  (медицинские  и  биологические  отходы  класса  Б,  В  и 
ртутьсодержащие отходы Г класса; нефтешламы и другие нефтесодержащие 
отходы;  отходы  химической  промышленности;  отходы,  содержащие 
пестициды и  другие  ядохимикаты;  органические  «хвосты»  после обработки 
твердых  бытовых  отходов;  отработанные  сорбенты;  СОЖ;  отработанные 
масла;  отходы,  содержащие  СОЗ,  посредством  использования  специальных 
технических систем в составе соответствующих технологических линий). 

Площадка  под  размещение  ПТК  подразумевает  работу  с 

промышленными и опасными отходами. 

В  составе  ПТК  согласно  типовым  проектным  решениям, 

согласованным  с  Росприроднадзором  в  установленном  порядке, 
предусмотрены 3 технологические линии: 

комплекс термического обезвреживания; 
термодемеркуризационный комплекс; 
карты биодеструкции. 
Для размещения ПТК необходим участок площадью не менее 12 га. Он 

не  должен  находиться  в  непосредственной  близости  (ближе  500  м  со  всех 
сторон - границ предполагаемой объекты) к территории жилого назначения. 

 
Кроме этого, желательно, чтобы фоновые концентрации загрязняющих 

веществ  в  атмосферном  воздухе  не  были  близки  к  ПДК  (то  есть,  чтобы  в 
непосредственной  близости  от  границ  предполагаемой  объекты  не  было 
расположено  санитарно-защитной  зоны  промышленного  (ых)  предприятия 
(й) – загрязнителя(ей). 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..