ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..

 

 

ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - часть 21

 

 

Показывая   детям   различные   предметы   и   задавая   им   обычный

вопрос   что   это?,   требующий   именования   объектов^   учитель -

ница   составляет   на   доске   таблицу,   в   которой   слова   —   названия

объектов   расположены   в   три   колонки.   В   первой   колонке   содер -

жались  имена существительные женского  рода, во второй — муж-

ского, в третьей — среднего рода:

книга

журнал

окно

ручка

пряник

яблоко

газета

конверт

яйцо

конфета

стакан

зеркало

Затем,   вынимая   2,   3,   4   этих   предметов,   учительница   обра -

щает   внимание   детей   на   возникающие   при   этом   изменения   окон-

чаний слов. На доске появляется вторая таблица:

2, 3, 4 книги

2, 3, 4 журнала

2, 3, 4 окна

2, 3, 4 ручки

2, 3, 4 пряника

2, 3, 4 яблока

2, 3, 4 газеты

2, 3, 4 конверта

2, 3, 4  яйца

2, 3, 4 конфеты.

2, 3, 4   стакана

2, 3, 4 зеркала

Учительница выделяет особенности трёх родовых окон-

чаний, которые в данном случае требуются, и подводит детей

к   постановке   вопроса   сколько?   (которым   дети   привыкли

пользоваться  на  уроках   арифметики).  Дети  упражняются  в  по-

становке вопроса и в составлении правильных ответов.

Затем вывешивается  справочная таблица. В ней на опреде-

лённых образцах показано, что рассматриваемая грамматиче-

ская форма 'Относится также и к сложным числительным, окан-

чивающимся на два, три, четыре.

Справочная таблица отличается от рабочей таблицы, состав-

ленной детьми на доске, своей обобщённостью. В ней дано по

одному   примеру   на   каждое   из   родовых   окончаний,   обобщённо

представлены и числительные, к которым относится данная фор-

ма. Кроме того, в ней содержится противопоставление с грамма-

тической формой, связанной со сложными числительными, окан-

чивающимися числом один (одна, одно).

С п р а в о ч н а я     т а б л и ц а

1

2,    3,   4

21

22, 23, 24

одна 31 ручка две     32, 33, 34 ручки

один 41 журнал два 42, 43, 44 журнала

одно 51 яблоко два 52, 53, 54 яблока

91 92, 93   94

101

102,103,104

Дети   самостоятельно   составляли   предложения   подобного

рода. Учительница написала на доске глаголы  есть, дал, взял,

беру, хочу, куплю, чтобы направить и расширить высказывания

146

детей   и   чтобы   дать   им   возможность   разнообразить   речевую   дея -

тельность.   При   составлении   предложений   дети   работают   и   над

грамматическими   вопросами,   включая   вопрос   сколько?   Уча -

щиеся допускают ошибки типа два яблоки, три журналы. Говоря

о   двух,   трёх,   четырёх   предметах,   они   пользуются   существитель -

ными   в   именительном   падеже   множественного   числа;   это   верно

по   существу,   но   ошибочно   с   точки   зрения   языковых   норм.   Пу -

тают род: две стаканы, две пряники и т. д. Всё это исправляется

и   уточняется   учительницей.   Дома   дети   закрепляют   получен ные

знания,   выполняя   письменные   упражнения,   требующие   допи -

сывания недостающих слов.

Урок  II.   Задача:   показать,   что   в   русском   языке   после

числительных  пять, шесть, семь, восемь, девять,  после составных

числительных, заканчивающихся на  пять, шесть, семь, восемь,

девять,  а также после слов много, мало применяется родитель-

ный падеж множественного числа.

С п р а в о ч н а я     т а б л и ц а

2 3 4  

22    23    24 

32,    33    34 

92    93    94 

102   103   104

 

ручки

журнала 

яблока

 

5

6

7

8

9 10

25

26

27

28

29 30

35

36

37

38

39 40

95

96

97

98 .99 100

105 106 107 108 109 110

---

МНОГО

\

— мало

I   ручек

— очень много v журналов

-^ очень мало I   яблок
— немного

На   этом   уроке   ещё   несколько   шире,   чем   на   предыдущем,

тользуются   сравнением.   Теперь   дети   сравнивают   полученные

ши накануне знания с вновь приобретёнными: две ручки — но чть

ручек, три ученика — но пять учеников, четыре пряника — го  пять

пряников.  Путём   упражнений   в   школе   и   дома   учащи мся

усваиваются грамматические формы, выражающие количе-гво.

Не   следует   думать,   что   эти   знания   сразу   закрепляются.   На-

тротив,   дети   часто   смешивают   одни   формы   с   другими;   для   за

крепления   необходимы   многообразные   упражнения,   широкое

привлечение   словарного   запаса.   Главное   же   заключается   в   том,

чтобы добиться практического использования полученных знаний

в  живом  общении.   Для  этого   необходимо   вовлечь   детей   в  уча-

ю*

147

ручек

журналов

яблок

Сколько? —

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

стие   в   разных   практических   мероприятиях   как   дома,   так   и   ь

интернате.   Лишь   при   этом   условии   учащиеся   успешно   овладеют

знаниями этого раздела программы.

В некоторых школах на уроках пришлось наблюдать ещё

одно интересное добавление. Закрепив приведённый выше мате-

риал, учителя показали детям, что все числа второго десятка от

11   до   20   требуют   после   себя   применения   родительного   падежа

множественного  числа.   Детям   давали  для   справок  табличку,   по-

строенную на сравнении грамматических форм:

С п р а в о ч н а я     т а б л и ц а

2,    3,   4 ученика 12, 

13, 14 учеников 22, 23,

24 ученика 32, 33, 34 

ученика

Урок III. Задача: включить приобретённые детьми знания

в   их   живую   речь,   а   также   выработать   навык   пользования   за-

ученными словосочетаниями на уроках арифметики.

На   этом   уроке,   как   и  на   предшествующих   и  последующих

уроках,   дети   практиковались   в   диалогах,   содержанием   которых

было  поручение  купить определённое  количество предметов

и сообщить о выполнении этих поручений. Кроме того, дети дол-

жны   были   научиться   правильно   составлять   условие   ариф-

метической  з а д а ч и   и   грамотно   оформлять   его.   То,   что

работа   по   составлению   условия   задачи   проводилась   на   уроках

русского   языка,   казалось   детям   необычайным   и   даже   немного

странным,   настолько   мало   они   связывают   овладение   языком   с

приобретением других знаний. Мы предупредили детей, что, так

как   они   не   будут   решать   задачи,   можно   не   составлять   вопроса

задачи. Составление вопроса задачи включает новые требования

к языку, которыми мы не хотели усложнять этот урок.

Приведём пример составления условия задач учащимися

IV класса Куйбышевской школы глухонемых: «В одной корзине

24 яблока, а в другой — 45 яблок». (3. Н.)

«На одной полке 34 книги,  а на другой — 26 книг».   (Н. А.) «У

ученика было 25 пряников,  он съел 4  пряника».   (Л. К-) Три

урока, описанные здесь, построены были таким образом, чтобы

отчётливо показать детям: 1)  связь определённой грамма-

тической формы со строго определённым содержанием; 2)  зави-

симость этой формы от морфологических особенностей слова.

На   этих  уроках  осуществляется   принцип   сознательного  обу-

чения,   многообразно   применялось   сравнение   грамматических

форм,   что  способствовало закреплению правильных грамматиче-

ских представлений. Широко использовалась наглядность. Упраж-

нения   строились   так,   чтобы   показать   детям   практическую   зна-

чимость изучаемых грамматических словосочетаний. Самостоя-

148

тельно применяя их, составляя подобного рода словосочетания

из   накопленных   ими   ранее   слов,   дети   закрепляли   полученные

знания.

Изучив   с   детьми   грамматическое   выражение   количества,

.можно   было

1

  им   показать,   что   та   же   грамматическая   форма

должна  применяться  и для  выражения различных единиц изме-

рения,   в  том   числе   и  единиц  измерения   времени.   Расшире -

ние сферы использования данной грамматической формы способ-

ствует   общению,   закрепляет   данную   грамматическую   форму   и

вместе   с   тем   подводит   детей   к   абстракции   от   конкретного   к

обобщениям. В рассматриваемом случае обобщение заключается

в установлении связи между количеством и единицами измере-

ния;   оно   закрепляется   усвоением   определённой   грамматической

формы.

Учительница  IV  класса   Куйбышевской   школы   глухонемых

показала детям связь, существующую между количеством и еди-

ницами   измерения,   и   закрепила   с   ними   словосочетания   литр

воды  (керосина,   молока),   метр  ленты  (ситца,   сукна),   кило-

грамм  рыбы  (хлеба,   печенья),   указав,   что   во   всех   случаях   ис-

пользуется   та   же   грамматическая   форма,   что   при   указании   ко-

личества.

Затем   дети   были   подведены   к   обиходным,   принятым   в   быту

единицам измерения. Припомнив, из чего едят суп, пьют чай, как

продаётся мыло и т. п., дети заучили словосочетания:  тарелка

супа, чашка молока, кусок мыла, кастрюля каши, блюдце ва-р£*чья,

ложка лекарства  и т. д. Материал закрепили письменно.  Широко

упражнялись в диалогах разговорной речи, например:  Дай мне,

пожалуйста,   тарелку   каши.   Вера,   я   поставила   тебе  чашку

молока. Я принёс вам кусок мыла и т. д. Грамматические образцы,

усвоенные детьми на прежних уроках грамматики, приобрели в

их глазах ещё большую ценность, так как при помощи их можно

было   оформить   довольно   большие   группы  предложений   и

расширить круг разговорной речи.

Учительница дала детям примерную справочную таблицу.

С п р а в о ч н а я   таблица 

к и л о г р а м м

рыбы 

хлеба

 

кусок

 

рыбы 

хлеба

 

печенья

 

мыла

 

воды

 

чашка

 

воды

 

керосина 

молока

 

стакан 

бутылка

 

кефира 

молока

 

ученик 

11 учеников

21 ученик 

31 ученик

л и т р

метр

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ленты

 

тарелка

 

супа

 

сатина

 

кастрюля

 

каши

 

j49

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Во внешкольное время воспитатели продолжали работу учите-

ля, вовлекая детей в разговоры на бытовые темы в столовой,

во время одевания, умывания и т. д. Учащиеся, живущие дома,

закрепляли приобретённые ими на уроках знания, выполняя раз-

нообразные поручения своих домашних.

Наконец, учительница дала последний урок из данного разде-

ла программы; она 'Соединила количество и меру. Словосочета-

ние при этом расширилось; из двучленного оно стало трёхчлен-

ным типа три килограмма хлеба, пять литров молока и т. д.

Это был интересно обставленный урок, воссоздавший жизнен-

ную ситуацию. На учительском столе стояли весы с разновесами,

лежал метр, «стояли литровые кружки. Здесь же находились

хлеб,   свёкла,   морковь,   картофель,   конфеты:,   печенье,   отрезы

сатина,   ситца,   лент;   стояли   кувшины   с   молоком.   На   отдельном

специально оборудованном столике была надпись «Касса». Бы-

стро повторив с детьми словосочетания типа  литр молока, метр

ленты,  учительница возвращает детей к ранее пройденному мате-

риалу— к грамматическому выражению количества:  два каран-

даша, пять столов  и т. д., и подводит их к более сложным соче-

таниям: два литра керосина, пять метров ситца.

После того как первые несколько предложений были состав-

лены, учительница вывешивает справочную таблицу

и организует работу, воспроизводящую деятельность людей в ма-

газине. Дети измеряют, отвешивают, разливают. Разговор оформ-.

ляется   устно,   а   также   письменно—записью   на   доске.   Между

«продавцом»   и   «покупателем»   ведётся   диалог.   Цель   диалога   -

добиться включения вопросов, обычно используемых для грамма-

тических   упражнений,   в   текст   разговорной   речи,   например:

«Сколько   килограммов   картофеля   отвесить?   Что   вы   купите?

Сколько   метров   сатина   вам   надо?»   В   разговорную   речь   детей

включаются   заученные   трёхчленные   словосочетания,   например:

Дайте мне два литра керосина. Мне нужно пять метров ситца.

При разговоре «покупателя» с «кассиром» дети также зада-

ют вопросы, строят предложения, в которых содержатся заучен-

ные словосочетания, например: «Получите с меня 3 рубля 72 кс-

пейки». «Я дала 5 рублей». «Получите 1 рубль 98 копеек» и т. д.

Дети веселы, Они рады тому, что они говорят. Они рады, что

150

могут сказать  

правильно. Их разговор близок к жизни, к тому

виду общения, к которому они стремятся. Всякая ошибка вызы-

вает оживлённое обсуждение. Дети, живущие в интернате, узна-

ют стоимость продуктов, получают представление о количествах

^лодуктов, необходимых для той или иной цели. Это расширяет

их коугозор, даёт нужные им в жизни знания.

Приводим образец домашней работы, выполненной письменно

после этого урока.

Бабушка купила в магазине 5 килограммов муки.

Папа купил 3 литра керосина.

Мама принесла 2 килограмма печенья.

Коля купил / литр молока.

Дедушка купил в ларьке 2 килограмма огурцов.

Г.естра купила в булочной 2 килограмма хлеба.

Лена купила в магазине 5 метров кружев.

Я купил У килограмм рыбы.

Аля купила на рынке 2 килограмма яблок.

Бабушка купила в магазине 10 метров ленты.

(У. Л., IV класс Б.)

Учительница   вскоре   отметила,   что   в   её   классе   значительно

улучшилось   грамматическое   оформление   текста   арифметических

задач.   Это   отметили   и   сами   учащиеся:   они   стали   крити-

чески проверять себя и своих товарищей, потому что поняли и

высоко оценили приобретённые на уроках знания, облегчившие

им и процесс ученья, и возможность речевого общения.

Дети хотят говорить на улице, в магазине; они хотят сами

покупать хлеб, булки, печенье, билеты в кино; хотят сами пла-

тить, получать сдачу. Именно поэтому для них оказались важ-

ными приобретённые на этих уроках знания, они ими дорожат и

благодаря этому ещё лучше закрепляют их в разговорной речи.

Уроки  грамматики  в  период  практического   её  изучения  при-

обретают тем большую значимость для детей, чем ближе они

к их личным устремлениям,  чем в большей меро они могут со-

действовать   тому,   чтобы   дети  могли   общаться   с   окружающими

посредством языка. Если строить обучение глухонемых языку

на  строго продуманной  научной  основе,  отражающей   природу

языка, с учётом особенностей его усвоения ими, язык становится

для них соедством общения. Неуверенность детей в том, скажут

ли  они  правильно,  незнание,   как  сказать,  тормозит  их  речевое

развитие,   тогда  как  разумно  построенное   усвоение   знаний  рас-

крывает   перед   детьми   возможности   обиюния,   расширяет   их   и

укрепляет у глухонемых детей веру в свои силы.

Рассмотрим дальнейший ход работы над расширением сферы

применения изученных словосочетаний для выражения времен-

ных отношений. Приводим пример урока в  IV  классе школы

НИИД. Повторив усвоенные детьми словосочетания, отвечающие

на вопрос сколько? учительница ставит перед классом во-

15
1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..