Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - 1970 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

Воспитание глухого ребенка в семье (Корсунская Б.Д.) - часть 10

 

 

     21/VI.   Самостоятельно   подкладывает   таблички-названия   к   12   предметам.   Не
ошибается. По подражанию показывает уже все знаки, но обозначить ими может только
несколько букв.
   7/VII. Миша без удержу читает все, что попадается ему на глаза. На киоске – “Газеты и
журналы”.   В   метро   –   надпись   “Не   прислоняться”.   На   вокзале   его   привлекла   надпись
“Казанский вокзал”. Прочитал с удовольствием,  хотя пришлось очень задирать голову.
Молодец. Взял первую высоту. Читает. Но это только техника. Теперь главное – научить
его   понимать   прочитанное   и   пользоваться   словом.   Научить   запоминать   слова   и
выражения
  11/VII. Во время еды стал лучше себя вести, когда ему показывают таблички. Чтение его
мобилизует, а потом радует понимание слов и возможность выполнить соответствующее
действие   “Пей”   и   т.   д.   Нашим   советом   воспользовались   воспитатели   в   яслях   и
расшалившемуся   Мише   показали   табличку:   “Ешь”.   Он   моментально   прочитал   и,   к   их
удивлению, тотчас принялся есть Озвученные игрушки не только не различает на слух, но
даже на них не реагирует, так же как и на слова, как бы мы громко их не произносили. А
вот на включение радио на полную мощность реагирует и любит при этом держать руки
на динамике. Безошибочно разложил с третьего раза к предметам таблички, имея в руках
сразу   восемь,   из   которых   четыре   первых   слова   были   новы   (огурец,   помидор,   яблоко,
вилка, хлеб, ложка, тарелка, чашка) Сегодня захотел есть и сам принес табличку: “Ешь”.
Я ему ту же написала, и он прочитал: “Хочу есть”, но, по-моему, он не понял; если научим
его   пользоваться   –   поймет.   Слова   дерево   и   трава   стал   правильно   соотносить   после
первого прочтения и соответствующего указания на эти предметы.
     22/VII. Свободно, безошибочно действует в игре с ребятам по сигналам: «Кати мяч»,
“Бросай мяч”, “Лови мяч”, “Беги”, “Дай”, “На!”, “Ты”, “Надя”.
   Пишет буквы на земле и показывает дактилыю, а буквы а, о, у, также и произносит.
   Сегодня предложили показать части лица не только у себя, куклы, но также у бабушки,
деда. Все выполнил.
     3/IX.   Делает   зарядку   по   сигналам,   которые   он   прочитывает   по   табличке   и   с   губ.
Прочитав,   действует   в   ответ   на   стук   в   барабан.   Сегодня   не   хотел   сойти   с   мостовой.
Написал   ему   на   земле:   “Идет   машина”.   Прочитал.   Обернулся   и   тотчас   перешел   на
тротуар.
   18/IX. Сегодня, читая с губ, выполнил все задания при одевании и умывании. Также
легко уже различает с губ: “Иди”, “Нельзя”. Сам еще слово “Нельзя” повторить не может.
Чаще   всего   называет   только   две-три   буквы   слова:  са   (самолет),   пт   (птичка).
Самостоятельно говорит пальцами только: дай, ешь,  пей, иди, на, папа, мама.
     20/IX.   ...Когда   надо   было   возвращаться   из   гостей   домой,   Миша   не   хотел   уходить.
Написал ему: “Поедем на поезде”. Прочитал. Сразу понял и стал собираться. При этом
сам показал, что поедем – уууу
   21/IX. Мишу все больше интересуют новые слова. Смотрит внимательно, а главное –
старается запомнить. Сам поворачивает табличку, чтобы сказать на память, и не хочет,
чтобы ему помогали. Все же запоминает еще плохо. Пропускает буквы, а повторив верно,
скоро забывает, надо повторять. Очень любит в играх и в быту выполнять поручения,
прочитав их по табличке. Сложили с ним на машину фрукты, и я дал прочитать табличку:
“Отвези   Вове!”   Сразу   повез.   Возможно,   он   догадался,   поняв   только   слово   Вове,   но
вышло,   очень   естественно.   Также   с   первого   раза   понял:   “Иди   купаться”,   “Иди   спать”,
прочитав один раз. Также легко сразу понимает и действует на устные обращения: “Ешь”,
“Пей”, “Иди”, “Нельзя”.
   В октябре, когда Миша стал посещать специальный детский сад, он умел уже свободно
читать   дактильно.   Научился   в   пределах   одновременного   предъявления   пяти-восьми
табличек различать до 150 слов. Теперь родители могут работать с Мишей только по
воскресеньям.   Но   и   за   это   время   они   много   делают   для   развития   Миши.   Приводим
несколько дневниковых записей этого периода.
   5/XI. В сад ходит охотно. Дома теперь учит нас говорить и делать все, как в детском
саду. Стал говорить громко: мама, папа, упал, там. Звук m еще произносит плохо. Очень
быстро   стал   различать   новые   таблички.   Четыре-пять   новых   слов   правильно
подкладывает   после   одного-двух   повторений.   Но   запоминает   все   еще   плохо.   Очень

хорошо   выступал   на   празднике.   В   отличие   от   поведения   на   занятиях,   был   очень
внимателен к сигналам ведущего педагога.
     4/ХП. Миша самый маленький в группе. Может, поэтому он такой непоседливый. На
замечания реагирует болезненно, хотя не плачет, но очень обижается. Хорошо понимает
и реагирует на слова молодец и плохо. Сам щедро и вполне уместно пользуется словом
плохо   в   дактильной   форме,   при   этом   у   него   устно   получается   нечто   вроде   пло....
Интересно, что с нами он не хочет делать  упражнения перед  зеркалом, а  с Татьяной
Николаевой   (педагогом)   охотно   занимается   и,   когда   мы   приходим,   спешит
продемонстрировать   свои   достижения   в   речи.   Стал   более   внимателен   к   написанному
слову, реагирует на изменения отдельных букв в слове: выполнив поручение, написанное
на табличке “Поцелуй маму”, он потом показал, что в написанном предложении – ошибка.
Нужно мамА.
   Вот   где   сказалась   наша   ошибка,   что   давали   не   словосочетания,   а   слова.   Также
исправил обращение “Идем спать” на “ИдИ спать”. Ире объяснял, что Миша – это он,
мишка – это игрушка. Нужно очень осторожно пользоваться словом. Еще нас удивило, как
Миша   учил   Диму   правильно   складывать   пальцы,   как   он   сам   придавал   правильное
положение его пальцам.
   6/ХП. Миша говорит много     слов,  одновременно дактилируя некоторые из них. Такие
простые слова, как дай, папа, мама, упал, произносит уже без пальцев. А все-таки на слух
их не различает. Работаем со слуховым аппаратом. В детском саду также проводится
работа   по   развитию   слуха.   Все   же   слушая   и   одновременно   читая   с   губ,   он   отлично
повторяет. А когда мы прикрываем рот бумагой и он не видит произношения, то он может
воспроизвести только звуки а, о, у. Даже и, которое умеет произносить, не повторяет на
слух.   Все   охотнее   работает   с  аппаратом.   Время,   когда   он   срывал   наушники,   прошло.
Любит сам себя слушать.
   30/XII.   Миша   по-прежнему   с   охотой   читает   детские   книжки,   к   которым   мы   сделали
специальные подписи. Теперь это уже не только упражнение в технике чтения. Он любит
и внимательно  следит за пояснениями, показом,  многое понимает.  Прочитав  накануне
рассказ, в котором непослушного мышонка съела кошка, вдруг притих, укрылся, сказал:
“Кот ам!” – т. е. повторил книжный текст о печальной участи непослушного мышонка, и,
испугавшись, очевидно, такой перспективы, повернулся на бок и уснул”.

СЛОВАРЬ   ИСПОЛЬЗОВАННЫХ   В   КНИГЕ  ТЕРМИНОВ

  Алалия – отсутствие речи у маленького ребенка (или ее недоразвитие у ребенка более
старшего возраста) при нормальном слухе и сохранных умственных способностях.
  Аудиограмма – запись результатов измерения слуха.
   Артикуляция  –   деятельность   речевых   органов   (губ,   языка,   мягкого  нёба,   голосовых
связок).
   Вибрация  –   колебание,   дрожание.   Вибрационные   ощущения   человек   воспринимает
через   кожу.   (Виброскоп   –   прибор,   который   помогает   контролировать   вибрации,
возникающие при звучащей речи.)
  Вир – прибор, преобразующий звучащую речь в зрительные сигналы, появляющиеся на
экране.
  Вестибулярный аппарат – орган равновесия человека.
    Восприятие  (слуховое,   зрительное,   осязательное,   двигательное)   –   психический
процесс,   способность   различать   и   усваивать   с   помощью   органов   чувств   явления
окружающего мира.
   Дактилология  –   пальцевая   азбука.   В   ней   столько   букв,   сколько   в   алфавите.
Дактилировать – это “говорить” пальцами.
  Дидактические  (игры, пособия) – пособия и игры, имеющие учебную цель.
   Диапазон (звуков) – совокупность звуков, которые могут быть воспроизведены голосом
или музыкальным инструментом.
    Компенсировать  – возместить утерянное, уравновесить. Зрение и осязание частично
компенсируют дефект слуха.
 

 Навык  –   умение   выполнять   действия,   которое   приобретается   в   результате

многократных повторений, упражнений.
  Отоларинголог – специалист по болезням уха, горла и носа.
   Отраженная     речь  –   повторное   произнесение   или   повторное   дактилирование   за
говорящим.
  Скандированная речь – произношение слов   по слогам.
   Сурдопедагог  –   педагог   со   специальным   высшим   образованием,   осуществляющий
обучение и воспитание глухих, слабослышащих и оглохших.
   Фальцет  – дефект голоса, неправильное звучание голосовых связок, очень высокий
голос.
   Формальное       заучивание   слова  –   без   понимания   и   умения   пользоваться   им   в
общении.
  
  

Пособия для работы с детьми

Рис. 1

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..