Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - 1970 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 3

 

 

значит, что вы умеете учить, а следовательно, сумеете успешно обучить его и другим
навыкам. Законы формирования различных умений, как бытовых, так и учебных, в общем
одни   и   те   же.   Полученные   вами   результаты   в   воспитании   бытовых   навыков
одновременно свидетельствуют и о том, что ребенок ваш обучаем.
   Таким образом, если вы будете знать, как учить, то сумеете научить вашего ребенка и
читать, и считать, и говорить, и рисовать. Запаситесь терпением. Помните, недостаточно
знать, чему ты хочешь научить ребенка. Дело в том, что, кроме знаний, для успешного
обучения ребенка вам необходимо выполнить определенные педагогические условия. С
самого начала, строго соблюдайте следующее: обучая, будьте сами примером поведения
для   ребенка,   показывайте   действия,   которым   вы   хотите   научить   его,   добивайтесь
возможно более точного подражания. Прививая ребенку бытовые навыки, внимательно
следите за тем, чтобы требования, предъявляемые вами или другими членами семьи,
были   всегда   одинаковыми.   Разнобой   в   требованиях   помешает   ему   овладеть   тем   или
иным умением.
     Практически это значит, что все общающиеся с ребенком должны, во-первых, всегда
одинаково показывать ему действия и, во-вторых, предъявляемые ребенку требования
должны быть постоянны: скажем, одинаковый порядок умывания, одевания, сохранение
одной и той же позы за столом, обращение с игрушками. Подчеркиваем это потому, что
бывает так: ребенок правильно одевается, аккуратно ест с мамой и нарушает все нормы
при отце или бабушке.
     Эти   два   главнейших   условия   успешного   обучения   вы   должны   соблюдать   во   всех
случаях:   обучая   умению   играть,   говорить,   считать,   строить   и   т.   д.   При   правильно
проводимом обучении результаты не замедлят сказаться.
     Например,  достаточно  было Кате У.  в 1 год 10 мес. в яслях показать,  как следует
поблагодарить   кивком   головы,   как   она   сама,   сначала   подражая   жесту,   сделанному
воспитателем  рукой, склонила голову в знак благодарности, а затем  стала это делать
самостоятельно. Скоро навык прочно закрепился.
     Придя из яслей домой, Лена К. (2 года 1 мес.) удивляет всех своей аккуратностью и
самостоятельностью во время обеда. Кончив есть, она не уходит из-за стола, пока не
вытрет   губы  салфеткой   и  не  положит  ложку  в  тарелку.  Эти   навыки  дети   приобрели   в
яслях, где на воспитателя приходится 12 детей. А ведь дома, где часто 2–3 взрослых
должны   проследить   за   формированием   такого   же   рода   навыков,   добиться   этого
значительно легче, если быть требовательными к себе.
     Приведем  пример домашнего воспитания. Ире П. 2 года 3 мес. Ира сама надевает
нагрудник,   сама   ест   ложкой   кашу,   правильно   держит   ложку.   Она   отламывает   корочку
хлеба и помогает себе, подкладывая ею кашу в ложку. Ни одна крошка не упала ни на
скатерть, ни на нагрудник. Девочка все съела сама и положила ложку в тарелку. Радостно
было   наблюдать   за   ребенком.   Удивляться   не   приходится.   За   всем   этим   –   обучение
родителями, серьезное и терпеливое.
     Надя О., двух лет. Ей предстоит укачать куклу. Она не просто кое-как заворачивает
куклу. Она аккуратно раскладывает одеяльце, расправляет его. Кладет на одеяло куклу,
умелыми движениями заворачивает один, второй, третий угол. Завернув куклу, ловко, “
     “квалифицированно”   берет   ее   на   руки   и   качает.   Разумные,   ловкие,   даже   красивые
движения девочки – результат терпеливого обучения. Нет сомнения, что Ирины и Надины
родители и в обучении речи своих девочек добьются наилучших результатов.
   Стоит ли приводить отрицательные примеры? Каждый из вас, вероятно, наблюдал, как
дети 5–6 лет не умеют умываться, обращаться с игрушками.
   В процессе  обучения ребенка вы со  временем выработаете свои приемы. Вы  четче
определите   для   себя   физические   и   умственные   возможности   и   особенности   развития
вашего ребенка, и будете исходить из уже накопленного вами опыта. Нет одинаковых
детей,   а   потому   не   ищите   универсальных   средств   воспитания.   Но   вместе   с   тем   в
педагогике есть свои правила, касающиеся формирования умений и навыков. Важнейшие
из   них   мы   сформулировали.   Помните:   нарушив   их   в   силу   каких-либо   даже   важных
обстоятельств или просто уступив капризу ребенка, вы не только теряете то, что было
достигнуто,   но,   что   еще   важнее,   воспитываете   у   ребенка   неправильное   отношение   к
вашим требованиям. Они перестают быть для него обязательными.

     В   самом   деле,   если   можно   безнаказанно   нарушить   одно   правило,   то   почему   не
повторить   этот   «положительный   опыт»   во   второй,   третий   раз?   Сумейте   ласково,   но
твердо   проявить   непреклонность   в   отношении   выполнения   предъявляемых   вами
требований; добивайтесь правильного, точного следования образцу действий, поведения.
Приучайте ребенка точно следовать вашим требованиям на начальном этапе воспитания,
когда ребенок еще мал, а требований сравнительно немного и они сравнительно просты,
–  вы облегчите себе последующий процесс воспитания, когда требований будет больше
и они будут более сложными.
     Слишком   большое   количество   и   трудно   выполнимые   задачи   не   только   отобьют   у
ребенка охоту учиться, но и вас могут лишить необходимой уверенности в возможности
их решения. Их можно свести к следующим трем задачам, которые должны решаться вне
зависимости   от   того,   воспитывается   ли   ребенок   дома   или   в   детском   саду:   в   первом
случае  вы  будете   их  решать   сами,  во  втором   –  содействовать   их  решению,  помогать
педагогу и воспитателям.
   Первая задача. Пробудить у ребенка интерес к предметам и явлениям окружающего
мира. Приучить его сосредоточиваться (начиная с полминуты до двух минут) на том, что
вы ему показываете. Учить его подражать вам. Развивать его память. Все это готовит
ребенка к учению, в частности к усвоению речи.
     Вторая   задача.   Воспитывать   у   ребенка   положительное   отношение   и   привычку   к
словесному  общению,   будь  то   устное  слово,   сказанное   дактильно   или   предъявленное
написанным.
   Научите воспринимать слово как обращение, указание к действию, слово как название
предметов окружающего мира. Навыки эти – условие успешного формирования речи.
     Третья   задача.   Обучить   дактильному   чтению,   что   составляет   основу   дальнейшего
быстрого продвижения ребенка в накоплении словаря, как условие усвоения речи:
   Поняв смысл поставленных перед вами задач, вы будете их решать двояко: во-первых,
вы будете это делать одновременно с воспитанием поведения ребенка в быту, в связи с
привитием ему навыков, предписанных общей программой воспитания дошкольников. Во-
вторых,   вы   должны   по   заданной   вам   программе   в   определенных   условиях   проводить
специально   подготовленные   занятия.   Это   будут  игры   и   упражнения,   направленные   на
решение всех сформулированных выше задач. Мы условно называем их “занятиями” в
отличие от обучения в быту, потому что вы их специально планируете и подготавливаете.

ГЛАВА IV

УКАЗАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ С РЕБЕНКОМ

Занятия как средство обучения и воспитания. 
Организация и условия проведения занятий. 
Их место в режиме дня. 
Пособия к проведению занятий

                   Для глухого ребенка, как и для любого дошкольника, основной деятельностью
является   игра.   Поэтому   занятия,   о   которых   пойдет   речь   в   этой   главе,   должны   также

проводиться   в   игровой   форме.   Каждую   игру   вы   должны   подчинить   решению   какой-то
определенной учебной задачи. Это будут так называемые дидактические игры. Они ни в
коем случае не должны вытеснять из режима ребенка самостоятельную игру.
     В   зависимости   от   учебной   цели,   которую   вы   перед   собой   ставите,   занятие   можно
провести сидя на полу (на ковре), перед зеркалом, на прогулке, но со временем такого
рода игры-занятия нужно будет проводить только в установленном вами месте.
     Приступая к занятиям с ребенком, помните, что кроме конкретных заданий: развить у
ребенка   внимание,   наблюдательность,   умение   подражать,   память,   подготовить   к
усвоению   речи   –   перед   вами   стоит   задача   огромной   важности:   воспитать   у   ребенка
интерес   к   учению,   любознательность,   умение   сосредоточенно   работать,   радоваться
успехам,   преодолевать   трудности.   Это   качества,   необходимые   каждому   человеку.
Вооруженный   ими,   глухой   человек   может   достигнуть   таких   высот   своего   развития,   на
которых ему откроется все многообразие, вся красота и радость жизни.
    Начав обучение ребенка в раннем возрасте, вы должны быть очень осторожны, чтобы
не утомить его, не вызвать у него неприязни к занятиям; поэтому строго придерживайтесь
перечисленных   ниже   правил,   иначе   быстрый   успех  в   начале  учения   может   смениться
отрицательным отношением ребенка к занятиям.
   С самого начала занятия должны проводиться весело, интересно. В процессе занятий
поощряйте   и   подбадривайте   ребенка.   Постепенно   приучайте   его   к   систематическому
труду   –   учению.   Не   удивляйтесь   и   не   сердитесь,   если   на   первых   порах   ребенок   не
захочет заниматься, будет убегать от вас или просто закрывать глаза, понимая, что это
отличное средство избавиться от неинтересного занятия.
   Начиная заниматься с ребенком, ставя перед собой задачу выполнить все то, что дано
вам в качестве программы обучения, сознавая важность обучения, твердо помните, что
обучение   –   это   единственный   путь   формирования   речи,   не   только   средство   развития
умственных возможностей глухого ребенка, но и одно из могучих средств воспитания его
личности,   характера,   умения   жить   в   коллективе.   Нельзя   делать   никаких   уступок   в
соблюдении ребенком норм поведения. Что это значит? Вы требуете, например, чтобы
ребенок  принес  игрушки   к занятию.   Он  балуется,  не  хочет.  Быстрее   самому принести
игрушки, чем заставить это сделать ребенка. В другом случае он не обращает внимания
на ваше замечание сесть или вымыть руки. Вам жаль дорогого времени, выкроенного для
занятий, и здесь вы не выдерживаете и уступаете ему.
     Плохо сидит на занятиях. Ну, ладно! Сегодня обойдется. Жаль времени. Пусть лучше
больше   прочитает.   Вам   кажется,   вы   поступились   мелочью   во   имя   важного.   Нет.   Вы
принесли в жертву более существенное. Ребенок начинает проявлять небрежность уже в
самих   занятиях.   Так,   он   кое-как   складывает   фигуры   из   палочек,   а   ведь   вы   хотите
воспитать у него внимание, точность, подражание. Вот он небрежно дактилирует слово,
нечетко   повторяет   знаки.   Здесь   уже  снисходительность   –  прямая   помеха  результатам
обучения. Во всех случаях ваша уступка – угроза воспитанию личности ребенка. Все эти
требования   следует   выполнять   неукоснительно.   Кроме   того,   не   следует   забывать:
воспитывая   у   своего   ребенка   навыки   правильного   поведения,   вы   непременно   должны
сочетать это с обучением соответствующему слову. Благодаря этому вам удастся ввести
в словарь ребенка такие важные для воспитания поведения слова, как можно, нельзя,
надо, верно.
   А ведь от этих первых – нельзя, не разрешаю, можно – зависит успех воспитания. Само
по себе слово нельзя, разумеется, не имеет магического действия. Оно станет значимо
для   ребенка   только   в   том   случае,   если   будет   правильно   и   неизменно   с   ранних   лет
использоваться теми, кто с ним общается. Суть употребления такого рода слов состоит
не только в том, чтобы научить ребенка понимать их значение и запомнить их, но в том,
чтобы на основе умелого их применения в общении с ребенком воспитать у него нормы
поведения, знание того, что можно, а чего нельзя делать.
   К   четырем-пяти   годам   ребенку   необходимо   объяснить,   почему   именно   нельзя   так
поступать.   Последнее   как   раз   и   приводит   к   формированию   более   сознательного
поведения.   Как   можно   скорее   вводите   в   обиход   ребенка   такие   необходимые   в   жизни
слова, как хорошо, плохо, спроси, попроси, помоги, поблагодари, сделай сам, не кричи,
молодец и т. д.

  У вас опять возникает вопрос: как, зачем говорить все эти слова ребенку, если он их не
понимает? Да, сначала не понимает. Но вы подумайте, как же он научится их понимать,
если эти слова ему никогда не говорили? Если они ни в каком виде – ни на слух, ни путем
чтения – не были им восприняты?
     Воспитывая   ребенка,  обучая   его тем  или   иным   действиям   и каждый  раз,  при  этом
пользуясь   соответствующими   словами,   вы,   естественно,   и   научите   его   их   понимать.
Сравните: вы впервые говорите слышащему малышу: “Нельзя!” Соответствующие ваши
действия, неприятные последствия, связанные с нарушением запрета, помогают ребенку
понять   значение   этого   слова.   Еще   несколько   раз   вы   употребите   то   же   восклицание,
сопровождая   его  мимикой   лица,   и   придет   время,   когда   вы   сможете   произнести   слово
совершенно спокойно – ребенок его поймет. Он запомнил слово и понял его значение.
Тот   же   процесс   происходит   и   у   глухого   ребенка.   Разница   только   в   том,   что   ребенок
должен   не   услышать,   а   увидеть   слово:   произнесенное,   написанное   на   табличке   или
сказанное   рукой.   Усвоение   слова   таким   путем   на   первом   этапе   обучения   проходит
медленнее.   Но   систематически,   не   упуская   ситуаций,   в   которых   слово   должно   быть
сказано,   не   ограничиваясь   мимикой   лица,   а,   непременно   произнося   слово   устно   или
дактильно,   вы   увидите,   как   через   некоторое   время   ваш   ребенок   станет   безошибочно
узнавать это слово и соответственно реагировать на него, а потом и сам скажет его при
случае. “Нельзя”, – продактилировала Ира Л. трех с половиной лет девочке, сидевшей
неправильно. “Молодец”, – похвалил четырехлетний Валерик К. гостя, который, войдя в
дом, снял шапку. “Помоги”, –   обратилась Галя В. трех с половиной лет (третий месяц
обучения) к воспитательнице, испытывая затруднения при одевании.
     Как ни коротки и ни просты ваши занятия с ребенком, вы должны обязательно к ним
заранее готовиться. Подготовка к занятиям и их организация происходят так.
     Если   другие   члены   семьи   смогут   заниматься   с   ребенком,   разделите   между   собой
обязанности   по   обучению.   Например,   отец   утром   делает   с   ребенком   зарядку   (это
одновременно   и   упражнение   на   развитие   подражания),   выполняет   гимнастические
упражнения или проводит игру. Мать играет, упражняя и развивая его внимание, умение
подражать на другом материале. Бабушка займется этим же на прогулке, используя для
этой цели другую игру. После обеда сестренка или брат поиграет с ним. Придя с работы,
отец, а перед сном мать уделяют ребенку по 5–10 минут на упражнения в подражании. В
общей  сложности  это не более 60–75 минут в течение  дня,  с большими  перерывами.
Нельзя заменять эти несколько коротких занятий двумя (по 40–30 мин).
     С   ребенком   двух   лет   можно   заниматься,   начиная   с   5–8   минут   с   последующими
десятиминутными перерывами, в общей сложности не более 25 минут.
     С ребенком 3–4 лет – 35–40 минут (два занятия с десятиминутным перерывом между
ними).
     Для   каждого   занятия   необходимо   подбирать   упражнения,   разнообразные   по
содержанию, форме и характеру проведения; так, вы включаете в первое занятие одну
игру   на   развитие   подражания,   другую   –   на   развитие   памяти   или   совершенствование
внимания.   На   втором   занятии   –   упражнения   на   развитие   дыхания,   голоса,   слухового
восприятия или обучение чтению. Чередуйте порядок упражнений: сегодня начинайте с
подражательных игр, завтра – с игр на развитие внимания, в другой день – с обучения
произношению.
  Не перегружайте ребенка упражнениями, даже если они разнообразны и интересны ему.
Следите, чтобы ребенок не утомлялся. Ребенок начал вертеться, отвлекаться, зевать –
значит,   он   устал.   Чередуйте   упражнения,   связанные   со   зрением,   с   упражнениями   на
осязание;   упражнения,   которые   ребенок   выполняет   сидя,   с   такими,   в   которых   ему
придется   двигаться;   упражнения,   требующие   от   ребенка   сосредоточения   и   большого
внимания, с полным отдыхом.
     Начинайте   и   заканчивайте   занятие   по   твердо   установленному   сигналу.   Например,
поднятие   руки,   хлопки   или   складывание   рук   на   коленях,   при   этом   говорите:   “Будем
играть” или “Будем заниматься”. Закончив занятие, скажите: “Конец” или “Всё”. Условие
это очень важно для воспитания организованности малыша. Если вы не установите такой
порядок с самого начала, дальше будет сложнее, и организация занятий будет отнимать
у вас много времени и сил.

  Помните: если вы дали сигнал к началу занятий, больше отвлекаться нельзя до тех пор,
пока не дадите другой сигнал – отбой. Заметив усталость ребенка, давайте этот сигнал.
Не ждите, чтобы ребенок сам прекратил занятие.
     Переходя к новым упражнениям, не забывайте повторить проводившиеся ранее. Чем
младше ребенок, тем чаще необходимо повторять одни и те же упражнения и игры. 
   С вечера записывайте в специальную тетрадь план занятий с ребенком на следующий
день.   При   этом   сделайте   так:   план  напишите   на   левой   стороне   развернутой   тетради.
Задания будете брать из программы, которую мы вам рекомендуем, не забывая, что они
должны   быть   разнообразными.   Каждое   задание   пишите   в   строчку.   С   правой   стороны
тетради   против   каждого   задания   записывайте,   какие   трудности   вы   испытывали   при
обучении, какие затруднения возникали у ребенка. Эти записи помогут вам разобраться в
проделанной работе, помогут в подготовке к последующим занятиям. Кроме того, показав
их специалистам, вы сможете получить конкретные указания и помощь, которая будет не
просто   советом,   а   квалифицированной   консультацией,   с   учетом   особенностей   вашего
ребенка. Записывайте, что и как вы сказали, в какой форме обратились к ребенку, как он
реагировал. Отмечайте, сколько раз повторили то или иное слово, пока он запомнил. Это
важно для того, чтобы вы овладели разными приемами обучения. Не надейтесь на свою
память   и   записывайте   все   мелочи.   Не   пишите   общие   слова:   “Быстро   усвоил.
Внимательный. Плохо смотрел”, а подробно. Например: “Два раза сделал упражнение, в
третий   раз   не   захотел,   убежал;   внимательно   смотрел   и   не   отвлекался;   с   флажками
охотно делает упражнения на развитие движений, а без них не хочет поднимать руки;
нанизывает   кольца   на   стержень   верно;   в   подборе   цвета   ошибается   (напишите,   какие
именно цвета он путает). Показывает вместо р знак н, но, когда ему медленно показали,
как нужно сложить пальцы, исправил ошибку сам”. Прочитав такие подробные записи,
специалист   даст   вам   конкретные   указания,   как   исправить   ошибки,   как   преодолеть
трудности.   Вы   будете   усваивать   и   совершенствовать   методику   обучения.   Если   вы   не
сможете получить консультацию лично, такие записи помогут получить ее письменно.
     Записывайте побольше, поточнее, не откладывая. Память упустит детали, а в деле
обучения они очень важны.
   Оформляя уголок для игрушек,  постарайтесь сделать  так, чтобы в нем можно было
проводить   и   занятия.   Расположите   его   поближе   к   свету,   постелите   коврик.   Поставьте
прямоугольный (а не круглый) столик, соответствующий росту ребенка, повесьте одну-две
цветные   репродукции,   изображающие   животных,   натюрморт,   пейзаж.   На   специальной
подставке или на окне, поставьте цветы, но так, чтобы ребенок мог их достать и поливать.
Прибейте полочку, расставив на ней игрушки; когда ребенок научится различать буквы, к
каждой игрушке подставьте табличку с ее названием. От вас зависит научить ребенка
выполнять все доступные его возрасту обязанности, связанные с содержанием в порядке
уголка.
   В специальной коробке храните все необходимые пособия: игрушки, картинки, таблички
со словами, которые вы используете на занятиях. Разложите их по коробкам, конвертам,
сделайте на них соответствующие надписи. Повесьте в уголке наборное полотно (рис. 4).
В него вставьте несколько обиходных выражений, которые могут понадобиться  в ходе
занятий. По мере усвоения ребенком слов и выражений вы будете их пополнять и менять.
Это   будут   ваши   обращения   к   нему   и   несколько   слов,   которыми   он   должен   научиться
пользоваться в общении.  

Рис. 4. Наборное полотно, в котором располагаются таблички разговорной речи.

   
     Например,   дай,   на,   нельзя,   спасибо,   хочу   спать,   будем   играть   и   т.   д.;   сделайте
несколько фотографий членов семьи, выполняющих различные действия: ест, пьет, спит,
смеется,   плачет,   зевает,   играет,   бежит;   сделайте   соответствующие   подписи   к   ним   и
повесьте: Вова ест. Ира пьет. Лида спит. И т. д.
   В ящике для занятии должны быть следующие предметы:

1)    Нарядный    мешочек   для мелких игрушек.
2)   Кукла   с   набором   разнообразной одежды; кроватка с матрацем, постельное белье.
Столик и стул для куклы. Шкаф. Буфет. Посуда. (Желательно, чтобы одна кукла была
полумягкая,   и   ее   можно   было   посадить,   а   другая   маленькая   целлулоидная,   которую
можно было бы умывать, купать).
3) Башенки (пирамидки), состоящие из трех-четырех до шести-восьми шариков или колец
(две башенки однотонные и две цветные).
4)   Разборные   цветные   матрешки,   начиная   с   трехместных   для   детей   3   лет   до   пяти-
шестиместных для более старших.
5) Четырехместные кубики-вкладыши.
6) Цветные кубики (16 или 25 штук).
7) Мозаика.
8) Парные картинки.
9) Лото малышам.
10) Лото “Ку-ка-ре-ку”.

Лото слов и фраз для более позднего периода обучения чтению и чтению с губ вы можете
изготовить сами. Лото делайте по образцу, данному вам в приложении, но только без
картинок. На большой карте в клетках пишите простым печатным крупным шрифтом по 4–
6   слов.   На   отдельных   карточках   (для   покрытия)   напишите   те   же   слова.   Поскольку
предметное лото легче приобрести и изготовить, вы для лото-слов используйте названия
действий, обиходные выражения.
  
Например:

Бежит

Идет

Несет

Можно

Нельзя

Спасибо

11) Таблички со словами, которые вы используете в общение с ребенком на занятиях
(методику написания табличек см. в гл. VI).
12) Пособия для развития дыхания и голоса (см. гл. VII).
     Разумеется,   все   эти   пособия   вы   приобретаете   и   заготавливаете   постепенно.   На
занятиях   вы   их   используете   периодически,   меняете   и   вновь   возвращаетесь   в
соответствии с учебными задачами, которые будут стоять перед вами.
   Чтобы успешно проходило обучение ребенка, вы должны знать следующее.
   Дети отличаются друг от друга по способности чувствовать, запоминать, мыслить: есть
рассеянные, есть наблюдательные; одни быстрее запоминают и затем быстро забывают,
другие, наоборот, дольше заучивают, но и помнят потом дольше, прочнее.
     Эти индивидуальные  различия   влияют на развитие  ребенка,  на  продвижение  его в
обучении, в усвоении речи.
  Если ребенок еще не посещает детский сад, надо проводить занятий побольше; больше
надо проводить занятий и тогда, когда он будет у вас на каникулах. Развлечения, режим,
отдых ребенка при вашем участии должны стать для него средством общего развития и, в
частности,   речевого.   Если   вы   в   это   время   не   будете   специально   уделять   внимание
закреплению   усвоенного   им   в   детском   саду,   использовать   специальные   средства   для
обогащения   его   представлений   и   сообщения   ему   новых   слов,   ребенок   за   время
пребывания с вами не только не приобретет ничего полезного для своего развития, но и
утратит уже приобретенное.
   Иногда   приходится   слышать:   “Ну   зачем   я   буду  его   учить,   пусть   его   в   детском   саду
научат!”
   Родителям   необходимо   помнить,   что   занимаясь   с   ребенком   дома,   вы   тем   самым
умножите результаты его воспитания и обучения, даже если он посещает детский сад. Не
подменять   воспитателей   и   педагога,   работающих   с   вашим   ребенком,   а  действовать   с
ними   вместе,   согласованно,   пользуясь   их   советами   и   указаниями,   читая   при   этом
специальную литературу.
   

   
ГЛАВА   V
   
ПЕРВЫЕ   ШАГИ   В   ОБУЧЕНИИ

Развитие внимания, подражания, памяти, движений на занятиях и в быту. 
Чему нужно научить ребенка для продуктивного развития у него речи?

     Итак,   вы   готовы   начать   занятия   с   ребенком.   Вам   предстоит   воспитать   у   ребенка
привычку   заниматься:   спокойно   сидеть   на   занятиях,   сосредоточивать   внимание,
выполнять предлагаемые ему задания; подготовить ребенка к обучению речи и технике
дактильного чтения.
   Продумайте   первое   занятие.   Приготовьте   парные   игрушки   (для   себя   и   ребенка),
например, цветные кольца для нанизывания, и начните с нанизывания колец. Поставьте

перед собой и ребенком по стержню и приготовьте цветные кольца. Сядьте поудобнее и
начинайте надевать кольца на стержень. Сами надели одно кольцо и привлекайте к этому
малыша. Подражая вам, ребенок должен сам нанизывать кольца. Если он не понимает
задания,  вы  выполните  одно-два  действия  вместе  с ним.  Сначала  вы  не  привлекайте
внимания ребенка к цвету колец. Пусть просто нанизывает их на стержень. Но после того
как ребенок усвоит задание и сможет самостоятельно нанизывать кольца, привлеките его
внимание к тому, что кольца следует подбирать такого же цвета, как у вас. Теперь он
нанизывает свои кольца, ориентируясь каждый раз на цвет того кольца, которое взяли
вы. Похвалите его за правильный выбор цвета.
  Теперь усложните задачу, переходите к составлению пирамидки. Здесь ребенок должен
следить   не   только   за   цветом,   но   и   за   величиной   колец,   за   последовательностью
нанизывания. Сначала разложите их последовательно перед ним. Вот он не справился с
заданием, взял слишком большое кольцо. Обратите его внимание на это, сопоставьте его
кольцо с вашим. Еще раз повторите упражнение. Для ребенка 2–2,5 лет это не просто.
Сопоставляя кольца по величине, расположите их в определенном порядке на столе и,
действуя рукой ребенка, покажите, что брать кольца нужно по порядку. Следуя вашим
указаниям, ребенок научится самостоятельно складывать пирамидку.
     Любые действия, которые вы производите с парными предметами, учат ребенка не
только самим действиям, но и умению подражать, сосредоточиваться.
     Для развития подражания успешно используются всевозможные движения. Движения
эти должны быть разнообразны и постепенно усложняться. Движения рук, ног, туловища,
головы, кистей рук; движения пальцев, движения речевых органов. Первые упражнения
на движения вы можете выполнять во время утренней зарядки (тогда вам не следует их
повторять   на   занятиях).   В   один   прием   проделайте   не   более   5–6   разных   движений.
Каждое движение повторяйте 2–3 раза. Например: поднять обе руки вверх и опустить.
Поочередно поднимать то правую, то левую руку. Хлопать перед собой, над головой (2–3
хлопка); подержать руки вверху, потрясти кистями, сложить руки на груди, соединить на
голове, поочередно класть руки на голову, прикладывать к плечам, соединять на голове.
Наклонять голову вниз, вправо, влево.
     Сочетая   упражнения   на   развитие   подражания   с   развитием   движений,   используйте
также   погремушки,   флажки,   обручи,   мячи.   С   ними   производятся   различные   действия:
поднять, опустить, помахать, спрятать за спину.
   На   первых   порах   помогайте   ребенку   выполнять   движения.   Только   после   того,   как
ребенок   научится   делать   то   или   иное   движение,   можно   предложить   ему   повторить
движение,   непосредственно   подражая   вам.   Тщательно   следите   за   возможно   более
точными   выполнениями   движений   по   вашему   образцу,   т.   е.   если   вы   подняли   руку   со
сжатыми   в   кулак   пальцами,   то   и   ребенок   должен   так   же   сделать,   а   не   ограничиться
поднятием рук с раскрытыми ладонями. Если вы приложили руку ко лбу, то и он должен
проделать то же самое. Не сердитесь за неумение, хвалите ребенка за удачу, а главное –
за   его   старание.   Одно   и   то   же   упражнение   выполняете   несколько   дней   по   2–3   раза.
Разумеется, если ребенок затрудняется в выполнении упражнений, то вы продолжаете их
дольше. Когда ребенок овладеет определенными движениями или если вы увидите, что
одно из них ему надоело, стало неинтересным, замените движение сходным. Например,
смените игрушку, цвет флажка или измените порядок движений. Поручите выполнять то
же   движение   кому-либо   другому   из   домашних,   и   они   будут   казаться   ребенку   иными,
приобретут   для   него   новый   интерес.   В   этих   играх-упражнениях   ребенок   опять-таки
развивает навык подражания.
   Постепенно усложняя задачу,  переходите  к более мелким  движениям. Проводить  их
можно   сидя:   положите   руки   на   колени,   похлопайте,   коснитесь   руками   ботинок,   пола.
Постепенно   с   развитием   у   ребенка   навыка   переходите   к   подражанию   движениям,
имитирующим   бытовые   действия:   умывание,   стирку   (предлагаемые   упражнения
рассчитаны   на   детей   2,5   –   3   лет;   упражнение   “Стирка”   малышам   2   лет   недоступно),
распиливание дров. Детям обычно нравятся эти игры. Проходят они живо. Смысл игры в
том, чтобы любой процесс привычной бытовой деятельности, состоящий из нескольких
движений, ребенок последовательно имитировал за вами, закрепляя тем самым и навык
соответствующей   деятельности.   Например,   умывание.   Делаете   движение,   открываете
кран,   берете   воображаемое   мыло,   намыливаете   руки   и   подставляете   их   под

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..