Главная Учебники - Разные ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 14 15 16 17 ..
денция единообразно изменять члены предложения по типу со- гласования (60%, 43,5%, 25,9%). Эта тенденция, однако, ещё имеется. Она представляет собой уподобление формы второсте- пенного члена предложения форме смежного с ним предшествую- щего -ему 'Слова; это своего рода аналогия согласованию ска- зуемого с подлежащим в предложениях типа: Маша ушла. Дет играли. Мы наблюдали эти уподобления нечасто в речи глухо- немых детей. Они возникали в определённой конкретной ситуа- ции эксперимента, когда главные члены предложения уже были согласованы друг с другом. В этих условиях имеющееся согла- сование распространялось за свои пределы на второстепенные члены предложения. Мы условно назовём эти случая уподобления грамматических форм 'Слов уподоблением по смежности. Механизм этого про- цесса может быть -понят как распространение связи между чле- нами простого нераспространённого предложения за свои закон- ные пределы для выражения отношений между членами простого распространённого предложения. Эта временная связь между главными членами предложения была рано приобретена детьми и закреплена длительной работой с простым нераспространённым предложением. В условиях опи- санного эксперимента она подкреплялась восприятием согласова- ния подлежащего и сказуемого, так как в предложении надо было изменять лишь дополнение. Это, естественно, ещё в большей мере усилило данную временную связь и затормозило новые, иные грамматические связи между членами предложения — связи управления, недостаточно закреплённые ограниченной практикой общения. Заторможёнными оказались также имевшиеся у детей знания, касавшиеся изменения существительных по падежам. Из усваиваемых детьми грамматических знаний ещё не образова- лась подлинная система знаний. В условиях эксперимента удалось показать, каким преобра- зованиям подвергаются полученные знания в случае их забыва- ния. Это —• упрощение более сложных грамматических отноше- ний вследствие их недостаточной закреплённости и их уподобле- ние более простым грамматическим отношениям слов в предло- жении. Насколько известно из литературы, подобного рода явле- ния встречаются у слышащих детей, но не часто, на очень ран - них ступенях усвоения языка. Уже говорилось, что такого рода элементарные способы изме- нения второстепенных членов предложения не 'составляли боль- шинства решений и у глухонемых детей. Мы на них подробно останавливались в силу того теоретического интереса, который они представляют. При решении задачи на изменение однородных дополнений можно было в ряде случаев видеть более высокие уровни реше- ния, когда главные члены простого распространённого предло- жения противопоставлялись второстепенным членам. Это проис- 110 ходило прежде всего в случаях правильного решения задачи; это же происходило и тогда, когда правильно изменялся только первый из однородных членов предложения, а изменение формы остальных однородных членов уподоблялось его изменению, на- пример, в тех случаях, когда учащиеся писали: Дети поймали жуков, бабочков, стрекозов. Мальчики купили черепаху, рыбу, ёжику и т. д. Изменение формы второстепенных членов предложения здесь не представляло собой приравнивания их к форме смежного с ними сказуемого, как это было описано выше. Между сказуе- мым и группой второстепенных членов предложения были уста- новлены новые, особые отношения; второстепенные члены под- вергались иным изменениям, чем главные члены предложения. Но отношения внутри группы второстепенных членов — представ- ленной в данном случае однородными дополнениями — оказались в ряде случаев крайне недифференцированными. Своеобразие каждого из однородных членов (то, что они принадлежали к раз- ным типам склонений) не учитывалось детьми, хотя вне контек- ста они умели правильно изменять эти слова. Эти знания оказа- лись заторможёнными связями по смежности, возникшими между однородными членами предложения. Этого рода решения интересны тем, что в них видно, какие трудности преодолевает глухонемой ребёнок при построении связной речи. В рассматриваемом случае он усвоил своеобразие отношений между главными и второстепенными членами пред- ложения и правильно изменил первое из однородных дополнений. Эта новая связь уже обладает известной силой. Она тормозит выработанные прежде связи, в частности заторможено «уподоб- ление по смежности». Но заторможены также и умения изме- нять имена существительные разных склонений. А между тем эти знания нужны были для правильного изменения второсте- пенных членов предложения. Не используя их, учащиеся не могли осуществить правильного решения. Они отличили второ- степенные члены предложения от его главных членов, но ещё не производили необходимого различения среди последних. В данном случае не отсутствие необходимых знаний, а слож- ность сочетания различных знаний, сложность возникновения системы знаний является причиной того, что дети не могли осу- ществить правильного решения и что происходило единообраз- ное изменение формы слов в группе однородных дополнений. Уподобление происходило здесь с особой интенсивностью, так как слова эти принадлежали к одной части речи и были, кроме того, связаны по смежности. Учителю следует учесть, что этого Рода решения являются, несомненно, новым этапом в усвоении отношений управления. Они показывают, что в голове ребёнка между сказуемым и дополнением возникает связь, диктующая определённое изменение дополнения, отличное от изменения, которому подвергалось само сказуемое. Приобретение этих зна- 11 1 |