Любовь к ребенку часто рождается раньше его появления на свет. К его рождению
готовят не только пеленки. С ним, еще не родившимся, родители связывают свои лучшие
мечты, жизненные планы. И вместе с тем счастье, которое переживают родители с
появлением ребенка, почти всегда связано с чувством тревоги. Тревога – это ощущение
ответственности за маленькое существо, которому они дали жизнь.
Счастье и ответственность – эти чувства будут сопутствовать вам всегда, если вы
называетесь привычным, даже чуточку казенным словом “родители”.
Счастье и ответственность – эти чувства ждут испытания, и от вас зависит выдержать
их с честью.
Эта книга написана для родителей глухих детей, чье чувство ответственности умножено
и осложнено.
Долгие годы работы в сурдопедагогике, сотни бесед с родителями, тысячи их писем, а
главное – многолетняя работа с неслышащими детьми дают основание утверждать, что,
как ни тяжела беда, обрушившаяся на плечи родителей, в их силах ее преодолеть.
Часто случается наблюдать, как вслед за безграничным отчаянием, которое
переживают родители, узнав, что у ребенка нарушен слух, раздаются настойчивые и
почти одинаковые вопросы: “Отчего? Что делать? Как помочь? Будет ли он слышать? А
говорить?”
На эти и некоторые другие вопросы, связанные с воспитанием и обучением вашего
ребенка, мы и попытаемся ответить в предлагаемой вам книге.
В книге даны дактильная азбука и образцы рисунков для занятий с детьми.
ГЛАВА I
ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЗАГОВОРИЛ
По каким причинам ребенок не начинает говорить?