Главная Учебники - Разные ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 21 22 23 24 ..
учились читать с губ и понимать обращённую к ним речь, научи- лись произносить, пользоваться устной речью, писать и читать. У них появилась возможность общения с окружающими; эта воз- можность укрепляется занятиями языком, специальной работой над улучшением произношения и чтения с губ. Нельзя не отметить, что в V, VI классах без достаточных для этого оснований значительно сокращается работа над улучше- нием произношения детей и мало внимания уделяется чтению с губ. Наблюдения показывают, что именно в этих классах резко ухудшается качество устной речи. Успехи в овладении письмен- ной речью приводят к тому, что появляется новый круг интере- сов, новое русло пользования речью, приобретающее для детей значимость. Учащиеся V и VI классов говорят об овладении языком, как об одной из учебных обязанностей, которую должен выполнять школьник. Им важно выучиться хорошо говорить, чтобы успешно сдать экзамены, перейти в следующий класс, по- лучить хорошие отметки, их интересуют результаты овладения языком: Мне надо много говорить, потому что скоро будут экза- мены (Э. Ю.). Я хочу хорошо говорить и писать, чтобы перейти в VI класс (В. Ц.). Нужно хорошо выучила урок. Тогда буду хорошо говорить. Хочу быть грамотная (Л. И.). Отношение к усвоению языка тесно связано с положительным отношением к школе, к приобретению знаний, к усвоению предме- тов шкального обучения. Отношение к языку не столько как к средству общения вне школы, но как к важному учебному пред- мету проявляется в их желании говорить с учительницей, родите- лями на темы школьного обучения, которые их радуют, интересу- ют, привлекают: Я хочется рассказывать сказка о царе Салтане {Б. И.), Я очень хочу говорить с мамой и с учительницей об уро- ке, о Пушкине (С. В.). Я буду говорить с учительницей и с мамой о рассказе нужно в школе (С. А.}. На уроках мы читали сказку о царе Салтане. Дома я рассказала маме сказку о царе Салтане. Мама очень радовалась (С. Г.). Учащиеся V и VI классов выражают желание овладеть разны- ми видами учебной речи; о ! ни хотят выучиться говорить стихотво- рения, излагать «своими словами» рассказы из учебника, на- учиться составлять план рассказа и т. д. Следовательно, их отно- шение к речи становится более сложным и многообразным, чем у учеников IV класса. Что касается письменной речи, то почти все ученики V класса говорят о желании писать чисто, аккуратно, красиво: Я буду писать аккуратно, не спешить (Б. Н.). Я в тетради писала красиво, аккуратно (Л. И.). У учащихся VI класса высказывания о письменной речи богаче, подход к ней шире. Они говорят о желании самостоятельно писать письма, заметки в стенгазету, за- явления, сочинения: Я сам должен писать всё без учительницы (В. И.). Я писала аккуратно письмо (Л. И.)- Буду писать, приду- мать сочинения (Б. В.). Я буду хорошо писать стенгазету, пись- 138 мо (С. А.). Я буду правильно писал. «Как Ваня пошёл на войну». Тетрадь отдал педагогу. Он показал ошибки (Ч. У.). Отношение к чтению у учеников V и VI классов неодинаково. Ученики V класса рассказывают, что хотят брать в библиотеке книги, читать их, ставить вопросы к читаемому тексту, составлять план, т. е. они воссоздают обстановку классного урока и относят- ся к чтению, как к школьному учебному занятию. Ученики VI клао са говорят о чтении книг иначе: Нужно читать больше, чтобы развивать ум (Р. Н.), Если много читать— в уме будет много слов; легче вспомнить слова, лучше будешь говорить. Если читал, не скучно один дома; есть новое в книге (В. И.)- Читать книгу, чтобы узнать, что давно было. Книга знает новости, в книге новое (Г. Н.). Из высказываний учеников VI класса видно, как учебные ин- тересы перерастают в познавательные интересы: книга становит ся в их глазах источником новых знаний, а не учебником, кото рый надо заучить, становится могучим средством общения в смысле возможности обогатить себя сведениями об окружающем. В беседах с учащимися VI класса школы НИИД мы пытались выяснить, какой из видов речи — устную речь, письмо или чте ние— они считают для себя наиболее трудным. Они сообщали, что труднее всего им даётся устная речь, однако её то они больше всего ценят и в ней нуждаются. Желание пользоваться разговорной речью в целях общения имеет у учащихся V и VI классов ситуационный, конкретный, по- детски утилитарный характер: Я ходила в гости и говорила взрос- лым, я рада (Н. Б.). Надо хорошо говорить, чтобы уметь купить в магазине (К. Н.). Я пошёл в магазин, кассир спросил, сколько денег. Я сказал кассиру: надо сдачу 50 рублей (В. А.). Общение посредством языка не стало для них ещё жизненной необходимостью, привычкой, оно нужно для определённых кон- кретных целей, и дети рассматривают случаи общения лишь как отдельные эпизоды своей жизни. Интересно, что отношение учащихся V и VI классов к своим успехам опосредовано отноше - нием близких к их достижениям; своим успехам они рады потому, что мама ими довольна, что учительница их хвалит. Не столько личная заинтересованность в усвоении языка, сколько их готов- ность удовлетворить предъявляемые к ним требования их близ ких, желание порадовать заботящихся о них людей сквозит в их высказываниях: Моей маме будет приятно, что я хорошо говорю (В. А.). Я говорю—мама услыхала и приятно (Ч. 3.). Я буду говорить хорошо — учительнице приятно слушать, понимать, как я говорить хорошо (В. И.). «Далёкие мотивы», т. е. мотивы, относящиеся к необходимости пользоваться языком, когда, окончив школу, они пойдут работать, формулируются всеми учащимися V—VI классов пока ещё в столь же общей форме как учащимися IV класса, и столь же ма- 159 |