Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - 1970 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 8

 

 

   После   того   как   вы   проведете   с   ребенком   так   называемую   пробу,   т.   е.   попытаетесь
вызвать   у   него   по   подражанию   все   перечисленные   выше   звуки,   сделайте   перерыв,
закрепите те из них, которые появились у него, а спустя некоторое время снова повторите
пробы.   То,   что   не   получилось   на   первых   занятиях,   может   получиться   на   следующих.
Здесь необходимо предупредить вас: если ребенок не сумел быстро и без затруднений
воспроизвести звук, не заставляйте его, не старайтесь, чтобы он произнес его на этом
этапе.   Работа   над   каждым   звуком   –   дело   будущего,   а   в   данный   момент   вы   можете
вызвать   у   ребенка   отрицательное   отношение   к   подобным   занятиям.   Специальная
постановка   звука   требует   профессионального   умения,   поэтому   не   задерживайтесь   на
звуках, которые не даются ребенку.
     Несомненно,   что   в   результате   всех   используемых   подражательных,   дыхательных
упражнений, упражнений в связи с развитием голоса, осуществлением проб у ребенка
появятся некоторые звуки. Они должны стать основой для формирования произношения.
  Для развития произношения вы должны учить ребенка одну-две секунды дуть на легкий
предмет. Упражнения в игровой форме нужно выполнять ежедневно. Для детей 4–5 лет
длительность дутья и упражнения можно увеличить до 3–4 сек с перерывами до 5 минут.
Дуть в общей сложности не более 3–5 минут.
   Длительно, на одном выдохе произносить звуки а, о, у, затем и слоги с этими звуками,
например: па, по, пу; та, то, ту. Знать слова: дуй, вдох, выдох.
  По подражанию выполнять различные видимые движения речевых органов: высовывать
язык, облизывать им губы (круговыми движениями); выгибать язык, держать его кончик за
нижними зубами, растягивать губы; открывать рот широко и нешироко. По подражанию,
глядя в зеркало, научите произносить и пользоваться в общении словами: о (холодно), у
(уши), па (папа), on (лоб), эп (хлеб), по (спасибо), am (кровать), от (лодка), ут (утка), пу
(булка), упа (упал), упи (кубики), эт (нет), та (да), то (дождь), ту (туалет), ма (мяч,
мама), мо (молоко), том (дом), тота (тетя), поти (ботинки), пальто, пант (бант), фе
(конфета),   ва   (кровать),   ова   (корова)
  и   др.   Обращаясь   к   ребенку,   вы   должны
произносить   эти   слова   полностью,   а   ребенок   может   произнести   их   лепетно,   в   виде
отдельных  звуков  и слогов.  При этом  обязательно  следите,  чтобы звук,   слог, который
ребенок временно употребляет вместо слова, непременно входил в состав этого слова.
Не   используйте   лепетных   слов   слышащего   ребенка,   как  оп-оп   (мяч),   му   (корова),
используйте только те звуки, которые произносит ваш ребенок, например а или ма вместо
слова   мяч   и   т.   д.   По   мере   усвоения   звуков,   из   этих   “осколков”   получится   слово.
Дактильная   речь   помогает   в   обучении   произношению.   Все   слова,   которые   ребенок
понимает и может самостоятельно сказать дактильно, можно попросить его произнести,
как только он усвоит основные звуки, входящие в состав этого слова.
   Что такое основные звуки? Предлагаемая ниже схема (рис. 16) поможет вам узнать,
какие   звуки   ребенок   должен   усвоить   в   первую   очередь.   Это   и   есть   так   называемые
основные   звуки.   Их   ребенок   должен   временно   использовать   в   качестве   заменителей.
Смысл  этой  системы   обучения   произношению  заключается   в  том,  что   более  сложные
звуки речи ребенок должен временно заменять более доступными ему, но сходными по
артикуляции. Например, основной звук с заменяет звуки ч, ш и ц; звук к — звуки г, х и т.
д. (см. рис. 16). Если ребенок будет правильно, внятно произносить основные звуки, то,
несмотря   на   большое   количество   звуков-заменителей,   речь   его   будет   понятна
окружающим.
     Постепенно   с   усвоением   остальных   звуков   произношение   ребенка   будет   все
уточняться. Но для того чтобы оно было внятным, вы должны внимательно следить за
заменой   одних   звуков   другими,   строго   в   соответствии   с   данной   вам   схемой.   Иначе
возникнет серьезная помеха в совершенствовании произношения. В первом круге схемы
даны   основные   звуки,   во   втором   и   третьем   –   звуки,   которые   они   заменяют.   В
соответствии с такими заменами ребенок может вначале говорить – “лупаска” (рубашка),
но не “тупатка”, может сказать –  “супы” (зубы), но недопустимо – “тупы” и т. д. Помните:
исправить укрепившееся неправильное произношение звука порой гораздо труднее, чем
его поставить. В то же время то, что предлагается в качестве замены, не таит в себе
 никакой опасности '.

Рис. 16. Схема основных звуков.

1 Авторы данной системы обучения произношению Ф.Ф. Pay и Н.Ф. Слезина.
   Для   обучения ребенка произношению   необходимо   руководствоваться следующими
правилами.
   
   Следите за тем, чтобы ребенок отраженно повторял обращенную к нему речь.
   
     Не   добивайтесь   сразу   постановки   (вызывания)   неподдающегося   звука.   Не
задерживайтесь   на   одном   этом   звуке,   а   постепенно,   систематическими   упражнениями
совершенствуйте качество его произнесения от занятия к занятию.
  Появившийся у ребенка звук сразу соединяйте с дактилыным знаком и буквой; закрепите
его в слове. Дайте малышу знакомое слово с этим звуком, пусть он его прочитает.
   Работая над звуком, не забывайте использовать остатки слуха ребенка (даже если они
невелики). После прочтения слога или слова громко произнесите у самого уха ребенка
слоги и слова с новым звуком.
     Систематически   сочетайте   произношение   звуков   с   движениями   в   ритмических
упражнениях.
   Внимательно прислушивайтесь к произношению ребенка. Даже не зная, как исправить
тот или иной дефект, в случае плохого произношения попросите его повторить сказанное.
Это напоминание заставит ребенка постараться восстановить знакомые ему ощущения
правильного   произнесения   и   самому   исправить   ошибку.   Кроме   того,   если   вы   будете
следовать   данному   правилу   постоянно,   это   приучит   ребенка   к   тому,   что   надо   всегда
стараться говорить хорошо.
   Не требуйте от ребенка самостоятельного употребления в быту устного слова до тех
пор, пока он не будет его правильно произносить в пределах допустимых замен звуков
(рис. 16).
  Как только ребенок сможет произносить правильно слово (вначале это может быть одно-
два   слова),   постарайтесь,   чтобы   он   употреблял   его   в   быту   как   можно   чаще.
Сосредоточьте на этом свое внимание. Если для этого не представляется возможность в
естественных условиях общения, организуйте для этого специальную игру.
   Следите за слитным произношением слов. Если темп дактильной речи ребенка отстает
от темпа его произношения (даже в пределах одного слова), не разрешайте ему говорить
и  дактилировать   одновременно.   В  этом   случае   ограничивайте   ребенка   произнесением
только   хорошо   усвоенных   слов,   которые   он   в   состоянии   сказать   без   сопутствующего

дактилирования.   Если   он   забыл   какое-то   слово,   пусть   скажет   (вспомнит)   сначала   в
дактилыной форме, а потом повторит устно.
   Следите за правильным ударением в словах. Ударный слог нужно выделять не громким
произнесением   его,   а  длительным   произношением   гласного  звука   в  этом   слоге  (даай,
положиии).
   Старайтесь,   чтобы   ребенок   мог   почаще   и   побольше   ощупывать   положение   ваших
речевых   органов   при   произнесении   звуков.   В   результате   ребенок   хорошо   может
воспринять разницу в произношении звуков а и у или ощутить пальцем вибрацию
кончика языка при произнесении р и т. п. Все это поможет ему в усвоении звуков.

Рис.   17. Кубик для игры.

   Не стесняйтесь его произношения  перед посторонними людьми. Речь ребенка – это
ваша гордость (особенно, если вы принимали активное участие в ее формировании), это
победа воли, настойчивости, трудолюбия.
   Следите за успехами вашего ребенка, ведите учет усвоенных им звуков и слов, которые
он   может   произносить   в   общении   с   вами.   Приготовьте   альбом   с   картинками,   он   вам
поможет в работе по закреплению этих слов и обиходных выражений.
     Закреплять звуки, усвоенные ребенком на занятиях, вы должны постоянно: общаясь с
ребенком в быту, а также используя различные игры и упражнения.
   Для закрепления у ребенка звуков можно провести игры-упражнения. Рекомендуем вам
наиболее доступные для детей игры.

“Кубик”

     Возьмите   кубики   и   на   каждую   сторону   наклейте   слоги,   состоящие   из   усвоенных
ребенком   звуков   (рис.   17).   Подбрасывайте   кубик,   и   ребенок   должен   громко   прочитать
слог, который окажется на верху кубика. Постепенно усложняя игру, можно наклеить на
стороны   кубика   целые   слова,   а   затем   и   изображения   известных   ребенку   предметов,
которые он должен будет назвать.

“Вертолина”

     Эту   игру   можно   самим   изготовить   или   использовать   имеющуюся   в   продаже   игру
“Вертолина”.   На   секторы   вращающегося   круга   поместите   слоги,   слова,   картинки.
Подбирайте   в   каждом   случае   такие,   которые   содержат   звуки,   уже   поставленные   и
подлежащие   закреплению.   Когда   вращающийся   круг   остановится,   ребенок   читает   или
называет слово, на которое указывает стрелка. Заготовьте сами разнообразные круги для
“Вертолины”, включающие сочетания одного согласного звука с различными гласными.
Каждый слог располагается на одном из пяти секторов круга, например па, по, пу, пи, пэ
или са, со, су, си, сэ. Так же изготовьте два-три круга со слогами, где, наоборот, разные
согласные сочетаются с одним гласным: па, та, ка, СА,, круг, где чередуются звонкие и
глухие слоги: па-ба, та-да, са-за, ка-га и т. д. Приготовьте круг, где один звук встречается
в разных словах: лопата, кукла, лук, лампа, молоток.
     Одним словом, в соответствии с программой обучения произношению вы используете
“Вертолину”, помещая в нее слоги и слова, включающие изучаемый звук.

“Чудесный мешочек”

     Вложив   в   нарядный,   приготовленный   вами   мешочек   предметы,   названия   которых
ребенок знает, вы используете эту игру для закрепления произношения слов, а также для
закрепления  слов в дактильной форме.  Достав наощупь из мешочка игрушку,  ребенок
называет ее. Ставя перед собой цель закрепить произношение того или иного звука, вы
подбираете   предметы,  названия   которых  включают   звук,   над которым   вы  работаете  с
ребенком.   Для   этой   же   цели   используйте   описанные   выше   игры   “Что   изменилось”   и
“Угадай”.
   
  Предлагаемые игры удобны тем, что, усвоив их, вы сможете варьировать каждую из них
в   зависимости   от   поставленной   цели   и   содержания   материала,   который   вы   хотите
закрепить. Усвоив принцип проведения, вы сможете для этой цели приспособить многие
из игр, описанных в пособиях для детских садов как для глухих, так и слышащих детей.
   Для улучшения произношения очень важно использовать остатки слуха.
     Среди глухих детей почти нет таких, у которых не сохранились хотя бы минимальные
остатки слуха.
  Вы не в силах вернуть вашему ребенку слух, но можно и должно научить его с помощью
специальных   упражнений  пользоваться  имеющимися  у  него остатками   слуха.  Сначала
это   будет   то,   что   называется   развитием   слухового   и   вибрационного   восприятия
неречевых звуков — так называемых бытовых шумов: гудков поезда, машины, звонков
трамвая, будильника, дверного звонка, шума льющейся воды, стука упавшего предмета.
Все   это   имеет   большое   практическое   значение.   Развитие   слухового   восприятия
благоприятно   отражается   на   тембре   голоса   ребенка,   положительно   влияет   на
произношение   отдельных   звуков.   Также   полезно   развивать   и   способность   ребенка
различать вибрацию. При стуке закрывающейся двери, стуке палки об пол и т. д. ребенок
обычно больше реагирует на вибрацию, чем различает раздающийся при этом шум. Но в
связи   с   поражением   слуха   и   этот   навык   очень   важен   для   его   ориентации   в   быту.
Установив, какие звуки, шумы ребенок воспринимает, постарайтесь два-три раза в день
по две-три минуты упражнять его в их восприятии. Научив различать шумы, переходите к
обучению различать на слух пары слов, отличающихся по звучанию.
     Проведите   с   ребенком   игры,   которые   дадут   ему   представление   о   слуховых   и
вибрационных   ощущениях.   Учите   ребенка   “слушать”.   Уже   в   упражнения,   которые   вы
используете для развития внимания, должны включаться такие, которые будут служить
развитию его способности слышать.
     Учите   ребенка   воспринимать   звуки,   прикладывая   руки   и   ухо   к   стенке   пианино   или
детского игрушечного рояля, гитары, бубна, ручной и губной гармонике. В данном случае
имеет место не только слуховое, но и вибрационное восприятие. Сначала нужно, чтобы
ребенок   научился   связывать   воспринимаемые   звуки   с   определенными   предметами   и
различать   их.   Работу   со   звучащей   игрушкой   можно   выполнить   приблизительно   в
следующей   последовательности.   Сначала   показываете   игрушку.   Рассматриваете   ее
вместе с ребенком, даете ему поиграть с ней. Называете ее (предъявив табличку). Если
ребенок может прочесть табличку, пусть прочитает и запомнит название. Теперь подайте
звук так, чтобы ребенок видел, что звук исходит от этого предмета. Научите реагировать
в   ответ   на   услышанный   звук.   Пусть,   услышав   звук,   бросит   кубик   в   коробку,   прокатит
шарик, поднимет руку, предъявит табличку со словом слышу.
     Когда   ребенок   поймет   задачу   и   научится   соответственно   реагировать   на   звук,
используйте   два   инструмента,   отличающиеся   звучанием,   например,   колокольчик   и
барабан. Поупражняв ребенка в восприятии звучания каждого инструмента (игрушки) в
отдельности,   проведите   упражнение   на   их   различение.   Количество   сигналов   от   обоих
инструментов должно быть одинаковое (если даете три удара барабана, то столько же
дайте   сигналов   колокольчиком).   После   нескольких   упражнений   выключите   зрение
ребенка. Пусть он, не видя, попытается угадать, какой инструмент звучал. Когда ребенок
научится различать два инструмента, возьмите другую пару инструментов. Постепенно,
когда ребенок привыкнет и будет справляться с заданием, можно одновременно взять три
инструмента или три озвученные игрушки, которые вы сначала также учите различать на
слух. Для ответного сигнала можно использовать более легкие слова – да, нет. Приучите
ребенка искать спрятанную игрушку, руководствуясь сигналами на слух, которые вы ему
подаете, скажем, барабаном, колокольчиком или гармошкой. При приближении ребенка к

предмету усиливайте звук, при удалении от него – уменьшайте. Такая игра (“Слушай и
ищи”)   воспитывает   у   ребенка   навык   прислушиваться,   делает   восприятие   шума
осмысленным.
   Когда ребенок научится четко определять сигналы на слух, используйте для этой цели и
голос.   Посадив   ребенка   на   руки,   сделав   из   своих   рук   рупор,   громко   и   протяжно
произнесите у ушной раковины (поочередно справа и слева) гласные звуки  а, о, у, э, и.
Связывайте   воспринятый   ребенком   звук   с   соответствующим   дактильным   знаком   или
буквой. Организуйте игру: вы кричите ребенку в ухо различные звуки, он угадывает, т. е.
показывает соответствующие буквы или дактильные знаки.
     Если вы заметите, что ребенок все лучше различает сигналы, отдельные звуки, то,
давая ему прочитать по табличке новое слово, громко скажите ему это слово и на ухо.
Ведь к глухим относятся и такие дети, которые различают слово, сказанное у самого уха
громким голосом. Знакомое слово, которое ребенок прочитал, он, возможно, хотя и не
очень точно, все же сможет повторить. Изучение слов на основе восприятия их на слух
как   единственный   путь   обучения   речи   глухого   ребенка   с   остатками   слуха   и   даже
слабослышащего малопродуктивно, но в сочетании со всеми теми способами обучения
речи, с которыми вы познакомились, такой прием окажется очень полезен. Даже ребенку,
различающему на слух хотя бы только гласные, вы таким способом поможете правильно
ставить   ударения   в   словах.   Большую   помощь   может   оказать   и   специальный   аппарат,
усиливающий   звучание   и   одновременно   позволяющий   воспринимать   вибрацию   звука,
слова.
     Слуховое восприятие можно использовать для того, чтобы научить ребенка различать
количество звучаний (пусть покажет на пальцах, сколько раз вы подаете сигналы – один,
два   три).   Это   пригодится   ему   для   восприятия   слов,   содержащих   разное   количество
слогов. Всему этому ребенка будут учить и в детском саду, но вам нужно быть знакомыми
с   развитием   слухового   восприятия   для   того,   чтобы,   играя   с   ребенком,   развивать   его.
Включая   на   разную   мощность   приемник,   ударяя   с   разной   силой   в   барабан,   играя   на
пианино, гармошке, учите его при этом словам громко — громче, тихо — тише. Ребенку
не только трудно запомнить эти слова, но и еще трудно понять их значение. Поэтому вам
нужно будет как можно чаще повторять эти слова в общении с ребенком, заставлять его
пользоваться   ими   в   соответствии   с   подачей   звука,   пока   у   ребенка   не   сформируется
правильное   понятие   о   том,   что   значит   тихо   и   громко.   Затем   ребенка   можно   научить
воспринимать   быструю   и   медленную   музыку   (используя   пианино,   баян,   радио).
Постарайтесь   восприятие   музыки   сочетать   с   движениями   (под   быструю   музыку   пусть
бегает, прыгает или танцует, под медленную шагает), при этом учите его отхлопывать
шаг (сначала делайте это вместе с ребенком). Так, как вы вводили в речь ребенка слова
громче,   тише,   нужно   вводить   и   слова   быстро,   медленно.   После   3   лет   рекомендуется
учить   ребенка   определять   и   направление   источника   звука,   что   поможет   ему   в
ориентировке.   Сначала,   чередуя   подачу   звуков   из   двух   источников,   идущих   из
противоположных направлений (спереди — сзади или справа — слева), вы показываете
ребенку направление и действуете его рукой. Произносите ему слова: спереди, сзади,
справа, слева. Постепенно требуйте от ребенка, чтобы он сам определял, откуда идет
звук. Для запоминания можно использовать таблички с этими словами.
     Если ребенок не будет посещать детский  сад, вам следует через некоторое  время
проверить   состояние   его   слуха.   В   связи   с   общим   развитием   ребенка   и   в   результате
специальных   упражнений,   под   влиянием   развивающейся   самостоятельной   речи,
состояние его слуха может несколько измениться в лучшую сторону. Бывает, что ребенок,
который ранее определялся как глухой с остатками слуха, теперь классифицируется как
слабослышащий. Проконсультируйтесь со специалистами. Быть может, вашему ребенку
можно подобрать слуховой аппарат.
     В   настоящее   время   в   нашей   стране   и   за   рубежом   созданы   и   продаются   приборы,
позволяющие неслышащим людям воспринимать звуки, недоступные “голому” уху, т. е.
уху, не вооруженному специальным аппаратом, а также воспринимать и различать звуки
пальцами, грудной клеткой, ключицами и т. п. Такие приборы успешно применяются и в
обучении дошкольников. Специальные исследования ученых и опыт подтверждают, что
использование   этих   технических   средств   благоприятно   сказывается   на   формировании
устной   речи,   и   потому   необходимо   всемерно   поощрять   их   применение,   сделать   все

возможное, чтобы и ваш ребенок мог ими пользоваться. Однако не следует думать, что
только   с   помощью   слуховых   и   вибраторных   приборов   глухой   ребенок,   не   владеющий
речью, может полноценно усвоить язык. Такое заблуждение мешает многим родителям
успешно   использовать   другие,   более   эффективные   способы   обучения,   отвлекает   от
кропотливой и трудоемкой,  но ничем не заменимой работы по формированию  речи, в
которой использованию приборов должна быть отведена определенная вспомогательная
роль.
     Не   переоценивайте   возможности   глухого   ребенка,   имеющего   остатки   слуха,   но
используйте самые малые остатки слуха, уделяйте внимание упражнениям на развитие
слухового восприятия даже тогда, когда вам покажется, что у ребенка совсем нет слуха.
Ваша помощь должна быть направлена на то,  чтобы научить  ребенка реагировать  на
слуховые   раздражения.   Она   будет   успешно   осуществлена,   если   вы,   систематически
работая с ребенком, будете использовать рекомендуемые вам игры-упражнения.

ГЛАВА   VIII

ЧЕМУ ЕЩЕ ВЫ МОЖЕТЕ САМИ ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА

Обучение игре. 
Обучение движениям. 
Обучение изобразительной деятельности. 
Использование всех этих видов деятельности для формирования речи

     Как ни важна задача обучить ребенка речи, вы понимаете, что он должен получить и
элементарные   сведения   об   окружающем   мире,   приобрести   многие   умения   и   навыки,

доступные слышащим детям того же возраста. Его слышащий сверстник многое узнает с
помощью   речи.   Глухой   ребенок   должен   пройти   огромный   путь   развития,   прежде   чем
слово, которое он узнал как название непосредственно воспринимаемого предмета или
действия,   станет   для   него   средством,   с   помощью   которого   ребенку   можно   будет
сообщить знания. Пока знания глухого ребенка ограничены его личным опытом, который
следует расширить с помощью разнообразной практической деятельности, доступной его
возрасту.   Цель   данной   главы   –   привлечь   ваше   внимание   к   этим   и   другим   видам
деятельности   ребенка,   которые   не   направлены   на   формирование   его   речи,   но
использование которых составляет необходимое условие для его полноценного развития
и   одновременно   создающее   наиболее   прочную   основу   для   формирования
содержательной речи.
     Как известно, игра – основная деятельность ребенка, и его необходимо учить играть.
Многим кажется странным: “Учить играть, да ребята сами играют!” Однако это не так. Как
показали   специальные   исследования,   даже   слышащего   ребенка   нужно   учить   играть,
чтобы   ребенок   мог   занять   себя   важным   для   его   развития   делом.   В   игре   необходимо
развивать   самостоятельность   ребенка,   учить   его   обращаться   с   игрушками,   правильно
действовать   с   ними.   Играя   с   ребенком,   помогите   ему   узнать   свойство   предметов,   их
назначение. Вы уже знаете, что игра для вас средство обучения. Но, кроме того, имеются
игры другого рода.
   Вы, вероятно, наблюдали, что дети в возрасте 2–3 лет начинают, подражая взрослым,
играть во всевозможные так называемые сюжетные и тематические игры. Игры такого
рода очень полезны для развития ребенка, но нужно учить играть в эти игры, руководить
игрой,   помогать   ребенку   играть.   Тем   более   необходима   такая   помощь   неслышащему
ребенку. К таким  играм  относятся игры  в семью, в больницу, в магазин. В них между
участниками распределяются роли, поэтому они называются ролевыми. В этих играх дети
воспроизводят ту деятельность, которую они наблюдают в окружающей обстановке. Для
игры привлекаются  соответствующие игрушки: детская посуда, мебель, одежда. Более
развитые дети наделяют разнообразные сходные предметы необходимыми свойствами:
палочка изображает ложку, кубик – пищу и т. д.
     Игры, если ими руководит взрослый (а это обязательно), помогают ребенку овладеть
правилами поведения (за столом, при одевании, на прогулке и т. д.). Для глухого, как и
для   слышащего,   они   служат   незаменимым   средством   развития   мышления   и   речи.
Предлагаемые   ниже   ролевые   игры   имеют   большое   значение   для   развития   глухого
ребенка. Наметив тему, скажем “Обед куклы”, вы на начальном этапе приготавливаете
все   необходимые   для   проведения   этой   игры   предметы   в   двух   экземплярах.   Один
комплект стоит около вас в коробке. Предметы для второго набора вы располагаете в
таком месте и так, чтобы ребенок мог их достать без вашей помощи. Начинаете занятие.
Привлекли внимание ребенка и молча достали из коробки кукольный столик. Указывая на
него,   предлагаете   ребенку   принести   такой   же.   Если   ребенок   не   понял   вас,   вы   идете
вместе   с   ним   и   приносите   тот   предмет,   который   вам   нужен.   Устанавливаете   на   той
половине стола, где сидит ребенок. Так же устанавливаете у стола стул. Далее ребенок
проделывает   все   то   же   самое,   что   и   вы.   Усаживаете   на   стул   куклу,   кладете   на   стол
салфетку, ставите прибор –  тарелку, ложку, чашку. Ребенок, подражая, последовательно
делает то же. Теперь на обе тарелочки  – своей куклы и куклы ребенка  – вы кладете
понемногу   каши,   наливаете   в   чашки   молока.   В   самом   начале   проведения   такой   игры
пусть каша и молоко будут настоящие. Позднее вы замените их воображаемой едой. Это
очень   важно   и   знаменует   более   высокий   уровень   развития   ребенка,   его   умение
действовать с воображаемыми предметами. Но начать нужно с натуральных предметов.
Теперь вы берете ложечкой кашу и кормите куклу. Следите,  чтобы ребенок, подражая
вам, делал это так же аккуратно и “по-настоящему”. При этом необходимо, чтобы вы сами
прониклись игрой. Если ребенок почувствует фальшь в обращении с предметами, эффект
будет значительно меньшим. Не забудьте вытереть салфеткой губы кукле, заставьте ее
“поблагодарить” за завтрак кивком, бережно обращайтесь с ней. Теперь сами положите
свою   куклу   на   место,   последите,   чтобы   то   же   самое   сделал   ребенок.   Затем,   так   же
подражая   каждому   вашему   действию,   ребенок   должен   вымыть   или   хотя   бы   убрать
посуду.

     Вы   провели   занятие   не   только   на   развитие   внимания,   на   развитие   действий   по
подражанию,   упражнение   на   сопоставление   предметов,   вы,   кроме   того,   преподали
ребенку урок поведения за столом.
     Это будет и обучением ребенка игре. Усвоив отдельные приемы, ребенок будет сам
играть в эти игры. Играя с ним в одни и те же игрушки, старайтесь их использовать по-
разному. Сегодня вы одевали куклу и водили ее гулять. Завтра кормите и укладывайте ее
спать.   Купайте   куклу.   Стирайте   ее   одежду.   Это   и   будет   подготовка   ребенка   к
самостоятельной ролевой игре.
   Уяснив смысл игр такого рода и характер их проведения с неслышащим ребенком, вы
сможете   позаимствовать   темы   для   игр   из   пособий   для   слышащих   детей   (N  2,   4,),
исключая   те   из   них,   которые   рассчитаны   на   использование   слуха.   Об   игре   глухого
ребенка прочитайте книгу (см. N 3 в списке литературы).
   Игры такого рода – незаменимое средство в развитии разговорной речи, в закреплении
обиходного словаря. Не упускайте такую возможность.
   Хочется предупредить: не подчиняйте игру обучению словам. В данном случае речи
должна быть отведена второстепенная роль. В первый раз новую игру вообще проводите
без   речи,   только   на   основе   показа.   Когда   ребенку   понравится   игра,   когда   он
заинтересуется ею, тогда, воспользовавшись этим, включите соответствующие слова, о
смысле  которых  ребенок  уже  сможет  догадаться  по  ходу игры.   Скажем,  если ребенок
посадил куклу за стол, то он легко поймет ваше обращение: «Покорми куклу». Помните,
слова эти не помогают ему понять игру; напротив, игра в данном случае должна помочь
уяснить смысл слов. Поэтому не поясняйте игру словами, а лишь используйте ее для
уточнения значения и закрепления усвоенного словаря.
   Огромное   значение   для   развития   ребенка   имеет   физическое   воспитание   вообще   и
развитие   его   движений   в   частности.   У   глухих   детей,   вследствие   немоты,   иногда
недостаточно   развиты   легкие.   Если   глухота   наступила   в   результате   мозгового
заболевания,   у   ребенка   могут   быть   отдельные   движения   недостаточно
координированными (согласованными). Они плохо, медленно начинают ориентироваться
в   пространстве;   у   них   вырабатывается   шаткая   походка,   порой   они   хуже   сохраняют
равновесие.   Иногда,   не   слыша   себя,   глухие   шаркают   ногами   при   ходьбе,   шумно
закрывают дверь, шумно едят, стучат ложкой о тарелку, чашку. Наблюдаются и другие
неприятные проявления, связанные с отсутствием слухового контроля. Наряду с этим мы
отметили   случаи   хорошего   физического   развития   детей,   когда   этому   уделялось
специальное внимание. Как показал опыт, в детских садах глухих, где ведется работа по
физическому   воспитанию,   дети   ходят   бесшумно,   и   осанка   у   них   красивая,   и   дыхание
становится  правильным.  Эти качества воспитываются. Все это результат специальный
работы по развитию движений у детей.
   У нормально развивающегося ребенка дошкольного возраста огромная потребность в
движении, и необходимо разумно использовать эту потребность для его физического и
речевого развития. Физическому развитию ребенка уделяют много внимания в детском
саду. Но и вы, познакомившись с элементарными правилами физического воспитания,
сможете заполнить досуг ребенка интересными и полезными занятиями по развитию его
движений. В упражнения на подражание включайте и упражнения на развитие движений.
Их  можно   использовать   во   время   утренней   зарядки,   на   прогулке,   в   перерывах   между
двумя занятиями. Речь идет о развитии самых простых, основных движений – ходьбы,
бега, прыжков,  метания,  равновесия,  движения   рук,  пальцев (см.  в списке литературы
N10, 11 и 13).
   Так как ребенок вынужден сравнительно много заниматься и в связи с этим больше
сидеть, не забывайте следить за его правильной осанкой, когда он сидит за столом. Ноги
его   должны   устойчиво   стоять   на  полу,   поясница   –   опираться   о   спинку   стула,   локти   –
лежать   на   столе.   Не   допускайте,   чтобы   ребенок   горбился.   Плечи   не   должны   быть
приподняты, а слегка опущены. Избегайте длительного пребывания его в одной позе и
длительных однообразных движений (например, дактилирования). Это утомляет ребенка.
Чередуйте спокойные игры с подвижными: ходьбой, бегом, прыганьем, игрой в мяч.
     Разговаривая   с   ребенком   устно,   не   заставляйте   его   запрокидывать   голову,   чтобы
видеть ваше лицо, наклоняйтесь к нему. При дактилировании руку держите на уровне его
глаз.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..