Главная Учебники - Разные ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 19 20 21 22 ..
Показывая детям различные предметы и задавая им обычный вопрос что это?, требующий именования объектов^ учитель - ница составляет на доске таблицу, в которой слова — названия объектов расположены в три колонки. В первой колонке содер - жались имена существительные женского рода, во второй — муж- ского, в третьей — среднего рода: книга журнал окно ручка пряник яблоко газета конверт яйцо конфета стакан зеркало Затем, вынимая 2, 3, 4 этих предметов, учительница обра - щает внимание детей на возникающие при этом изменения окон- чаний слов. На доске появляется вторая таблица: 2, 3, 4 книги 2, 3, 4 журнала 2, 3, 4 окна 2, 3, 4 ручки 2, 3, 4 пряника 2, 3, 4 яблока 2, 3, 4 газеты 2, 3, 4 конверта 2, 3, 4 яйца 2, 3, 4 конфеты. 2, 3, 4 стакана 2, 3, 4 зеркала Учительница выделяет особенности трёх родовых окон- чаний, которые в данном случае требуются, и подводит детей к постановке вопроса сколько? (которым дети привыкли пользоваться на уроках арифметики). Дети упражняются в по- становке вопроса и в составлении правильных ответов. Затем вывешивается справочная таблица. В ней на опреде- лённых образцах показано, что рассматриваемая грамматиче- ская форма 'Относится также и к сложным числительным, окан- чивающимся на два, три, четыре. Справочная таблица отличается от рабочей таблицы, состав- ленной детьми на доске, своей обобщённостью. В ней дано по одному примеру на каждое из родовых окончаний, обобщённо представлены и числительные, к которым относится данная фор- ма. Кроме того, в ней содержится противопоставление с грамма- тической формой, связанной со сложными числительными, окан- чивающимися числом один (одна, одно). С п р а в о ч н а я т а б л и ц а 1 2, 3, 4 21 22, 23, 24 одна 31 ручка две 32, 33, 34 ручки один 41 журнал два 42, 43, 44 журнала одно 51 яблоко два 52, 53, 54 яблока 91 92, 93 94 101 102,103,104 Дети самостоятельно составляли предложения подобного рода. Учительница написала на доске глаголы есть, дал, взял, беру, хочу, куплю, чтобы направить и расширить высказывания 146 детей и чтобы дать им возможность разнообразить речевую дея - тельность. При составлении предложений дети работают и над грамматическими вопросами, включая вопрос сколько? Уча - щиеся допускают ошибки типа два яблоки, три журналы. Говоря о двух, трёх, четырёх предметах, они пользуются существитель - ными в именительном падеже множественного числа; это верно по существу, но ошибочно с точки зрения языковых норм. Пу - тают род: две стаканы, две пряники и т. д. Всё это исправляется и уточняется учительницей. Дома дети закрепляют получен ные знания, выполняя письменные упражнения, требующие допи - сывания недостающих слов. Урок II. Задача: показать, что в русском языке после числительных пять, шесть, семь, восемь, девять, после составных числительных, заканчивающихся на пять, шесть, семь, восемь, девять, а также после слов много, мало применяется родитель- ный падеж множественного числа. С п р а в о ч н а я т а б л и ц а 2 3 4 22 23 24 32, 33 34 92 93 94 102 103 104
ручки журнала яблока
5 6 7 8 9 10 25 26 27 28 29 30 35 36 37 38 39 40 95 96 97 98 .99 100 105 106 107 108 109 110 --- МНОГО \ — мало I ручек — очень много v журналов -^ очень мало I яблок На этом уроке ещё несколько шире, чем на предыдущем, тользуются сравнением. Теперь дети сравнивают полученные ши накануне знания с вновь приобретёнными: две ручки — но чть ручек, три ученика — но пять учеников, четыре пряника — го пять пряников. Путём упражнений в школе и дома учащи мся усваиваются грамматические формы, выражающие количе-гво. Не следует думать, что эти знания сразу закрепляются. На- тротив, дети часто смешивают одни формы с другими; для за крепления необходимы многообразные упражнения, широкое привлечение словарного запаса. Главное же заключается в том, чтобы добиться практического использования полученных знаний в живом общении. Для этого необходимо вовлечь детей в уча- ю* 147 ручек журналов яблок Сколько? — |