Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - 1970 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 4

 

 

воображаемую струю воды, потом отряхиваете руки и вытираете полотенцем, которое
затем вешаете на место.
  Для этой цели может быть выбран и другой знакомый ребенку вид деятельности, скажем
стирка.   Вы   последовательно   выполняете   необходимые   при   этом   действия.   Делаете
движения, будто наливаете в таз воду, пробуете ее на ощупь: горячая (это выражается
мимикой вашего лица), вы отдергиваете руку. Теперь вы доливаете холодной воды, опять
пробуете.   Вы   делаете   вид,   что   опускаете   в   воду   белье,   стираете,   выжимаете,
развешиваете. Разумеется, эти сложные движения можно выполнить лишь тогда, когда
ребенок   научится   подражать   более   простым.   Следите,   чтобы   он   не   подражал
механически.   Осмысленность   подражания   заключается   в   том,   что   ребенок   за   каждым
движением,   должен   увидеть   подлинные,   знакомые   ему   действия.   Поэтому,   подбирая
такого рода движения, учитывайте опыт ребенка, выбирайте лишь те действия, которые
ребенок сам выполнял или неоднократно видел, как их выполняют.
   Долго не задерживайтесь на одних и тех же действиях. Лучше спустя несколько дней
вновь повторить их, иначе ребенку надоест, и он либо вовсе не будет подражать, либо
будет делать это небрежно. Играя, вы сами должны ясно представлять действия, т. е.
выполнять их артистически, увлекая ребенка своей игрой.
   Постепенно   переходите   к   упражнениям,   которые   развивают   движения   пальцев.   Эти
упражнения необходимы для дальнейшего обучения дактилированию.
   Начинать надо со следующего упражнения. Сядьте за стол друг против друга, дайте
ребенку бутылку и мелкие предметы (пуговицы, фасоль, горох), приготовьте для себя те
же предметы. Покажите ребенку, что нужно всю эту мелочь собрать в бутылку. Начните
сами. Выполнению действия ребенком предпосылайте сигналы: “Возьми”, “Брось”.
     Затем положите руку на стол вверх раскрытой ладонью и начинайте последовательно
сгибать   пальцы.   Помогите   ребенку   точно   выполнить   эти   движения,   сначала   собирая
пальцы в кулак, затем так же последовательно их разгибая; поочередно прикладывайте
кончики пальцев к большому пальцу; пальцы одной руки к пальцам другой. Часть этих
движений является элементами дактильных знаков. Через несколько занятий вы сможете
уже использовать для подражания дактильные знаки. Если в семье есть старшие дети,
привлекайте   их   тоже   к   игре-занятию   по   усвоению   дактильных   знаков.   Это   облегчит
обучение малыша и пригодится для последующего общения с ним. Сначала, чтобы легче
было уловить разницу в знаках, вы берете такие пары, которые резко отличаются между
собой по изображению: а — в, о — у, л — с, р — м. Занятие начинайте с подражания
движениям, уже хорошо знакомым детям.
     Следующий этап: положите одну руку на стол ладонью вниз, потом другую – так же
пальцами вперед. Требуйте от ребенка точного подражания. Ставьте руку на локоть и
показывайте тот же знак. Это уже буква в. Ребенок повторяет движение.
     Напоминаю: сначала вы не связываете  знаки с буквой.  Вы только подготавливаете
ребенка   к   различению   знаков,   а   пальцы   –   к   их   воспроизведению.   Пока   это   только
упражнения  на развитие  внимания,  подражания. Усвоение  азбуки,  сочетание   буквы со
знаком   –   следующий   этап.   Не   берите   для   подражания   сразу   много   знаков.   Это   пока
неинтересное   упражнение,   с   помощью   игровых   приемов   его   нужно   сделать
привлекательным для ребенка. Занятия должны быть не утомительны для ребенка: 8–10
движений,   включенных   в   другие,   более   занимательные   движения   на   подражание.
Сначала воспроизводите знаки, держа руку на столе (рис. 5), а затем, опираясь локтем о
стол,   показывайте   их   в   воздухе.   Складывайте   пальцы   в   кулак,   следя,   чтобы   большой
палец не был при этом зажат внутрь, а был в положении, указанном в азбуке. Тогда это и
будет буква а. Каждый день, повторяя ранее усвоенные знаки, включайте в упражнения
3–4 новых и повторяйте их по 2–3 раза. Неправильно воспроизведенный ребенком знак
вы   исправляете.   Придайте   своими   руками   нужное   положение   пальцам   ребенка.
Постепенно он научится сам исправлять ошибку по показанному вами знаку. Иногда ему
для этого необходимо помогать себе левой рукой. Учите его этому.
  После упражнений со знаками, резко отличающимися по изображению, вы переходите к
сходным знакам – о, р, н; п, л, д; м, т, ш, привлекая внимание ребенка к трудноуловимым
различиям в этих знаках. Дайте ему ощупать знак, который вы сами складываете, чтобы
он не только увидел, но и почувствовал разницу в движениях. Все это облегчит ребенку
различение   знаков   и   воспроизведение   их.   Помогите   ему   зрительно   уловить   разницу

между двумя сходными знаками. Вот вы прикладываете средний палец к большому (р), а
вот к безымянному (н), теперь к указательному (о). Проделайте это на пальцах ребенка.
Тогда он не только увидит, но и почувствует разницу в движениях. Повторяю: на данном
этапе не связывайте эти различные движения с буквами. Для ребенка это пока только
игра для развития пальцев, воспитания навыка различать и точно повторять показанные
движения.   Но   именно   это   необходимо,   чтобы   ускорить   усвоение   знаков   и   перейти   к
дактильному чтению.

Рис. 5. Обучение дактильным знакам за столом.

   
   Чтобы ребенку не наскучило повторять эти движения, постарайтесь сделать их для него
забавными.   Например,   вытянутую   руку   со   знаком   а   неожиданно   и   быстро   уберите   за
спину. Ребенок не разглядел. Снова покажите и вновь уберите. Теперь он разглядел и
показал правильно. Так же проделайте с другими знаками.
   В   другой   раз,   занимаясь   с   ребенком,   вместо   того   чтобы   убрать   руку,   прикройте   ее
нарядным платочком. Начав игру, заглядывайте сами под платочек, интригуйте ребенка.
Дайте ему ощупать знак, который вы показываете. Сначала пусть ощупывает, глядя на
него, а затем – под платком или закрыв глаза. Проделайте это прежде сами со знаком,
который   вам   показывает   ребенок,   постарайтесь   “ошибиться”.   Это   забавляет   детей   и
служит поводом повторить знак.
     Повышает   интерес   к   повторению   ваших   действий   следующий   прием:   сначала   вы
показываете два-три движения, ребенок копирует их. Вы похвалили его за правильное
выполнение, погладили по голове, улыбнулись, сказали (устно): “Молодец”. По ситуации и
выражению вашего лица ребенок догадывается,  что вы сказали нечто одобрительное.
Потом вы предлагаете ребенку поменяться местами (он будет показывать, а вы или кто-
нибудь   другой   –   подражать),   упражнение   оборачивается   к   ребенку   новой,   более
привлекательной   стороной.   Учите   его   быть   внимательным,   замечать   ваши   ошибки,
исправлять их. Если в качестве “ученика” выступаете вы сами или кто-либо из взрослых,
объясните   им,   что   нужно   почаще   “ошибаться”,   предоставляя   тем   самым   ребенку
возможность   исправлять   нарушения.   Тогда   это   будет   упражнением   не   только   в
подражании, но и в развитии внимания.
     Долго задерживаться на подражании отдельным знакам не рекомендуется. Как только
ребенок   с  вашей   помощью   или   сам   сможет   воспроизводить   5–6   знаков,   переходите   к
обучению   его   подражанию   слову,   сказанному   дактильно.   Значение   слова,   сказанного
пальцами,   сделает   усвоение   знаков   более   осмысленным   для   ребенка   и   будет
стимулировать   у   него   интерес   к   узнаванию   знаков,   облегчит   их   запоминание,   ускорит
процесс овладения речью. Например, ребенок научился подражать движениям пальцев и
легко показывает знаки а, н, д, и. Используйте это умение, чтобы не просто дать ему эти
знаки для упражнения в подражании, а научить его слову, которое можно составить из
дактильных   знаков   и   которое   может   уже   иметь   для   ребенка   смысл.   Так,   передавая
ребенку игрушку, одежду, предварительно покажите уже знакомые ему знаки н, а – на, а
желая   получить   от   него   что-либо,   покажите   дай.   Теперь   показывайте   знаки   уже   не
раздельно, а слитно. Вы ведь знаете, как нужно дактилировать слово? Благодаря этому
сочетание   знаков   приобретет   для   ребенка   значение.   Усвоение   их   пойдет   быстрее,

особенно   если   вы   (и   другие   члены   семьи)   начнете   этими   словами   постоянно
пользоваться в общении. Старайтесь это делать не только обращаясь к ребенку, но и в
его   присутствии   пользуйтесь   этими   словами,   обращаясь   друг   к   другу.   Это   облегчит
ребенку не только понимание значения этих слов, но и осознание смысла пользования
ими.   Одновременно   с   показом   пальцами   (дактилированием)   произносите   слова   устно.
Поупражняйтесь, чтобы произнесение слова и показ его дактильно шло в одном темпе.
На   отдельных,   да   еще   таких   коротких   словах   это   несложно.   Требуйте   от   ребенка
повторения за вами знаков (слов).
  
   Важно,   чтобы   действия   сочетались   со   словами   дай   и   на,   которые   ребенок   точно
повторит за вами (рис. 6). Если вы будете так делать систематически, то, желая от вас
получить что-либо, ваш ребенок скажет рукой: “Дай” (а может, и спутает со словом на).
Пусть вас не смущает такая ошибка. В обоих случаях это будет достижением, потому что
это будет использованием слова вместо жеста. 
  Теперь, когда ребенок ваш не указал жестом, а самостоятельно употребил слово, у вас
появилась возможность его поправить, если он скажет неверно или ограничится показом
только одним-двумя из запомнившихся ему знаков.
  

Рис. 6.  Учат новые слова.

  
  
   Покажите ему слово дай, пусть повторит и только после этого, т. е. в ответ на слово,
сказанное им дактильно, выполните его просьбу. Это уже ваш успех, результат обучения.
Вы увидите, что ребенок может усваивать речь именно таким путем.
  Старайтесь и далее выполнять все указания как можно точнее. Ребенок начал усваивать
словесную речь, чтобы пользоваться ею в общении вместо жестов. Насколько сложным
окажется для ребенка этот процесс, будет зависеть от его возраста, развившихся у него
навыков   внимания   и   подражания,   от   вашей   настойчивости   в   требованиях.
Предварительные упражнения приучат ребенка точно воспринимать дактильные знаки “с
руки”,   а   руку   ребенка   –   к   умению   их   воспроизводить.   Тщательно   следите   за   тем,   как
ребенок показывает знаки. Неточности могут привести к тому, что он плохо усвоит состав
слова.   Приходится   порой   наблюдать,   как   дети   вместо   “шар”   показывают   шан,   вместо
“мяч” – мяж. Впоследствии ребенок может так начать и произносить эти_ слова.
  Наиболее сложны и требуют более тонкого различения подражания движениям речевых
органов.   По   мере   развития   у   ребенка   навыка   подражать   движениям   рук,   пальцев   вы
включайте в число упражнений на внимание и упражнения на подражание артикуляции, т.
е.   положению   видимых   речевых   органов.   Это   более   сложно.   Упражнения   нужно
выполнять, сидя с ребенком перед зеркалом. Лица должны полностью (не только губы)
отражаться в зеркале. Ребенок сидит спокойно, смотрит на ваше изображение в зеркале.
Вначале вы открываете и закрываете рот, высовываете язык один раз, потом еще, дуете
вытянутыми трубочкой губами, просовываете язык между губами, зажимаете его зубами,
облизываете кончиком языка нижнюю и верхнюю губу и, наоборот, облизываете сперва
верхнюю, затем нижнюю губу; упираете кончик языка то в верхние, то в нижние резцы;

закусываете попеременно то верхнюю, то нижнюю губу. Растягиваете губы в улыбке при
закрытом   и   открытом   рте.   Поднимаете   язык   к   нёбу.   Укладываете   его   плашмя   (кончик
языка упирается при этом в нижние резцы).
   Мы рассказали вам о проведении специальных занятий для развития внимания, памяти.
Но ведь чему бы вы ни учили ребенка (есть, умываться, одеваться, играть, говорить и т.
д.), ребенок должен прежде всего уметь сосредоточиться, чтобы понять, что вы от него
требуете; различать предметы (наблюдать), чтобы точно подражать вашим действиям; он
должен запоминать то, чему вы его учите. Поэтому не забывайте развивать внимание,
подражание, память не только организуя специальные игры, но и во время повседневного
общения с ребенком (то, что мы назвали “Первый путь обучения”). Это начинать нужно
еще тогда, когда вы сами одеваете, умываете, кормите ребенка, развлекаете его. Учите
его внимательно  смотреть,  подражать,  правильно  действовать  и запоминать для  того,
чтобы ускорить усвоение и улучшить достигнутые результаты.
  В чем же состоит это обучение? Так, например, чтобы научить ребенка самостоятельно
одеваться,   нужно,   снимая   с   него   рубашку,   попросить   его   помочь   вам:   поднять   руки.
Складывая аккуратно одежду ребенка в той последовательности, в которой вы его будете
одевать, вы тем самым формируете у него умение, навык. Например, при одевании вы
сначала   просите   ребенка,   чтобы   он   сам   подавал   вам   по   очереди   каждый   предмет.
Внимательно  следите  за последовательностью.  Вот  сверху лежит  лифчик,  вы просите
ребенка,   чтобы   он   сам   подавал   вам   его   и   сам   просовывал   руки   в   проймы   лифчика.
Теперь он подает вам чулок. Вы начинаете его надевать и учите ребенка самостоятельно
его натягивать. Только натянув один чулок, разрешите ему, чтобы он подал вам второй.
   Вы поите малыша из чашки, учите правильно держать чашку, поддерживать ее. Умывая
ребенка, вы подставляете его руки под струю  воды, он должен сам мыть руки, потом
стряхнуть аккуратно воду с рук. Ребенок умеет держать погремушку, а вы научите его
выполнять правильные движения ею.
     Необходимо   также   научить   ребенка   правильно   держать   и   носить   игрушки.   Ребенок
должен понять, что кошку, даже игрушечную, нельзя тащить за хвост, а куклу брать за
голову.   Его   необходимо   научить   правильно   катать   коляску,   укачивать   куклу,   нести
стульчик и т.п.
     Обучение   любым   действиям   проходит   три   этапа.   Сначала   вы   непосредственно
действуете   своими   руками,   как   бы   руководите   движениями   ребенка,   приучаете   его   к
правильным действиям. Затем вы только показываете движение и следите, как ребенок,
подражая вам, повторяет его, и, наконец, поощряя самостоятельные действия ребенка,
только напоминаете, поправляете, уточняете его собственные действия. Имейте в виду,
что   для   усвоения   необходимы   не   только   многократные   повторения   одного   и   того   же
движения,   но   желание   ребенка.   Он   должен   выполнять   все   указанные   ему   действия
охотно, с «настроением», радоваться достижению (особенно важно это на первом этапе).
Поэтому   старайтесь   давать   задания   потруднее,   но  такие,   которые   были   бы  посильны
ребенку.   После   успешного   выполнения   не   забудьте   похвалить   ребенка,   поддержать
радость успеха, достижения.
     Итак, для лучшего выполнения даже таких, как будто простых, действий (простых по
сравнению с предстоящим вам обучением чтению, речи и т. п.) ребенка нужно учить, и
усвоить их он может только на определенном уровне развития, обладая способностью
сосредоточить   внимание,   различать   предметы,   действия,   умея   наблюдать,   подражать,
запоминать то, что он видит, и то, как его учили действовать.
     Воспитывая   эти   навыки,   вы   в   то   же   время   не   только   используете   врожденные
способности, но и одновременно развиваете их.
     Постепенно   ребенок   научится   различать   предметы,   запоминать   соответствующие
движения,   будет   выполнять   их   по   памяти   самостоятельно.   При   этом   не   торопитесь
помогать   ребенку.   Напротив,   побуждайте   его   к   самостоятельности,   помогая   лишь   при
действительных затруднениях, действуя не вместо него, а вместе с ним, руководя его
движениями или побуждая к точному подражанию.
     Мы привели пример лишь нескольких бытовых действий, но, разумеется, такого рода
упражнения вы должны выполнять в соответствии с режимом дня, со все возрастающими
изо дня в день требованиями, которые диктует жизнь развивающегося ребенка.

   Таким образом, соблюдая условия, необходимые для формирования бытовых навыков,
вы   тем   самым   будете   развивать   способности,   которые   составляют   обязательную
предпосылку для формирования речи: внимание, подражание, память.
   Для развития внимания и сосредоточенности служат и упражнения на сопоставление
одного предмета или картинки с другим – как одинаковым, так и отличающимся по цвету,
форме, величине или по наличию отдельных деталей (см. рисунки 6, 7, 8, 9, данные в
пособиях).
   Умение ребенка находить в предметах общее и то, что их отличает, не только служит
развитию внимания, но и одновременно развивает качества, необходимые ребенку для
познания окружающего мира.
   Для упражнений на сопоставление (в литературе вы можете встретить вместо слова
“сопоставление”   слово   “сличение”,   что   в   данном   случае   обозначает   одно   и   то   же)
используйте всевозможные парные игрушки, предметные картинки (только картинки, где
изображен знакомый ребенку предмет), простые геометрические фигуры, одинаковые и
разные по величине и цвету. Для первых упражнений такого рода имеется материал в
пособиях (см. рис. 1–4). С этой же целью в играх учите ребенка подбирать по образцу
игрушечную посуду, мебель и настоящую посуду – две-три тарелки, чашки, ложки, два
блюдца. Во время игры показывайте один из предметов и попросите принести такой же.
Помня о задаче – научить ребенка подражать, вы должны делать это не только в игре, но
и в быту, так,  чтобы действие имело для ребенка смысл: допустим, во время уборки,
мытья   посуды.   Например,   ребенок   помогает   вам   накрыть   на   стол,   по   данному   вами
образцу он должен принести тарелку, чашку, ложку. Можно усложнить задачу, предложив
принести   два-три   таких   же   предмета.   Таким   образом,   вы   учите   ребенка   сопоставлять
количественные   группы.   Обучение   счету   будет   происходить   позднее,   пока   это   только
упражнение на развитие внимания, наблюдательности.
   К занятию  на сопоставление приготовьте  две одинаковые коробки  – себе и ребенку
(коробки   лучше   взять   красочно   оформленные).   Можно   для   этого   оклеить   их   цветной
бумагой,   наклеить   картинки.   В коробку  эту  положите  только  те  предметы,  которые  вы
намерены использовать на предстоящем занятии, чтобы не отвлекать ребенка поисками
нужного предмета среди множества.
   Цель   занятия   –   научить   ребенка   сопоставлять.   Сначала   выполните   несколько
упражнений на подражание движениям, уже знакомым ребенку, чтобы сосредоточить его
внимание. Теперь покажите, как, сопоставляя предметы, можно подобрать одинаковые.
Вы показываете ребенку один из заготовленных предметов, например красный шарик. Из
двух-трех разложенных перед ним шариков, одинаковых по величине, но разных по цвету,
ребенок   должен   выбрать   такой   же,   какой   вы   ему   показали.   Для   этого,   выбрав   рукой
ребенка   другой   красный   шарик   (из   тех,   что   разложены   перед   ним),   приложите   его   к
первому,   сравните   и   покажите   ребенку,   что   оба   предмета   одинаковы.   Утвердительно
кивните   головой   и   скажите:   «Так»   или   «Да».   Теперь   следует   выполнить   какое-либо
действие с шариком: прокатить в воротца либо просто покатать его по столу. Ребенок
делает то же самое. Когда он будет легко выполнять это задание, усложните его.
  Пусть ребенок находит шарик, который отличается от других не только по цвету, но и по
величине.   Затем   попросите   его   выбрать   сходный   предмет   уже   не   из   двух-трех,   а   из
множества, притом разных предметов; дайте ему с этой же целью не один, а сразу два-
три образца. Пусть подбирает одинаковые кубики из строительного материала, где будут
кубики такого же цвета, но другой формы и величины или, наоборот, такой же величины и
формы,   но   другого   цвета.   Это   трудное   задание,   требующее   умения   сопоставлять   и
сравнивать. Подбирайте кубики с определенной целью. Постройте из них что-либо. Когда
ребенок справится с подбором этих знакомых ему предметов, возьмите рисунки 6 и 7 из
пособия. Давая ребенку по одной маленькой картинке, предложите ему найти на большом
рисунке такую же и накрыть ее. Покажите пальцем ребенка, что они одинаковые; если
ребенок  действует   неправильно,   отрицательно   качайте  головой:   “Нет”.   Постепенно,   не
торопясь, закройте на большом рисунке все изображения маленькими картинками.
     Такие   упражнения   развивают   у   ребенка   внимание,   наблюдательность,   способность
различать, т. е. те качества, которые ему необходимы, чтобы научиться читать в столь
раннем возрасте.

     Обычно   ребенок   начинает   подкладывать   карточки   бездумно,   так   как   все   шесть
вариантов   очень   похожи:   на   каждой   нарисован   Буратино   или   Карандаш.   Тогда   вы
обращаете  внимание   на различия  в  рисунках.  Так,   у одного   Буратино  рубашка   синяя,
значит, его нужно подложить к Буратино в синей рубашке и т. д.
   Когда   ребенок   научится   легко   находить   на   таблице   соответствующую   картинку,
усложните задание.
   По данному образцу вы можете изготовить и другие таблицы с картинками, на которых
вместо Буратино  будет изображена  девочка  с мячами или  обручами.  У девочек  могут
быть разные мячи, банты, носки, туфли и т. п.
  Для развития внимания путем сопоставления с образцом используйте и складывание из
палочек   (рис.   8).   Сначала   ребенок   складывает   фигуру,   глядя   на   предложенный   вами
образец (рис. 8а). Потом вы закрываете образец салфеткой, и ребенок должен составить
фигуру по памяти. После этого откройте образец и сравните его с составленной ребенком
фигурой, указывая на неточности, помогите ему исправить ошибку. Постепенно давайте и
более сложные предметы для сопоставления. Учите делать это на множестве предметов,
скажем, показав два самолета или три солдатика, попросите ребенка принести столько
же и подставить один к другому, чтобы убедиться в их равенстве.
   Наиболее   сложное   из   упражнений   на   сопоставление   –   это   сопоставление   печатных
дактильных   знаков   и  букв.  Когда   ребенок  справится  с  сопоставлением   перечисленных
выше предметов, вы перейдете к работе с алфавитом знаков и букв – с той же целью
учить  сопоставлять   и различать.   Начните  с букв.   С этой  целью   приобретите   обычную
школьную   азбуку   или   приготовьте   в   двух   экземплярах   буквы   размером   3X5   см.
Упражнения с буквами проводите так же, как со всеми парными предметами. Вы учите
ребенка подбирать одинаковые карточки с буквами, сравнивать их, находить различия.
Сначала просите ребенка из двух-трех букв найти одну парную к предложенному образцу.

Рис. 8. Складывает из палочек фигуры по образцу.

     С   этой   целью   первые   взятые   вами   буквы   должны   быть     легко   различимы   по
начертанию,   например:   о,   п,   х   или   м,   р,   к   и   т.д.   Обычно   ребенок,   подготовленный
предшествующими   упражнениями,   легко   справляется   с   этим   заданием.   Тогда   вы
предлагаете буквы более сходные: о - с, п - л, ш - щ, е - з, у - ч, в - з. Если ребенок
ошибается, обратите его внимание на различия в написании букв. Внизу у буквы щ, в
отличие от ш, есть хвостик. Буква о - законченный овал, а буква с – нет.
     Сопоставьте пары букв. Вырежьте буквы из картона или плотной бумаги. Используйте
имеющиеся   в   продаже  вырезанные   из   дерева   буквы.   Дайте   ребенку   ощупать   контуры
букв,   привлекая   внимание   к   особенностям   их   формы,   сравнивая   буквы   между   собой
путем накладывания. 

Рис. 8а. Складывает из палочек фигуры по образцу

      
     Взяв палец ребенка, обведите вместе с ним форму написанной буквы. Рукой ребенка
пишите   буквы   мелком   на   доске   или   палочкой   на   земле,   на   снегу.   Обращайте   его
внимание   на   разницу   между   буквами   и   и   н,   в   которых   по-разному   расположена
“перекладинка”. Такими действиями вы во многом облегчите ребенку распознавание букв.
Если он уже умеет вырезать (а к трем годам некоторые дети с этим справляются), дайте
ему ножницы с тупыми концами, пусть сам вырезает буквы по намеченному вами контуру.
Уже   в   3–3,5   года   дети   в   результате   таких   упражнений   сами   начинают   писать   многие
буквы.
   Осталось рассмотреть последнее требование, которое вам предстоит выполнить, чтобы
перейти к обучению ребенка чтению. Вы будете учить его читать в подлинном смысле
слова. Вначале вы должны научить ребенка различать и обозначать дактильным знаком
каждую букву, соблюдая последовательность их расположения в слове, чтобы он, даже
не умея  еще  читать,   умел  хотя  бы  отличать   одно  слово  от  другого,  или,   как  говорят,
читать его глобально. Для этого вы уже выполнили все подготовительные упражнения, и
ребенок научился всматриваться в буквы и различать их. Проведите с ним такое занятие:
подберите пары предметов, например конфету и яблоко, куклу и шар, и напишите к ним
по две таблички.

   

Шар

Кукла

Яблоко

Конфета

   Положите на стол первую пару предметов. Подставьте к ним таблички-названия. Дайте
ребенку   вторую   табличку   со   словом   конфета   и,   действуя   его   рукой,   положите   и   ее   к
конфете. Затем сопоставьте обе подписи — ту, которая была подставлена вначале, и ту,
которую сейчас положил ребенок (подписи должны быть абсолютно одинаковы). Тут же
вы показываете, что к яблоку ее подкладывать нельзя. Сравнивая буквы в словах уже
привычным для ребенка приемом (букву к букве), вы тем самым поясняете, что написано
на них разное. Отрицательно качаете головой и говорите: “Нет”. Переложив табличку к
конфете,   вы   утвердительно   киваете   головой:   “Да”.   В   такой   ситуации   ребенок   легко
различает смысл слов да и нет.
     Ребенок правильно подложил табличку. Водя его пальцем, сопоставьте буквы в двух
одинаковых табличках. Похвалите ребенка.
   Такое же упражнение проделываете со словом яблоко. Вновь повторите упражнение.
Ребенок должен сам научиться  подкладывать  обе таблички к предметам, сравнивая  с
имеющимися около предмета образцами. То же повторите со второй парой предметов.
   Теперь уберите таблички и давайте их ребенку по одной, пусть подложит их к яблоку и
конфете, уже не имея перед глазами написанного образца. Если он ошибется, поправьте
его и повторите упражнение, но ни в коем случае не подкладывайте за ребенка табличку,
лучше подставить к предметам парные надписи, чтобы ребенок мог ориентироваться на
них   и   сам   исправить   свою   ошибку.   Проделайте   такие   же   упражнения   на   различение
табличек-названий 6–8 обиходных предметов, давая их отдельными группами, например:
кукла,   машина,   мяч;   конфета,   печенье,   яблоко;   пальто,   шапка,   шарф;   тарелка,   чашка,
ложка.   Насколько   быстро   усвоит   ребенок   смысл   задания   и   научиться   правильно
соотносить   таблички   с  предметами,   будет   зависеть   от   того,   как   вы   его   подготовили   к
этому. К обучению чтению можно будет перейти только лишь тогда, когда ребенок будет
справляться с глобальным различением слов (рис. 9).

   Для   упражнения   в   сопоставлении   сходных   предметов   вы   используете   не   только
специально задуманное с этой целью занятие, но и подготовку к нему и его завершение. 

Рис. 9. Образец карточки лото для обучения чтению и для закрепления словаря

  
   Так, сказав ребенку обычное “будем заниматься” или “будем играть”, вы предлагаете
ему   принести   предметы,   игрушки   или   картинки,   которые   нужны   для   проведения
намеченной   игры.   Учитывая,   что   в   этом   случае   задания,   связанные   с   подготовкой   к
занятию и его завершением, могут быть частью необходимых упражнений, вы должны
продумать   последовательность   даваемых   поручений   (например,   сначала   принести
кроватку   или   стул,   а   потом   куклу,   чтобы   не  пришлось   ее   “просто”   положить   на  стол).
Продумайте заранее, какое поручение и в какой форме вы будете предлагать ребенку: по
табличке, устно или дактильно (это зависит от подготовки ребенка).
  На начальном этапе, когда ребенок еще совсем не понимает словесных обращений, вы
подготавливаете   парные   предметы,   картинки,   с   помощью   которых   обращаетесь   к
ребенку. Покажите ему шарик, кубик, пирамидку, а он должен принести такие же. Для
этого вы должны приготовить соответствующие парные предметы.
   Мы   рассказали   вам   о   том,   чему   и   как   учить   ребенка   на   занятиях  для   развития   его
внимания,   памяти.   Развитие   всех   этих   способностей   осуществляется   не   только   на
специальных занятиях. Для этого предоставляет неограниченное поле деятельности весь
процесс воспитания ребенка: его быт, игры и всякая другая деятельность, характерная
для ребенка, ибо без внимания и умения подражать невозможно никакое усвоение.
   Решая первую поставленную перед вами задачу на занятиях, развивая способности у
ребенка, необходимые для обучения, вы лишь косвенно готовите его к усвоению речи.
Воспитание   у   ребенка   бытовых   умений   и   навыков   необходимо   использовать   для
формирования   его   речи.   Это   и   будет   решение   второй   стоящей   перед   вами   задачи:
воспитать у ребенка положительное отношение к словесному общению. Начинается это с
обучения   ребенка   воспринимать   слово   как   сигнал   к   действию,   а   также   как   средство
обозначать предметы окружающего мира.
   Вы знаете, что общение со взрослыми – это основной источник и двигатель развития
маленького   ребенка.   Общение   с   ребенком   связано   с   удовлетворением   его   желаний,
предъявлением   к   нему   требований   в   связи   с   обучением   различным   действиям,
обращением с игрушками, воспитанием необходимых в быту привычек. Свое обращение к
маленькому   ребенку   взрослые   сопровождают   показом,   а   обучение   его   различным
действиям   сопровождают   речью.   Показ   того   или   иного   действия   следует   за   словами,
обращенными и к неслышащему ребенку. Вы говорите ребенку: “Пей!” – и вслед за этим
протягиваете   ему   чашку   с  молоком,   поднося   ее   к   губам   ребенка.   Он   пьет.   Создается
впечатление, что ребенок понимает смысл слов “пей” и “молоко”. “Возьми ложку в правую
руку”, – говорите вы, перекладывая ложку из левой руки ребенка в правую. “Отнеси, дай,
на”, – обращаетесь вы и тут же показываете, что именно должен сделать ребенок.
     Хотя   во   всех   этих   случаях   присутствует   слово,   но   в   действительности   общение
осуществляется не на основе речи. И слышащий маленький ребенок понимает взрослых
часто благодаря определенной ситуации, выражению лица говорящего, его интонации, а
не на основе слов, сказанных ему. Известно, что маленькие слышащие дети, правильно
реагирующие   на   определенные   слова   в   знакомой   обстановке,   не   понимали   их   в
изменившихся   условиях,   мало   того,   услышав   их   вне   соответствующей   ситуации,   т.   е.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..