После того как вы проведете с ребенком так называемую пробу, т. е. попытаетесь
вызвать у него по подражанию все перечисленные выше звуки, сделайте перерыв,
закрепите те из них, которые появились у него, а спустя некоторое время снова повторите
пробы. То, что не получилось на первых занятиях, может получиться на следующих.
Здесь необходимо предупредить вас: если ребенок не сумел быстро и без затруднений
воспроизвести звук, не заставляйте его, не старайтесь, чтобы он произнес его на этом
этапе. Работа над каждым звуком – дело будущего, а в данный момент вы можете
вызвать у ребенка отрицательное отношение к подобным занятиям. Специальная
постановка звука требует профессионального умения, поэтому не задерживайтесь на
звуках, которые не даются ребенку.
Несомненно, что в результате всех используемых подражательных, дыхательных
упражнений, упражнений в связи с развитием голоса, осуществлением проб у ребенка
появятся некоторые звуки. Они должны стать основой для формирования произношения.
Для развития произношения вы должны учить ребенка одну-две секунды дуть на легкий
предмет. Упражнения в игровой форме нужно выполнять ежедневно. Для детей 4–5 лет
длительность дутья и упражнения можно увеличить до 3–4 сек с перерывами до 5 минут.
Дуть в общей сложности не более 3–5 минут.
Длительно, на одном выдохе произносить звуки а, о, у, затем и слоги с этими звуками,
например: па, по, пу; та, то, ту. Знать слова: дуй, вдох, выдох.
По подражанию выполнять различные видимые движения речевых органов: высовывать
язык, облизывать им губы (круговыми движениями); выгибать язык, держать его кончик за
нижними зубами, растягивать губы; открывать рот широко и нешироко. По подражанию,
глядя в зеркало, научите произносить и пользоваться в общении словами: о (холодно), у
(уши), па (папа), on (лоб), эп (хлеб), по (спасибо), am (кровать), от (лодка), ут (утка), пу
(булка), упа (упал), упи (кубики), эт (нет), та (да), то (дождь), ту (туалет), ма (мяч,
мама), мо (молоко), том (дом), тота (тетя), поти (ботинки), пальто, пант (бант), фе
(конфета), ва (кровать), ова (корова) и др. Обращаясь к ребенку, вы должны
произносить эти слова полностью, а ребенок может произнести их лепетно, в виде
отдельных звуков и слогов. При этом обязательно следите, чтобы звук, слог, который
ребенок временно употребляет вместо слова, непременно входил в состав этого слова.
Не используйте лепетных слов слышащего ребенка, как оп-оп (мяч), му (корова),
используйте только те звуки, которые произносит ваш ребенок, например а или ма вместо
слова мяч и т. д. По мере усвоения звуков, из этих “осколков” получится слово.
Дактильная речь помогает в обучении произношению. Все слова, которые ребенок
понимает и может самостоятельно сказать дактильно, можно попросить его произнести,
как только он усвоит основные звуки, входящие в состав этого слова.
Что такое основные звуки? Предлагаемая ниже схема (рис. 16) поможет вам узнать,
какие звуки ребенок должен усвоить в первую очередь. Это и есть так называемые
основные звуки. Их ребенок должен временно использовать в качестве заменителей.
Смысл этой системы обучения произношению заключается в том, что более сложные
звуки речи ребенок должен временно заменять более доступными ему, но сходными по
артикуляции. Например, основной звук с заменяет звуки ч, ш и ц; звук к — звуки г, х и т.
д. (см. рис. 16). Если ребенок будет правильно, внятно произносить основные звуки, то,
несмотря на большое количество звуков-заменителей, речь его будет понятна
окружающим.
Постепенно с усвоением остальных звуков произношение ребенка будет все
уточняться. Но для того чтобы оно было внятным, вы должны внимательно следить за
заменой одних звуков другими, строго в соответствии с данной вам схемой. Иначе
возникнет серьезная помеха в совершенствовании произношения. В первом круге схемы
даны основные звуки, во втором и третьем – звуки, которые они заменяют. В
соответствии с такими заменами ребенок может вначале говорить – “лупаска” (рубашка),
но не “тупатка”, может сказать – “супы” (зубы), но недопустимо – “тупы” и т. д. Помните:
исправить укрепившееся неправильное произношение звука порой гораздо труднее, чем
его поставить. В то же время то, что предлагается в качестве замены, не таит в себе
никакой опасности '.