ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА - часть 16

 

 

241 

 

данных материалов образуются производственные отходы нефтепродуктов, а 
так  же  отходы,  загрязненные  нефтепродуктами,  такие  как  обтирочный 
материал, фильтры, спецодежда, шламы, сорбенты. Эти виды отходов могут 
быть  подвержены  термическому  обезвреживанию.  А  отработанные 
нефтепродукты  утилизированы    с  получением  вторичных  масел  и  других 
смазочных материалов. 

В районе Сосногорска должен быть организовани объект по обработке, 

утилизации, обезвреживанию промышленных отходов, мощностью 600 тонн 
по  термической  утилизации  и  3 000  тонн  по  обработке,  утилизации, 
обезвреживанию  отходов  нефтепродуктов,  который  позволит  решить 
следующие вопросы:  
1.  Комплексная  утилизация  на  одной  площадке  отработанных  масел  и 
производственных отходов, принятых от промышленных, автотранспортных 
предприятий  и  предприятий  железнодорожного  транспорта  региона, 

расположенной в логистической доступности от мест образования отходов.  
2.  Применение  технологий  утилизации  с  максимальным  извлечением 
вторичной продукции и минимальным воздействием на окружающую среду. 

Принцип максимальной экологической и экономической эффективности.  
3.  Размещение  технологически  объединенных  установок  вакуумной 
дистилляции и пиролиза на одной площадке, обслуживание установок одной 
сменой 

персонала. 

Внедрение 

технологий 

с 

минимальными 

эксплуатационными затратами.  
4.  Утилизация  промышленных  отходов  по  технологии  пиролиза  с  целью 
получения синтетического топлива для применения на установке вакуумной 
дистилляции,  получения  пиролизного  газа  и  технического  углерода  для 
использования  в  тепловых  установках  Комплекса  и  реализации 

потребителям.  
5.  Рециклинг  отработанных  масел  способом  вакуумной  дистилляции  и 
контактной  очистки  с  целью  производства  базового  масла  типа  И-20ас  и 
реализации полученной продукции потребителям.  

При  обработке,  утилизации,  обезвреживанию  отработанных  масел 

способом  вакуумной  дистилляции  и  контактной  очистки  возможно 
производство следующих товарных нефтепродуктов:  
1) Масло базовое типа И-20А (И-20ас)  
2) Мазут топочный типа М-100  
3) Легкое масло типа бытового печного топлива  
Предлагаемая  технология  обработки,  утилизации,  обезвреживания 
отработанных  масел  на  установке  вакуумной  дистилляции  с  последующей 

242 

 

контактной  очисткой  обеспечит  производство  вышеуказанных  товарных 
нефтепродуктов  конкурентоспособного  качества  и  сбыт  данной  продукции 
по среднерыночным ценам.  
Таким  образом,  при  плановом  сборе  сырья  3000  тонн  в  год  ежемесячный 
план обработки, утилизации, обезвреживания составит 250 тонн, при этом в 
результате  обработки,  утилизации,  обезвреживания  ежемесячно  будет 
произведена и реализована следующая товарная продукция:  
1. Масло базовое – 175 тонн;  
2. Легкое масло – 7,5 тонн;  
3. Мазут топочный – 50 тонн. 

Каждый  вид  планируемой  к  производству  товарной  продукции 

востребован  в  регионе  и  может  быть  реализован  в  полном  объеме  с 
минимальными затратами на хранение и транспортирование потребителям. 

Важным  фактором  является  то,  что  на  территории  региона 

функционируют 

предприятия, 

являющиеся 

производителями 

нефтепродуктов,  и  подпадающие  под  требования  Закона  №458-ФЗ  о 
расширенной ответственности производителя. Таким образом, на них лежит 
ответственность  за  создание  и  поддержание  в  рабочем  состоянии 
комплексной  системы  сбора  и  утилизации  отработанных  нефтепродуктов  в 
пределах установленных нормативов и экологического сбора. 

 

Отходы сложного оборудования и техники 

Согласно терминологии, использованной в Стратегии экономического 

и социального развития Республики Коми на период до 2020 года,  к отходам 
сложного оборудования и техники относятся отходы потребления бытового 
электрооборудования  и  электронной  техники  (бытовые  электротехнические 
отходы):  не  подлежащие  использованию  холодильники,  стиральные  и 
швейные машины, кухонные плиты, телевизоры, магнитофоны, музыкальные 
центры, компьютеры, телефоны. 

Одним из основных направлений схем и организационных механизмов 

по  обращению  с  отходами  сложного  оборудования  и  техники  является 
утилизация  и  вторичное  использование  полезных  компонентов  с  помощью 
специальных  технологий,  а  также  обезвреживание  химически  опасных 
компонентов. 

В  основном  все  схемы  обработки,  утилизации,  обезвреживания 

сводятся к следующим операциям: 

1 этап (предварительный): сбор, складирование, перевозка; 
2 этап (первичная переработка): механическая и ручная разборка; 

243 

 

3  этап  (конечная  переработка):  выделение  ценных  компонентов 

(драгоценных  металлов  и  прочего),  переработка  ценных  компонентов  в 
конечный продукт. 

На  территории  Республики  Коми  целесообразна  организация  сбора  и 

первичной  обработки,  утилизации,  обезвреживания  отходов  сложного 
оборудования и техники, включая ручную и механическую разборку отходов 
и  их  грубое  дробление,  с  целью  подготовки  отходов  для  дальнейшей 
обработки,  утилизации,  обезвреживания  за  пределами  республики. 
Необходимым  условием  для  этого  является  предоставление  возможности 
пользователям  (физическим  лицам)  оборудования  и  техники  бесплатного 
возврата отслужившей техники и оборудования.  

Стратегия  экономического  и  социального  развития  Республики  Коми 

на  период  до  2020  года  предусматривает  создание  комплексных  пунктов 
приема  вторичного  сырья  и  опасных  отходов,  мощностей  по  первичной 
обработке,  утилизации,  обезвреживанию  отходов  электронного  и 
электротехнического оборудования (ОЭЭО), для осуществления раздельного 
сбора отходов и их подготовки к разборке для дальнейшего использования. 
Для  минимизации  негативного  воздействия  отходов  на  окружающую  среду 
установки  по  обработке,  утилизации,  обезвреживанию  отходов  сложного 
оборудования и техники целесообразно разместить на территории полигонов 
отходов и  перегрузочных станций. 

 
 

Отходы горнорудной промышленности 

В  рамках  Стратегии  экономического  и  социального  развития 

Республики Коми на период до 2020 года, учитывая значительное количество 
отходов  горнорудной  промышленности,  накопившихся  на  объектах 
размещения,  в  целях    минимизации  негативного  воздействия  отходов  на 
окружающую  среду  необходимо  внедрение  современных,  инновационных, 
наилучших  технологий  утилизации  и  вовлечения  в  хозяйственный  оборот 
данного вида отходов 

Детальные  исследования  на  объектах  размещения  отходов, 

направленные  на  определение  качественной  и  количественной  оценки 
отходов,  позволят  выявить  отходы  горнорудной  промышленности,  которые 
могут быть вовлечены в хозяйственных оборот в качестве вторичного сырья, 
а  в  случае  их  отсутствия,  принять  необходимые  меры  по  рекультивации 
объектов размещения отходов для минимизации негативного воздействия на 
окружающую среду.   

244 

 

Помимо  обращения  с  накопленными  отходами  горнорудной 

промышленности,  в  целях  сокращения    объемов  отходов,  поступающих  на 
объекты  размещения  отходов,  рационально  вовлечение  данных  отходов  в 
хозяйственный оборот на тех предприятиях, где этот отход образуется, либо 
предварительной их подготовки для использования другими предприятиями. 

Принимая во внимание неоднородность и многообразие качественных 

характеристик  отходов  горнорудной  промышленности,  определение 
унифицированного перечня направлений использования всех видов отходов 
горнорудной промышленности затруднено.  

Так, для производства строительных материалов из вскрышных пород 

ценность представляет карбонатное и глинистое сырье. Область применения 
глинистых  вскрышных  пород  разнообразна.  В  зависимости  от  физических 
свойств,  химико-минералогического  и  вещественного  составов  глинистое 
сырье  пригодно  для  производства  керамических  изделий,  аглопорита, 
керамзита,  цементного  клинкера.  Отходы  при  добыче  рудных  и  нерудных 
материалов могут являться сырьем для цементной промышленности. 

В  рамках  Стратегии  экономического  и  социального  развития 

Республики Коми на период до 2020 года проблемы использования отходов 
угледобычи на  территории  Республики  Коми  планируется  решать путем  их 
брикетирования  и  использования  топливных  брикетов  в  качестве  топлива. 
Изготовление топливных брикетов является экономически целесообразной и 
инвестиционно- привлекательной технологией утилизации отходов угольной 
промышленности. 

Основными  экономическими  преимуществами  брикетирования 

являются: 

-  экономия  топлива  при  его  транспортировании  и  перегрузке  за  счет 

высокой механической прочности брикетов; 

-  экономия  угля  за  счет  устранения  его  недогаров  благодаря  высокой 

реакционной способности брикетов. 

Потребителями  топливных  брикетов  могут  являться  котельные, 

коммунально-бытовой сектор. 

Отходы лесопромышленного комплекса 

Стратегия  экономического  и  социального  развития  Республики  Коми 

на  период  до  2020  года  задает  следующие  направления  решения  проблем 
обращения с отходами лесопромышленного комплекса в целях минимизации 
негативного воздействия на окружающую среду: 

внедрение  передовых  технологий  производства,  позволяющих 

увеличить глубину обработки, утилизации, обезвреживания заготавливаемой 
древесины и максимально использовать низкокачественную древесину; 

245 

 

создание  замкнутого  цикла  обращения  с  древесными  отходами, 

начиная с этапа образования до этапа вовлечения их в хозяйственный оборот. 

Одним  из  направлений  обработки,  утилизации,  обезвреживания 

древесных  отходов  является  их  использование  как  сырье  в  производстве 
ДВП,  ДСП,  OSB  (ориентированно-стружечная  плита,  изготавливается  на 
основе  стружки  и  фенолформальдегидной  смолы)  и  строительных 
материалов. 

На  основе  древесных  отходов  изготавливаются  следующие 

строительные материалы: 

арболит  -  плитный  материал  из  гипса  или  цемента  с  древесным 

заполнителем в виде щепы; 

опилкобетон - материал, состоящий из смеси цемента, опилок и воды; 
гипсоплиточный бетон - стеновой блок, изготовленный из смеси гипса, 

опилок и стружки; 

тырсолит - листовой материал из смеси опилок и смол; 
королит  -  материал,  изготавливаемый  из  древесной  коры  с 

использованием минеральных вяжущих (гипса или цемента). 

Строительные  материалы  на  основе  отходов  древесины,  как  правило 

изготавливаются  путем  смешивания  и  прессования  компонентов  при 
повышенной  температуре.  Для  улучшения  свойств  и  экономичности  к  ним 
добавляют пассивные наполнители, вяжущие и стабилизирующие вещества. 

Полученные таким способом композиты имеют достаточную прочность 

и  твердость,  чтобы  конкурировать  с  традиционными  строительными 
материалами. 

Приоритетным  и  наиболее  перспективным  направлением  работы  в 

области  обращения  с  отходами  лесопромышленного  комплекса  является 
использование древесных отходов в топливно-энергетическом комплексе.  

Энергетическое 

использование 

древесных 

отходов 

должно 

рассматриваться  как  альтернатива  использования  традиционных  видов 
топлива.  Древесное  топливо  -  это  возобновляемый  источник  топлива,  не 
наносящий вред окружающей среде.  

Использование  биотоплива  на  основе  древесины  позволит  также 

минимизировать  образование  золошлаковых  отходов:  пепел  и  зола, 
получаемые  при  сгорании  двересного  топлива  составляет  1-5%.

 

при 

использовании угля - 20 - 40%. 

Направления  использования  древесных  отходов  для  получения 

энергии: 

прямое сжигание в топках сушилок, паровых и водогрейных котлов; 

246 

 

термическая переработка в газогенераторе с получением газообразного 

топлива; 

пиролиз; 
производство топливных брикетов и гранул (пеллет). 
Помимо  энергетического  потенциала,  древесные  отходы  могут  также 

служить сырьем для изготовления удобрений, спиртов и пищевых продуктов. 
Поскольку  древесные  отходы  содержат  помимо  полисахаридов  широкий 
комплекс органических и минеральных веществ, в последнее время все более 
популярны  различные  биотехнологии  их  обработки,  утилизации, 
обезвреживания  в  продукты  или  сырье  для  пищевой  промышленности.  Как 
правило,  они  сконцентрированы  вокруг  ускоренного  компостирования 
древесины,  использования  ее  в  качестве  субстрата  или  сырья  для  синтеза 
спиртов.  Потребительские  характеристки  получаемых  продуктов  прямо 
зависят от применяемых технологий. 

Отходы агропромышленного комплекса 

По  данным,  представленным  в  Стратегии  экономического  и 

социального  развития  Республики  Коми  на  период  до  2020  года, 
агропромышленный  комплекс  республики  представлен  многоотраслевыми 
сельскохозяйственными 

организациями, 

производителями 

пищевой 

продукции, фермерскими и личными подсобными хозяйствами.  

Основой  агропромышленного  комплекса  является  разведение 

сельскохозяйственных  животных:  крупного  рогатого  скота  молочных  и 
мясных пород, свиней, овец, лошадей и птицы. При содержании животных и 
птицы образуются отходы: навоз и помет. При производстве мяса образуются 
отходы от  убоя  и обработки,  утилизации, обезвреживания  туш  животных  и 
птиц. 

В целях минимизации негативного воздействия на окружающую среду 

решение  проблемы  обращения  с  отходами  агропромышленного  комплекса, 
согласно Стратегии развития должно производиться по двум направлениям: 

переработка и использование ранее накопленных отходов; 
переработка и использование вновь образующихся отходов. 
В  настоящее  время  основными  направлениями  утилизации  навоза  и 

помета является использование в качестве органического удобрения. 

Переработка  помета  и  навоза  в  органическое  удобрение 

осуществляется с помощью компостирования. Для компостирования навоза и 
помета  в  качестве  наполнителя  могут  быть  использованы  торф,  солома, 
опилки и другие органические влагопоглощающие компоненты. 

Готовый  компост  может  быть  использован  в  самом  хозяйстве  или 

продан как ценное органическое удобрение. В северных районах республики, 

247 

 

в частности на территории МО ГО "Инта", где растениеводство не развито в 
связи с природно-климатическими условиями, компост можно использовать 
при рекультивации отвалов горных пород. 

Перспективным  направлением  утилизации  помета  и  навоза  является 

анаэробная  переработка  отходов  с  последующим  получением  биогаза  и 
биоудобрений. 
Ртутьсодержащие отходы 

Согласно  Стратегии  экономического  и  социального  развития 

Республики  Коми  на  период  до  2020  года  для  улучшения  существующей 
ситуации  планируется  разработать  и  внедрить  систему  обращения  с 
ртутьсодержащими  отходами  на  территории  Республики  Коми,  для  чего 
необходимы: 

организация сбора ртутьсодержащих отходов (кроме ртутьсодержащих 

ламп) у населения через комплексные приемные пункты 

организация  сбора  ртутьсодержащих  ламп  от  населения  силами 

органов местного самоуправления. 

Медицинские отходы 

Создание на территории Республики Коми централизованной системы 

управления  и  технической  базы  сбора,  использования,  обезвреживания, 
транспортирования,  размещения  отходов  медицинских  учреждений 
обеспечит минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. 

Для  этого  необходимо  обеспечить  безопасный  сбор  в  приемных 

пунктах, постоянно вести учет объемов образования, вести учет накопления 
и  вывоза  отходов,  организовать  централизованные  пункты  обезвреживания 
отходов  на  базе  крупных  медицинских  учреждений,  обеспечить  вывоз 
медицинских 

отходов 

специализированными 

автотранспортными 

средствами. 

Стратегия  экономического  и  социального  развития  Республики  Коми 

на  период  до  2020  года  предлагает  организовать  систему  обращение  с 
медицинскими  отходами    следующим  образом:  в  учреждениях  отходы 
накапливаются в герметично закрытых упаковках в специально выделенных, 
оборудованных  контейнерами  помещениях  до  момента  передачи  на 
транспортирование, далее в сертифицированных мягких и твердых упаковках 
в  строгом  соответствии  с  требованием  санитарных  правил  медицинские 
отходы класса Б и В транспортируются на утилизацию в централизованный 
пункт  обезвреживания  отходов.  При  этом  процесс  передачи  отходов  на 
централизованный участок должен оформляться документально. 

В  медицинских  учреждениях,  кроме  раздельного  сбора  отходов  по 

классам  опасности  необходимо  предусмотреть  выделение  ценных 

248 

 

компонентов  из  состава  отходов  с  целью  их  дальнейшего  направления  на 
обезвреживание  и  обработку,  утилизацию,  обезвреживание  (например, 
отходы шприцов (полиэтилен, полипропилен). 

Предложения  по  управлению  отраслью  обработки,  утилизации, 

обезвреживания  вторичных  ресурсов  в  разрезе  территориальной  схемы 
обращения с отходами, в том числе, твердыми коммунальными Республики 
Коми. 

1. 

Глубокая  утилизация  вторичных  материальных  ресурсов,  в  том 

числе, осуществление технологических процессов, направленных на переход 
из  состояния  «отходы»  в  состояние  «вторичные  ресурсы»,  должна 
происходить  с  применением  методов  и  технологий,  определенных 
Справочниками  Наилучших  доступных  технологий,  утвержденными 
Росстандартом  России.  При  этом  следует  учитывать  то,  что  технологии 
постоянно  улучшаются,  главными  критериями  применения  являются 
экономическая целесообразность и экологическая безопасность технологии. 

2. 

Достижение  целевых  показателей  по  утилизации  отходов  в 

республике,  которые  имеют  основной  целью  сокращение  полигонного 
захоронения и вовлечение вторичных ресурсов в производственный процесс 
возможно при чётком функционировании отраслевой комплексной системы. 
Она  включает  в  себя  работу  пунктов  приема  вторичного  сырья,  его 
транспортирования  на  объекты  накопления,  транспортирования  к  месту 
обработки, утилизации, обезвреживания и применения вторичных ресурсов в 
производственном процессе, в том числе при производстве изделий, которые 
могут  быть  востребованы  в  рамках  муниципального  и  государственного 
заказа. При этом с целью достижения максимальной эффективности, следует 
сконцентрировать  глубокую  обработку,  утилизацию,  обезвреживание 
вторичных  ресурсов  на  территории  производственно-технических 
комплексов  (индустриальных  парков),  которые,  с  учётом  логистической  и 
экономической  целесообразности,  следует  разместить  в  районе  города 
Сосногорск  и  Печора.  При  этом  максимально  загруженным  вторичными 
ресурсами,  полученными  при  обработке  ТКО,  станет  индустриальный  парк 
под Сосногорском. Индустриальный парк в районе Печора будет в большей 
степени загружен вторичными ресурсами на основе промышленных отходов.  

3. 

Управление  отраслью  обработки,  утилизации,  обезвреживания 

вторичных  ресурсов  должно  осуществляться  структурой,  определенной 
Правительством Республики Коми, при этом такая структура должны иметь 
полномочия  планирования  работы  отрасли  и  взаимодействовать  с 
Региональным  оператором  в  области  обращения  с  отходами.  В  этой  связи 
целесообразно определить одну зону деятельности регионального оператора 

249 

 

на  территории  Республики  Коми,  упорядочив  межведомственное 
взаимодействие  с  целью  гармоничного  развития  отрасли  обработки, 
утилизации, обезвреживания. 

Сводные  данные  были  приняты  во  внимание  из  следующих  основных 

источников: 

- «Концепция по обращению с отходами производства и потребления в 

Республике Коми» (от 23.07.2014 № 294); 

-  «Стратегия  социально-экономического  развития  Республики  Коми  на 

период до 2020 года»;  

-  «Государственный  доклад  «О  состоянии  окружающей  среды 

Республики Коми в 2015году»;  

- «Схема и программа развития электроэнергетики Республики Коми на 

2016-2021 годы». Также учитывались положения Государственных программ 
Республики Коми "Воспроизводство и использование природных ресурсов и 
охрана окружающей среды" и  «Развитие промышленности».  

Данные,  присланные  по  запросу  в  исполнительные  органы  власти 

Республики  Коми  и  РФ,  включая  территориальные  схемы  муниципальных 
образований  Республики  Коми  (по  запросу),  а  также  из  Госстата,  базы 
налогоплательщиков. 

Также были задействованы Интернет-ресурсы: 
Сайты министерств Республики Коми. / http://rkomi.ru/ 
Банк  открытых  данных  Росприроднадзора  по  Республике  Коми. 

/http://11.rpn.gov.ru/ 

Банк  открытых  данных  Министерства  природных  ресурсов  РФ.  

/http://www.mnr.gov.ru/opendata/ 

Сайты  компаний  и  фирм,  зарегистрированных  и  осуществляющих 

деятельность в Республике Коми. /http://www.orgpage.ru/areas/resp-komi/ 

Список  зарегистрированных  предприятий  в  крупных  города  России  (в 

части 

Республики 

Коми). 

/http://www.wiki-

prom.ru/region/respublika_komi.html/. 

 

8.4. Ликвидация отходов и иных загрязнений на объектах накопленного 

экологического ущерба, восстановления нарушенных земель 

  
В  рамках  реализации  территориальной  схемы  в  целях  ликвидации 

отходов  и  иных  загрязненней  необходимо  провести  инвентаризацию 
объектов,  территорий  (участков),  на  которых  проблема  оценки  прошлого 
экологического ущерба должна решаться в первую очередь, а именно: 

 - терриконы шахт; 

250 

 

- породные отвалы угольных разрезов; 
- отвалы фосфогипса; 
- хвостохранилища обогатительных фабрик; 
- хранилища отходов производства каустика и хлора; 
- хранилища кислых гудронов; 
- несанкционированные свалки; 
-  места  складирования  и  захоронения  в  прошлом  промышленных, 

коммунальных и других отходов; 

- шахтные выработки, хранилища, канализационные сооружения; 
- заброшенные скотомогильники; 
- заброшенные карьеры; 
- заброшенные скважины (поисковые, геологоразведочные); 
- заброшенные предприятия; 
-  заброшенные  территории  неработающих  предприятий  (химических, 

машиностроительных, сельскохозяйственных и др.); 

-  склады  просроченных  и  (или)  запрещенных  к  применению 

пестицидов и ядохимикатов; 

- места локализации бывшего расположения промышленных, военных, 

гражданских и иных объектов и сооружений; 

-места уничтожения в прошлом химического оружия; 
-  места  проведения  военных  учений  за  пределами  специально 

отведенных для этих целей полигонов; 

- линзы от нефтепродуктов; 
- территории (участки), где в прошлом добывали полезные ископаемые 

открытым или закрытым способом, а также места добычи торфа; 

-  территории  (участки)  с  нарушенным  почвенным  покровом  в 

результате 

прокладки 

трубопроводов, 

проведения 

строительных, 

мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, 
эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ; 

- объекты закачивания загрязненных стоков в глубинные горизонты.      

Оценке  подлежат  образованные  в  прошлом  инертные  и  опасные  отходы, 
сбросы,  накопленные  на  территориях  (участках)  в  местах  дислокации 
организаций, прекративших свое существование. 
(ГОСТ  Р 54003-2010 введен впервые  1 января 2011 г.  Настоящий стандарт 
разработан  на  основе  результатов  «Исследований  Всемирного  Банка  по 
оценке  прошлого  экологического  ущерба  в  Российской  Федерации», 
проведенных в 2005-2006 г.г.) 

Кроме  того,  согласно  Схеме  территориального  планирования 

Республики  Коми,  утвержденной  Постановлением  Правительства 

251 

 

Республики  Коми  от  24.12.2010г.  №  469  на  территории  Республики  Коми 
имели  место  случаи  заболевания  животных  сибирской  язвой,  точное 
расположение  захоронений  которых  неизвестно.  Необходимо,  чтобы  эти 
скотомогильники были поставлены на баланс и проведены исследования их 
состояния.  Следует  разработать  комплекс  мер  по  выявлению 
местоположения  захоронений  с  целью  дальнейшей  их  консервации  или 
ликвидации. 

 
8.5. Совершенствованию нормативно-правового обеспечения

 

обращения 

с отходами в Республике Коми 

 

В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ Республике Коми, в 

рамках  обеспечения  реализации  своих  полномочий,  установленных 
Федеральным  законом  №  89-ФЗ,  начиная  с  01  января  2016г.  необходимо 
принять одиннадцать подзаконных нормативных правовых актов указанных 
в Таблице №  34. 

 

Таблица  №    34.  Перечень  нормативных  правовых  актов  необходимых  к 
принятию Республикой Коми. 

 

№ 

п/п 

 

Наименование нормативного правового акта 

Основание 

(ссылка на 

ст. 89-ФЗ в 

ред. 458-ФЗ) 

1  Об утверждении территориальной схемы обращения с 

отходами,  в  том  числе  с  твердыми  коммунальными 

отходами. 

ст. 6 

2  О  утверждении  региональной  программы  в  области 

обращения  с  отходами,  в  том  числе  с  твердыми 

коммунальными отходами. 

ст. 6 

3  Об утверждении правил осуществления деятельности 

региональных операторов. 

ст. 6 

 
 
 
 

Об  установлении  нормативов  образования  отходов  и 
лимитов на их размещение, порядка их разработки и 
утверждения применительно к хозяйственной и (или) 
иной 

деятельности 

юридических 

лиц 

и 

индивидуальных предпринимателей (за исключением 
субъектов малого и среднего предпринимательства), в 

 
 
 
 

ст. 6 

252 

 

процессе  которой  образуются  отходы  на  объектах, 
подлежащих 

региональному 

государственному 

экологическому надзору. 

5  Об  утверждении  предельных  тарифов  в  области 

обращения с твердыми коммунальными отходами. 

ст. 6 

6  Об  установлении  нормативов  накопления  твердых 

коммунальных отходов. 

ст. 6 

7  Об 

утверждении 

порядка 

сбора 

твердых 

коммунальных отходов  

ст. 6 

8  Об  утверждении  порядка  раздельного  сбора  твердых 

коммунальных отходов 

ст. 6 

 
 
 
 

Об  определении  порядка  представления  и  контроля 
отчетности 

об 

образовании, 

утилизации, 

обезвреживании,  о  размещении  отходов  (за 
исключением статистической отчетности) субъектами 
малого  и  среднего  предпринимательства,  в  процессе 
осуществления которыми хозяйственной и (или) иной 
деятельности  образуются  отходы  на  объектах, 
подлежащих 

региональному 

государственному 

экологическому надзору. 

 
 

 

ст. 6 

 

10 

О  содержании  и  порядке  заключения  соглашения 
между  органами  исполнительной  власти  субъектов 
Российской 

Федерации 

и 

региональными 

операторами. 

 

п. 6 ст. 24.6. 

11  Об  определении  условий  проведения  торгов  на 

осуществление  сбора  и  транспортирования  твердых 
коммунальных отходов. 

 

п. 6 ст. 24.6. 

 

9. Обеспечение экологических требований 

 

В  соответствии  с  постановлением  Правительством  Российской 

Федерации  от  28.  09.2015  г.№1029  «Об  утверждении  Критериев  отнесения 
объектов,  оказывающих  негативное  воздействие  на  окружающую  среду,  к 
объектам  I,  II,  III,  IV  категории  на  территории  Республики  Коми  в 
соответствии  с  информацией  Комистат  по  видам  экономической 
деятельности  осуществляемым  организациями  на  территории  республики 
ориентировочно  можно  определить  категорийность  объектов  негативного 

253 

 

воздействия  исходя  их  критериев,  установленных  вышеуказанном 
Постановлении РФ. Таблица №  35. 

 

Таблица  №  35.  Категории  организаций  по  видам  экономической 

деятельности на территории Республики Коми. 

 

№п

.п. 

Вид экономической деятельности 

Ориентировочн

ая категория 

1. 

Добыча полезных ископаемых 

 

1.1  Добыча топливно-энергетических полезных 

ископаемых 

I    

 

Добыча каменного угля и торфа 

 

Добыча сырой нефти и природного газа 

1.2.  Добыча полезных ископаемых, кроме 

топливно- энергетических  

2. 

Обрабатывающая промышленность 

 

2.1.   Производство пищевых продуктов. включая 

напитки 

I,II 

2.2.  Текстильное и швейное производство 

I,II 

2.3.  Производство кожи, изделий из кожи и 

производство обуви 

II 

2.4.  Обработка древесины и производство изделий 

из дерева, кроме производства мебели 

II,III 

2.5.  Целлюлозно-бумажное производство, 

издательская и полиграфическая деятельность 

2.6.  Производство нефтепродуктов 

I,II 

2.7.  Химическое производство 

 

2.8.  Производство резиновых и пластмассовых 

изделий 

II 

2.9.  Производство прочих неметаллических 

минеральных продуктов 

I,II 

254 

 

2.1

0. 

Производство машин и оборудования 

III 

2.1

1. 

Производство электрооборудования, 

электронного и оптического оборудования  

III 

3. 

Производство, передача и распределение 
электроэнергии, газа, пара и горячей воды 

I,II 

4. 

Прочая промышленная деятельность 

 

 

Утилизация, обезвреживание , захоронение 

отходов 

I,II 

5. 

Прочие виды экономической деятельности 

 

 
 

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 
Рыболовство, рыбоводство 
Строительство 
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,  

мотоциклов, коммунальных изделий и предметов личного пользования 

Гостиницы и рестораны 
Транспорт и связь 
Финансовая деятельность 
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 
Государственное управление и обеспечение военной безопасности;  

социальное страхование 

Образование 
Здравоохранение и предоставление социальных услуг  
Предоставление прочих коммунальных, социальных и 
 персональных услуг 

 

III,IV 

 

В  соответствии  с  распределением  юридических  лиц  по  видам 

экономической  деятельности  на  01.07.2016  г.  (по  данным  КОМИстат) 
предприятия I и II категории объектов негативного воздействия составляют 
порядка  7  %  всех  предпринимателей,  а  по  объему  образования  отходов 
производства  и  потребления  порядка  98%  от  общего  объема  образования 
отходов  на  территории  Республики  КОМИ  (по  данным  Государственного 
доклада  «  О  состоянии  охраны  окружающей  среды  Республики  КОМИ  в 
2015 г. таблица 45 на стр. 77). 

Федеральный  государственный  надзор  в  области  обращения  с 

отходами  производства  и  потребления  осуществляется  Управлением 

255 

 

Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  природопользования 
(Росприроднадзора) по Республике Коми, на учёте которого по состоянию 
на 01.01.2016 г. состоит 502 хозяйствующих субъекта.  

В 2015 г. проведено 46 плановых, 15 внеплановых (15 документарных 

и 1 выездная) проверок по соблюдению требований в области обращения с 
отходами  производства  и  потребления,  9  рейдов  по  выявлению 
несанкционированных  свалок  ТБО.  Проверено  56  хозяйствующих 
субъектов.  

Одним  из  наиболее  характерных  нарушений  является  отсутствие 

паспортов  отходов,  не  подтверждено  отнесение  отходов  I–IV  класса 
опасности к конкретному классу опасности для окружающей среды.  

Региональный  государственный  надзор  в  области  обращения  с 

отходами  производства  и  потребления  осуществляется  Министерством 
природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды  Республики  Коми.  В 
2015  г.  проведено  635  контрольно-надзорных  мероприятий  соблюдения 
законодательства  в  области  обращения  с  отходами  производства  и 
потребления на 1343 объектах, в т. ч. 203 плановых (рейдовых) осмотра по 
выявлению мест несанкционированного размещения отходов производства 
и  потребления  по  обращениям  (заявлениям  граждан,  органов  местного 
самоуправления  и  т.  п.).  В  ходе  контрольно-надзорных  мероприятий 
выявлено 259 нарушений законодательства в области обращения с отходами 
производства и потребления. 

К числу основных нарушения законодательства в области обращения 

с  отходами  производства  и  потребления,  выявляемые  в  ходе  контрольно-
надзорных  мероприятий  также  является  отсутствие  утверждённых  в 
установленном порядке паспортов отходов  производства и  потребления  I–
IV класса опасности. Анализ данных государственного доклада Республики 
Коми  «Об  охране  окружающей  среды»  за  2013,  2014,  2015  г.г. 
свидетельствует о том, что одним из основных нарушений законодательства 
в  области  охраны  окружающей  среды  является  отсутствие  паспортов 
отходов. Их отсутствие при реализации территориальной схемы обращения 
с отходами на территории Республики Коми приведет к сбою и снижению 
эффективности внедрения территориальной схемы.  

В соответствии с Государственной программой «Охрана окружающей 

среды» количество устраненных нарушений является целевым показателем,  
и должно быть не менее 70%. 

По  данным  государственного  доклада  Республики  Коми  «Об  охране 

окружающей среды за 2015 г.» на 1.01.2016 г. объем поступления средств за 
счет платы за негативное воздействие приведен в Таблице №  36. 

256 

 

 

Таблица  №  36.  Объем  поступления  средств  за  счет  платы  за  негативное 
воздействие на окружающую среду.   

Начислено 

средств, млн руб. 

                        Поступило, млн. руб. 
Бюдже

т РФ 

Бюджет 

республики 
Коми 

Бюджеты 

муниципальных 
образований 

703,166 

135,58

271.172 

271.172 

 
Такое 

распределение 

соответствовало 

другим 

нормативам 

распределения соответственно 20%, 40%, 40%. 

   Государство,  понимая  значимость  проблемы  по  обеспечению 

благоприятных  условий  проживания  населения  на  территории  РФ, 
увеличило  норматив  получения  средств  в  доходы  бюджетов 
муниципальных образования. При таком распределении в доходы бюджетов 
муниципальных  образований  Республики  Коми  поступит  372,85  млн.  руб. 
от собранных средств. 

Задача  Правительства  Республики  Коми  обеспечит  их  целевое 

использование, а также усилить контроль за поступлением этих средств. 

 

Государственный реестр объектов размещения отходов 

По  состоянию  на  31.12.2015  г.  в  ГРОРО  включено  45  объектов 

размещения отходов, расположенных на территории Республики Коми. 

−  7  полигонов  твердых  коммунальных  отходов,  расположенных  в 

городах Сыктывкаре, Ухте, Усин-ске, Воркуте (3 объекта) и с. Айкино (МО 
МР «Усть-Вымский»); 

−  3  полигона  твердых  промышленных  и  коммунальных  отходов  (г. 

Вуктыл;  д.  Левкинская  (МО  МР  «Усть-Цилемский»);  п.  Чикшино  (МО  МР 
«Печора»)); 

− 33 промышленных объекта. 

 

Таблица №  37. Объекты размещения отходов, расположенных на территории 
Республики Коми включенные в ГРОРО по муниципальным образованиям на 
01.01.2016г

 

№ 

п.п. 

Наименование 
муниципального 
округа 

Количест
во 
объектов 

ТКО  Промы

шленны
е 

ТКО+пром

ышленные 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..