Главная Учебники - Разные ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 15 16 17 18 ..
Факт замены винительного падежа именительным заслужи- вает внимания, потому что не может быть объяснён тем, что до- полнение присоединяется к главным членам, не подвергаясь изме- нениям; учащимися, работы которых анализируются, эта стадия уже пройдена. Как показали беседы с детьми, им трудно разли- чать субъект действия от его объекта. Именно это и является причиной ошибок. Из психологических исследований известно, что слышащих детей, обучающихся в III классе, в какой-то мере тоже затрудняет их различение при грамматическом разборе; в практике речи они не допускают, конечно, ошибок 1 . Что касается глухонемых детей, то их затрудняет здесь именно практическая сторона дела, практическое различение в предло- жении двух отличных друг 'От друга словосочетаний, которые представляются им одинаковыми. Так обстоит дело в случаях замен винительного падежа именительным. Рассмотрим случаи, когда винительный падеж ошибочно за- менён родительным (30% случаев). Здесь прежде всего прихо- дится отметить трудность разграничения особенностей склонения слов, означающих одушевлённые и неодушевлённые объекты. Далее, надо указать на сходство отношений между субъектом и объектом в том случае, когда действие не переходит на налич- ный объект (Я не читаю книги), а также в случаях перехода действия на объект (Я читаю книгу). Не учитывая отличий обо- их случаев, дети давали им одинаковое грамматическое оформ- ление. Касаясь замен винительного падежа дательным (12,5%), сле- дует отметить, что оба падежа — винительный и дательный — вы- ражают отношения субъекта к объекту или лицу; но винитель- ный падеж выражает прямой объект или лицо, на которое дей - ствие переходит полностью; дательный же падеж выражает кос- понятием «подлежащее», 1 А. М. Орлова, Психология овладения «Известия АПН РСФСР», вып. 28. венное лицо или объект, к которому направлено действие. Отли- чие между этими отношениями тонкое; оно обобщено и закреп- лено языком и на базе языка осмышляется. По данным А. Н. Гвоздева, у маленьких детей раньше всех остальных падежей обособляется от именительного винительный падеж (около 1 года 9 месяцев); позднее в значении второго объекта действия в их речи появляется дательный падеж (около 2 лет). Для глухонемых детей выявление своеобразия каждой из групп этих 'Отношений крайне затруднено именно потому, что они различаются на базе языка и обобщаются средствами языка; это различение является приобретением речевого мышления, мышления на основе языка. К сказанному можно сделать не- большое добавление, представляющееся нам убедительным. У учащихся IV—V классов весьма часты случаи, когда взамен дательного падежа используется более закреплённый их речевой практикой винительный падеж (63,7% всех ошибок). Например: Мальчик ответил маму. Отец сказал мальчика. Мама сказала ребят. Пионер рассказал пограничника. Я помогал педагога. Учительница объясняла девочку. Все эти примеры показывают трудность разграничения случа- ев, когда действие переходит на прямой объект от перехода действия на косвенный объект и связанное с этим преобладание первой заученной детьми грамматической формы, выражающей прямой объект действия. У учащихся старших (VI—VIII) классов, которые достигли успехов в применении дательного падежа, наблюдается приме- нение дательного падежа взамен винительного. Например: Учитель спросил мальчику. Пионервожатая позвала дежурному. Я смотрела картинам. Лётчик благодарил мальчику. Я рисовал мосту. Дети собирали грибам. Учительница учит детям. Мать обняла Ольге. В этих грамматических ошибках глухонемых школьников проявляются трудности, которые они испытывают в обобщении сходных явлений объективной действительности, не имея воз- можности опереться на язык. Обобщение оказывается недоста- точно специализированным. Сходные отношения, связывающие субъект со вторым лицом, со вторым объектом действия (например, Мама сказала Ольге. Мама позвала Ольгу), своеобразие которых зарегистрировано языком и выражено различными 119 Таблица 6 Использование взамен винительного падежа других падежных форм |