Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - 1970 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 5

 

 

сказанными за ширмой, не видя лица говорящего, ребенок не понимает, о чем идет речь.
Но   постоянное   словесное   обозначение   взрослыми   окружающих   детей   предметов   и
совершаемых   действий   приводит   к   тому,   что   слышащий   ребенок   начинает   понимать
смысл   обращенных   к   нему   слов.   С   развитием   речевого   аппарата   ребенок,   подражая,
начинает говорить.
     Перед   вами   стоит   такая   же   задача:   сочетая   словесные   обращения   к   ребенку   с
соответствующими   действиями   и   предметами,   научить   и   неслышащего   ребенка
необходимым для общения словам. Но использовать для этого следует не поврежденный
слух, а зрение. Для этого вы должны обращаться к ребенку так, чтобы он видел вашу
речь, будь то устное слово, написанное или сказанное пальцами.
   С момента, когда ребенок привыкает только различать слова, т. е. отличать одно от
другого   и   до   того,   как   по-настоящему   усвоит   их,   а   тем   более   начнет   сам   повторять,
пройдет   много   времени.   Пока   речь   идет   лишь   о   том,   чтобы   у   ребенка   выработалась
привычка внимательно относиться к слову, к обращенной речи, научить его различать
слова и правильно относить их к соответствующему предмету, действию, например: иди
— сядь, ешь  —  пей,  ложка  —  хлеб.
   Если вы воспитали у ребенка некоторые бытовые навыки до того, как вам предстоит
специальными способами учить его речи, то они создадут благоприятные условия для
обучения его разговорной речи. Так, выполняя привычные для него действия, ребенку
легче понять ваши словесные обращения. Ему легче будет догадаться об их смысле в
знакомой ситуации. Рассмотрим это на примере воспитания навыков, описанных выше.
Если   ребенок   привык   при   одевании   подавать   вам   одежду,   привык   к   определенному
порядку при одевании, то теперь, если вы каждому его действию предпошлете словесное
указание, он будет понимать ваши обращения, такие, как: дай чулок, дай ботинок, дай
рубашку и т. п. (рис. 10). Точно так же, если ребенок привык кивком головы благодарить,
сейчас вы своевременно предпошлете слово: “Поблагодари!” Он не знает этого трудного
слова. Но вы свяжите его с последующим привычным для ребенка кивком головы, и так
постепенно   будет   образовываться   связь   между   словом   и   действием.   Он   научится
отличать его от других слов, например от слова сядь. В ответ на обращение: “Сядь” – он
будет   садиться,   а   в   ответ   на   “Поблагодари”   будет   благодарить   (кивком   головы).
Разумеется, это еще не полноценное усвоение слова, а      только первый шаг к нему.
  

Рис. 10. Обучение обиходным словам в естественных условиях общения.

  
   Отличие   одного   слова   от   другого   ребенок   устанавливает   по   разным   признакам,   в
зависимости от того, в какой форме вы обращаетесь к нему.

     Иногда это может быть даже длина слова (если вы даете его ребенку написанным), а
может   одно   какое-либо   движение   пальцев   или   губ.   Так   или   иначе,   зрительно
различаемые слова становятся знаками различных предметов, действий.
     Таким образом, если вы теперь, постоянно показывая предмет или действие, которое
ребенку   следует   выполнить,   предпошлете   этому   слово,   т.   е.   сосредоточив   внимание
ребенка,   скажете   ему   коротко   и   четко:   “Сядь!”,   “Иди!”,   “Ешь!”   и   т.   д.,   –   или   если   вы,
порицая   или   хваля   ребенка,   будете   выражением   лица   подкреплять   односложным:
“Плохо”, “Нельзя”, “Хорошо”, “Молодец”, – а в ответ на вопрошающий взгляд ребенка не
просто кивнете головой, а скажете: “Да”, “Нет” или “Можно”, “Нельзя”, то тем самым вы
сделаете   верные   шаги   в   решении   поставленной   перед   вами   задачи,   воспитать
правильное   отношение   или,   как   говорят   психологи,   создать   у   ребенка   установку   на
словесное   обращение   и   привычку   пользоваться   речью   в   общении.   Чем   раньше   вы
начнете   воспитывать   привычку   к   такому   словесному   сигналу,   тем   быстрее   у   ребенка
будет   развиваться   его   самостоятельная   речь,   когда   вы   начнете   учить   его   читать   и
произносить слова.
   Повторяем: для этой цели вы можете использовать слово в устной форме, написанное
на   карточке   (табличке),   можете   проговорить   его   дактильно.   Когда   ребенок   научится
различать хотя бы несколько букв, а тем более показывать их дактильно, то, используя
карточку,   на   которой   будут   написаны   соответствующие   слова,   например   дай,   возьми,
поблагодари, вы будете учить его читать эти слова дактильно, что ускорит их различение,
приведет постепенно к запоминанию и будет условием для развития его речи. Возникает
часто вопрос: в какой форме лучше обращаться к ребенку в быту?
   Если   вы   достаточно   хорошо   владеете   дактильной   речью,   т.   е.   можете   говорить
пальцами в том темпе, в каком вы обращаетесь к ребенку устно, то можно в общении с
ребенком   пользоваться   одновременно   обеими   формами   словесной   речи   (устно   и
пальцами).   Существует   и   такая   практика.   Она   имеет   свои   преимущества.   С   одной
стороны,   совершенствуется   привычка   устного   общения,   с   другой   –   восполняется   ее
несовершенство   сопутствующим   дактилированием.   Если   же   вам   приходится
задумываться при дактилировании отдельных знаков и приспосабливать произношение к
темпу пальцевой речи, если при этом вы произносите слово по слогам и даже по буквам,
то   от   этого   будет   больше   вреда,   чем   пользы,   для   развития   устной   и   для
совершенствования  дактильной речи. Лучше пользоваться  в общении только одной из
этих форм речи — либо устной, либо дактильной, а еще лучше сначала сказать и после
этого показать пальцами. Если же вы будете пользоваться только дактильной речью, то
приучайте ребенка отраженно все повторять за вами пальцами. Тем самым вы не только
скорее научите его различать многие слова и выражения, но одновременно создадите
возможность ребенку усваивать слова так, чтобы и самому начать ими пользоваться. В
результате у ребенка появится лепет в дактильной форме. Так, например, в первый день
использование в обращении к Лене Е. (3 года 2 мес.) слова “дай” в дактильной форме
привело к тому, что она, желая получить игрушку, показала “да” вместо “дай”. Точно так
же и Миша М. (2 года 7 мес.) первое время знаком с обозначил самолет, а знаком п –
птичку.

     Пользуясь   только   устной   речью,   вы   воспитываете   у   ребенка   привычку   (устно)
отраженно   повторять   за   вами,   шевелить   губами,   воспринимая   ваше   обращение.   Это
поможет ему различать некоторые (в очень ограниченном количестве) слова,  а может
привести и к появлению лепета, т. е. произношению отдельных звуков, входящих в состав
слова, что очень важно.
 

 Для   развития   подражания,   воспитания   установки   на   словесное   обращение

рекомендуется   использовать   и   подвижные   игры.   В   них   у   ребенка,   кроме   подражания,
будет   развиваться   ловкость,   координация   движений,   которые   у   него   иногда   из-за
нарушений слуха отстают от слышащих однолеток. Вам предстоит тренировать ребенка в
ходьбе, беге, развивать равновесие, умение прыгать, бросать в цель.
   Приведем некоторые игры для начального обучения (См. список литературы, N 2, 4, 8).
   Усевшись с ребенком на ковер, катайте мяч навстречу друг другу. При этом, перед тем
как дать ребенку мяч, сосредоточьте его внимание на своих губах, говорите: “Лови”, а

когда   ребенок   поймает,   скажите   ему:   “Поймал’,   а   теперь   пусть   ждет   вашего   сигнала:
“Кати!”
     Следующая   игра:   пусть   ребенок   ловит   зайчика,   который   появится   на   стене   от
наведенного   вами   на   солнце   зеркальца.   При   этом   говорите:   “Лови!”   Когда   ребенок
приблизится к зайчику, переведите его и скажите: “Убежал”. Когда вы решите закончить
игру (через 2–3 минуты), дайте ребенку задержать руку на зайчике и скажите: “Поймал!”
   В   результате   систематических   игр-занятий   в   подготовительный   период   обучения
чтению, вы должны научить ребенка (требования того же типа, но более сложные, даются
детям, уже справившимся с простым заданием; задания рассчитаны на детей начиная с
1,5 лет):

1. Выполнять минимум бытовых действий.
2. Нанизывать цветные кольца на стержни сначала без соблюдения цвета. Затем то же с
соблюдением цвета.
3. Собирать пирамидку из 3–4 колец (до 2 лет).
4. Собирать пирамидку из 6 колец (до 3 лет).
5. Бросать мелкие предметы в бутылку (1,5–2 года).
6. Собирать по одному шарику или кубику в корзинку (1,5 года).
7. Складывать домик из 3 кубиков (1,5 года), 4, 5, 6 кубиков и более для старших детей
(2,5–3 года).
8. Доставать (приближать к себе) палочкой цветные кольца, разбросанные на столе, до
которых без палочки ребенок не может дотянуться (начиная с 2 лет).
9.   Доставать   сачком   из   воды,   налитой   в   банку   (таз),   мелкие   игрушки,   шарики,   рыбки
(после 2 лет).
10. Насыпать совком песок в ведерца, тележки (с 2 лет).
11. Делать формочками бабки из песка (с 2 лет).
12. Набивать песок (снег) лопаткой в формочки (после 2 лет).
13. Возить тележку за веревочку (1,5 года).
14. Деревянным молотком вбивать деревянные колышки в свежий песок (после 2 лет).
15. Узнавать на ощупь предмет по образцу (игрушку, фрукты, овощи, посуду) – находить
его среди 2–3 предметов для детей от 2–3 лет, среди 4–6 – для более старших.
16.   Прокатывать   шарики   в   заданном   направлении   (настольная   игра   “Прокати   шарик”)
(после 2 лет).
17. То же, но подбирать цвет шарика к цвету ворот (2,5 года).
18. Подбирать парные обиходные предметы, игрушки (1,5 года).
19. Находить и приносить игрушку по предъявленному образцу, не имея его в руках, по
памяти (после 2 лет).
20. Подбирать парные картинки (после 2,5 лет).
21. Подбирать предметы к соответствующим картинкам (мяч, чашку и т. д.) (после 2 лет).
22. Составлять фигуры из палочек, начиная с 3 (постепенно довести до 8). Дети 2–3 лет
составляют по       образцу, находящемуся перед глазами. Более старшие — по памяти.
23. Подбирать парные геометрические формы.
24.   Распределять   данные   в   приложении   геометрические   формы   сначала   только   по
одному   признаку,   т.е.   по   цвету,   по   величине   или   по   форме,   а   затем   подбирать
одинаковые.
25. Подражать движению рук, ног, пальцев, речевых органов (1,5–2 года).
26. Показывать по подражанию все дактильные знаки (после 2 лет).
27. Подбирать из 5–6 печатных букв 2–3 парные (начиная с 2 лет), для детей старше 3
лет увеличить число до 6–19.
28. Подбирать парные картинки, незначительно отличающиеся между собой (для детей
после 2,5 лет).
29. Подбирать слова-названия к 5–6 предметам (одновременно распределять только к 2–
3,   т.   е.,   имея   в   руках   2–3   таблички   с   названиями,   подложить   их   к   соответствующим
предметам. Например: мама, папа, я; кукла, машина, мишка или хлеб, молоко, яблоко).
30. Понимать  обиходные слова  и выражения, например:  Дай!  Иди!  Будем заниматься.
Можно. Нельзя. Покажи. Сделай сам.

“Требования к воспитанию бытовых навыков.
(Все предъявленные требования к различным умениям и навыкам необходимо сочетать с
обучением ребенка понимать соответствующие словесные обращения, образцы которых
указаны здесь).
     I. Мыть руки перед едой (с 2,5 лет делать это самостоятельно). Знать свое место за
столом.   Понимать   обращение:   “Иди   кушать”.   Правильно   сидеть   за   столом   (с   2   лет
приносить себе стул). Не вставать из-за стола во время еды. Не держать локти на столе.
Правильно держать ложку правой рукой. Самостоятельно есть (в 1,5 года твердую пищу,
к 2 годам жидкую, не проливая ее). Держать чашку и пить из нее самостоятельно (к 2
годам).   Пользоваться   вилкой   (к   3,5   годам).   Съедать   все,   что   полагается,   хорошо
прожевывать пищу. Есть опрятно: не ронять пищу на пол, не лезть руками в тарелку. Для
помощи пользоваться при набирании на ложку корочкой хлеба (к 3 годам). Вытирать рот
салфеткой   (с   2,5   лет).   Самостоятельно   складывать   салфетку   (к   3   годам).   После   еды
благодарить (до 2,5 лет кивком головы, а затем словом (дактильно или устно). Усвоить
слова: ешь, пей, сам, вытри рот. Говорить: дай и по (спасибо). Полоскать рот после еды (к
4   годам).   Помогать   накрывать   на   стол   (с   2,5   лет   самостоятельно   раскладывать
небьющиеся предметы). Различать названия отдельных блюд.
   II. Соблюдать правильное положение тела во время сна (спать, чередуя положения на
правом и левом боку). Руки держать поверх одеяла. Принимать участие в уборке постели
(с 2,5 лет); самостоятельно заправлять постель (к 4 годам). Различать слова: повернись
на   правый   бок   (на   левый),   убери   постель,   положи   подушку,   одеяло.   Знать   порядок
(последовательность)   одевания   и   раздевания   (к   2   годам),   быть   активным   во   время
одевания (просовывать руки в проймы лифчика, уметь надевать чулки и обувь (к 2 годам).
Складывать свою одежду на место, обувь ставить под кровать (к 2,5 годам). Различать
слова: надень, сними, поставь на место. Самостоятельно надевать ботинки (к 3 годам),
шнуровать их (к 4–5 годам). Различать в одежде перед (к 3 годам), лицо и изнанку (к 3,5–4
годам), пользоваться самостоятельно носовым платком, понимать выражение вытри нос
(к 3 годам). Замечать непорядок в одежде: оторванную пуговицу, спущенный чулок и т. д.
(к 3–4 годам).

   
   
ГЛАВА VI

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

Что значит обучить чтению неслышащего и неговорящего ребенка? 
Готовность ребенка к усвоению чтения. 
Обучение технике чтения. 
Чтение как средство накопления словаря. 
Использование игр, иллюстраций детских книг для обучения чтению. 
Требования к обучению чтению

       Что значит обучить чтению неслышащего и неговорящего ребенка? Основной смысл
раннего обучения дактильным знакам – это возможность использовать их для обучения
ребенка чтению, чтобы путем чтения написанных слов ребенок мог возможно быстрее
накапливать   необходимые  ему  для   общения   с  окружающими   слова.   Обучение   чтению
позволяет развивать речь и мышление ребенка до овладения произношением (которое
протекает значительно медленнее). Обучение чтению  облегчает формирование устной
речи,   освобождает  от  необходимости  форсировать  постановку  звуков   и употреблять  в
речи   неправильные   звуки.   Возможность   пользоваться   дактильной   формой   речи
позволяет   специалисту   задерживаться   на   отработке   у   ребенка   каждого   звука   столько,
сколько   нужно,   чтобы   он   был   хорошо   поставлен   и   закреплен,   в   то   же   время,   не
препятствуя развитию у ребенка речи в дактильной форме. Усвоив звуки, ребенок сможет
все слова, которыми он пользуется в дактильной форме, значение которых он понимает
при соблюдении определенных условий, употреблять и устно.

     Обучать ребенка чтению вы начнете на занятиях, потому что необходимо соблюдать
постепенность   и   последовательность   в   обучении   столь   сложной   для   ребенка
деятельности, как чтение.
   При обучении ребенка чтению перед вами стоят две задачи: первая – научить ребенка
правильно прочесть то или иное слово; вторая  – воспитать отношение к чтению как к
источнику знания и средству общения с окружающими. И как ни мал ваш ребенок, как ни
примитивно на первых порах его чтение, помнить об этих задачах вы обязаны с первых
же прочитанных ребенком слов. Не сумев воспитать у ребенка интерес и потребность к
чтению, вы лишите  его основного средства познания мира, обедните  и усложните его
жизнь. Поэтому с самого начала тщательно отбирайте слова, которым вы учите ребенка.
Слова   должны   обозначать   известные   ребенку   явления,   которые   помогут   ему   понять
обращенную к нему речь, помогут выразить свое желание, мысль.
  Как учить малыша читать? Начнем с обучения технике чтения.
   Подготовительные упражнения у ребенка третьего года жизни должны занять не менее
трех-четырех месяцев у детей до 2,5 лет, у более старших – один-полтора месяца. Если
ребенок   может   в   течение   5–7   минут   внимательно   работать,   умеет   подражать,   верно
показывать   дактильные   знаки,   правильно   различать   по   табличке   5–6   слов-названий,
подкладывать   их   к   соответствующим   игрушкам   или   фотографиям   и,   наконец,   если   он
умеет   различать   буквы,   из   четырех-пяти   букв   находить   парную   по   образцу,   тогда
переходите к обучению чтению.
   Для этого необходимо специально подготовиться. Возьмите фотографии членов вашей
семьи и сделайте  подпись к каждой из них. Приготовьте  такие  же таблички-подписи с
названиями   обиходных   предметов,   конверты   со   словами   и   выражениями,   которые

необходимо   употреблять   в   общении   с   ребенком   в   различных   бытовых   ситуациях.
Например, слова, связанные с питанием – ешь, пей, возьми сам, вытри рот, дай, спасибо
и т. д.; с прогулкой – надень  пальто,  шапку, шарф, галоши;  со сном – разденься  или
сними платье, тапки и т. д. Во всех конвертах должны быть слова можно, нельзя, спасибо,
дай.
   Таблички   делают   так:   нарезают   одинаковые   полоски   плотной   бумаги,   еще   лучше   –
картона.   Слова   должны   быть   написаны   одинаковым   шрифтом   и   одного   цвета
(желательно черным). Шрифт самый простой. Если вы пишете предложение, например
“Дай мне” или “Принеси куклу”, то оно должно укладываться в одну строчку. Для этого
полоска должна быть длиннее. Переносить слова не следует.
     Таблички-названия   предметов   необходимо   иметь   в   двух   экземплярах.   Одни   вы
прикрепляете к предметам (столу, стулу, окну, двери, шкафу, дивану, буфету, цветам и т.
д.), к полочке, где расставлены игрушки ребенка (кукла, мяч, мишка, автомобиль). Другие
(второй экземпляр табличек) вы сохраняете для проведения упражнений. После игры и
занятий приучайте ребенка ставить игрушки на место к соответствующим табличкам. И
это тоже будет упражнение на различение слов.
     Пока   ребенок   не   научился   читать,   второй   экземпляр   табличек   используется   для
сличения   пар   слов.   По   мере   усвоения   дактильной   азбуки   ребенок   должен   все   их
прочитывать.
     Теперь именно прочитывание слова должно стать средством восприятия буквенного
состава   слова,   необходимого   для   его   усвоения,   средством   накопления   словаря.
Добивайтесь,   чтобы   ребенок   не   просто   прочитывал,   а   старался   запомнить   слово.
Следите за техникой прочитывания табличек. Необходимо развивать навык запоминания
прочитанного   пальцами   слова,   пользоваться   им   для   обращения   к   вам   в   дактильной
форме, так как от этого зависит накопление словаря и развитие речи.
     Взяв две фотографии (матери и ребенка), положите их перед ребенком и подложите
под них таблички со словами мама и именем ребенка, скажем Вова. Теперь смешайте эти
таблички и предложите ребенку самому правильно подложить их. У него уже есть опыт.
Но   все   же   он   может   в   первый   раз   правильно   сделать   случайно.   Похвалите   его   и
предложите   повторить.   Если   ребенок   ошибется,   укажите   ему  на  ошибку.   Сопоставляя
между   собой   слова,   обратите   внимание   на   различие   букв   в   словах,   написанных   на
табличках   (как   вы   уже   это   делали   при   сличении   картинок,   букв).   Подложите   сами
таблички правильно и повторите задание. После того как ребенок 2–3 дня поупражняется
в чтении слов мама и своего имени, вы добавьте слово папа, также сочетая прочитанное
слово с показом фотографии.   (На первое занятие слова мама и папа вместе брать не
следует. Они похожи по начертанию, и дети их путают). Теперь вместе с ребенком два-
три   раза   прочитайте   эти   слова   дактильно.   Вам   предстоит   научить   его,   во-первых,
обозначать   соответствующим   дактильным   знаком   каждую   букву   слова,   во-вторых,
закрепить   умение   последовательно   показывать   буквы.   Обозначению   букв   знаками   вы
учите так: указывая на букву пальцем левой руки, правой показывайте дактильный знак.
Требуйте от ребенка, чтобы он, глядя на букву, подражая вам, показывал тот же знак.
Знайте, если он смотрит не на букву в слове, а только на вашу руку, значит, он просто
воспроизводит знак по подражанию, не сочетая его с буквой. В таком случае это не будет
чтением, а лишь видимостью его. Поступая так, вы не сможете научить ребенка читать.
   Когда ребенок, глядя на вашу правую руку, складывает пальцами знак, привлекайте его
взгляд   к   букве.   Помогите   сочетать   показанный   ребенком   знак   с   буквой,   а   сами   не
показывайте.   Вот   он   уже   показывает   знак,   сочетая   его   с   первой   буквой.   Теперь
приступите ко второй букве, опять покажите знак и сличите его с буквой. Уберите свою
руку,   а   показанный   ребенком   знак   сочетайте   с   показом   буквы.   Так   один-два   раза
прочитайте   все   слово.   Похвалите   ребенка.   Если   вы   будете   постоянно   привлекать
внимание ребенка к чтению табличек, он поймет предъявляемые ему требования и будет
справляться   с   техникой   прочитывания.   Вам   важно   развить   у   ребенка   технику   чтения,
помочь ему запомнить слова. Чтобы повторение было не назойливым, покажите ребенку
различные   мячи,   большой,   маленький,   двухцветный,   однотонный.   Покажите,   что
деревянный или целлулоидный шар – это не мяч. Давая новое слово кукла, покажите
разные   куклы   –   резиновую   и   матерчатую,   в   том   числе   и   нарисованную   на   картинке.
Покажите   также,   что   мишка   –   это   не   кукла.   Каждый   раз   при   этом   давайте   прочитать

правильное   название.   Благодаря   этому,   помимо   запоминания   слова   и   практики
дактильного чтения, вы поможете ребенку осуществить перенос значения слова, сделать
обобщение,   научиться   одним   и   тем   же   словом   называть   внешне   отличающиеся,   но
одинаковые предметы. Подбирая предметы к таким занятиям, всегда старайтесь взять
несколько одинаковых по назначению предметов, но выполненных из разного материала,
разного цвета, величины.
     После двух - трехкратного чтения вы поворачиваете табличку подписью вниз, чтобы
ребенок   не   видел   букв,   и   просите   повторить.   Обычно   дети   понимают,   что   от   них
требуется.   А   если   нет,   попробуйте   сами   начать   говорить   пальцами.   Показали   первую
букву, сделайте вид, что забыли следующую. Загляните в табличку, покажите ее ребенку
и снова закройте. Повторите слово. Теперь то же самое пусть сделает ребенок. Сначала
он, быть может, запомнит только одну букву, завтра – две-три. Не исключено, что первое,
короткое слово он воспроизведет по памяти на 10–15-й день. Это зависит от его возраста
и   предварительной   подготовки.   Но   наступит   время,   и   ребенок   научится   правильно
повторять слово после одно-двукратного прочитывания.
   С этого момента по-новому пойдет обучение ребенка речи в процессе общения. Легко и
быстро начнет он усваивать новые слова и выражения. На первых порах в этот ранний
период усвоения вы используете всякую возможность для того, чтобы ребенок прочитал
слово по табличке и запомнил его: развешанные в комнате таблички-названия, короткие
слова-обращения в быту.
     Показывая   таблички,  побуждая  ребенка прочесть   их,  вы тем   самым  умножаете  его
практику   дактильного   чтения,   способствуете   развитию   памяти   на   слова,   помогаете
усвоить значение обиходных слов. Но будьте готовы к тому, что на первых порах для
этого потребуется длительное время. Если вы будете делать это систематически, к концу
года ребенок 3–3,5 лет после двух-трех повторений не только на занятии, но и в быту
самостоятельно   продактилирует   новое   слово,   запомнит   его.   Представляете   себе,   как
возрастут его возможности накопления словаря! Но вы достигнете результатов только в
том   случае,   если   будете   вести   работу   строго   в   соответствии   с   данными   вам
рекомендациями.
     Будьте особенно тщательны на начальном этапе, так как прочное усвоение слов на
первом   этапе   обеспечит   более   быстрое   и   лучшее   качество   усвоения   других   слов   в
дальнейшем.
     Остановимся   несколько   подробнее   на   том,   какие   требования   следует   предъявлять
ребенку к пониманию слова.
  Вы должны знать, что одно умение ребенка соотнести слово, написанное на табличке, с
предметом,   еще   не   свидетельствует   о   понимании   им   этого   слова.   При   обучении
человека, владеющего речью, иностранному языку, его так же обучают чтению словам-
названиям на чужом языке. На первый взгляд это может показаться сходным с обучением
глухого человека речи. Вместе с тем в этих, как будто похожих, процессах есть разница.
   Обучая иностранному языку, например английскому, мы учим произносить и писать по-
английски   названия   известных   нам   предметов.   Мы   лишь   обозначаем   новым   знаком
(словом)   уже   имеющееся   у   человека   сформировавшееся   представление   (понятие).
Только   название   его   звучит   и   пишется   по-другому.   Зная   по-русски   слова   большой,
добрый,   мы   без   особого   труда   запомним   и,   таким   образом,   усвоим   английские
эквиваленты big и kind.
   Иное дело обучить родному языку глухого ребенка. Его нужно не только научить слову
как   средству   обозначать   предмет,   действие,   качество   и   т.   д.   (в   этом   отношении
безразлично,   будет   ли   это   слово   устное,   написанное,   сказанное   пальцами),   но   и,   что
гораздо   труднее   и   важнее,   необходимо   одновременно   сформировать   у   ребенка
представления   о предмете,   качествах,   действии   и  помочь   ему обобщить   их  в  словах-
названиях.
     Именно это является самым сложным, существенным и специфическим  в обучении
глухого   ребенка   речи.   Вопрос,   будет   ли   это   слово   сказано,   написано   или   показано
дактильно   (что   больше   всего   обычно   тревожит   родителей),   хотя   и   важный,   но
второстепенный по сравнению с той сложностью, которая связана с обучением ребенка
пониманию   значения   слова,   с   формированием   у   него   хотя   бы   самых   элементарных
понятий,   которые   выражаются   в   словах.   Сравнительно   легко   начать   обучение   с

различения слов глаза, кукла и яблоко, т. е. слов, обозначающих предметы. Хотя и здесь
следует, обучая ребенка слову глаза, показать ему, что глаза есть у него, у вас, у других
людей. Попросить его показать глаза у кукол, птиц и т.д. Польза от этого многосторонняя:
вы   подводите   ребенка   к   обобщению,   расширяете   значение   слова,   упражняете   его   в
чтении или проговаривании, многократным повторением облегчаете запоминание слова.
     Учить  словам,  обозначающим  качества,  свойства  предметов,   сложнее,  чем словам,
обозначающим   предметы.   Например,   слово   большой.   Если   вы   попытаетесь   научить
ребенка   слову   большой   так,   чтобы   он   понимал   и   правильно   употреблял   его,   то   вы
убедитесь,   что   для   маленького   глухого   слово   большой   –   очень   сложное.   Благодаря
постоянному   общению   со   взрослыми,   многократно   употребляющими   это   слово   в
сочетании с другими словами – названиями предметов, слышащий ребенок без всяких
усилий усваивает его. Допущенную им самим ошибку взрослые тут же исправляют.
   Какой сложный, трудный путь проходит глухой ребенок, пока без затруднений он сможет
сам сказать большое яблоко, большая девочка, большой дом. И не только потому, что
ему трудно произнести эти слова. Нужно будет изменять окончания, что само по себе
сложно.   Понятие   “большой”   относительно   (детский   стул   маленький   по   сравнению   со
стулом для взрослых, но большой по сравнению с кукольным). Ведь яблоко по сравнению
с девочкой маленькое, а девочка рядом с домом – крошка. Так почему же к каждому из
них относится слово большой?
    Чтобы облегчить глухому ребенку усвоение этого понятия, приходится ему показывать
разные по величине яблоки, куклы, дома и т. д., сокращая и облегчая ему тем самым путь
образования элементарного понятия.
   Мы вновь обратились к этому вопросу потому, что с обучением ребенка технике чтения
возможность   давать   ему   новые   слова   возрастает.   Да   и   ребенок   сам   начинает   читать
любое встретившееся ему печатное слово. Ира С. поразила своих родителей, когда на
29-й   день   обучения   сама   прочитала   пальцами   слово   метро.   Первые   самостоятельно
прочитанные   Мишей   М.   слова   и   предложения   были   “Не   прислоняться”   и”Казанский
вокзал”.
   Требование развивать технику чтения побуждает родителей давать ребенку как можно
больше новых слов. Однако не забывайте в это время о необходимости давать ему для
чтения, а тем более для запоминания только понятные и самые нужные для общения
слова.
   Итак,   предлагая   ребенку   новое   слово,   старайтесь   (даже   в   период   развития   техники
чтения) давать такое слово, значение которого тут же станет ребенку понятным. Если это
название предмета, то старайтесь дать слово во время действия ребенка с предметом
или при его всестороннем рассматривании. Также и прилагательные давайте в сочетании
с   несколькими   предметами,   например:   круглое   яблоко,   круглый   мяч   и   т.д.   Если   это
название действия, то старайтесь дать его в качестве сигнала – указания к выполнению
действия,   которое   ребенок   тут   же   выполнит.   Одни   и   те   же   действия   необходимо
называть, выполняя их в разных условиях с разными предметами, особенно тщательно
следует   отбирать   слова,   которые   ребенок   должен   запомнить   (минимум   их   указан   в
требованиях к различным видам деятельности). Например: сядь на стул, сядь на диван,
сядь на ковер и т. д.
     Рекомендуем вам вести учет всех даваемых ребенку слов, что поможет вам научить
ребенка   пользоваться   ими   в   общении;   закреплять   слова   в   играх   и   периодически
повторять их. Малыши очень легко забывают слова, если активно не пользуются ими.
     Помните,   что   на   первых   порах,   чтобы   ребенок   запомнил   слово,   необходимы
многократные повторения его в разнообразной форме, употребление в разной ситуации.
  Помимо подготовительных занятий, теперь, когда ребенок умеет читать, огромную роль
для   формирования   его   речи   играет   непосредственное   общение   с   ним.   Используйте
всякую возможность для того, чтобы научить ребенка новому обиходному слову, даже
сверх указанного вам программой минимума, сверх того, что содержится в заготовленных
вами табличках. Если ребенок зашел к вам на кухню, как бы вы ни были заняты, найдите
минуту,   чтобы   показать,   дать   прочитать   или   хотя   бы   сказать   ему   рукой,   чтобы   он
повторил совместно с вами новое слово, например: подними, подай, газ, плита, варю суп.
Попросите его затем повторить слово самостоятельно. По пути в магазин, в гости, как бы
вы ни спешили, дайте ребенку прочитать: улица, дом, солнце, машина, идет троллейбус.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..