Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - 1970 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 7

 

 

Это и было подготовкой ребенка к развитию у него навыка чтения с губ. Еще до того как
вы на специальных занятиях научите ребенка различать с губ хотя бы два-три слова,
нужно   начать   более   интенсивно   пользоваться   устным   словом   в   быту.   Для   этого
постарайтесь в различных ситуациях общения с ребенком выделить по два-три наиболее
обиходных слова. Выделите для себя именно те слова, которые вам нужны и наиболее
употребительны.   Договоритесь,   чтобы   все   домашние   употребляли   их   в   общении   с
ребенком.
   Приемы обучения ребенка чтению с губ в быту такие же, как и на занятиях. Если на
занятии возможность повторить слово большая, то в условиях быта употребление слова
ограничивается единичным или двукратным его повторением. Но в условиях быта слово,
естественно, повторяется изо дня в день и в одинаковой или похожей ситуации. Ребенку
легче понять обращение в привычной деятельности.
   Рассмотрим это на примере. Перед тем как ребенок начнет мыть руки, вы обращаетесь
к нему: “Возьми мыло!” Если ребенок не догадывается, что ему нужно делать, покажите.
Взял.  Затем   скажите  ему:  “Мой  руки!” Кончил   мыть.   “Положи  мыло!” Положил.  “Вытри
руки!” Привычная последовательность действий подскажет ему смысл ваших обращений,
различия в артикуляции в сочетании с соответствующими действиями помогут их понять.
     Вот   ребенок   за   столом.   Все   готово.   Можно   приступать   к   еде.   Не   разрешайте   ему
начинать   есть   до   тех   пор,   пока   не   сосредоточите   его   внимание   на   своих   губах   и   не
скажете: “Ешь!” Так же должна проходить работа, связанная с выполнением режима дня
ребенка.   Возникает   вопрос:   как   согласовывать   эти   рекомендации   с   возможностью
пользоваться в общении дактильной речью.
     Приемы   использования   в   непосредственном   общении   слова   в   дактильной   форме
принципиально   ведь   ничем   не   отличаются   от   только   что   описанных   приемов.
Предполагается,   что   вы   сможете   даже   использовать   одновременно   устно-дактильное
обращение. Во всяком случае, до тех пор, пока ребенок еще не умеет читать и не усвоил
буквенный или звуковой состав слова, его возможности чтения с губ очень ограничены. А
возможности различать и усваивать слова с руки гораздо большие. Речь идет лишь об
элементарном, общем различении с губ нескольких слов в пределах одной ситуации. На
этом   этапе   использование   чтения   с   губ   в   общении   воспитывает   у   ребенка   привычку
обращать   внимание   на   губы   говорящего   и   различать   слова.   Это   лишь   подготовка   к
чтению   с   губ,   которое   наступит   с   усвоением   слов   (т.е.   когда   ребенок   сумеет
самостоятельно повторить их рукой) и с развитием навыка чтения с губ.
   После того как ребенок начнет самостоятельно проговаривать дактильно, требования к
обучению чтению с губ усложняются. Постепенно, по мере того как ребенок усвоит слова
и звуки, учите его считывать с губ отраженно, повторяя за вами устно. Ребенок научился
смотреть   на   ваши   губы,   подражать   видимым   движениям   вашей   артикуляции.   Вот   он
подражает   положению   губ   при   произнесении   звуков   а,   о,   у,   в.   Ребенок   научился   их
видеть,   различать.   Сразу   же   следует   сделать   для   него   движения   ваших   губ   чем-то
значимым,   привлечь   его   внимание   к   устной   речи,   пробудить   у   него   во   время   этих
подражательных упражнений интерес, который должен перейти в потребность различать
движения губ. Для этого необходимо, чтобы сказанное вами и понятое ребенком слово
имело для него жизненный смысл. Поэтому, как только ребенок станет смотреть на губы,
начните   пользоваться   в   общении   устным   словом.   Например,   играя   в   подбор   парных
игрушек,   вы   показываете   ребенку   игрушку.   Он   по   образцу   находит   сходную.
Сосредоточив   внимание   ребенка   на   своих   губах,   говорите   ему:   “Дай!”   И   просите
выполнить задание. Выражение лица, привычная ситуация подскажут ребенку действие.
Вы несколько раз повторяете слово, так как ребенок должен в игре принести вам 3–4
игрушки. При этом ребенок каждый раз должен повторять слово отраженно (подражая
вам). Разумеется, на первых порах это будет только подобие произношения, не более.
Пусть   он   хотя   бы   просто   откроет   и   закроет   рот.   Для   начала   и   это   хорошо.   Важно
воспитать у ребенка привычку “отраженно” повторять за вами то, что вы произносите,
обращаясь   к   нему,   что   поможет   ему   научиться   понимать   по   губам   устную   речь.
Одновременно   это   будут   для   него   первые   упражнения   речевых   органов,   подготовка   к
обучению произношению.
 

 Чтобы   непосредственное   общение   было   продуктивно   для   развития   и

совершенствования устной речи ребенка, оно должно осуществляться посредством слов

и выражений, уже усвоенных в дактильной форме. Исключение составляет тот период,
когда вы только начинаете воспитывать у ребенка установку на устную речь, до усвоения
дактильного чтения и запоминания слов. С усвоением ребенком грамоты и накоплением
им слов в дактильной форме возможности узнавания слов по губам возрастают. Дети уже
не  только   различают   слова,   прочитанные   с   губ,   но   и   могут   их  повторить   дактильно   и
частично   устно.   Совершенствование   чтения   с   губ   в   непосредственном   общении   с
ребенком   не   требует   дополнительного   времени   и   сил,   но   необходимо,   чтобы   все,
общающиеся с ребенком, знали и выполняли правила устного общения с ним, и тогда
ребенок   значительно   быстрее   освоит   навык   чтения   с   губ.   Кроме   естественных
упражнений   в   общении,   вам   следует   ежедневно   использовать   и   специальные   игры-
упражнения в чтении с губ, предусматривать их в каждодневном своем плане занятий с
ребенком.
   Если вы уяснили сущность развития  этого навыка, то вы должны понять, что любое
занятие,  обучение  любой  деятельности,  даже подготовка   к занятию   и  его  завершение
могут служить ребенку упражнением в чтении с губ. Поэтому вы должны продумывать
содержание и порядок фраз, с которыми вы обращаетесь к ребенку. Конечно, чтение с губ
–  сложный  процесс.   Уровень  понимания  речи   по губам   зависит  от   общего  и  речевого
развития   ребенка.   При   всем   этом   высокая   требовательность   к   себе   и   ребенку   в
пользовании устной речью во многом определяет развитие у него этого важного навыка,
необходимого   для   общения   с   окружающими.   Пальцевая   речь,   ускоряющая   и
облегчающая   накопление   словаря   на   начальном   этапе   обучения,   с   развитием   речи
должна занимать менее значительное место – только при сообщении новых слов и при
затруднении понять знакомое слово с губ.
   Разумное,   умелое   использование   дактильных   знаков   окажет   неоценимую   помощь   в
развитии   устной   и   письменной   речи.   Но   если   ребенок   может   прочесть   слово   с   губ,
произнесите   его   устно,   а   не   пальцами.   Сопровождать   устное   слово   дактилированием
можно только до тех пор, пока ребенок его не запомнит.
     Для развития навыка чтения с губ можно использовать и специальные игры. Все эти
игры используются также для закрепления навыка чтения, для понимания речи с руки.
Усвоив содержание игры, дети затем лучше справляются с ней и в устной форме.
 
“Покажи”

       Эта   игра   несложная,   и   ее   можно   проводить   на   любом   материале   и   без   всякой
специальной   подготовки.   Сосредоточив   внимание   ребенка,   последовательно   даете
задания: “Покажи нос”. Показал. “Покажи лоб” и т. д. – уши, глаза, волосы. Или: “Покажи
тарелку, ложку, хлеб” (за столом). “Покажи дерево, солнышко, дом” (на улице) и т. д.
       Достаточно   придать   лицу   соответствующее   выражение,   похвалить   за   правильное
выполнение, чтобы обычное называние предметов и их показывание превратились для
ребенка в занимательную  игру. Приготовьте поощрительные значки  (цветные палочки,
звездочки,   кружочки),   которыми   вы   будете   награждать   ребенка   за   правильно
выполненное действие, т. е. когда он поймет слово с губ, или отбирать у него, если он
допустит   ошибку.   По   окончании   игры   следует   поощрение,   например   совместная
постройка   из   кубиков,   прогулка   или   какое-нибудь   другое,   интересующее   ребенка
вознаграждение.   Для   этой   игры   используйте   и   картинки,   данные   в   приложении.   Вы
называете предметы (начинайте с двух-трех картинок, постепенно доводя до десяти).
    Для этой же цели служат и всевозможные лото. В приложении даны парные картинки.
Наклеив на картон, вы один экземпляр картинок разрезаете. Даете ребенку и берете себе
по  одной большой   карте.   Затем   называете  отдельные   предметы,  спрашиваете:   у  кого
самолет, машина, мяч? И т. д. Если ребенок прочитает с губ и укажет, вы отдаете ему
маленькую карточку. Кто первый накроет всю карту лото, тот выиграл.
    Полезна и долго сможет служить вам и другая специальная игра.

“Что у  меня?”

       Начнем с самого легкого варианта. Берете 4–5 игрушек, названия которых ребенок
знает. Кладете их по очереди (так, чтобы ребенок видел) в нарядный мешочек, и даете

его ребенку. Ребенок должен достать одну игрушку, спрятать ее от вас (вы закрываете
глаза), а затем, открыв глаза, вы должны “угадать”, какую именно игрушку он спрятал. Вы
называете по очереди игрушки. Ребенок отвечает “да”, “нет” (сначала проговариваете их
дактильно, затем устно). Называя по очереди игрушки, вы проявляете “недогадливость”,
чтобы   лишний   раз   ребенок   прочитал   название   игрушки   у   вас   с   губ.   Назвали   одну   –
ребенок   говорит:   “Нет”.   Отгаданную   игрушку   ребенок   отдает   вам,   и   игра   повторяется.
Разумеется,   вы   опять   долго   “отгадываете”.   Так   одни   и   те   же   слова   повторяются   по
нескольку раз.
       По   мере   усвоения   слов   да,   нет   заменяете   их   более   сложными.   Ребенок   говорит:
угадала,   не   угадала,   верно,   неверно,   правильно,   неправильно   (сначала,   пока   он
запомнит, давайте ему прочитать эти слова по табличке). Игра усложняется, количество
игрушек   увеличивается   до   8–10.   Затем   заменяете   их   картинками   (девочка   играет,
мальчик   рисует).   Далее   берете   картинки,   на   которых   изображены   более   сложные
действия, например девочка катает большую куклу; мальчик строит дом и т. д. Ребенок
берет   одну   из   4–5   имеющихся   в   его   распоряжении   картинок.   Мы,   стараясь   “угадать”,
называете   картинки,   ребенок   (как   всегда   отраженно)   должен   считать   у   вас   с   губ   эти
предложения по несколько раз. Наконец вы “угадываете” и за это получаете картинку. И
здесь, пока вы “отгадываете” все, вы по несколько раз заставляете ребенка читать у вас с
губ одни и те же фразы. Когда ребенок научится самостоятельно называть предметы и
картинки, вы эту же игру используйте для активизации закрепления его речи. Вы будете
прятать предметы и картинки, а он будет их отгадывать. Это можно сначала делать в
дактильной форме, а с усвоением произношения – в устной.
   
   
“Кто  больше?”

     В этой игре должно быть не менее трех участников (включая взрослого). Разложив на
столе предметы или картинки, вы называете их. Играющие должны тут же взять себе
названный предмет (картинку). Выигрывает тот, кто больше наберет предметов. (Эту игру
можно использовать для закрепления названий предметов в дактильной и устной форме,
для чего ведущим должен стать ребенок. Сначала он может называть предметы, читая
названия по табличке, а, усвоив их – говорит на память.)
     Для   этой   игры   используются   всевозможные   предметы,   картинки,   количество   и
содержание которых меняется с развитием ребенка и по мере расширения его словаря.
     Большие возможности для упражнения в чтении с губ открывают как повседневные
поручения в связи с подготовкой к занятию и его окончанием (принеси, убери, положи,
поставь все предметы, участвующие в занятии), так и игра в “поручения”. Выбрав тему
игры, скажем “Пойдем гулять с куклой”, вы последовательно даете ребенку поручения:
“Принеси   куклу”   (в   зависимости   от   уровня   развития   речи   ребенка   можете   осложнить
поручение: принеси большую куклу, или куклу Олю, или куклу в красном платье, принеси
пальто   или   голубое   пальто,   шапку,   шарф).   Потом,   так   же   последовательно,   даете
поручения: надень пальто, шапку, застегни пальто, завяжи шарф и т.п.
     Такие  же поручения   ребенок выполняет  и в  связи  с  собственными  его  сборами  на
прогулку.   Игра   закрепляет   понимание   этих   обиходных   фраз.   Ситуация   и   навык
собственного одевания помогают ребенку понять обращения.
     Поручения используются и в играх на другую тему, например игры: “Покорми куклу”,
“Уложи спать”, “Выкупай куклу”. Можно подобрать и поручения по темам “Построим дом”
или   “Обставим   комнату”.   Вы   говорите   ребенку:   “Принеси   кубики”   (если   ребенок   уже
считает и знает цвета, вы даете более точные поручения: “Принеси три кубика”. “Принеси
четыре зеленых кубика.” И т.п.). “Построй дом”. (Построил.) “Поставь около дома дерево”.
Уточняете:   “Поставь   справа   большое   дерево”.   “Построй   слева   забор”.   “Посади   собаку
около двери, под деревом”. И т. п.
     Игра эта универсальна в том смысле, что, когда ребенок усвоит ее, можно усложнить
тему   и   увеличить   объем   поручений;   включить   новые   слова,   которые   необходимо
закрепить в беглом считывании с губ. Обновляя игру, вы сделаете ее увлекательной для
ребенка.

     Несколько   дополнительных   указаний   к   проведению   игр-занятий,   специально
направленных на развитие умения читать с губ и совершенствование этого навыка.
     Игры-упражнения,   направленные   на   развитие   навыка   чтения   с   губ,   проводите
ежедневно. Они должны быть разнообразны по содержанию и форме, но по возможности
на   одном   и   том   же   обиходном   (т.   е.   необходимом   в   общении)   словесном   материале.
Периодически возвращайтесь к ранее усвоенным словам и выражениям, повторяйте их.
     Помните,   что   чтение   с   губ   утомительно   для   глаз   ребенка,   чередуйте   этот   вид
упражнений с другими, которые дают отдых зрению. Сосредоточение на губах говорящего
не должно превышать 15–20 сек при одном обращении, в общей сложности составляя от
1–2 до 5–6 мин у детей среднего и старшего возраста. Все это следует иметь в виду при
проведении занятий. Например, вы даете поручение: “Принеси большого мишку” (З сек).
Ребенок   выполняет   поручение   –   это   отдых.   Или   прочитал   с   губ   название   предмета.
“Теперь   его   сам   назови”   (устно,   дактильно   или   подобрав   табличку   в   зависимости   от
возможностей ребенка). Глаза отдохнули. Снова поручение.
   Играя   несколько   раз   в   одну   и   ту   же   игру   с   той   же   последовательностью   заданий,
следите,   чтобы   ребенок   не   выполнял   их   только   по   памяти,   помня   их   порядок.   Он   не
должен также выполнять  поручение,  догадавшись  о его содержании  по одному  слову.
Следите, чтобы ребенок приступал к выполнению поручения только после того, как вы
договорите его до конца. Если ребенок допустит ошибку, покажите ему, что это связано с
тем, что он не “досмотрел” фразу до конца. Это очень важно. Когда ребенок научится
легко различать поручения с губ, варьируйте их, но не в ущерб логике действий.
     Сформулируем   некоторые   правила,   которыми   вам   следует   руководствоваться,
обращаясь к ребенку устно.
   
1. Прежде чем начать говорить, сосредоточьте внимание ребенка на своем лице.
2. Лицо ваше должно быть хорошо освещено (на него должен падать свет) и находиться
на одном уровне с лицом ребенка (для этого можно взять его на руки или сесть против
него, нагнуться к нему). Голова ваша должна быть неподвижна. Расстояние между вами и
ребенком от 0,5 м, но не более 1,5 м.
3.   Произносить   слова   следует   естественно,   не   преувеличивая   мимику   лица   и
артикуляцию   (т.   е.   не   двигать   преувеличенно   губами,   не   показывать   специально
положение языка), не говорить слишком громко, но и не шепотом. И то и другое искажает
артикуляцию. Привыкнув к такой подчеркнутой артикуляции, ребенок не сможет читать с
губ у нормально говорящих. Говорить нужно в слегка замедленном темпе, но не разделяя
для   этого   слова   на   слога,   а   лишь   более   протяжно   произнося   гласные,   чуть-чуть
протягивая слог, например: водааа, куукла.
4. Следить за тем, чтобы ребенок отраженно повторял за говорящим, начиная с простого
шевеления губами отдельных видимых звуков до повторения знакомых слов с той или
иной степенью внятности (в зависимости от его подготовки). Однако не допускайте, чтобы
он произносил звуки неправильно. Отраженное повторение не только облегчает ребенку
чтение с губ, но одновременно будет хорошим упражнением для развития органов речи.
5.   Обращаясь   к   ребенку,   употребляйте   короткие   предложения.   Избегайте   говорить
отдельными словами.  При этом говорите слитно не только  слоги в словах,  но и сами
слова   в   предложении   (не   делайте   пауз   между   двумя   тесно   связанными   по   смыслу
словами:  Дай чашку! Принеси машину!).
6.   Новое   слово   не  вводите   с  губ  (это   почти   всегда   бесполезно),   а  сказав   незнакомое
слово, тут же дайте ребенку возможность прочитать его с руки или с таблички, а затем
уже повторите устно.
7. Если ребенок с первого раза не понял знакомое слово с губ, повторите второй раз, но
не более. При повторении не усиливайте артикуляции, чтобы он вас скорее понял. Это
даст   только   отрицательный   результат.   Ребенка   необходимо   научить   понимать
нормальную речь. Скажите только громче, что естественно сделает вашу артикуляцию
более выразительной. А еще лучше, напомните ребенку слово, написав его или сказав
дактильно (при этом ребенок также должен его отраженно повторить сначала пальцами),
затем устно.

8.   Усвоенные   ребенком   слова,   особенно   те,   которые   используются     в   специальных
упражнениях,     не   следует   сопровождать   дактилированием.   Прибегать   к   знакам   нужно
лишь при затруднении ребенка понять с губ.
9. Используйте ситуацию и интерес ребенка к предмету, к его названию для того, чтобы
лишний раз употребить устное слово. Интерес повышает его восприимчивость. Ситуация
облегчает   догадку,   что   очень   важно   для   развития   навыка   чтения   с   губ.   Приведенные
выше правила относятся ко всем случаям устного обращения к ребенку, будь то в быту
или на занятиях.

   Откажитесь   от   желания   устно   рассказать   ребенку-дошкольнику   что-либо   новое,
занимательное.   Для   этой   очень   важной   и   нужной   цели   используйте   действия   с
предметами, игрушками, доступные картинки в сочетании со знакомыми словами, а по
мере развития речи, о чем вам было рассказано в предшествующей главе, – написанный
текст. Лишь после того, как ребенок прочтет текст, поймет его, можно повторить рассказ
устно. Но главным  образом  развивайте  навык чтения с губ, используя  слова и фразы
разговорной  речи.   Если  в  дошкольном   возрасте  правильным   обучением   вы  добьетесь
того,   что   ребенок   научится   считывать   с   губ   обиходные   выражения   в   общении   с
окружающими, значит,  вы сделали большой шаг в формировании его устной речи. Но
ребенок должен также научиться говорить.
     Произношение   осуществляется   с   помощью   речевых   органов,   дыхательного   и
голосового аппарата.
   У вашего ребенка имеются все возможности произносить звуки, слова, говорить. У него
нормальный дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея); голосовой аппарат (гортань с
голосовыми   связками,   ротовая,   носовая,   глоточная   полости)   и,   наконец,   нормальные
речевые органы (язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть). Он не говорит только потому,
что не слышит.
 

 Используя   зрение,   осязание,   вибрацию,   двигательную   чувствительность,   уже

развившееся  у ребенка умение сознательно  подражать, сохранившиеся  остатки  слуха,
ребенка можно научить произносить звуки, слоги, слова и, наконец, предложения, т. е.
обучить говорить. Специальными приемами сурдопедагог будет формировать у вашего
ребенка произношение. Ваша задача – помогать ему.
     Для того чтобы лучше представить, как проходит эта работа, пронаблюдайте на себе.
Перед зеркалом произнесите разные слоги. Вы увидите, как отличается произношение
слогов  та-па-ла.   Произнося   слог  па,   поднесите   ко   рту   ватку   или   полоску   бумаги,   вы
увидите их колебание. При произнесении слогов та, фа запотевает поверхность зеркала.
На коже руки вы можете ощутить толчок выдыхаемого воздуха при произнесении звуков
т, п, к, х; почувствовать теплую струю от произнесения звука ш и холодную – при звуке с.
Если   вы   приложите   руку   к   гортани   или   к   груди,   то   уловите   силу   голоса,   а   при
произнесении и ощутите вибрацию темени; точно так же, прикладывая пальцы к носу (при
произнесении звука  к), к щекам (при звуке - и), к нижней губе (при звуке в), вы ощутите
вибрацию.
   В   настоящее   время   разрабатываются   всевозможные   технические   средства,   которые
еще расширят возможности людей с недостатками слуха улавливать звучащую речь. В
настоящее время создан аппарат видимой речи – ВИР, телефон и другие технические
приспособления.
     Обучение   глухого   ребенка   произношению,   быть   может,   наиболее   кропотливый   и
длительный процесс во всем комплексе формирования его речи, хотя, как вы уже знаете,
одно   усвоение   произношения   звуков   и   даже   слов   не   определяет   уровня   овладения
речью.
  Чтобы добиться внятного произношения, необходимо большое терпение, тщательность,
точность,   систематичность.   Из   всех   процессов   обучения   этот   требует   наибольшего
профессионального   умения.   Одного   понимания   сущности   этого   процесса   еще
недостаточно;  здесь,   более  чем  в работе   над  смыслом   речи,  больше  чем   в обучении
технике   чтения   и   дактилирования,   обучающий   должен   сам   овладеть   мастерством
постановки   звука,   на   опыте   одного   ребенка   это   сделать   трудно.   Поэтому,   если   ваш
ребенок   находится   в   детском   саду,   основная   работа   по   обучению   его   произношению
происходит там. Если вы хотите ограничиться домашним воспитанием, то для обучения

произношению   вам   необходимо   пользоваться   систематическими   консультациями
специалиста. Но в обоих случаях вы должны знать основы формирования произношения,
чтобы   принять   в   этом   участие   и   помочь   сурдопедагогу,   обучающему   вашего   ребенка.
Знайте,   что   эффект   усвоения   устной   речи   зависит   не   только   от   постановки   звуков,
которую   осуществляет   специалист,   но   и   в   большей   мере   от   вашего   внимания   к
произношению ребенка в процессе общения с ним.
   Мы предлагаем вам некоторые указания и рекомендации, касающиеся более частных
вопросов формирования произношения. Они рассчитаны только на тех родителей,  чьи
дети обучаются в специальном детском  саду или  получают дома  квалифицированную
помощь.
   Вам предстоит развивать дыхание и голос ребенка; совершенствовать его способность
подражать, используя эту способность, попытаться вызвать у ребенка некоторые звуки;
закрепить   уже   поставленные;   постоянно   следить   за   произношением,   за   правильным
ударением в словах и при необходимости исправлять возникающие дефекты.
     Правильное  дыхание  имеет огромное значение  для произношения.  Помня  об этом,
учите   ребенка   правильно   дышать   на   утренней   гимнастике,   на   прогулке,   во   время
подвижных   игр.   Но,   кроме   того,   включайте   в   ежедневные   упражнения   на   занятиях
специальные   игры   для   развития   дыхания.   Большинство   из   них   вы   используете
одновременно   и   для   развития   подражания,   но   при   этом   необходимо   особенно   строго
следить за точностью подражания для развития правильного, глубокого дыхания.
   Упражнения на развитие дыхания начните с таких подражательных действий, как дутье
на  полоски  бумаги,   ватку.  Учите   ребенка дуть  без  голоса,  не сильно,   дуть  плавно,  не
раздувая   щеки.   Вначале   проделайте   сами,   положите   на  руку   ребенка  кусочек   ватки   и
дуйте   на   него,   чтобы   он   почувствовал   ваше   дыхание   на   руке.   Затем   пусть   он   сам
проделает   то   же,   сначала   с   вашей   рукой,   затем   со   своей.   Когда   ребенок,   соблюдая
перечисленные условия, будет выполнять это простейшее упражнение, дайте ему более
занимательное: мелко нарежьте цветные бумажки, пусть он раздувает их. Сядьте с ним
друг против друга за столом и передвигайте дутьем от одного к другому целлулоидный
шарик или пустую катушку из-под ниток (рис. 14). Так же учите ребенка передвигать по
гладкой поверхности сделанные из бумаги фигурки людей, животных. Для детей старшего
возраста можно налить в таз воды и опустить плавающие игрушки. Пусть ребенок дует на
них и тем самым передвигает.
   Когда ребенок научится дуть и у него несколько разовьется умение правильно дышать,
вы присоедините к дыхательным упражнениям голос, сочетая дыхательные упражнения с
произнесением слогов. При этом следует увеличивать количество слогов на один выдох.
     Как   можно   вызвать   у   глухого   ребенка   голос?   Бывает,   что   неслышащий   ребенок
использует голос, чтобы таким способом привлечь к себе внимание. Иногда голос у него
прорывается случайно, в связи с каким-нибудь поразившим его событием, в игре. Во всех
этих случаях надо не упустить момента, чтобы закрепить умение ребенка сознательно
дать голос.

Рис. 14. Упражнение на развитие дыхания.

   
   Вот некоторые из общепринятых приемов. Держа ребенка на коленях, приложите его
руки   к   своим   щекам   и   произнесите   протяжно   мама.   Теперь   пусть   он   приложит   руки   к

своим щекам. Иногда ребенок, подражая вам, сразу дает голос. Проследите, чтобы он
при этом не гнусавил. Покажите, что в носу вибрации нет, только в щеках. Но если такой
дефект появится, чтобы не закрепить его, избегайте на первых порах произносить звук м
и слоги с ним. Более безопасен в этом отношении слог па, хотя с ним дети реже дают
голос да и произносят его беззвучно.
  Попробуйте, сделав у уха ребенка рупор из его рук (рис. 15), протяжно произнести слоги:
па, ва, та. Так ребенок может откликнуться голосом. Сделайте трубку из картона. Подуйте
сами в нее и дайте ему подуть. При громком произнесении слогов приложите его руки к
своей гортани, груди. Пусть ребенок при этом ощущает не только вибрацию гортани, но,
положив руку на нее, почувствует, что и она дрожит.
  Для вызывания голоса существуют и такие приемы: укачивайте куклу, громко напевая а-
а-а
,   и   пусть   ребенок,   подражая,   делает   то   же;   прицеливаясь   из   игрушечного   ружья,
громко   и   выразительно   говорите   паф;   двигая   по   столу   паровоз   (поезд),   протяжно
произносите у-у-у, двигая лошадку, произносите о-о-о (это но, в котором звук н просто не
виден).
     Во всех этих случаях руки ребенка прикладывайте к своей гортани, чтобы зрительное
восприятие   произношения   подкрепить   ощущением   вибрации.   С   появлением   голоса   и
развитием самого элементарного навыка правильного дыхания упражнения на развитие
голоса   выполняйте   одновременно   с   развитием   дыхания.   Учите   ребенка   на   одном
дыхании с голосом произносить гласные, например а, о, у. Еще лучше произносить их в
слогах: мааааа, пу, му и т. д., в зависимости от того, какие звуки уже появились у ребенка.
      

Рис. 15. Рупор усиливает громкость при восприятии собственной речи.

   
   Чередуйте произнесение слогов с долгими и короткими гласными. Используйте такой
элементарный  прием.  Пока ребенок  “тянет”  гласную  –  аааа  в слоге  па,  разматывайте
клубочек ниток, чтобы ребенок мог видеть все увеличивающуюся длину нитки.  Кончил
тянуть   –   остановитесь.   Теперь   быстро   меняйте   задание:   сматывайте   нитку   в   клубок,
побуждая ребенка в такт произносить слоги часто и кратко па, па, па, па.
   Это забавляет малыша. Чтобы ребенок лучше понял задание, проделайте упражнение
сами или выполните его с кем-нибудь.
   Эти упражнения нужно проделывать перед зеркалом, чтобы ребенок видел свое и ваше
отражение.
   Если в процессе занятий у ребенка появится какой-либо звук, слог (что часто бывает),
похвалите его за  удачу. Тут  же постарайтесь,  чтобы он повторил  его. Закрепите  звук,
связав   его   с   соответствующим   дактильным   знаком.   Например,   получился   слог  па  или
сочетание папа. Покажите фотографию отца и подпись к ней. Пусть снова повторит для
того, чтобы установить связь образа со словом.
  Чем точнее ребенок научится подражать движениям речевых органов, тем успешнее он
будет усваивать и устную речь. Упражнения нужно выполнять ежедневно, и, переходя к
новым движениям на подражание, не забывайте периодически возвращаться к прежним,
повторять, их. Используйте для подражательных дыхательных и голосовых упражнений
произношение таких легкоразличимых на зрение согласных звуков, как  п, т, в, ф, л, в

сочетании с гласными а, о, у, и, э. Но знайте, что это еще не постановка звуков, это лишь
подготовительные упражнения.
   Итак, выполнив с ребенком упражнения на подражание артикуляции, развитие дыхания,
голоса, вы обнаружили, что некоторые звуки возникают у него непроизвольно и как бы
независимо   от   цели   упражнения.   На   первых   порах   этих   “случайных”,   “неожиданных”
звуков   вполне   достаточно,   чтобы   дать   ребенку   представление   о   звуке   и   даже   о   его
эмоциональной выразительности. Но не ограничивайтесь этим. Постепенно вам следует
перейти   к   решению   выдвинутой   перед   вами   специальной   задачи:   попробовать
преднамеренно, последовательно на основе подражания вызывать у ребенка некоторые
звуки.
     Приступая к этому, прочитайте рекомендуемую вам литературу. Полезным окажется и
предварительное чтение данного пособия.
     Перед занятием проверьте в зеркале собственную артикуляцию и проследите, чтобы
она   была   правильная,   четкая   и   выразительная   и   точно   соответствовала   внешним
признакам произнесения данных звуков.
На одном занятии нужно проработать не более 3–4 звуков.

Ф. Ф. Pay рекомендует следующий порядок пробного вызывания звуков по подражанию
   

   

Теперь приготовьте тетрадь, разграфите ее по следующей схеме:

   

Звук, слог

Дата

Что получилось

а— па

просто открыл рот

о—по

произнес верно

  
   В соответствующей графе записывайте, как идет усвоение того или иного звука. Данную
схему примите за образец.
     Старайтесь проводить занятия непринужденно. Это очень важно. Проделав два-три
привычных   упражнения   на   подражание,   произносите   слоги  па,   па,   па.   Если   ребенок,
подражая,   сделает   такие   же   движения   губами,   а   звук   не   получится,   поднесите   руку
ребенка   к   своей   гортани,   к   груди,   ребенок   ощутит   вибрацию   гортани   и   груди.   Вновь
повторите   слог.   Вот   зазвучал   голос   ребенка,   нечто   похожее   на  а,   но   нет   звука  п.
Поднесите   ватку   или   полоску   бумаги  к  своим   губам.   От  дуновения   при   произношении
слога па она будет шевелиться (отскакивать). Приложите руку ребенка тыльной стороной
к своим губам в момент произнесения слога. Теперь проделайте такие же упражнения со
слогами  по, пу. По нескольку раз повторяйте,  призывая  ребенка подражать вам. Если
получится звучание какого-либо из этих звуков, закрепите его, пусть ребенок несколько
раз повторит, одновременно свяжите звук с соответствующим дактильным знаком.
   На  следующий   день  повторите  упражнения,   закрепите   звуки,   которые  получились,  в
слогах.   Попробуйте   так   же   на   основе   подражания   вызвать   и   другие   звуки   в   той
последовательности, которая указана выше. Не забывайте, что это еще не специальное
обучение   произношению   того   или   иного   звука,   это   попытки   вызвать   звук   без   особых
усилий и применения специальных приемов их постановки и отработки каждого звука. Вы
используете   лишь   легкоуловимые   внешние   признаки,   скажем,   привлекаете   внимание
ребенка   к   тому,   что   при   произнесении   звука  а  язык   лежит   плашмя,   что   при  у  губы
вытянуты в трубочку, при т кончик языка упирается в нёбо и при произнесении ощущается
толчок воздуха, и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..