Главная Учебники - Разные ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 20 21 22 23 ..
прос сколько времени? В её руках будильник. Передви - гая стрелки, она требует от детей определения времени и доби- вается правильного грамматического оформления составляемых ответов. Вначале работа ведётся с одной единицей измерения времени — часом. Затем вопрос изменяется: сколько минут прошло? — спрашивает учительница, передвигая стрелки часов; берётся другая мера времени — минута. После этого вводится требование определить время в часах и минутах; словосочетание уточняется, расширяясь до типа 9 часов 20 минут утра (вечера). В этом уроке интересен приём уточнения, конкретизации во- проса. Раньше ребёнок познакомился с общим вопросом сколь- к о? Теперь был поставлен перед ним более конкретный вопрос с к о л ь к о в р е м е н и ? Мы уже отмечали, что в сурдопедагогике закреплялось непра- вильное представление, что можно всегда опираться на грам- матический вопрос как на 'средство обучения грамматическому строю языка. Основой использования этого приёма являлось оши- бочное предположение, будто глухонемой ребенок осмышляет во- прос без всяких усилий. В школе глухонемых заучивают вопросы так, как будто их содержание откуда-то известно детям и не тре- бует никаких разъяснений. Более того, самый вопрос превращён в основное разъясняющее средство к овладению грамматическим строем речи. Внимательно приглядываясь к тому, как пользуются глухонемые дети вопросами в своей речи, наблюдательные учите- ля обратили внимание на то, что глухонемых детей в гораздо большей мере затрудняет постановка вопроса, чем составление ответа 1 . И это понятно: вопросы, в их местоименной части, (кто? кому? куда? и т. д.), представляют собой высокую меру абстракции — отвлечения от конкретного. Это подтверж- дает необходимость тщательно продумать работу над тем, как раскрыть перед детьми содержание вопроса. Вернёмся к рассматриваемому нами уроку. Поставив перед детьми вопрос сколько времени?, учительница направляет внимание детей на решение определённого узкого круга задач. Вместе с тем она показывает, что грамматическое оформление словосочетания здесь такое же, как в случаях, когда говорится о количестве. Пока учительница передвигала стрелку часов и тре- бовала от детей ответов типа 3 часа, 7 часов, всё шло благопо- лучно. Когда она спрашивала, передвигая стрелки, сколько минут прошло, следовали ответы: 25 минут, 42 минуты. Тут тоже было 1 М. А. Томил о в а, Развитие самостоятельной речи у глухонемых учащихся, Учпедгиз, 1952. Учителя Куйбышевской школы глухонемых под руководством Л. В. Пшеницына много работают над тем, чтобы научить детей задавать вопро - сы и правильно их формулировать. Особенно выделяется работа педагога В. Н. Дмитриевой, последовательно разрабатывающей методику использо- вания вопроса в разговорной речи. 152 мало ошибок. Затруднения возникли тогда, когда дети должны были грамматически оформить словосочетания типа 4 часа 5 ми- нут или 6 часов 2 минуты, т. е., когда надо было при увеличении слов в словосочетании сочетать несколько языковых закономер- ностей. В этих случаях возникали ошибки. Учитывая этот момент, учительница объяснила детям, на что они должны обращать осо- б, ? внимание, и добивалась путём упражнений положительных результатов. Но при этом поняла, что для закрепления этих диф- ференцировок понадобится ещё много времени и разнообразных упражнений. Данная часть урока закончилась объяснением учи- тельницы, что вопрос сколько времени? <можно в этих случаях заменить вопросом который час? Далее, поставив перед собой задачу расширения и вместе с тем уточнения словосочетаний, учительница обратила внимание детей на то, что точное определение времени требует указания, в какой части суток происходит то или иное событие. Опираясь на имеющиеся у них знания, дети отвечали с мест: 3 часа 15 ми- нут днём. 9 часов 32 минуты утром и т. д. Грамматическое оформление последней части ответа было ошибочным: форма ут- ром, днём, вечером детям известна, она вошла у них в обиход разговорной речи, но её применение в данном случае являлось неуместным. Учительница объяснила детям, что здесь требуется новая грамматическая форма: 2 часа ночи, 5 часов д н я и т. д. Новая форма столкнулась со старой, известной детям граммати- ческой формой, передающей родственные значения. У детей воз- ник протест, непонимание. Тогда учительница указала им при по- мощи сопоставления, в каких случаях используется новая форма, разобрав с ними два примера. Самолёт прилетает в Москву в 9 часов 15 минут утра, но: Самолёт прилетает в Москву утром. Дети поняли и правильно составляли предложения: Мы встали в 7 часов утра. Урок начинается в 8 часов 30-минут утра. Дети ложатся спать в 9 часов вечера и т. д. Заканчивая урок, учительница обратила внимание детей на то, что они рассказывают, когда они встают, когда учатся, к о г- д а идут спать, и дети упражнялись в постановке этого вопроса, Следующий урок был посвящён закреплению пройденного ма- териала. Дети самостоятельно составляли предложения, отражав- шие их знания и быт, например: Мама придёт домой в 5 часов вечера. Папа ушёл на завод в 8 часов утра. Были и предложения, объединявшие материал всех предшествующих уроков, например: Самолёт пролетел 750 километров за 3 часа. Учительница следила за тем, чтобы, кроме глаголов приехал, пришёл, ушёл привлекались и другие глаголы. Появились предложения: Спектакль в Театре юного зрителя начинается в 6 часов вечера и др. На этом уроке детям объяснили, что, рассказывая, сколько времени продолжалось, т. е. длилось событие, надо пользоваться той же грамматической формой со словами с (от), до и ознако- мили их со своеобразием этих словосочетаний. 153 |