сказанными за ширмой, не видя лица говорящего, ребенок не понимает, о чем идет речь.
Но постоянное словесное обозначение взрослыми окружающих детей предметов и
совершаемых действий приводит к тому, что слышащий ребенок начинает понимать
смысл обращенных к нему слов. С развитием речевого аппарата ребенок, подражая,
начинает говорить.
Перед вами стоит такая же задача: сочетая словесные обращения к ребенку с
соответствующими действиями и предметами, научить и неслышащего ребенка
необходимым для общения словам. Но использовать для этого следует не поврежденный
слух, а зрение. Для этого вы должны обращаться к ребенку так, чтобы он видел вашу
речь, будь то устное слово, написанное или сказанное пальцами.
С момента, когда ребенок привыкает только различать слова, т. е. отличать одно от
другого и до того, как по-настоящему усвоит их, а тем более начнет сам повторять,
пройдет много времени. Пока речь идет лишь о том, чтобы у ребенка выработалась
привычка внимательно относиться к слову, к обращенной речи, научить его различать
слова и правильно относить их к соответствующему предмету, действию, например: иди
— сядь, ешь — пей, ложка — хлеб.
Если вы воспитали у ребенка некоторые бытовые навыки до того, как вам предстоит
специальными способами учить его речи, то они создадут благоприятные условия для
обучения его разговорной речи. Так, выполняя привычные для него действия, ребенку
легче понять ваши словесные обращения. Ему легче будет догадаться об их смысле в
знакомой ситуации. Рассмотрим это на примере воспитания навыков, описанных выше.
Если ребенок привык при одевании подавать вам одежду, привык к определенному
порядку при одевании, то теперь, если вы каждому его действию предпошлете словесное
указание, он будет понимать ваши обращения, такие, как: дай чулок, дай ботинок, дай
рубашку и т. п. (рис. 10). Точно так же, если ребенок привык кивком головы благодарить,
сейчас вы своевременно предпошлете слово: “Поблагодари!” Он не знает этого трудного
слова. Но вы свяжите его с последующим привычным для ребенка кивком головы, и так
постепенно будет образовываться связь между словом и действием. Он научится
отличать его от других слов, например от слова сядь. В ответ на обращение: “Сядь” – он
будет садиться, а в ответ на “Поблагодари” будет благодарить (кивком головы).
Разумеется, это еще не полноценное усвоение слова, а только первый шаг к нему.
Рис. 10. Обучение обиходным словам в естественных условиях общения.
Отличие одного слова от другого ребенок устанавливает по разным признакам, в
зависимости от того, в какой форме вы обращаетесь к нему.