Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - 1970 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 6

 

 

В магазине назовите: касса, билет, деньги. И т. д. У вас всегда для этой цели должен
быть   при   себе   блокнот   и   карандаш,   чтобы   записать   и   дать   ребенку   прочитать   новое
слово. Такое обучение речи в быту должно сочетаться с систематическим обучением на
занятиях.
   Напоминаю: используя в общении с ребенком дактильную речь, вы должны тщательно
следить   за   правильной   техникой   дактилирования.   Плохое   дактилирование   сходно   с
плохим почерком. Оно затрудняет понимание слова, мешает его усвоению. От четкости и
правильности начального обучения зависит точность и даже красота дактильной речи.
Она   может   быть   изящной,   почти   незаметной   для   окружающих,   а   может   быть   очень
резкой,   привлекающей   внимание.   Если   дети   с   детства   не   научатся   правильно
дактилировать, плохой навык закрепится и избавиться от него будет очень трудно. Не
уставайте следить за техникой дактилирования.
   Несомненно,   что   успех   в   усвоении   речи   зависит   и   от   объема   накопленного   детьми
словаря. Обычно у детей с недостатками слуха, даже у тех, кого специально обучают,
запас представлений, т. е. образов предметов и явлений, их окружающих, больше, чем
запас слов. Но случается, что ребенок запоминает слово, а за этим словом у него нет
представления.   В   этом   случае   он   как   бы   накапливает   “пустые”   слова.   Наличие   их   в
скромном   лексиконе   глухого   ребенка,   пожалуй,   вреднее,   чем   отсутствие   слова   для
обозначения имеющегося у него правильного представления.
  Если у ребенка нет слов, но есть элементарные понятия “можно”, “нельзя”, он понимает
по вашему выражению лица: нельзя бросать на пол вещи, рвать, ломать, сосать палец и
т. д. Он воспринимает ваш взгляд как порицающий при нарушении им этих правил. И если
вы   начнете   в   подобных   ситуациях   сначала   одновременно   с   соответствующим
выражением лица, с жестом, а затем и без них употреблять слова можно, нельзя, дадите
ему   прочитать   эти   слова,   то   он   таким   образом   запомнит   их   и   сам   начнет   ими
пользоваться,   потому  что   у  него   уже  имелось   представление.   Если   теперь   вы  будете
пользоваться   этими   словами   в   общении,   значение   их   будет   углубляться,   будет
развиваться элементарное понятие. Ребенок будет относить слова можно и нельзя ко все
большему кругу действий.
   Пользуясь   в   обучении   глухого   дошкольника   только   устной   речью,   против   чего   мы
возражаем,   давая   ребенку   новое   слово,   обучающие   вынуждены   считаться   с   умением
ребенка   произносить   тот   или   иной   звук.   Даже   учителям   приходилось   мириться   с
неправильным   употреблением   слов,   потому   что   это   были   слова,   доступные
произношению. Например, дети называли “папой” всех мужчин, “Татой” – всех девочек,
любая птица называлась “петух”, любое блюдо – “суп” и т. д. Использование пальцевой
азбуки освобождает вас от необходимости учить детей неправильно называть предметы
и дает возможность пользоваться в общении с ними правильным обозначением их.
   Называйте пальцами предметы, действия, качества правильно. А произносить ребенок
будет те слова, которые ему доступны в данный момент, в соответствии с усвоенными
звуками. Наступит время, когда у ребенка будут поставлены все основные звуки и слова,
которыми   он   пользовался   в   дактильной   форме;   при   условии   воспитания   у   него
соответствующей привычки, малыш будет употреблять их и в устной форме.
   Обучая чтению, с самого начала соблюдайте положения, касающиеся техники чтения и
обеспечивающие понимание читаемого. Чтение – самый доступный для вас вид занятий с
ребенком, способствующий его развитию. От быстроты усвоения дактильного чтения и
развития   способности   запоминать   прочитанное   слово   зависит   формирование   речи
ребенка (рис. 11).
     От   вашей   организованности   и   твердого   исполнения   всех,   даже   незначительных   на
первый взгляд требований, зависит успех овладения ребенком техникой чтения. Если вы
сами  будете   строго   соблюдать   все   условия   обучения   дактильному   чтению   и   с  самого
начала заведете такой же порядок в семье, вы облегчите себе работу в дальнейшем,
поможете   своему   ребенку   усвоить   жизненно   важную   для   него   привычку   –   стараться
увидеть   и   понять   обращенное   слово   (написанное,   дактильное,   устное)!   Это   ему
необходимо.   Не   делайте   себе   поблажек   ссылкой   на   то,   что   ребенок   устал,   плохо
чувствует   себя,   что   вам   некогда,   что   пришли   гости   и   т.   п.   Если   вы   сегодня   подаете
ребенку   молоко   без   обычного   обращения:   “Пей”,   –   знайте,   что   вы   разрушаете   очень

важную,   уже   образовавшуюся   привычку,   лишаете   его   необходимого   упражнения   в
усвоении слов, в пользовании словесной речью.

Рис. 11. Ира понимает, как важно знать  дактильную азбуку, и учит этому свою куклу.

   
    Здесь, как во всем процессе воспитания, слаженность и единство требований всех, кто
общается   с   ним,   облегчит   вам   задачу   и   поможет   добиться   более   скорого   и   прочного
результата в формировании речи ребенка.
     В методиках зарубежных стран до сих пор даются рекомендации говорить с глухим
ребенком, как со слышащим. “Говорите, говорите, говорите”, – призывают американские
специалисты, считая это средством развития речи глухого, как и слышащего.
     Мы считаем, что разговаривать с глухим ребенком как можно больше действительно
полезно, но говорить ему нужно только то и столько, сколько он может воспринять, имея в
виду его способность если не услышать, то увидеть слово, с которым к нему обращаются,
и   понять   его   значение   (пусть   даже   за   этим   следует   показ-пояснение).   Только   в   этом
случае имеет смысл говорить, только в этом случае ваше “говорение” будет полезно. Вот
почему в обращении к маленькому глухому ребенку нужно тщательно взвешивать каждое
слово,   стремиться   к   тому,   чтобы   оно   дошло,   т.   е.   стало   ему   понятно.   Необходимо
воспитать у ребенка интерес к слову, осознание значимости обращения словом, сделать
слово   для   ребенка   содержательным   и   нужным   –   только   тогда   у   него   пробудится
подлинная потребность его усвоить, желание пользоваться им в общении, а это как раз и
есть обязательное условие овладения речью.

     Большую радость вызвало у меня следующее наблюдение за беседой матери с ее
неслышащим  ребенком  лет  пяти-шести  в  магазине  игрушек.   “Мама”,  – сказал   ребенок
устно и показал на игрушку. “Не понимаю”, – сказала мать, вопросительно глядя на сына.
Мальчик   произнес   “купила”   и   далее   что-то   невнятное.   “Скажи   рукой”.   Малыш   сказал
рукой: “Купи контрукт”. Мать сказала ему рукой все предложение, попросила повторить
вместе   с   ней.   “Теперь   повтори”,   –   сказала   она.   Ребенок   внятно   сказал:   “Купи   мне
конструктор”. Мать выполнила просьбу ребенка. Оба остались довольны. Приятно было
наблюдать разумное и умелое обращение матери с ребенком. И нас почти не удивило,
когда на вопрос: “Сколько слов знает мальчик?” – она ответила: “Около двух тысяч. Валя
всю неделю находится в детском саду. Мы с мужем стараемся хотя бы в субботу и в
воскресенье с ним побольше говорить и научить его новым словам – в связи с тем, что он
видит дома, на прогулке, в гостях. Говорим устно новые слова, пишем или говорим ему
рукой”.
   Мы рассказали вам о том, как следует относиться к пониманию прочитанного слова. Но
до   сих   пор   речь   шла   об   использовании   чтения   как   средства   усвоения   речи   путем
восприятия   (или   через   восприятие)   написанного   слова.   Но   кроме  этой   специфической
роли,   которую   играет   чтение   для   глухого   ребенка,   необходимо   использовать   и
общепринятую. Нужно найти такие  средства,  которые  восполнят глухому ребенку хоть
часть из того многого, что получает слышащий от чтения и рассказывания ему взрослыми
уже с самого раннего детства. Кроме того, уже в дошкольном возрасте нужно готовить

неслышащего ребенка к тому, чтобы он мог пользоваться чтением как основным и самым
верным источником получения информации.
     Для обучения чтению используются разнообразные тексты: составленные на основе
впечатлений   детей,   описаний   их   игр,   к   иллюстрациям,   а   также   переработанные,
упрощенные тексты к детским книгам для слышащих.
     Техникой   чтения   глухие   дети   овладевают   рано   и   сравнительно   легко,   вы   в   этом
убедитесь   сами,   а   вот   научить   ребенка   понимать   прочитанное,   сделать   для   него
доступным содержание того, что узнает слышащий ребенок, когда ему читают взрослые,
– задача столь же сложная, как и важная. Опыт показывает, что в этой работе родители
допускают  серьезные   ошибки.   Видя,   что   ребенок  умеет   прочитать   любое  слово   (даже
скорее, чем  слышащие семилетки),  они пытаются  читать  с ним детские книги,  как это
делают со слышащими первоклассниками.  Увы! Это  ни к чему не приводит.  Прочитав
незнакомое и не понимая значения прочитанного, маленький глухой ребенок не получает
ничего для  своего развития,   не обогащается  знанием.  Мало того,  такое  упражнение в
чтении непонятного может отбить у ребенка интерес к книге и охоту к чтению.
   Начиная учить глухого ребенка чтению, не старайтесь приравнять этот процесс к тому,
как   он   протекает   у   слышащих.   Для   слышащего   малыша   трудность   заключается   в
усвоении   техники   чтения,   но   правильно   прочитав   слово,   ребенок   без   труда   поймет
значение известного ему слова.
     Значительно   сложнее   задача,   стоящая   перед   вами.   Благодаря   рано   усвоенной
дактилологии   ребенок   отлично   владеет   техникой   восприятия   написанного   слова,   а   по
мере усвоения звуков – и техникой громкого чтения. Он действительно может прочесть и
даже запомнить любое слово. Но вы уже знаете, прочесть слово не значит понять его
значение. Понять смысл прочитанной фразы, даже составленной из знакомых слов, для
него сложно. В связи с этим работа ваша должна проходить как бы в двух направлениях.
   Вам следует расширять круг жизненных впечатлений ребенка, привлекать его внимание
к окружающим явлениям природы, к доступным его пониманию событиям, не требующим
пояснения;   использовать   иллюстрации   и   другие   виды   наглядного   рассказа   –
диапозитивы, аллоскоп, содержание которых было бы доступно ребенку на основе одного
зрительного   восприятия.   Старайтесь   все   полученные   ребенком   впечатления,
переживания,   эмоции  –  все,  что  привлекло   его внимание,   –  затем   оформить  в слове.
Начните с предложения в два слова, постепенно доведите до рассказа-описания в 6–7
строк. На этих-то рассказах и учите его затем понимать прочитанное.
     Вам нужно научить ребенка читать так, чтобы за каждой прочитанной фразой у него
возникало реальное представление.
Остановимся на этом более подробно.
  Что значит оформить, выразить в слове наблюдения и впечатления ребенка, которые он
получает   в   жизни?   Например,   ребенок   видит   и   показывает   вам   пальцем   на   летящий
самолет. Тут же напишите в блокноте черным карандашом для рисования фразу: “Летит
самолет”.   Ребенок   видит,   как   вы   разговариваете   по   телефону,   запишите   и   дайте   ему
прочитать: “Бабушка звонила по телефону”. После прочтения хорошо ему эту же фразу
повторить   устно.   Пришли   к   вам   гости.   Вы   пишете   и   даете   ребенку   прочитать:   “у   нас
гости”. Придя из парка, записываете: “Я с мамой был в парке”. Таких случаев вам жизнь
предоставляет   множество,   вы   их   используйте.   Изо   дня   в   день   будут   все   возрастать
возможности ребенка понимать и запоминать такие фразы.
     Сделав   запись,   вы   даете   ребенку   ее   прочитать.   Постарайтесь,   чтобы   он   повторил
каждую короткую фразу на память. Если вы будете делать так систематически, ребенок
научится   повторять   фразу   с   одного-двух   раз,   что   не   только   закрепит   у   него   навык
понимать написанное, но одновременно будет развивать и его самостоятельную речь.
Ребенок должен воспользоваться этой фразой, записанной вами для ответа на вопрос:
“Где ты был?” заданный кем-нибудь из членов семьи.
     Если   ваш   ребенок   посещает   детский   сад,   то,   беря   его   в   субботу,   записывайте
впечатления, полученные им дома, в специальной тетради, последовательно фиксируйте
все,   что  он  видел  и  делал   дома.  Начинайте,   как  всегда,   с одной   – двух   -  трех  фраз,
постепенно увеличивая их число.
     Привожу запись, сделанную родителями шестилетней Тани Ч., которую она дословно
передала   педагогу   и   детям   в   устной   форме,   помогая   себе   пальцами   лишь   при

произношении   таких   наиболее   трудных   слов,   как   убирать,   парикмахерская,   постригли,
пирог   с   яблоками.   Таня   рассказала:   “Утром   я   встала.   Помогала   маме   убирать.   Мы
завтракали. Потом я и папа пошли в парикмахерскую. Меня постригли. Папа купил мне
интересную   книжку   “Мишка”.   Дома   папа   читал   мне.   Потом   я   читала.   Мама   стирала   и
гладила мое красивое платье. Вечером пришли гости: тетя Оля, дядя Саша и Дима. Мы
играли с Димой. Мама испекла пирог с яблоками. Все пили чай с пирогом. Потом я пошла
спать”.
     Родители   Тани год  вели  систематические   записи,   и это  дало  возможность  девочке
почти безошибочно передать словами такой длинный текст. Не приходится говорить о той
роли, которую сыграла в ее речевом развитии систематическая работа.
     Перед нами толстая тетрадь с 60 текстами бытовых рассказов, из которых последние
содержат до 100–150 трех- и четырехсловных предложений, составленных родителями
Нели Б. Неля не только читала в субботу и воскресенье такой текст, но старалась его
запомнить,   чтобы,   придя   в   детский   сад,   пересказать.   Мы   проверили   Нелю.   Она   ясно
представляла себе содержание каждой написанной фразы, отражающей пережитое ею.
Позднее родители так же оформляли краткое содержание просмотренных телевизионных
детских передач, кинокартин.
     Кроме   составления   таких   текстов,   которые   из   года   в   год   все   усложняются,   вам
необходимо с этой же целью провести еще следующую работу. Рассказывайте ребенку,
используя   для   этой   цели   игрушки,   иллюстрации   к   детским   книгам,   художественные
открытки, картинки, вырезанные из журналов и книг, просмотр диапозитивов.
   Для рассказа вы составляете текст. Например: “Девочку зовут Оля. У Оли котенок. Оля
гладит котенка. Оля налила в блюдце молоко. Она дала котенку молоко. Котенок пьет
молоко”. Этот текст вы рассказываете, производя соответствующие действия игрушками.
Каждую   сказанную   вами   фразу   ребенок   отраженно   повторяет   (дактильно,   устно).
Подобный рассказ рассчитан на ребенка второго — начала третьего года обучения. В
зависимости от уровня развития речи ребенка вы делаете рассказ еще проще, короче
или, наоборот, усложняете.
  Рассказав текст два-три раза устно, дактильно, вы записываете его печатными буквами,
расставляете ударения и даете ребенку прочитать два-три раза (рис. 12). Прочитанные
ребенком   тексты   собирайте   и   периодически   повторяйте.   Новые   тексты   постепенно
усложняйте,   удлиняя   рассказ   на  две-три   фразы.   Позднее   приучайте   ребенка   наизусть
рассказывать текст, иллюстрируя его действиями с игрушками.
      В пособиях для этой цели даны сюжетные картинки (рис. 11, 12, 13 и 31). К ним в виде
отдельных   картинок   даны  основные   действия   и   предметы,   изображенные   на  большой
картине. Это картины: “Обед”, “Дома”, “В парке”, “На улице”. Повторив и уточнив словарь
по маленьким картинкам, вы обращаетесь теперь к большой картине. По ней проводите
беседу по вопросам, выясняете, кто изображен, что делают действующие лица. Затем,
пользуясь   картинкой,   ведете   связный   рассказ   (см.   указания   к   пособию).   Это   доступно
детям к концу второго года обучения. Запишите рассказ на отдельный лист (печатным
шрифтом), предложите ребенку нарисовать что-нибудь на данную тему.

Рис. 12. Любимое занятие.

   
   Из таких отдельных текстов и иллюстраций составьте книжку-малышку, как ее называют
в   детском   саду.   Для   этой   же   цели   можете   использовать   и   предметные   картинки   с
подписями,   и   другие   иллюстрации.   Научите   ребенка   не   только   читать   и   любить   эти
книжки-самоделки, но и беречь их.
     В пособиях имеются серии картин (см. рис. 14, 15, 16, 32, 33, 34), которые вы также
можете использовать для составления текстов. Картинки эти используются несколько раз
по-разному, в зависимости от подготовки ребенка.
   Сначала   вы   сами   рассказываете   о  происходящем,   привлекаете   внимание   ребенка   к
тому, что изображено. Затем ребенок читает подписи к каждой из иллюстраций. Прочитав
рассказ несколько раз, можно сделать следующее.
   Отрежьте подписи и предложите ребенку подложить их к соответствующим картинкам.
Следующее   задание   –   последовательно   разложить   картинки   по   порядку.   Умение
соблюсти последовательность –  нелегкая задача для ребенка.
   Когда он справится с заданием и достаточно хорошо сможет читать подписи, составьте
из   них   целый   рассказ.   Пусть   ребенок   прочитает   его   и   в   ходе   чтения   укажет   на
соответствующие картинки. В приложении даны по два варианта серий картин. Спрячьте
одну из них и через некоторое время дайте ее ребенку, чтобы он, пользуясь знакомой
лексикой (словарем), мог самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинках.
На основе нового варианта составьте более расширенный рассказ. Пусть ребенок читает,
пересказывает, сам иллюстрирует текст (рис. 13).
      Для рассказывания можно использовать иллюстрированные книжки (так называемые
ширмочки) для детей младшего дошкольного возраста. Рассматривая картинки, беседуя с
ребенком,   задавая   вопросы,   привлекайте   его   внимание   к  иллюстрациям,   к   отдельным
деталям их. Затем, как бы подводя итоги всему увиденному, сделайте на полоске бумаги
подпись к рисунку. Этой полоской заклейте текст в книжке. Ребенок прочитывает подпись.
Переходите к следующей картинке. Так за несколько дней прочитаете всю книжку. Теперь
ребенок   читает   ее   всю   от   начала   до   конца.   Из   таких   книжек   вы   должны   собрать
библиотечку, которую необходимо периодически перечитывать с ребенком. Учите его не
только читать вам, но, прикрыв текст, рассказывать на память и показывать по картинке
то, о чем говорится в тексте.
      

Рис. 13. Учит читать.

  
  
   Можно использовать для этой цели некоторые художественные открытки, составив к
ним после подробной беседы короткие тексты. Просмотрев какой-нибудь легкий детский
фильм   по   телевидению   или   картинки   в   аллоскопе,   диапозитивы,   вы   завершаете
просмотры рассказом с последующей записью и чтением его. Главное в этой работе то,
чтобы   в   результате   чтения   ребенок   не   только   понял   слова,   но   и   смысл   текста,
выраженного целой фразой. Смысл должен повлиять на чувства ребенка, пробудить у
него мысль. Так, например, прочитанное предложение “Птичка пьет” пробудило у ребенка
мысль. Оказывается, не только он, но и птичка пьет, хотя действие это совсем не похоже

на то, что он делает. Оба слова были ребенку знакомы, но только прочитанная фраза,
которая оформила наблюдение, обогатила его.
   Ира прочитала   подписи  под серией   из  двух картинок:  “Мама  дала  Оле  пирог”,  “Оля
поделилась   с   Вовой”.   Не   только   для   развития   чтения   оказалось   полезным   это
прочитывание, но и для большой содержательной беседы, в результате которой девочка
поняла смысл прочитанного.
  Такие подготовленные вами и прочитанные ребенком тексты вы можете через некоторое
время  пересказать   малышу.  Он легко  поймет содержание.   Одновременно  это  будет  и
упражнением   в   чтении   с   губ.   Постепенно   можно   перейти   к   простым   вопросам   к
прочитанному тексту:  Кто?  Что  сделал?  (вначале  это  должны  быть  такие  вопросы,   на
которые ребенок найдет ответы в тексте). О дальнейшей более углубленной работе по
чтению вы сможете прочитать в специальной литературе (см. библиографию).
  
Требования к обучению чтению.
   (Требования рассчитаны на глухого ребенка, не имеющего других дефектов развития.
При небольшой общей задержке развития сроки эти несколько удлиняются в зависимости
от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения).

  Научить правильно показывать дактильные знаки по подражанию. Дети моложе двух лет
усваивают   это   не   ранее,   чем   к   двум   годам   и   через   два-три   месяца   после   начала
обучения.
   Усвоить  технику  дактильного  чтения,  уметь прочитать  любое слово.  Дети,  начавшие
обучение в два года или раньше, должны овладеть этим умением к 2,5 – 3 годам. К этому
времени различать по табличкам 100-150 обиходных слов. К 3,5–4 годам уметь прочитать
поручение, состоящее из знакомых слов, и выполнить его (объем поручения от двух до
шести слов): “Принеси тарелку!”, “Позови папу!”, “Иди на кухню, попроси у мамы тряпку и
вытри стол!”, “Возьми в буфете яблоко, вымой его и ешь”, “Сложи кубики в коробку и
поставь ее на полку!”
   Учить   понимать   текст   из   двух-,   трех-,   четырехсловных   предложений,   состоящих   из
знакомых   слов,   поясняя   смысл   сопутствующей   картинкой,   рисунком   или   действиями   с
игрушками.
   Учить запоминать слова (уметь повторить новое слово после трех-   четырех кратного
его прочитывания).
   Последовательно раскладывать подписи к сериям картин, данным в приложении после
предварительной работы с картинками.
  Подкладывать подписи, составленные из знакомых слов, к соответствующим картинкам.
  Учить рассказывать (устно, дактильно) прочитанный несколько раз текст.
  
  
  
Минимум слов и  выражений, на   которых  ребенок учится читать.
(Эти же слова он должен запомнить и употреблять  в общении (сначала в дактильной
форме, затем в устной форме)).
   Свое имя и имена членов семьи (такие слова, как мама, папа, бабушка, дедушка, брат,
сестра), имена других людей, часто общающихся с ребенком.
     Названия всех игрушек, которыми играет ребенок, одежды, которую он обычно носит,
наиболее часто употребляемой пищи.
   Название предметов комнатной обстановки (только той, в которой живет семья).
   Названия действий: иди играть, гулять, спать, есть, мыть руки. Знать эти глаголы
и   в   другой   форме:   играет,   гуляет,   спит,   ест,   пьет,   моет.   Встань,   сядь   (сидит),
посади (куклу, мишку), беги (бежит), ляг (лежит), спи (спит), ешь (ест), пей (пьет),
посмотри (смотрит), попробуй, сложи, подбери, принеси, убери (на место), попроси,
помоги,   поблагодари,   поздоровайся,   читай,   говори,   скажи   рукой,   построй   (строит),
слепи (лепит), рисуй (рисует), наклей, вырежь.
     Вези   (везет),   покорми   (кормит),   покатай   (катает),   обними   (обнимает),   поцелуй
(целует), плачет, не плачь, смеется, хочу, не хочу, знаю, не знаю.

     Можно, нельзя, надо, хорошо, плохо, чисто, грязно, быстро, медленно, аккуратно,
много, мало.
  Большой, больше, самый большой, маленький, меньше, самый маленький.
   Чистый, грязный, добрый, недобрый, красивый, некрасивый, умный, неумный. Кто?
Что? Где? Куда? С кем? Кому? Зачем? Почему? Что делает? Я, ты, он, она, ей, ему,
ее, его.
На, под, в, около.
     Количество   слов   и   построенных   из   них   предложений   должно   расширяться.   Всеми
словами   необходимо   пользоваться   в   общении   с   ребенком.   Потребность   общения   и
познания   окружающего   мира   будет   у   ребенка   развиваться   по   мере   усвоения   речи   и
укрепления привычки пользоваться ею в общении.

ГЛАВА  VII

ФОРМИРОВАНИЕ   УСТНОЙ   РЕЧИ

В чем основное назначение речи? 
Что значит обучать устной речи? 
Обучение чтению с губ. 
Обучение произношению. 
Развитие навыка отраженного повторения. 
Игры для развития устной речи. 
Использование остатков слуха для улучшения произношения

       Речь   служит   средством   общения,   связи   между   людьми,   понимания   и   выражения
мысли,   желания,   чувства.   Мысли,   чувства,   желания   могут   быть   выражены   и   другим
способом, например, рисунком, жестами и музыкой. Но только речь, состоящая из слов,
которые в свою очередь складываются из букв (членораздельная речь), позволяет это
сделать   более   точно.   Вы   уже   знаете,   что   словесная   речь   может   быть   выражена   в
различной форме. Это может быть устное слово, написанное, показанное дактильными
или, например, точечными знаками, которыми пишут слепые (брайлевский шрифт), может
быть передано азбукой Морзе. Но в какой бы форме ни было передано слово, значение
его   от   этого   не  меняется.   В   самом   деле,   если   человек   понимает   значение   слов   мир,
солнце, то все равно услышит, прочтет ли он эти слова, воспримет ли их с помощью
знаков, смысл их будет ему одинаково понятен.

   Однако из различных форм словесной речи для непосредственного общения наиболее
доступна и удобна человеку устная форма речи. Ее и усваивает ребенок с первого года
жизни и свободно пользуется ею в 4–5 лет.
     Для   неслышащего   ребенка   первичное   усвоение   речи   в   устной   форме   оказывается
процессом несравненно более сложным и длительным, чем усвоение ее в дактильной
форме.   Однако,   учитывая   важность  устной   речи  для   общения   с окружающими,  глухих
обучают и устной речи.
     Что значит обучать устной речи? Вы уже знаете, что ребенок ваш не говорит только
потому,   что   он   не   слышит.   Способность   же   говорить   у   него   сохранена,   поэтому,
привлекая специальные приемы, средства обучения, его можно этому научить.
     Обучение   устной  речи   состоит   из  обучения  чтению   с губ  и  произношению.   Глухие,
получившие   специальное   обучение,   могут   говорить   достаточно   внятно   и   хорошо
понимать устную речь, читать ее с губ.
     Обучение   произношению   глухого   ребенка  –  специфическая   и   сложная   задача.   Она
требует  не только  знаний,  но и высокого  педагогического  мастерства.  Вместе с тем  в
сложном   процессе   формирования   словесной   речи   обучение   произношению   далеко   не
самое  главное.  Это скорее техническая  сторона процесса обучения,  который  связан с
использованием слова как средства общения с окружающими людьми.
     Ваше   участие   в   формировании   речи   ребенка   в   большей   степени   должно   быть
использовано   для   обучения   его   пониманию   речи,   для   развития   привычки   словесного
общения.   Дактильная   речь   будет   способствовать   более   успешному   обучению   ребенка
устной речи.
     Обучать устной речи ребенка необходимо в специальном детском саду, а в домашних
условиях   только   при   участии   сурдопедагога.   Помощь   родителей   заключается   в   том,
чтобы   закрепить   навыки   произношения   звуков,   вызванных   специалистом.   Как   только
ребенок научится произносить некоторые звуки, вам необходимо проявлять неизменную
требовательность,   внимательно   заставлять   его   правильно   произносить   поставленный
звук.   Для   этого   вы   должны   научиться   различать   дефекты   произношения   у   вашего
ребенка.   Если   вы   не   будете   исправлять   ошибки,   ребенок   привыкнет   говорить
неправильно и его будет очень трудно переучивать.
   Чтением с губ называется зрительное различение речи по видимым движениям органов
речи   говорящего.   Часть   этих   движений   легко   воспринимается   с   помощью   зрения.
Возьмите   зеркало   и   произнесите   слова:   лампа,   стул.   Вы   увидите,   как   по-разному
движутся ваши губы. Некоторые слова и даже фразы легко различаются между собой,
другие, напротив, зрительно очень похожи.
  Произнесите две пары слов: руки — уши, жутко — сумка. Различить между собой с губ
эти   слова   почти   невозможно.   Их   отличают   только   по   смыслу   фразы,   в   которую   они
включены (по контексту). Происходит это потому, что движения некоторых органов речи с
помощью   зрения   вообще   не   воспринимаются.   Неуловимы   движения   мышц   гортани,
диафрагмы, мягкого нёба, а также движения языка при произнесении некоторых звуков,
например ш. Те звуки, в произнесении которых большая роль принадлежит движениям
губ,   угадываются   лучше   других,   но   и   эти   звуки   случается   путать   при   необходимости
воспринять их изолированно. В знакомых словах они узнаются легче. Вот почему иногда
одни  и  те  же звуки  в  разных   словах  узнаются  по-разному  –   в  одних  легче,  в  других
труднее.
   Чтение с губ часто справедливо сравнивают с чтением рукописного текста, в котором
некоторые   буквы   написаны   недостаточно   разборчиво,   а   другие   стерлись.   Так   и
артикуляция зависит от индивидуальных особенностей говорящего.
     Читать   с   губ   знакомые   слова   бывает   иногда   легче,   чем   разбирать   плохой   почерк,
потому  что   мимика   лица   собеседника,   ситуация,   в   которой   происходит   беседа,   жесты
помотают чтению.  Однако процесс этот  сложный: недостаточно знать слова,  чтобы их
легко можно было читать с губ, ребенка нужно этому специально учить.
     Как   же   вы   должны   обучать   ребенка   чтению   с   губ?   И   здесь   вы   идете   двумя,   уже
известными   вам,   путями:   первый   –  учите   чтению   с   губ   непосредственно   в   быту,   т.   е.
общаясь с ребенком; второй – используйте специальные игры-упражнения.
  Вспомните, уже на самых первых этапах обучения перед вами стояла задача – привлечь
внимание ребенка к устному слову, к подражанию движениям ваших речевых органов.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..