В магазине назовите: касса, билет, деньги. И т. д. У вас всегда для этой цели должен
быть при себе блокнот и карандаш, чтобы записать и дать ребенку прочитать новое
слово. Такое обучение речи в быту должно сочетаться с систематическим обучением на
занятиях.
Напоминаю: используя в общении с ребенком дактильную речь, вы должны тщательно
следить за правильной техникой дактилирования. Плохое дактилирование сходно с
плохим почерком. Оно затрудняет понимание слова, мешает его усвоению. От четкости и
правильности начального обучения зависит точность и даже красота дактильной речи.
Она может быть изящной, почти незаметной для окружающих, а может быть очень
резкой, привлекающей внимание. Если дети с детства не научатся правильно
дактилировать, плохой навык закрепится и избавиться от него будет очень трудно. Не
уставайте следить за техникой дактилирования.
Несомненно, что успех в усвоении речи зависит и от объема накопленного детьми
словаря. Обычно у детей с недостатками слуха, даже у тех, кого специально обучают,
запас представлений, т. е. образов предметов и явлений, их окружающих, больше, чем
запас слов. Но случается, что ребенок запоминает слово, а за этим словом у него нет
представления. В этом случае он как бы накапливает “пустые” слова. Наличие их в
скромном лексиконе глухого ребенка, пожалуй, вреднее, чем отсутствие слова для
обозначения имеющегося у него правильного представления.
Если у ребенка нет слов, но есть элементарные понятия “можно”, “нельзя”, он понимает
по вашему выражению лица: нельзя бросать на пол вещи, рвать, ломать, сосать палец и
т. д. Он воспринимает ваш взгляд как порицающий при нарушении им этих правил. И если
вы начнете в подобных ситуациях сначала одновременно с соответствующим
выражением лица, с жестом, а затем и без них употреблять слова можно, нельзя, дадите
ему прочитать эти слова, то он таким образом запомнит их и сам начнет ими
пользоваться, потому что у него уже имелось представление. Если теперь вы будете
пользоваться этими словами в общении, значение их будет углубляться, будет
развиваться элементарное понятие. Ребенок будет относить слова можно и нельзя ко все
большему кругу действий.
Пользуясь в обучении глухого дошкольника только устной речью, против чего мы
возражаем, давая ребенку новое слово, обучающие вынуждены считаться с умением
ребенка произносить тот или иной звук. Даже учителям приходилось мириться с
неправильным употреблением слов, потому что это были слова, доступные
произношению. Например, дети называли “папой” всех мужчин, “Татой” – всех девочек,
любая птица называлась “петух”, любое блюдо – “суп” и т. д. Использование пальцевой
азбуки освобождает вас от необходимости учить детей неправильно называть предметы
и дает возможность пользоваться в общении с ними правильным обозначением их.
Называйте пальцами предметы, действия, качества правильно. А произносить ребенок
будет те слова, которые ему доступны в данный момент, в соответствии с усвоенными
звуками. Наступит время, когда у ребенка будут поставлены все основные звуки и слова,
которыми он пользовался в дактильной форме; при условии воспитания у него
соответствующей привычки, малыш будет употреблять их и в устной форме.
Обучая чтению, с самого начала соблюдайте положения, касающиеся техники чтения и
обеспечивающие понимание читаемого. Чтение – самый доступный для вас вид занятий с
ребенком, способствующий его развитию. От быстроты усвоения дактильного чтения и
развития способности запоминать прочитанное слово зависит формирование речи
ребенка (рис. 11).
От вашей организованности и твердого исполнения всех, даже незначительных на
первый взгляд требований, зависит успех овладения ребенком техникой чтения. Если вы
сами будете строго соблюдать все условия обучения дактильному чтению и с самого
начала заведете такой же порядок в семье, вы облегчите себе работу в дальнейшем,
поможете своему ребенку усвоить жизненно важную для него привычку – стараться
увидеть и понять обращенное слово (написанное, дактильное, устное)! Это ему
необходимо. Не делайте себе поблажек ссылкой на то, что ребенок устал, плохо
чувствует себя, что вам некогда, что пришли гости и т. п. Если вы сегодня подаете
ребенку молоко без обычного обращения: “Пей”, – знайте, что вы разрушаете очень