Это и было подготовкой ребенка к развитию у него навыка чтения с губ. Еще до того как
вы на специальных занятиях научите ребенка различать с губ хотя бы два-три слова,
нужно начать более интенсивно пользоваться устным словом в быту. Для этого
постарайтесь в различных ситуациях общения с ребенком выделить по два-три наиболее
обиходных слова. Выделите для себя именно те слова, которые вам нужны и наиболее
употребительны. Договоритесь, чтобы все домашние употребляли их в общении с
ребенком.
Приемы обучения ребенка чтению с губ в быту такие же, как и на занятиях. Если на
занятии возможность повторить слово большая, то в условиях быта употребление слова
ограничивается единичным или двукратным его повторением. Но в условиях быта слово,
естественно, повторяется изо дня в день и в одинаковой или похожей ситуации. Ребенку
легче понять обращение в привычной деятельности.
Рассмотрим это на примере. Перед тем как ребенок начнет мыть руки, вы обращаетесь
к нему: “Возьми мыло!” Если ребенок не догадывается, что ему нужно делать, покажите.
Взял. Затем скажите ему: “Мой руки!” Кончил мыть. “Положи мыло!” Положил. “Вытри
руки!” Привычная последовательность действий подскажет ему смысл ваших обращений,
различия в артикуляции в сочетании с соответствующими действиями помогут их понять.
Вот ребенок за столом. Все готово. Можно приступать к еде. Не разрешайте ему
начинать есть до тех пор, пока не сосредоточите его внимание на своих губах и не
скажете: “Ешь!” Так же должна проходить работа, связанная с выполнением режима дня
ребенка. Возникает вопрос: как согласовывать эти рекомендации с возможностью
пользоваться в общении дактильной речью.
Приемы использования в непосредственном общении слова в дактильной форме
принципиально ведь ничем не отличаются от только что описанных приемов.
Предполагается, что вы сможете даже использовать одновременно устно-дактильное
обращение. Во всяком случае, до тех пор, пока ребенок еще не умеет читать и не усвоил
буквенный или звуковой состав слова, его возможности чтения с губ очень ограничены. А
возможности различать и усваивать слова с руки гораздо большие. Речь идет лишь об
элементарном, общем различении с губ нескольких слов в пределах одной ситуации. На
этом этапе использование чтения с губ в общении воспитывает у ребенка привычку
обращать внимание на губы говорящего и различать слова. Это лишь подготовка к
чтению с губ, которое наступит с усвоением слов (т.е. когда ребенок сумеет
самостоятельно повторить их рукой) и с развитием навыка чтения с губ.
После того как ребенок начнет самостоятельно проговаривать дактильно, требования к
обучению чтению с губ усложняются. Постепенно, по мере того как ребенок усвоит слова
и звуки, учите его считывать с губ отраженно, повторяя за вами устно. Ребенок научился
смотреть на ваши губы, подражать видимым движениям вашей артикуляции. Вот он
подражает положению губ при произнесении звуков а, о, у, в. Ребенок научился их
видеть, различать. Сразу же следует сделать для него движения ваших губ чем-то
значимым, привлечь его внимание к устной речи, пробудить у него во время этих
подражательных упражнений интерес, который должен перейти в потребность различать
движения губ. Для этого необходимо, чтобы сказанное вами и понятое ребенком слово
имело для него жизненный смысл. Поэтому, как только ребенок станет смотреть на губы,
начните пользоваться в общении устным словом. Например, играя в подбор парных
игрушек, вы показываете ребенку игрушку. Он по образцу находит сходную.
Сосредоточив внимание ребенка на своих губах, говорите ему: “Дай!” И просите
выполнить задание. Выражение лица, привычная ситуация подскажут ребенку действие.
Вы несколько раз повторяете слово, так как ребенок должен в игре принести вам 3–4
игрушки. При этом ребенок каждый раз должен повторять слово отраженно (подражая
вам). Разумеется, на первых порах это будет только подобие произношения, не более.
Пусть он хотя бы просто откроет и закроет рот. Для начала и это хорошо. Важно
воспитать у ребенка привычку “отраженно” повторять за вами то, что вы произносите,
обращаясь к нему, что поможет ему научиться понимать по губам устную речь.
Одновременно это будут для него первые упражнения речевых органов, подготовка к
обучению произношению.
Чтобы непосредственное общение было продуктивно для развития и
совершенствования устной речи ребенка, оно должно осуществляться посредством слов