значит, что вы умеете учить, а следовательно, сумеете успешно обучить его и другим
навыкам. Законы формирования различных умений, как бытовых, так и учебных, в общем
одни и те же. Полученные вами результаты в воспитании бытовых навыков
одновременно свидетельствуют и о том, что ребенок ваш обучаем.
Таким образом, если вы будете знать, как учить, то сумеете научить вашего ребенка и
читать, и считать, и говорить, и рисовать. Запаситесь терпением. Помните, недостаточно
знать, чему ты хочешь научить ребенка. Дело в том, что, кроме знаний, для успешного
обучения ребенка вам необходимо выполнить определенные педагогические условия. С
самого начала, строго соблюдайте следующее: обучая, будьте сами примером поведения
для ребенка, показывайте действия, которым вы хотите научить его, добивайтесь
возможно более точного подражания. Прививая ребенку бытовые навыки, внимательно
следите за тем, чтобы требования, предъявляемые вами или другими членами семьи,
были всегда одинаковыми. Разнобой в требованиях помешает ему овладеть тем или
иным умением.
Практически это значит, что все общающиеся с ребенком должны, во-первых, всегда
одинаково показывать ему действия и, во-вторых, предъявляемые ребенку требования
должны быть постоянны: скажем, одинаковый порядок умывания, одевания, сохранение
одной и той же позы за столом, обращение с игрушками. Подчеркиваем это потому, что
бывает так: ребенок правильно одевается, аккуратно ест с мамой и нарушает все нормы
при отце или бабушке.
Эти два главнейших условия успешного обучения вы должны соблюдать во всех
случаях: обучая умению играть, говорить, считать, строить и т. д. При правильно
проводимом обучении результаты не замедлят сказаться.
Например, достаточно было Кате У. в 1 год 10 мес. в яслях показать, как следует
поблагодарить кивком головы, как она сама, сначала подражая жесту, сделанному
воспитателем рукой, склонила голову в знак благодарности, а затем стала это делать
самостоятельно. Скоро навык прочно закрепился.
Придя из яслей домой, Лена К. (2 года 1 мес.) удивляет всех своей аккуратностью и
самостоятельностью во время обеда. Кончив есть, она не уходит из-за стола, пока не
вытрет губы салфеткой и не положит ложку в тарелку. Эти навыки дети приобрели в
яслях, где на воспитателя приходится 12 детей. А ведь дома, где часто 2–3 взрослых
должны проследить за формированием такого же рода навыков, добиться этого
значительно легче, если быть требовательными к себе.
Приведем пример домашнего воспитания. Ире П. 2 года 3 мес. Ира сама надевает
нагрудник, сама ест ложкой кашу, правильно держит ложку. Она отламывает корочку
хлеба и помогает себе, подкладывая ею кашу в ложку. Ни одна крошка не упала ни на
скатерть, ни на нагрудник. Девочка все съела сама и положила ложку в тарелку. Радостно
было наблюдать за ребенком. Удивляться не приходится. За всем этим – обучение
родителями, серьезное и терпеливое.
Надя О., двух лет. Ей предстоит укачать куклу. Она не просто кое-как заворачивает
куклу. Она аккуратно раскладывает одеяльце, расправляет его. Кладет на одеяло куклу,
умелыми движениями заворачивает один, второй, третий угол. Завернув куклу, ловко, “
“квалифицированно” берет ее на руки и качает. Разумные, ловкие, даже красивые
движения девочки – результат терпеливого обучения. Нет сомнения, что Ирины и Надины
родители и в обучении речи своих девочек добьются наилучших результатов.
Стоит ли приводить отрицательные примеры? Каждый из вас, вероятно, наблюдал, как
дети 5–6 лет не умеют умываться, обращаться с игрушками.
В процессе обучения ребенка вы со временем выработаете свои приемы. Вы четче
определите для себя физические и умственные возможности и особенности развития
вашего ребенка, и будете исходить из уже накопленного вами опыта. Нет одинаковых
детей, а потому не ищите универсальных средств воспитания. Но вместе с тем в
педагогике есть свои правила, касающиеся формирования умений и навыков. Важнейшие
из них мы сформулировали. Помните: нарушив их в силу каких-либо даже важных
обстоятельств или просто уступив капризу ребенка, вы не только теряете то, что было
достигнуто, но, что еще важнее, воспитываете у ребенка неправильное отношение к
вашим требованиям. Они перестают быть для него обязательными.