Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - 1970 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 9

 

 

     У   неговорящего   или   малоговорящего   ребенка   недостаточно   развито   дыхание,
специальные   физические   упражнения   увеличивают   емкость   легких.   Необходимо
ежедневно   использовать   подвижные   игры   на   прогулке.   Это   послужит   вашей   основной
задаче – закалить ребенка, способствовать его физическому развитию. Зимой учите его
скользить   по   ледяным   дорожкам.   Это   поможет   ему   в   дальнейшем   бегать   на   коньках,
ходить на лыжах, ездить на двухколесном велосипеде.
   Если вы организуете игры с ребенком на воздухе, во дворе, в парке, вовлекайте в игру
других   детей;   это   поможет   ему   в   общении   со   слышащими,   приучит   к   правильному
поведению в коллективе детей и, наконец, избавит его от ненужного “вышагивания”, в
которое иногда превращается обязательная прогулка со взрослыми. В подвижной игре вы
можете   воспитать   в   ребенке   и   такие   качества,   как   ловкость,   сообразительность,
дисциплинированность и умение подражать.
   Приучайте ребенка и в игре не действовать без словесного сигнала. На короткое время
периодически   задерживайте   подачу   сигнала   (например,   “беги”,   “лови”   и   т.   д.),   чтобы
развивать   у   ребенка   выдержку.   Показ   отдельных   движений   (или   исправление
неправильностей) делайте до игры или после, но только не в ходе самой игры, чтобы не
снижать интерес ребенка к игре.
     Можно использовать одни и те же игры, варьируя их. Новый вариант игры повышает
интерес, помогает закрепить навыки и усваивается легче, чем совершенно новая игра.
Усвоив некоторые игры, вы в дальнейшем будете обновлять и пополнять их, пользуясь
пособиями для слышащих дошкольников.

   Вот некоторые движения, которым вы можете и должны сами обучить ребенка.
   
  Ходьба и бег. Ходить по ограниченной дорожке или доске, положенной на полу. Ходить
по наклонной доске, один конец которой приподнят на 15-20 см. Когда ребенок усвоит эти
движения,   учите   его   ходить   по   доске,   у   которой   оба   конца   приподняты   на   20-25   см.
Сначала   только   ходить,   а   затем   ходить,   делая   поворот.   Ходить,   перешагивая   через
палку, через кубики, расставленные на пути. Учить бегать на носках в указанном вами
направлении, свободно двигая руками, чтобы шаг был не очень мелким. (Рекомендуется,
когда ребенок научится произносить слоги, сочетать движения с произношением слогов).
     Лазанье.  Учите   лазать   ритмично,   согласовывая   движения.   Пролезать   в   обруч,
подлезать под большой стул или под протянутую веревку с последующим выпрямлением
туловища. Постепенно влезать и слезать без помощи на высокий стул, диван. Влезать на
лесенку от одного до полутора метров.
     Прыжки.  Приучайте   ребенка   с  2–2,5   лет   подпрыгивать,   а   с  3  лет   просто   прыгать.
Следите, чтобы ребенок при этом отталкивался от пола (от земли). Учите приземляться
мягко, на полусогнутых ногах. Учите спрыгивать сначала с небольшой высоты.
     Метание. Обучайте ребенка метанию, развивайте его глазомер. Для ребенка 2,5 лет
обучение метанию начинается с прокатывания мяча (шара). Установите два стула (можно
и один) и прокатывайте шар между его ножками. Начинайте с большего по размеру шара
(диаметр 25–30 см) и учите прокатывать его между стульями. Постепенно величина шара
все   уменьшается,   длина   пути   прокатывания   (начиная   с  0,5   м)  увеличивается,   ширина
границ   для   прокатывания   все   суживается.   Сначала   разрешайте   ребенку   толкать   мяч
двумя руками. Постепенно надо приучить его делать это поочередно то правой, то левой
рукой. Ребенка в возрасте 3 лет и старше на основе такой  подготовки  рекомендуется
обучать бросать в цель (метать).
     Учите метать маленькие шары в цель (ящик, корзину, обруч, поставленные на стул,
табуретку на расстоянии от 30 см). Постепенно расстояние увеличивайте до 1 м. Учите
метать поочередно правой и левой рукой по 3–5 раз каждой. Ловить и бросать мяч на
расстоянии 1 – 1,5 м. Следите, чтобы ребенок соблюдал указанное вами направление, а
главное, чтобы он научился с самого начала соблюдать правильное исходное положение.
При   метании   правой   рукой   левая   нога   выдвигается   вперед,   корпус   поворачивается
вправо. При метании левой рукой – наоборот.
   Примерный словарь, который ребенок при этом должен усвоить, будет такой: иди, беги,
стой, прыгай, катай, бросай, лови, поймал, выше, ниже, подними, опусти (руку, голову,
ногу), не спеши, быстрее, медленнее, беги на носках, попал, не попал, опоздал 
и т. п.

     Пользуйтесь   этими   словами,   но  помните,   что  главной   задачей   при   проведении   игр
является физическое развитие ребенка.
     Если вы начинаете  работу  подобного рода с ребенком  лишь  в возрасте   3 лет  или
старше,   то   все   равно   предварительно   проделайте   все   эти   упражнения.
Продолжительность физических упражнений не более 7–10 минут для детей 2,5–3 лет и
до 12–15 – для детей 3–4 лет. Если у ребенка заметно нарушена координация движений,
вам   следует   обратиться   к   невропатологу   и   консультировать   занятия   по   развитию
движения со специалистом по коррекционной гимнастике.
     Некоторые родители думают, что учить рисовать, лепить нужно только талантливых
детей. Но для того, чтобы выявилась особая склонность ребенка к тому или иному виду
искусства, необходимо ее вначале развить.
   Разумеется, не все могут стать в будущем художниками, скульпторами. Однако усвоить
элементарные навыки этих важных для общего развития человека видов деятельности
могут и должны все дети.
   Но многие полагают, что достаточно дать ребенку в руки карандаш, глину (пластилин),
строительный материал, кубики – и ребенок будет рисовать, лепить, клеить, строить и, по
мере того как будет становиться старше, будет делать все это день ото дня лучше. Это
не так.
   Для   того   чтобы   ребенок   научился   работать   правильно,   творчески,   а   не   только
копировал, чтобы занятия служили развитию его мышления, чувству ориентации в мире
вещей,   чтобы   он   мог   использовать   эти   навыки   в   жизни,   в   труде,   его   опять-таки   надо
направлять   и   учить.   Эти   общие   положения   приобретают   еще   большую   значимость   в
отношении глухих детей, потому что, обучая ребенка рисованию, лепке, умению строить,
конструировать, вы развиваете его внимание, упражняете в подражании, развиваете его
осязательные   и   двигательные   ощущения.   Кроме   того,   воспитывая   у   ребенка   навыки
ручного   труда,   требующие   длительного   времени,   у   вас   появляются   возможности   для
многократных   повторений   одних   и   тех   же   слов   и   выражений,   таким   образом,   вы
одновременно   развиваете   его   разговорную   речь.   Слова,   которые   вы   даете   ребенку   в
форме сигнала к выполнению действий, наполняются для него смыслом, он начинает их
запоминать.
  Вы сказали: “Рисуй”, “Лепи”, “Строй” – и за разными словами следуют разные действия.
Вы не объясняете при этом значения этих новых слов – вы показываете, что надо делать.
Так   слово   становится   понятным   ребенку.   Он   связывает   его   с  реальным   действием,   а
также с реальными качествами предметов: “Возьми большой кубик, маленький, меньше,
больше! Нарисуй красный, синий шар”. И т. п.
     Вначале вся работа строится по подражанию. Не надейтесь на то, что ребенок сам
научится   строить   из   кубиков,   рисовать,   лепить.   Учите   его   и   этой,   как   порой   кажется,
легкой, по сравнению с обучением чтению и произношению, деятельности.
     Как   только   ребенок   научился   правильно   держать   карандаш,   предоставьте   ему
возможность  садиться  за  стол  и рисовать.   Рисуйте   сами  на  его  глазах  доступные  его
восприятию   предметы:   мячик,   ленточку,   куколку,   машину,   цветок,   чашку   (рисуйте
толстыми   цветными   карандашами).   Учите   соотносить   их  с  натуральными   предметами.
Можно   использовать   для   начала   вырезанные   из   картона   формы   простых   предметов,
которые   ребенок   узнает   и   соотносит   с   настоящими   предметами   (мяч,   яблоко,   груша,
домик, кукла). Теперь дайте ему обвести этот предмет карандашом (сначала проделайте
его рукой). Получится контур предмета. Ребенок 2-х лет легко его соотносит с предметом.
Закрасьте   его.   У   ребенка,   наблюдающего   за   вашими   действиями,   появится   интерес   к
такого рода деятельности. Так же поступите и в отношении лепки. Слепите что-либо на
глазах у ребенка. Дайте ему помять глину (почаще повторяйте эти действия).
     Сделав первые шаги в этом направлении, обратитесь к специальной литературе (см.
список литературы, N 9). Ниже мы даем лишь минимум требований для обучения ребенка
изобразительной деятельности. Старайтесь следовать этим требованиям и указаниям в
работе.

     Сначала   вы   сами   лепите   (или   рисуете,   строите)   и   показываете   ребенку   результат
вашей работы. Необходимо во всех случаях выбирать объект, знакомый ребенку, простой
для воспроизведения. Скажем, вы начинаете с лепки. Выбираете для этого мяч, бублик

или  тарелку.   Слепили   мяч.  Покажите  ребенку,   что  это   изображение   настоящего  мяча.
Ребенку хочется попробовать слепить самому. Вы даете ему глину (именно глину, а не
пластилин). С ней легче работать малышу. Пластилин рекомендуется давать не ранее 5
—6 лет, предварительно размяв его. Пусть ребенок, как это было и при обучении его
другим движениям, положит свои руки на ваши, ощутит ваши движения. Теперь, руководя
его движениями, учите его действовать.
     Первый предмет сделайте вместе: слепите мяч, нарисуйте ленточку или тот же мяч.
Постройте   из   кубиков   дом.   Последовательно   учите   его   с   самого   начала   основным
движениям, действиям, которые характерны для каждого из этих видов деятельности.
   Предлагая ребенку изобразить (рисовать, лепить) тот или иной натуральный объект (а
не только  нарисованный  вами образец),  вначале хорошо ознакомьте его с ним: дайте
ощупать,   обвести   контур   его   пальцем,   если   это   игрушка   –   поиграть   с   нею.   При   этом
старайтесь,   чтобы   один   и   тот   же   предмет   ребенок   раньше   лепил,   чем   рисовал.   Для
постройки   из  кубиков  можно  дать   нарисованный   образец,   чтобы  ребенок   подбирал   по
нему соответствующие по форме и цвету кубики.
     Следите за тем, чтобы привычка подражать не заставила ребенка только повторять
сами   образцы,   показывайте,   как   их   выполнять,   а   потом   убирайте   сделанный   вами
образец. Когда ребенок научится это делать, попробуйте дать ему словесное задание,
чтобы   он   воспроизвел   предмет   на   память,   т.   е.   не   видя   перед   собой   образца.   Не
забывайте  учить  ребенка минимуму слов и выражений,  необходимых для общения  на
этих   занятиях.   Со   временем   используйте   выполненную   работу   для   беседы   (Что   ты
делал? Что это? Кто? и т. д.), а за тем и для словесного описания ребенком того, что он
выполнил: “Я нарисовал ракету. Ракета летит”.
     Когда   ребенок   усвоит   некоторые   приемы   изобразительной   деятельности   (лепки,
рисования,   аппликации,  а  также  конструирования),   можно  предложить  ему  складывать
мозаику или строить из кубиков по образцам.
   Старайтесь, чтобы выполненная ребенком работа кому-нибудь предназначалась: папе,
маме,   бабушке,   младшим   детям   и   т.   д.   Для   этого   сохраняйте   рисунок,   поделку   из
пластилина, аппликацию, сделанную ребенком. Пусть он вам назовет, а вечером покажет
и   вручит   тому,   кого   подарок   может   порадовать.   Следите,   чтобы   “подарки”   не
выбрасывали, не ломали. Это будет стимулом для дальнейшей работы.
   Прилагаем минимум требований к обучению ребенка изобразительной деятельности.
При обучении рисованию:
     Держать карандаш в пальцах правой руки не слишком близко к отточенному концу. С
3,5 лет можете дать краску. Учить правильно держать кисть, набирая краску. Лишнюю
краску снимать о край посуды. После рисования промывать кисточку и просушивать ее о
тряпочку.
     Рисовать только на бумаге. Не стучать карандашом. Окончив занятие, убрать все на
место (с 1,5–2 лет).
     Проводить прямые линии слева направо и линии в виде дуг, а также спиралевидные
линии. Проводить линии ритмично. Рисовать замкнутые округлые линии.
     Лист бумаги при рисовании должен лежать у самого края стола. Рука должна иметь
твердую   опору   на  столе.   Локоть   не   должен  висеть.   Карандаш   находится   внизу   листа,
перпендикулярно проводимой линии, движется слева направо.
   Детям до 2 лет дают карандаши двух цветов: красного, синего (или зеленого). Детям 3–
4 лет можно пользоваться  карандашами шести  цветов.  Хорошо,  но не слишком  остро
отточите их. Бумагу давайте белую или цветную, но не темную, не глянцевую.
При обучении лепке:
     Учить   лепить   из   глины   (пластилин   давать   не   ранее   5–6   лет).   Приучите   аккуратно
пользоваться глиной. Не бросать на пол. С самого начала учите лепить на дощечке.
   Отрывать комочки глины и раскатывать прямые палочки ладонями.
     Делать   шарик,   расплющивать   его   в   ладонях.   Вытягивать   целый   кусок   глины.
Прищипывать края формы.
     Учите (сначала действуя, как вы уже знаете, руками ребенка) ритмичным движениям.
Пусть несколько раз повторит одинаковые движения, необходимые в ходе выполнения
этой деятельности.
   При обучении аппликации:

   Учите правильно держать кисть, набирать клей на кисть, понемногу намазывать бумагу
клеем, вытирать тряпочкой.
     Учите   наклеивать   заготовленные   из   цветной   бумаги   (брать   цвета   красный,   синий,
зеленый,   желтый)   геометрические   формы,   знакомые   ребенку   (круг,   квадрат,
прямоугольник, треугольник), соблюдая последовательность расположения по форме и
цвету. Учите следовать вашему образцу.
   Постепенно учите из готовых частей составлять простые предметы (мяч, грибок, домик,
цветок, коврик).
   После 3 лет учите вырезать ножницами с тупыми концами простые формы по контуру.
Используйте для этого цветную бумагу.
     Приучайте   после   работы   убирать   все   на   место,   сначала   с   вашей   помощью,   затем
только при напоминании, но как можно скорее приучите к самостоятельному выполнению
этих действий, чтобы у ребенка вырабатывалась соответствующая привычка.
   Для усвоения знаний и навыков, связанных с развитием математического мышления,
необходимо некоторые элементарные понятия формировать уже в дошкольном возрасте.
Некоторые   игры-занятия   вы   можете   провести   с   ребенком   сами.   Обучая   ребенка
подражанию и сопоставлению, предлагайте ему также количественные группы (например,
взять один, два, три флажка, принести две-три чашки к двум-трем блюдцам и т. д.). Учите
подбирать   предметы   по   форме   и   величине   (см.   рис.  N  1–6).   Все   это   подготовка   к
развитию   математических   представлений.   Точно   так   же,   работая   над   развитием
слухового восприятия, формируйте у ребенка представления: спереди— сзади, справа —
слева, пользуйтесь этими же словами в быту. Проведите и специальные игры, которые
помогут уточнить и сформировать у него некоторые пространственные представления.
     Научите   его   подбирать   разные   мелкие   предметы   по   количеству   показанных   ему
палочек, пальцев, по количеству хлопков. Показывая ребенку определенное количество
предметов,   нужно,   чтобы   он   хлопнул   в   ладоши,   постучал,   прокатил   мяч   столько   раз,
сколько ему было показано. Начиная с двух-трех предметов, увеличивайте их количество
до пяти.
     Научите   ребенка   различать   один   предмет   и   много,   подставляя   соответствующую
табличку к предметам: игрушкам, конфетам, яблокам.
     В ответ на вопрос: “Сколько?” – он должен самостоятельно назвать: один, два, три,
много,   –   показав   соответствующее   количество   предметов.   Ребенок   должен   научиться
подбирать   большие   и   маленькие   предметы,   располагать   их   по   величине   –
последовательно   уменьшающейся   или   увеличивающейся.   Для   детей   2–3   лет   можно
начинать с трех-четырех предметов, постепенно увеличивая их количество до десяти.
     Соотносить   большие   и   маленькие   предметы   со  словами:   большой,   больше,   самый
большой; маленький, меньше, самый маленький (см. рис. N 5).
  Принести или показать разное количество предметов в пределах пяти (к 4 годам) в ответ
на поручения: дай... принеси. Отсчитывать видимые предметы, а также отсчитывать на
ощупь.
   Относить слова больше, меньше не только к отдельным предметам, но и к различным
количествам.   Понимать   слова:   одинаково,   неодинаково;   находить   среди   множества
предметов одинаковые. Подбирать одинаковое количество предметов.
   Уметь определять на двух предметах (сопоставляя их) – выше – ниже, шире – уже,
длиннее – короче.
   Изображать в рисунке, аппликации или лепке различные количества в пределах пяти,
например, нарисовать, слепить, наклеить 5 шариков (для детей после 4 лет).
     Изображать в рисунке, аппликации или лепке и называть: длиннее — короче, шире —
уже, одинаково.
     Показывать:   справа   —   слева,   спереди   —   сзади;   уметь   при   постройке   из   кубиков
поставить какой-нибудь предмет спереди, сзади, справа, слева – по вашему указанию.
   Наглядно складывать и вычитать в пределах пяти, например: положить ребенку два
яблока, потом еще одно. Ребенок должен сказать, сколько стало яблок. Затем забрать
два яблока – ребенок должен показать, что осталось одно.
   Знать цифры до 5, располагая их по порядку; уметь считать до 5 по порядку и обратно.
  Автор данной книги не ставил своей задачей раскрыть методику обучения ребенка всем
видам   детской   деятельности,   которым   следует   обучать   в   детском   саду.   Мы   коротко

коснулись   этого   лишь   для   того,   чтобы   привлечь   ваше   внимание   к   тем   видам
деятельности  ребенка, которыми в самой элементарной форме вы можете заняться и
сами. Это важно не только для всестороннего развития ребенка, но и для формирования
его речи.

ГЛАВА  IX

НЕМНОГО  О ВОСПИТАНИИ

       Разумеется, перед вами, как и перед любыми родителями, стоит множество задач.
Бели   вы   будете   руководствоваться   общими   рекомендациями,   которые   содержатся   в
литературе по воспитанию слышащих детей, то вам легче будет решать и стоящие перед
вами задачи. Все специальное обучение ребенка, формирование его речи и мышления
должно осуществляться в единстве с воспитанием его личности. Решение специальных
задач не должно отвлечь вас или идти в ущерб общим требованиям, предъявляемым к
воспитанию ребенка. Прочитайте ту литературу, которая дается в конце книги. Данные
там советы полезны вам, как и всем родителям слышащих детей.
   Что должны знать мать, отец, приступая к воспитанию своего ребенка?
   Вы  уже  знаете,   что   направленными   занятиями,   специальными   упражнениями  можно
развить и укрепить ребенка физически, у него можно выработать необходимые бытовые
и учебные навыки и умения.
     Вы   знаете   также,   что   путем   специальных   упражнений   ребенка   учат   познавать
окружающий   мир,   сопоставлять   полученные   впечатления,   думать,   делать   обобщения.
Говоря   о   воспитании   личности,   нравственного   облика   вашего   ребенка,   нам   снова
придется воспользоваться все тем же словом — упражнения, быть может, не совсем в
привычном   сочетании,   но   зато   точно   передающем   характер   вашей   деятельности.
Лживыми, грубыми, лицемерными, как и честными, ласковыми и порядочными, люди не
рождаются.   Такими   они   становятся   в   результате   воспитания.   Конечно,   никто   не  хочет
воспитать   своего   ребенка   нечестным.   Все   хотят,   чтобы   их   дети   выросли   настоящими
людьми.   Но   одного   желания   мало.   Всему   этому   нужно   учить.   Нужно   учить   быть
трудолюбивым,   доброжелательным,   правдивым,   смелым.   Это   и   значит   воспитывать
ребенка   нравственно.   Прежде   всего,   все   эти   прекрасные   качества   ребенок   должен
наблюдать на примере вашего поведения и всех, кто его окружает. В детстве именно в
семье   закладываются   основы   того,   что   называется   нормами   морального   поведения.
Задача   эта   не   легкая,   но   вполне   выполнимая.   Так   положительные   поступки   ребенка
сначала   возникают   по   указанию,   побуждению   взрослых,   по   их   просьбе,   требованию.

Постепенно   дети   начинают   подражать   доступным   их   пониманию   хорошим   поступкам;
лишь затем они начинают так же поступать самостоятельно. В этом их надо упражнять.
Вовремя   заметить   колебания   ребенка,   подсказать   ему   там,   где   это   нужно,   помочь
выполнить   задуманное,   похвалить   за   старание   —   важное   условие   воспитания
правильного  поведения. Пресекайте  развязность,  грубость.  У дошкольника  еще не так
велик   свод   нравственных   правил,   за   которые   он   в   ответе,   но   в   воспитании,   как   и   в
обучении,   необходимо   детей   учить   и   упражнять   в   хороших   поступках,   чтобы   достичь
успеха.
   Переделывать, переучивать, изживать недостатки, допущенные в воспитании, труднее,
чем предупредить их с самого начала. Разумеется, вы не решите сами на первой ступени
все вопросы воспитания, но доброе начало, хорошую основу вы должны заложить так,
чтобы далее шло их совершенствование и развитие.
   Не ставьте перед собой сразу большое количество воспитательных задач. Начните с
малого. Учите ребенка выдержке. У ребенка это будет выражаться в умении терпеливо
преодолевать   небольшие   трудности,   которые   встретятся   в   играх,   в   элементарном
самообслуживании,   в   обучении;   учите   ребенка   доводить   до   конца   начатое   дело;
воспитывайте умение отказаться от того, что хочется, но в данный момент (или вообще)
нельзя. Мы уже указывали выше: слова можно, нельзя, надо должны быть в числе первых
усвоенных   ребенком   понятий,   формироваться   у   него   с   началом   его   сознательного
восприятия.   Учите   его  быть  вежливым,   не  мешать  разговору  старших,   не  перебивать;
воспитывайте у него привычку делиться с другими (бескорыстно) игрушками, сладостями;
не обижать окружающих; прийти на помощь.
   Покажите ребенку на примере, что за правдивое слово его извинят даже за проступок, а
самая маленькая ложь с раннего детства должна для него быть чревата неприятными
последствиями.
   Не принуждайте его, а постепенно приучайте к труду, замечайте результаты его работы.
Поощряйте его. Но, главное, воспитывайте у него  caмoгo  радость и удовлетворение от
выполненного дела.
   Не надо перегружать ребенка: чрезмерная нагрузка или слишком большая трудность
могут   привести   к   нежелательному   результату.   Но   и   слишком   легкие   задания   не
воспитывают трудолюбия, не служат развитию ребенка. Задания, которые вы поручаете
ему,   должны   быть   очень   конкретны   и   ясны.   Непонятные,   невыполнимые   задания
приводят к отказу,  способствуют развитию  лени, безответственности.  Научите  ребенка
преодолевать  трудности   и  испытывать   от  этого   наивысшую   радость.   Вы  сделаете   его
счастливым. Приучайте ребенка быть вежливым, заботливым.
   Не будьте снисходительны к отрицательным поступкам ребенка, к невыполнению им
своих   обязанностей,   к   нарушению   норм   поведения.   Привыкнув   к   всепрощению   и
безнаказанности в раннем детстве, дети требуют такого же отношения окружающих и в
более старшем возрасте.
   Приучайте  ребенка выполнять ваши требования.  У него не должна даже  возникнуть
мысль о возможности нарушить их. Требования ваши должны быть разумными. Иногда
можно   предоставить   ребенку   свободу   действия,   выбора.   Преодолевая   капризы,
упрямство, озорство, вы тем не менее старайтесь удовлетворить желания ребенка. Не
захваливайте, но поощряйте хорошее поведение, а главное, старание.
     Душевная теплота и ласка – необходимое условие хорошего настроения и успешной
работы с любым ребенком. Ласковое, приветливое выражение лица особенно важно в
общении с глухим, потому что,  не воспринимая интонацию  в речи, эти дети  особенно
чувствительны к мимике лица, к малейшему резкому движению, которое невольно может
проявиться   по   отношению   к   непонимающему,   а   тем   более   заупрямившемуся   глухому
ребенку.
     Так   же   как   необходима   похвала,   поощрение,   необходимо   ребенка   наказывать.   Но
будьте осмотрительны. Как часто, даже наказав ребенка, родители тут же жалеют его, а
бывает хуже: один из родителей наказал, другой утешил.
   Будьте строги, но не смешивайте строгость с деспотичностью, злостью. Необходимо так
наказывать, чтобы ребенок мог исправить допущенное нарушение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, мы надеемся, что, прочитав эту книгу, вы получите представление о специальных
вопросах воспитания, о методике обучения глухих детей дошкольного возраста, о том,
какие приемы можно использовать, чтобы научить ребенка речи, как компенсировать его
глухоту, используя его полноценные возможности умственного развития, как воспитать у
него необходимые умения и навыки.
     Автор старался показать, как важно приступить к обучению глухого ребенка в раннем
дошкольном возрасте и какая значительная роль в этом принадлежит родителям.
     Прочитав эту книгу, вы узнаете, что, хотя ребенок и не слышит, он может овладеть
речью и нормально общаться с окружающими, научиться читать и писать. Нет областей
человеческой деятельности (за исключением непосредственно связанной со слухом), в
которой не мог бы работать глухой человек. Но путь его к взятию этих высот тернист и
крут. Никакая победа его невозможна без вашей помощи, участия, без вашей борьбы за
развитие возможностей вашего ребенка.
     В связи с раздумьями, которые неизбежно возникнут у вас, когда вы дочитаете книгу,
позволю себе дать вам несколько советов.
     Если   вы   не   можете   в   домашней   обстановке   создать   условия,   необходимые   для
воспитания неслышащего ребенка, не можете обеспечить квалифицированную помощь
сурдопедагога   в   обучении   произношению,   не   колеблясь   помещайте   ребенка   в
специальное дошкольное учреждение, а до этого приступайте к занятиям с ним.
     Не оставляйте занятия с ребенком и тогда, когда он пойдет в детский сад. Сочетание
работы   специалистов   в   детском   саду   с   тем,   что   вы   можете   сами   сделать   дома,   даст
положительный результат.
   Предоставляйте ребенку возможность побольше играть, так как игра – лучший способ
развития   ребенка.   В   игре   ребенок   учится   правильному   поведению,   выдержке,   труду,
развивает воображение.
     Излишне   не   жалейте   глухого   ребенка   и   не   отдавайте   ему   предпочтения   перед
слышащими братьями и сестрами (только более терпеливо и подробнее объясняйте свои
требования),   иначе   вы   вырастите   эгоиста,   которого   не   только   трудно   учить   и
воспитывать, но которому будет тяжело в обществе.
   Помните, воспитать настоящего человека важнее и труднее, чем научить говорить.
     Будьте последовательны, тверды в своих требованиях, настойчивы и терпеливы. Не
торопитесь. Помните: на лестницу по ступенькам всходят.
     От   вашего   отношения   к   ребенку   зависит   его   собственное   отношение   к   своему
недостатку.   Он   может   вырасти   спокойным,   верящим   в   свои   силы   и   возможности
человеком,   что   так   важно   для   него,   и,   напротив,   излишняя   опека,   жалость   окажут

неблагоприятное   влияние,   воспитают   его   беспомощным,   неуверенным   в   своих   силах,
человека с чувством неполноценности.
     Хочется надеяться, что роль родителей в воспитании и обучении ребенка будет ясна
тем,   кто   прочтет   эту   книгу.   В   заключение   предлагаем   вашему   вниманию   несколько
записей из дневника, начатого родителями с первого дня обучения ребенка.
     Вначале   –   коротенькая   справка:   Миша   М.   родился   5   октября   1965   г.   Развивался
нормально. В год потерял слух. Но только в 2,5 года родители установили, что отсутствие
речи   у   Миши   –   результат   его   глухоты.   Узнали,   что   ребенка   давно   следовало   начать
специально обучать речи.
  Здесь хочется сделать маленькое отступление: тем, кто приходит на прием, ища совета
и   помощи,   трудно   бывает   сдержать   отчаяние,   мужественно   выслушать   поставленный
специалистами диагноз. Но, поверьте, что и тем, кто принимает вашего ребенка, нужно
немало мужества, чтобы произнести свои горькие слова. Реакция родителей почти всегда
одинакова.
   Но   затем   родители   ведут   себя   по-разному:   у   иных   вовсе   опускаются   руки,   другие
продолжают   надеяться   на   чудо,   обращаются   к   многим   специалистам,   а   третьи
спрашивают: “Что нужно делать?” – и приступают к работе. По дневникам, которые вели
родители Миши М. (а записи их к моменту поступления Миши в детский сад занимали
более   20   школьных   тетрадей),   можно  узнать   не  только   о   том,   как   проходит   обучение
малыша,   но   и   о   том,   что   он   любит,   что   ему   трудно   и   интересно,   какие   сложности
испытывали   родители   в   обучении   и   воспитании.   Читая   дневники,   ощущаешь,   как
меняется душевное состояние родителей,  как боль, тревога,  отчаяние уступают место
радости от достигнутого, надежде, уверенности в победе.
   Мы   не   будем   приводить   эти   дневниковые   записи   полностью   (хотя   это,   несомненно,
оказалось бы полезным). Каждая из них говорит о вдумчивой, серьезной работе, которую
ведут родители под руководством специалистов. В них описаны трудности, с которыми
встречаются   родители   в   ходе   работы,   их   сомнения,   незнание   специальных   вопросов,
связанных с обучением и воспитанием ребенка.
   Родители Миши оба работают. Дома с ними никто больше не живет. Миша посещал
детские ясли для слышащих до 3 лет. Занимались с ним ежедневно родители только по
вечерам по 15—20 минут, придерживаясь тех требований, предъявляемых к воспитанию
и формированию речи, о которых было рассказано в книге.

  С 3 лет Миша М. стал посещать специальный детский сад. 
   “4/VI.   Были   на   консультации   в   Институте   дефектологии.   Миша   глухой.   Вопреки
аудиограмме и нашим наблюдениям, Б. Д. Корсунская утверждает, что у Миши имеются
некоторые остатки слуха, что нужно развивать его слуховое восприятие, но наряду с этим
его   нужно   учить   говорить   и   пальцами,   что   ускорит   и   облегчит   усвоение   им   речи.
Специалисты   утверждают,   что   по   мере   воспитания,   обучения   Миша   научится
пользоваться своими остатками слуха. Как жаль упущенного времени! Будем стараться
его наверстать. Как обидно, что мы до сих пор не знали о возможности обучать Мишу!
Пугает необходимость учить говорить пальцами. Не помешает ли это научиться читать с
губ и говорить? Сегодня уже пытались провести с Мишей рекомендованные упражнения.
Его внимания хватило на три минуты. Но подражает хорошо. Парные картинки подобрал
быстро.
   6/VI.   Прослушали   лекцию   и   посмотрели   фильм   “Они   будут   говорить”.   Настроение
немного   исправилось.   Неужели   и   Миша   так   же  будет   говорить?   Сегодня   Миша   после
нескольких упражнений безошибочно подкладывал слова папа и Миша к фотографиям.
Подражал движениям и показывал знаки ж, о, ч, у, а. Сами тоже учим дактильную азбуку.
     18/VI. Миша уже сам показывает много знаков и сегодня учил этому Олю. Замечал ее
ошибки   (она   нарочно   ошибалась)   и   исправлял   их,   придавая   пальцам   Оли   нужное
положение. Очень радовался ее успехам. Хвалил.
   Стал сам подолгу простаивать у макета из дактильных знаков и показывать на нем те,
которые он уже знает. Учит этому всех приходящих к нам в гости. Возвращаясь из ясель,
по собственной инициативе написал на земле буквы а и н. Перед зеркалом подражает
только  самым  простым  движениям.  Даже слог па дает  без голоса.  Кричим   в  ухо – не
помогает.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..