Главная Учебники - Разные ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 11 12 13 14 ..
Простое исправление ошибки ребёнка учителем, не подкреп- лённое показом или доходчивым разъяснением, [мало помогает правильному решению новой задачи, не обеспечивает быстрого и эффективного усвоения грамматических норм языка глухонемым школьником. Заучивание материала путём многократных по- вторений, без осмышления его посредством сравнений и анали- за, без абстрагирования от конкретного при помощи широкого использования для этих целей наглядности не создаёт условий для правильного решения грамматической задачи. Сравнение и обобщение являются необходимыми условиями усвоения грамма- тического строя языка и его норм глухонемыми школьниками, уже начиная с приготовительного класса. В нашем опыте планомерно осуществляемые сравнения, проведённые в определённой после- довательной системе, подводили учащихся к установлению свя- зей, существующих в языке между последним звуком основы и соответствующей формой множественного числа. Выявлен- ные и закреплённые, эти связи содействовали абстракции от конкретных значений слов. Учащиеся постепенно подошли к правильному формированию множественного числа имён суще- ствительных благодаря тому, что распознавание строения слов становилось всё более специфичным и богатым после каждого разумно осуществлённого их сравнения с другими словами (см. описание уроков на стр. 136 и далее). Знание слов изменилось благодаря обогащению связей данного слова с другими, а это в свою очередь расширяло возможность его правильной граммати- ческой обработки. Обсуждение рассматриваемого нами вопроса подвело нас к проблеме специфического узнавания. Под специфическим узнаванием в советской психологии по- нимается узнавание в объекте не только тех свойств, которые общи ему и многим близким к ним объектам, но узнавание так- же присущих ему особенностей, его своеобразных свойств '. В исследовании, посвящённом этому вопросу, отмечено, что под степенью специфичности узнавания следует понимать меру приближения к узнаванию индивидуального объекта. Неузнава- ние индивидуального в объекте представляет собой недостаточно специфическое узнавание. Специфичность узнавания объекта может быть различной; это зависит от состояния знаний чело- века, а также от свойств и особенностей самого объекта. Осо- бенности специфического узнавания зависят от характера зада- чи, которую необходимо решить: для решения одних задач тре- буется специфическое узнавание определённых свойств объек- тов; для решения иных задач предметом специфического узна- вания должны стать другие свойства этих же объектов. Следо- вательно, объект узнавания подвергается разностороннему рас- смотрению. 1 И. М. Соловьёв, К психологии узнавания, «Советская педагоги - ка», 1943, № 2—3. Мы описывали этапы приближения к специфичному узнава- нию слова в условиях решения определённой грамматической задачи. Удалось показать, что степень специфичности узнавания возрастает на каждом новом этапе изменения и совершенство- вания знаний учащегося об особенностях звуковой материи слов. Сравнение слов, их сопоставление по тем или иным при- знакам приводит к возникновению у детей всё новых связей и к перестройке имевшихся ранее 'связей; это всякий раз изменяет характер восприятия и узнавания слова, продвигая учащегося от крайне общего, мало специфического узнавания к всё более специфическому узнаванию, и тем самым к всё более правиль- ному грамматическому действию. На начальных этапах знакомства с языком неспецифическое узнавание грамматических изменений слов нередко является вместе с тем ошибочным их узнаванием. При помощи проведён- ных экспериментов было показано, что на каждом новом уровне продвижения от общего к более специфическому узнаванию слов характер допускаемых детьми ошибок изменяется; они становятся всё более и более «умными» ошибками. Такое изме- нение характера ошибок должно зорко подмечаться учителем, так как является симптомом успеха в усвоении языка и в раз- витии абстрактного мышления. Поставленные нами эксперименты имели целью с возможной остротой обнаружить особенности усвоения грамматических из- менений слов глухонемыми детьми, по возможности полнее вскрыть стоящие перед ними трудности. Нам удалось выявить, как происходит изменение существительных при образовании их множественного» числа, если педагогическая работа в этой области недостаточно разработана и не учитывает характер- ных особенностей усвоения глухонемыми детьми языка. Полу- ченные данные, отражая ступени усвоения детьми • «изменяемо- сти» имён существительных при простейших случаях образова- ния их множественного числа, могут и должны быть использо- ваны сурдопедагогами для творческой разработки начальных этапов работы с глухонемыми детьми над усвоением граммати- ческого строя языка. 4. Некоторые тенденции, выявившиеся при изменении слов глухонемыми школьниками В проблеме овладения глухонемыми школьниками граммати- ческим строем языка мы выделили для рассмотрения и пытались проследить самые общие закономерности, характеризующие усвоение ими грамматических изменений слов. Поэтому мы счи- тали необходимым рассмотреть, как они изменяют слова, взятые вне контекста (например, как образуют множественное число имён существительных). Вопрос об изменении .слов при их соче- тании в предложении будет освещён особо. S9 |