Вам необходимо знать три важных исходных положения системы дошкольного
воспитания глухих.
Первое. Умственные возможности развития здорового глухого ребенка ни в чем не
уступают возможностям слышащего. Любовь к ребенку в сочетании с высокой
требовательностью и квалифицированным обучением – вот те условия, которые
позволяют реализовать эти возможности. Ваша вера в успех, умение воспитать эту веру в
ребенке, упорная и настойчивая работа по обучению речи – залог того, что вы сможете
сделать вашего ребенка счастливым и поможете ему не ощущать свой физический
дефект, во всяком случае, не тяготиться им.
Второе. Общие вопросы воспитания вашего ребенка, воспитание его чувств, поведения
не только не менее важны, чем специальные, т. е. связанные с обучением его речи и
формированием мышления, но составляют основу специального воспитания. Ваш
ребенок, прежде всего ребенок, а потом глухой. Помните об этом. Его нравственный
облик, формирование его личности – вот главное, что должно определять каждый момент
его специального обучения. При этом к воспитанию поведения глухого ребенка следует
подходить с такими же требованиями, как и к воспитанию его слышащего сверстника.
Третье. Для того чтобы уберечь ребенка от немоты, научить общаться с окружающими,
должны быть использованы все возможные средства. Одним из таких эффективных и
доступных (для родителей) средств обучения глухих является дактильная (пальцевая)
речь, которую широко используют в принятой в нашей стране системе обучения
маленьких глухих детей.
Что же такое дактильная речь, и какова ее роль в обучении? Необходимость
использования в процессе обучения глухих этой непривычной формы речи часто
вызывает возражения и протесты родителей.
Подлинный страх и отчаяние звучат иногда в голосе матери: “Неужели мой ребенок
будет говорить руками?”
Дактильная речь – могучее средство обучения глухих, средство, которое позволило во
много раз повысить объем словаря и качество усвоения речи, а также уровень общего
развития глухих. Родителям и всем, кто так или иначе связан с обучением глухих детей,
необходимо понять значение дактильной речи, чтобы не только научиться правильно
применять ее в общении с ребенком, но и уметь объяснить ее значение тем людям, чье
мнение, вернее, чьи предрассудки наносят вам лишнюю боль и грозят помешать
полноценному развитию ребенка. Что же такое дактильная речь? Дактильную речь
неосведомленные люди часто путают с мимикой (мимической, или жестовой, речью), в то
время как специалисты призывают к широкому использованию дактильной речи как
средству предупреждения нежелательного и интенсивного развития у неграмотных глухих
мимической речи вместо словесной.
Если сравнить дактильную речь с другими известными нам формами словесной речи,
то ближе всего она стоит к письменной. Как и при письме, ею может пользоваться лишь
грамотный человек. Мало того, усваивая дактильную речь, человек тем самым постигает
и грамоту, так как дактильная речь, как и письменная, – словесная форма речи. Отличие
дактильной формы речи от письменной заключается в том, что вместо письменных
знаков, из которых слагается слово, говорящий пользуется знаками, изображенными в
пространстве, с помощью пальцев.
В дактильной азбуке (рис. 1), как и в буквенной, 33 знака. Каждый дактильный знак
точно соответствует букве алфавита, и многие знаки в дактильном изображении
напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов. Например: о, л, м, с, ш.
Иное – мимическая, или жестовая, речь. Она противопоставляется словесной
членораздельной речи. Это речь, где целое слово или даже фраза передается с
помощью одного жеста. При этом используется и указание на предметы, изображение
отдельных действий, мимика лица. Жесты не имеют характерной для словесной речи
грамматической формы, т. е. не изменяются по родам, числам и падежам. Несведущие
люди, говоря о сходстве этих видов речи (мимической и дактильной), имеют в виду самые
внешние признаки, то, что в обоих случаях в разговоре участвуют руки. Но и здесь
внимательный наблюдатель подметит существенное различие.
Говорящий дактильно пользуется только пальцами одной руки (в некоторых странах,
например Англии, дактильная речь изображается пальцами обеих рук). В мимической