воображаемую струю воды, потом отряхиваете руки и вытираете полотенцем, которое
затем вешаете на место.
Для этой цели может быть выбран и другой знакомый ребенку вид деятельности, скажем
стирка. Вы последовательно выполняете необходимые при этом действия. Делаете
движения, будто наливаете в таз воду, пробуете ее на ощупь: горячая (это выражается
мимикой вашего лица), вы отдергиваете руку. Теперь вы доливаете холодной воды, опять
пробуете. Вы делаете вид, что опускаете в воду белье, стираете, выжимаете,
развешиваете. Разумеется, эти сложные движения можно выполнить лишь тогда, когда
ребенок научится подражать более простым. Следите, чтобы он не подражал
механически. Осмысленность подражания заключается в том, что ребенок за каждым
движением, должен увидеть подлинные, знакомые ему действия. Поэтому, подбирая
такого рода движения, учитывайте опыт ребенка, выбирайте лишь те действия, которые
ребенок сам выполнял или неоднократно видел, как их выполняют.
Долго не задерживайтесь на одних и тех же действиях. Лучше спустя несколько дней
вновь повторить их, иначе ребенку надоест, и он либо вовсе не будет подражать, либо
будет делать это небрежно. Играя, вы сами должны ясно представлять действия, т. е.
выполнять их артистически, увлекая ребенка своей игрой.
Постепенно переходите к упражнениям, которые развивают движения пальцев. Эти
упражнения необходимы для дальнейшего обучения дактилированию.
Начинать надо со следующего упражнения. Сядьте за стол друг против друга, дайте
ребенку бутылку и мелкие предметы (пуговицы, фасоль, горох), приготовьте для себя те
же предметы. Покажите ребенку, что нужно всю эту мелочь собрать в бутылку. Начните
сами. Выполнению действия ребенком предпосылайте сигналы: “Возьми”, “Брось”.
Затем положите руку на стол вверх раскрытой ладонью и начинайте последовательно
сгибать пальцы. Помогите ребенку точно выполнить эти движения, сначала собирая
пальцы в кулак, затем так же последовательно их разгибая; поочередно прикладывайте
кончики пальцев к большому пальцу; пальцы одной руки к пальцам другой. Часть этих
движений является элементами дактильных знаков. Через несколько занятий вы сможете
уже использовать для подражания дактильные знаки. Если в семье есть старшие дети,
привлекайте их тоже к игре-занятию по усвоению дактильных знаков. Это облегчит
обучение малыша и пригодится для последующего общения с ним. Сначала, чтобы легче
было уловить разницу в знаках, вы берете такие пары, которые резко отличаются между
собой по изображению: а — в, о — у, л — с, р — м. Занятие начинайте с подражания
движениям, уже хорошо знакомым детям.
Следующий этап: положите одну руку на стол ладонью вниз, потом другую – так же
пальцами вперед. Требуйте от ребенка точного подражания. Ставьте руку на локоть и
показывайте тот же знак. Это уже буква в. Ребенок повторяет движение.
Напоминаю: сначала вы не связываете знаки с буквой. Вы только подготавливаете
ребенка к различению знаков, а пальцы – к их воспроизведению. Пока это только
упражнения на развитие внимания, подражания. Усвоение азбуки, сочетание буквы со
знаком – следующий этап. Не берите для подражания сразу много знаков. Это пока
неинтересное упражнение, с помощью игровых приемов его нужно сделать
привлекательным для ребенка. Занятия должны быть не утомительны для ребенка: 8–10
движений, включенных в другие, более занимательные движения на подражание.
Сначала воспроизводите знаки, держа руку на столе (рис. 5), а затем, опираясь локтем о
стол, показывайте их в воздухе. Складывайте пальцы в кулак, следя, чтобы большой
палец не был при этом зажат внутрь, а был в положении, указанном в азбуке. Тогда это и
будет буква а. Каждый день, повторяя ранее усвоенные знаки, включайте в упражнения
3–4 новых и повторяйте их по 2–3 раза. Неправильно воспроизведенный ребенком знак
вы исправляете. Придайте своими руками нужное положение пальцам ребенка.
Постепенно он научится сам исправлять ошибку по показанному вами знаку. Иногда ему
для этого необходимо помогать себе левой рукой. Учите его этому.
После упражнений со знаками, резко отличающимися по изображению, вы переходите к
сходным знакам – о, р, н; п, л, д; м, т, ш, привлекая внимание ребенка к трудноуловимым
различиям в этих знаках. Дайте ему ощупать знак, который вы сами складываете, чтобы
он не только увидел, но и почувствовал разницу в движениях. Все это облегчит ребенку
различение знаков и воспроизведение их. Помогите ему зрительно уловить разницу