У неговорящего или малоговорящего ребенка недостаточно развито дыхание,
специальные физические упражнения увеличивают емкость легких. Необходимо
ежедневно использовать подвижные игры на прогулке. Это послужит вашей основной
задаче – закалить ребенка, способствовать его физическому развитию. Зимой учите его
скользить по ледяным дорожкам. Это поможет ему в дальнейшем бегать на коньках,
ходить на лыжах, ездить на двухколесном велосипеде.
Если вы организуете игры с ребенком на воздухе, во дворе, в парке, вовлекайте в игру
других детей; это поможет ему в общении со слышащими, приучит к правильному
поведению в коллективе детей и, наконец, избавит его от ненужного “вышагивания”, в
которое иногда превращается обязательная прогулка со взрослыми. В подвижной игре вы
можете воспитать в ребенке и такие качества, как ловкость, сообразительность,
дисциплинированность и умение подражать.
Приучайте ребенка и в игре не действовать без словесного сигнала. На короткое время
периодически задерживайте подачу сигнала (например, “беги”, “лови” и т. д.), чтобы
развивать у ребенка выдержку. Показ отдельных движений (или исправление
неправильностей) делайте до игры или после, но только не в ходе самой игры, чтобы не
снижать интерес ребенка к игре.
Можно использовать одни и те же игры, варьируя их. Новый вариант игры повышает
интерес, помогает закрепить навыки и усваивается легче, чем совершенно новая игра.
Усвоив некоторые игры, вы в дальнейшем будете обновлять и пополнять их, пользуясь
пособиями для слышащих дошкольников.
Вот некоторые движения, которым вы можете и должны сами обучить ребенка.
Ходьба и бег. Ходить по ограниченной дорожке или доске, положенной на полу. Ходить
по наклонной доске, один конец которой приподнят на 15-20 см. Когда ребенок усвоит эти
движения, учите его ходить по доске, у которой оба конца приподняты на 20-25 см.
Сначала только ходить, а затем ходить, делая поворот. Ходить, перешагивая через
палку, через кубики, расставленные на пути. Учить бегать на носках в указанном вами
направлении, свободно двигая руками, чтобы шаг был не очень мелким. (Рекомендуется,
когда ребенок научится произносить слоги, сочетать движения с произношением слогов).
Лазанье. Учите лазать ритмично, согласовывая движения. Пролезать в обруч,
подлезать под большой стул или под протянутую веревку с последующим выпрямлением
туловища. Постепенно влезать и слезать без помощи на высокий стул, диван. Влезать на
лесенку от одного до полутора метров.
Прыжки. Приучайте ребенка с 2–2,5 лет подпрыгивать, а с 3 лет просто прыгать.
Следите, чтобы ребенок при этом отталкивался от пола (от земли). Учите приземляться
мягко, на полусогнутых ногах. Учите спрыгивать сначала с небольшой высоты.
Метание. Обучайте ребенка метанию, развивайте его глазомер. Для ребенка 2,5 лет
обучение метанию начинается с прокатывания мяча (шара). Установите два стула (можно
и один) и прокатывайте шар между его ножками. Начинайте с большего по размеру шара
(диаметр 25–30 см) и учите прокатывать его между стульями. Постепенно величина шара
все уменьшается, длина пути прокатывания (начиная с 0,5 м) увеличивается, ширина
границ для прокатывания все суживается. Сначала разрешайте ребенку толкать мяч
двумя руками. Постепенно надо приучить его делать это поочередно то правой, то левой
рукой. Ребенка в возрасте 3 лет и старше на основе такой подготовки рекомендуется
обучать бросать в цель (метать).
Учите метать маленькие шары в цель (ящик, корзину, обруч, поставленные на стул,
табуретку на расстоянии от 30 см). Постепенно расстояние увеличивайте до 1 м. Учите
метать поочередно правой и левой рукой по 3–5 раз каждой. Ловить и бросать мяч на
расстоянии 1 – 1,5 м. Следите, чтобы ребенок соблюдал указанное вами направление, а
главное, чтобы он научился с самого начала соблюдать правильное исходное положение.
При метании правой рукой левая нога выдвигается вперед, корпус поворачивается
вправо. При метании левой рукой – наоборот.
Примерный словарь, который ребенок при этом должен усвоить, будет такой: иди, беги,
стой, прыгай, катай, бросай, лови, поймал, выше, ниже, подними, опусти (руку, голову,
ногу), не спеши, быстрее, медленнее, беги на носках, попал, не попал, опоздал и т. п.