Главная Учебники - Разные ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 17 18 19 20 ..
тания, как выражения определённых отношений, указывает приёмы их обучения практической грамматике. Традиционное обучение падежным изменениям осуществлялось в большинстве случаев при помощи приёма подстановки вопросов от 'сказуемого к управляемому слову; недостаточно внимания, времени и уси- лий уделялось установлению связи между определённым жизнен- ным отношением и обобщающей его грамматической формой. Проведённые исследования позволяют с уверенностью утвер- ждать, что, обучая детей языку как средству общения и работая с ними в младших классах над практической грамматикой, -сле- дует уделять гораздо больше внимания систематической работе над словосочетаниями, чтобы добиться большего их разграниче- ния и лучшего сохранения в памяти, чем это делалось до сих пор. При этом следует широко пользоваться многообразным срав- нением сходных жизненных отношений и соответствующих им грамматических форм, что значительно облегчит усвоение грамматического строя языка и, несомненно, ускорит переход от приближённого грамматического оформления речи к пра- вильному. Представленный нами материал показывает некоторые общие тенденции формирования грамматических систем связей у глу- хонемых детей. Временные связи, возникающие при усвоении различных звеньев грамматического строя языка, должны быть специализи- рованы и «до величайшей сложности, и до мельчайшей дроб- ности». Конечно, эта специализация связей представляет собой длительный, сложный процесс, постепенно осуществляемый ана- литико-синтетичеекой деятельностью мозга. Здесь уместно думать о сложных процессах дифференцирования второсигнальных ком- плексных раздражителей и их систем. И. П. Павлов подходил к вопросу о закреплении у человека однообразия грамматических форм на основе своего учения о системности в работе мозговых полушарий, о формировании и постепенной дифференциации динамических стереотипов. • В ра- боте «Ответ физиолога психологам» он писал: «...указание на однообразие грамматических форм совершенно совпадает с на- шим ранее приведённым фактом выработки системности в нерв- ных процессах работающих полушарий» 1 . И. П. Павлов справедливо указывал, что недостаточное зна- ние конструкции и механизма динамических процессов не даёт пока возможность отчётливо представить себе происходящие при этом физиологические процессы, но считал несомненным, что усвоение грамматического строя языка представляет собой фор- мирование систем связей, формированием динамических стереоти-.пов. 1 И. П. Павлов, Полное собр. соч., т. III, ч. 2, изд. 2, стр. 182, «Павловские среды», т. III, стр. 380. 132 Для глухонемого этот процесс особенно труден потому, что он возникает и закрепляется не в обычных условиях речевого об- щения, которое является основой формирования этого рода сте- реотипов в речи слышащих детей '. В заключение мы хотели бы коснуться своеобразия овладения грамматическим строем языка глухонемым ребёнком по сравне- нию со слышащим. Говоря о слышащих детях, мы всё время опирались на совет- ские исследования, главным образом на работу А. Н. Гвоздева, которая характеризуется тщательностью и доброкачественностью наблюдений. Обобщая свои наблюдения над формированием системы скло- нений у русского ребёнка, развивающегося в определённых усло- виях, автор пишет: «...разграничение падежей происходит очень рано (около двух лет). Только в очень ранний период вместо ви- нительного употребляется именительный (точнее, первичная форма существительного). В дальнейшем совершенно не наблюдалось случаев смешения падежей, употребления одного вместо другого. Это является резким контрастом многочисленным и долго продолжающимся заменам одних падежных окончаний другими в пределах одного падежа. Это говорит о том, что первоначально и без затруднений усваиваются падежи как носители определённых синтаксических значений. При этом значения падежей у ребёнка характеризуются го- раздо большей простотой и последовательностью, чем в языке взрослых. И лишь постепенно усваивают более редкие второсте- пенные значения падежей» (том II, стр. 84). И дальше: «В то же время, как указывалось, в пределах одного падежа наблюдается широко практическое смешение от- 1 дельных окончаний и замена одного окончания другим, свиде- тельствующие о том, что принадлежность одного и того же окон- чания к известной системе склонения, соотносительность оконча- ний одного типа склонения (например, именительный -а, ро- дительный -ы, дательный -е и т. д. в 1-м склонении) усва- ивают значительно позже, чем самое разграничение падежей, и усвоение этой чисто морфологической стороны склонения представляет самостоятельную и очень сложную задачу» (том II, стр. 96). На протяжении нашей работы мы сообщаем данные о слыша- х никак не для того, чтобы отождествлять поступательное владение языком у глухонемого школьника с развивающейся" гчью маленького слышащего ребёнка. Здесь не может быть ана. 1 В. А. С о х и н, Некоторые вопросы овладения ребёнком грамматиче - ским строем языка в свете физиологического учения И. П. Павлова, «Совет - ская педагогика», 1951, № 7. 133 |