21/VI. Самостоятельно подкладывает таблички-названия к 12 предметам. Не
ошибается. По подражанию показывает уже все знаки, но обозначить ими может только
несколько букв.
7/VII. Миша без удержу читает все, что попадается ему на глаза. На киоске – “Газеты и
журналы”. В метро – надпись “Не прислоняться”. На вокзале его привлекла надпись
“Казанский вокзал”. Прочитал с удовольствием, хотя пришлось очень задирать голову.
Молодец. Взял первую высоту. Читает. Но это только техника. Теперь главное – научить
его понимать прочитанное и пользоваться словом. Научить запоминать слова и
выражения
11/VII. Во время еды стал лучше себя вести, когда ему показывают таблички. Чтение его
мобилизует, а потом радует понимание слов и возможность выполнить соответствующее
действие “Пей” и т. д. Нашим советом воспользовались воспитатели в яслях и
расшалившемуся Мише показали табличку: “Ешь”. Он моментально прочитал и, к их
удивлению, тотчас принялся есть Озвученные игрушки не только не различает на слух, но
даже на них не реагирует, так же как и на слова, как бы мы громко их не произносили. А
вот на включение радио на полную мощность реагирует и любит при этом держать руки
на динамике. Безошибочно разложил с третьего раза к предметам таблички, имея в руках
сразу восемь, из которых четыре первых слова были новы (огурец, помидор, яблоко,
вилка, хлеб, ложка, тарелка, чашка) Сегодня захотел есть и сам принес табличку: “Ешь”.
Я ему ту же написала, и он прочитал: “Хочу есть”, но, по-моему, он не понял; если научим
его пользоваться – поймет. Слова дерево и трава стал правильно соотносить после
первого прочтения и соответствующего указания на эти предметы.
22/VII. Свободно, безошибочно действует в игре с ребятам по сигналам: «Кати мяч»,
“Бросай мяч”, “Лови мяч”, “Беги”, “Дай”, “На!”, “Ты”, “Надя”.
Пишет буквы на земле и показывает дактилыю, а буквы а, о, у, также и произносит.
Сегодня предложили показать части лица не только у себя, куклы, но также у бабушки,
деда. Все выполнил.
3/IX. Делает зарядку по сигналам, которые он прочитывает по табличке и с губ.
Прочитав, действует в ответ на стук в барабан. Сегодня не хотел сойти с мостовой.
Написал ему на земле: “Идет машина”. Прочитал. Обернулся и тотчас перешел на
тротуар.
18/IX. Сегодня, читая с губ, выполнил все задания при одевании и умывании. Также
легко уже различает с губ: “Иди”, “Нельзя”. Сам еще слово “Нельзя” повторить не может.
Чаще всего называет только две-три буквы слова: са (самолет), пт (птичка).
Самостоятельно говорит пальцами только: дай, ешь, пей, иди, на, папа, мама.
20/IX. ...Когда надо было возвращаться из гостей домой, Миша не хотел уходить.
Написал ему: “Поедем на поезде”. Прочитал. Сразу понял и стал собираться. При этом
сам показал, что поедем – уууу…
21/IX. Мишу все больше интересуют новые слова. Смотрит внимательно, а главное –
старается запомнить. Сам поворачивает табличку, чтобы сказать на память, и не хочет,
чтобы ему помогали. Все же запоминает еще плохо. Пропускает буквы, а повторив верно,
скоро забывает, надо повторять. Очень любит в играх и в быту выполнять поручения,
прочитав их по табличке. Сложили с ним на машину фрукты, и я дал прочитать табличку:
“Отвези Вове!” Сразу повез. Возможно, он догадался, поняв только слово Вове, но
вышло, очень естественно. Также с первого раза понял: “Иди купаться”, “Иди спать”,
прочитав один раз. Также легко сразу понимает и действует на устные обращения: “Ешь”,
“Пей”, “Иди”, “Нельзя”.
В октябре, когда Миша стал посещать специальный детский сад, он умел уже свободно
читать дактильно. Научился в пределах одновременного предъявления пяти-восьми
табличек различать до 150 слов. Теперь родители могут работать с Мишей только по
воскресеньям. Но и за это время они много делают для развития Миши. Приводим
несколько дневниковых записей этого периода.
5/XI. В сад ходит охотно. Дома теперь учит нас говорить и делать все, как в детском
саду. Стал говорить громко: мама, папа, упал, там. Звук m еще произносит плохо. Очень
быстро стал различать новые таблички. Четыре-пять новых слов правильно
подкладывает после одного-двух повторений. Но запоминает все еще плохо. Очень