Главная Учебники - Разные ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 12 13 14 15 ..
чания -я для образования множественного' числа; это оконча- ние продуктивно в языке, так как встречается у существительных и глаголов. Учащиеся IV, V, VI классов излишне широко ис- пользуют продуктивные языковые формы; таковы суффиксы - телъ, -ник, приставки пре-, по-, в- при словообразовании, окончания -ов, -ей, в родительном падеже множественного числа, 3-е склонение нередко заменяется 1-м, изменение исклю- чений происходит соответственно определённому типу склонения, а не так, как это присуще языку. Исследователями детской речи подмечено, что именно эги продуктивные языковые формы встречаются в «ошибочных ана- логиях» слышащих детей, ещё не овладевших языком 1 ; они расцениваются лингвистами как положительное явление, сви- детельствующее об усвоении основных грамматических тенден- ций языка. Очевидно, широкая распространённость этих форм в языке, их выразительность и успешность их применения спо- собствуют их неправомерному преобладанию у слышащих де- тей над другими. Изменение формы слов по подобию с продук- тивными в языке грамматическими формами, которые наблюда- ются у учащихся четвёртых, пятых и шестых классов, рассма- триваются нами как продвижение в усвоении языка глухонемыми школьниками, как практические обобщения основных граммати- ческих тенденций языка, нуждающиеся в дальнейшей дифферен- циации. Это «умные ошибки», в которых проявляется устойчи- вость приобретённых детьми знаний, существенных для овладения языком. Особо приходится отметить случаи изменения слов — исключений сообразно обычным языковым нормам, свойственным данной категории (домы, деревы, молотока и др.); необычное в языке глухонемые длительно уподобляют общепринятому, обыч- ному, если их усвоение языка уже достигло того уровня, когда допускаемые ими ошибки могут быть квалифицированы как «ум- ные ошибки». Чаще всего имеют место уподобления в тех случаях грам- матического изменения слов, когда своеобразие языка особенно велико и требует разностороннего учёта. Можно отметить, что чем значительнее и сложнее своеобразие того или иного язы- кового явления, тем труднее оно учитывается глухонемыми деть- ми, тем интенсивнее оно уподобляется привычным усвоен- ным знаниям. По наблюдениям М. А. Томиловой, А. Ф. Понгильской, Н. С. Рождественского категория рода применительно к одушевлён- ным объектам довольно рано распознаётся и правильно употреб- ляется глухонемыми детьми. Но, даже умея опираться на мор- фологические признаки слов при распознании рода имён суще- ствительных, обозначающих неодушевлённые предметы, глухоне- 1 А. Н. Гвоздев, Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка, т. II, стр. 186. мые длительно испытывают затруднения. Особые трудности вызы- вает осмысливание и применение условного среднего рода, кото- рый часто уподобляется мужскому роду. По данным А. Ф. Понгильской, имена существительные ве- щественные длительно рассматриваются как слова множе- ственного числа (молоко, песок), определяются детьми как су- ществительные, стоящие во множественном числе. По наблюде- ниям этого же автора и материалам М. А. Томиловой так же оцениваются и существительные собирательные (народ бежали; детвора играли). Имена существительные, употребляемые в языке только в форме множественного числа, обозначающие составные предметы (сани, ножницы), согласно исследованию А. Ф. Понгильской, квалифицируются глухонемыми школьниками как существительные в единственном-числе. Особенности восприятия, узнавания и осмышления реальных объектов оказывают • в данном случае своё влияние на грамматические изменения названий этих объектов: песок — много песчинок; детвора — много детей, поэтому дети считают, что это слова во множественном числе, ножницы, наоборот,— один предмет, следовательно и сло- во в единственном числе. В этих случаях отвлечение от конкрет- ных значений слов особенно затрудняется, так как значения слов приходят здесь в сложные, противоречивые отношения с грамма- тическими знаниями детей. | Но причиной ошибок может быть и забывание: новое знание, приобретённое детьми о строе слов и особенностях их изменения, недостаточно закреплённое, нередко забывается, и поэтому изменение слова происходит соответственно старому, закреплённому памятью образцу. Этого рода ошибки, обусловленные забыванием, возникают, можно полагать, в самый момент решения задачи, базируются на недостаточно специфическом, вследствие (забывания, анализе и распознавании изменяемого в данный мо- мент слова. I Можно наблюдать и другое: приобретаемые в данный период времени знания об изменении слов оказывают уподобляющее влияние на заученные ранее правильные изменения формы слов. Так, узнав, что множественное число существительных обра- зуется в ряде случаев присоединением окончания - учащиеся гали пользоваться им при образовании множественного числа слов, требующих окончания -и, в которых они раньше не де- лали ошибок. Из наблюдений известно, что усвоение 3-го скло- нения на известный промежуток времени приводит к тому, что раньше правильно изменявшиеся по падежам имена существи- тельные 1-го склонения изменяются, как принадлежащие к 3-му склонению, т. е. уподобляются им. В период усвоения прилага- тельных имена существительные, изученные раньше, нередко (приобретают флексии прилагательных и т д. В условиях специ- ального эксперимента было обнаружено, что, научившись вы- 95 |