ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - часть 24

 

  Главная      Учебники - Разные     ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24 

 

 

 

ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - часть 24

 

 

речи, на которых они упражняются в бытовом диалоге. Они само-

стоятельно -обогащают свой словарный запас, следят за правиль-

ным грамматическим оформлением своей речи. Если раньше уче-

ник  упражнялся  в правильной расстановке  ударений  в  стихотво-

рении, чтобы выучить урок к завтрашнему дню и получить хо-

рошую оценку, то теперь он постоянно стремится выполнять это

для того, чтобы его понимали. Цели, которые учащиеся перед со-

бой ставят, утратили свой узко ситуационный характер, обобщи-

лись,   поднялись   на   более   высокий   уровень.   Эти   цели   отчетливо

осознаются   детьми,   становятся   обобщёнными   целями.   Благодаря

этому деятельность учащихся становится более целенаправлен-

ной и качество её улучшается.

Каждый из видов' речи и её средства приобрели новую значи-

мость в глазах учеников. Ученики старших классов особо выде-

ляют значение деловой письменной речи: Мне нужно писать пись-

ма, отвечать на вопросы, писать заметки в стенгазету (А. Н., уче-

ник  VII  класса).  Писать надо, а если я не умею писать заяв-

ление, справки, письма и автобиографию, нехорошо  (Г. Я., ученик

VIII класса).

Особенно высоко оцениваются учениками старших классов по-

знавательные возможности, которые им открывает чтение: Я  люб-

лю   читать   книги,   потому   что   книги  учат   правильно  говорить  и

развивать   ум  (Ш.   В.,   ученик  VIII  класса).  Я   благодарна  этим

книгам, которые дают мне большую пользу в моей жизни. Книга

учит меня жить по-новому и любить свою Родину. Она помогла

мне   развивать   свой   ум   и   речь.   Я   с   этими   книгами   никогда   не

расстанусь   в   моей   жизни  (С.   К.,   ученица  VIII  класса).  Я   хочу

хорошо читать  все книги, журналы,  газеты,  чтобы  всё знать.

Чтобы я много знать, надо много читать книги Толстого, Чехова,

Островского и других писателей (Д. О., ученик VII класса).

Сравнивая учащихся  VII  и  VIII  классов между собой, можно

увидеть, как изменяется их отношение к языку, на протяжении

этих двух лет. Всё углубляющееся понимание своих отношений к

окружающей   действительности   является   источником   изменения

этого   отношения.   Учащиеся   старших   классов   обдумывают   своё

будущее, пытаются конкретно представить его себе, а у ученика

VII  класса   в   запасе   ещё   год   школьного   обучения.   Он   думает

больше ещё о сочинениях и заметках в школьную стенгазету, чем

о писании деловых бумаг. Это понятно: его речь входит ещё в

систему   отношений,   связанных   с   школьным   обучением.   Восьми-

классники   уже   на   днях   выйдут   за   пределы   школы;   и   хотя   в   их

высказываниях ещё звучит -направленность на школьные учебные

дела, их мысли устремлены к начинающейся трудовой жизни.

Включение   отношения   к   языку   в   новую   систему   жизненных

отношений изменило, обобщило и уточнило отношения учеников

к разным сторонам языка. Выявилась известная уверенность глу-

хонемых школьников-в том, что они смогут понять речь окружаю-

щих: обострилась потребность быть понятыми, выяснилось значе-

ние разговорной и деловой речи и со всей серьёзностью оценено

жизненное значение чтения, общения через книгу.

Наблюдения   педагогов,   работающих   со   старшими   классами,

подтверждают высказанные здесь соображения. Именно в -стар-

ших классах, на пороге выхода из школы, учащиеся вновь обра-

щаются к учителю с просьбой помочь ям в технике речи, прояв-

ляют свою радость от успехов и бурно реагируют на свои неудачи

и запущенность устной речи. Именно теперь они проявляют под-

линный интерес и внимание к исправлению своих ошибок, вдум-

чиво оценивают роль книги. Всё это позволяет говорить о том, что

сознательность овладения речью в значительной мере определяет-

ся   особенностями   отношения   к   усвоению   языка   и   к   своей   речи,

характером этих отношений, степенью их расчленённости и той

более широкой системой отношений, в которую они включены.

Рассматривая, как изменяются отношения к овладению язы-

ком и к -своей речи у глухонемых школьников в процессе обуче-

ния, мы выявили некоторые тенденции усложнения и развития

этих отношений. Напоминаем, что мы рассматривали только осо-

знанные и сформулированные детьми отношения и лишь изредка

имели   возможность   ссылаться   на   претворение   этих   отношений   и

желаний в жизнь.

Учащиеся советской школы глухонемых радуются тому, что

им   предоставлена   возможность овладеть  языком,   используют  эту

возможность,   гордятся   -своими   достижениями   и   успехами.   Эга

основная линия отношения к языку развивается от мало диффе-

ренцированного удовольствия и удовлетворения своими успеха-

ми — у учащихся  IV  класса — к всё возрастающей требователь-

ности к своей речи, -опирающейся на критический анализ своего

овладения   различными   сторонами   языка   у   учащихся   шестых   и

старших   классов.   Возрастающая   с   годами   требовательность   осо-

бенно отчётливо проявляется у кончающих школу детей, осознаю-

щих  роль  языка   как  средства   общения   и  понимающих,   что  ча

время пребывания в школе они не использовали всех возможно-

стей для успешного овладения языком, что нередко побуждает их

к   дальнейшему   совершенствованию.   Это   серьёзнейший   момент,

связанный,   конечно,   с   значительными   недостатками   в   работе

школы.

Глухонемые дети очень рано начинают понимать, насколько

им необходим будет язык, когда они вырастут, и в этом обнару-

живается их подлинная -связь с окружающей средой. Однако, по-

нятно, что только в старших классах, когда прежде «далёкие» мо-

тивы делаются «близкими», они становятся побудительной силой

к совершенствованию их речи.

Учеников IV  класса радует, что они говорят губами, голосом,

как все окружающие, что они ходят в школу, пишут, читают, как

167

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

все остальные дети. Они радостно переживают преодоление своей

изолированности, приобщение к окружающей среде близких. Уче-

ников  V  и  VI  классов интересует уже не процесс «говорения», не

«хождение» в школу, но самое содержание школьного обучения.

У   учеников  V—VI  классов   система   отношений  к   окружающему

заметно   дифференцировалась   по   сравнению   с   учащимися  IV

класса. Особо выделялась группа школьных учебных интересов.,

в состав которой вошло отношение к овладению языком как од-

ним из важнейших учебных предметов.

Ученики IV класса считали, что для успешного усвоения язы-

ка надо много говорить; подход учеников  V—VI  классов к этому

вопросу  сложнее:   они   понимают,   что,   кроме   этого,   необходимо

много запоминать, заучивать наизусть. И всё же подлинная внут-

ренняя   потребность   в   широком   речевом   общении   у   них   ещё   не

обнаруживается, они ещё обучаются языку, чтобы получить хоро-

шие   отметки,   порадовать   родителей,   а   не   из   внутренних   побу-

ждений.

Отношение к языку вновь значительно изменяется в  VII  и осо-

бенно в  VIII  классах. Оно теперь включено в систему отношений,

определяющих   социальную   и   трудовую   направленность   юноши   я

девушки.   Язык   высоко   оценивается   как   средство  общения.   Уча-

щиеся хотят говорить так, чтобы их хорошо понимали, хотят об-

щаться со всеми по актуальным, злободневным для них вопросам.

Это имеет для них жизненно важное значение и вызывает страст-

ное   к   себе   отношение.   На   этой  основе   возникает   требовательное,

критическое отношение к недостаткам своей речи, обнаруживаются

новые побуждения к овладению устной речью.

Подводя итоги тому, что нам стало известно из высказываний 

глухонемых об их отношениях к усвоению языка и к овладению 

речью, необходимо помнить, что  их высказывания  отражают их 

переживания, их разговоры с окружающими их взрослыми, род-

ными и педагогами и, к сожалению, не всегда находят выражение в 

поступках детей, в их действительной борьбе за усвоение языка. 

Поэтому мы крайне скромно оцениваем наше первое исследование 

в этой области. Но всё же полученные данные показывают, как 

изменяется отношение к языку в ходе школьного обучения, и 

заставляют серьёзно призадуматься над воспитательной работой в 

школе глухонемых. Почему у детей лишь в V—VI классах воз-

никает критическое отношение к состоянию своей речи? Почему так

запаздывает понимание познавательных функций языка? Отчего на 

пороге выхода из школы, а не значительно раньше, возникает 

страстное желание быть понятым?

Очевидно,   корни   этого   следует   искать   в   характере   работы

школы; школа недостаточно работает над воспитанием отношения

глухонемых   детей   к   усвоению   языка,   не   ставит   и   не   решает

определённых   конкретных   воспитательных   задач   при   обучении

глухонемых детей языку. Подход к обучению детей языку сугубо

интеллектуалистичен, мы решились бы сказать, в значительной

168

мере   формален.   В   программах   ограничиваются   требованиями   к

объёму знаний учащихся по языку, в методике даются советы,

как   детям   эти   знания   сообщать;   но   необходимость   формировать

отношение   глухонемого   к  овладению  языком   в  педагогической  и

(методической литературе не освещена, имеющийся положитель-

ный опыт не обобщён. Критерии оценок состояния речи глухо-

немых   детей   на   разных   этапах   обучения   в   достаточной   мере   не

обдуманы, не сформулированы.

Рассматриваемый  нами  круг вопросов  весьма  важен для  об-

учения глухонемых языку, нуждается в тщательной разработке и

должен   быть   включён   в   круг   проблем,   касающихся   методики

обучения русскому языку в школе глухонемых; без этого индиви-

дуальный подход к глухонемым детям, несмотря на малое коли-

чество   учеников   в   классе,   не   удастся   осуществить.   Медленное

формирование нужного отношения к овладению языком является

одной из существенных причин плохого состояния речи глухоне-

мых детей.

На   данном   этапе   исследования   нам   удалось   лишь   в   самых

общих  чертах  нащупать  отношение   детей  к  различным   сторонам

языка. Несомненно одно — дети высоко ценят устную речь, хотят

говорить  внятно,   грамматически   правильно.   Они   дорожат   устной

речью как средством общения. Большую роль в их жизни играет

чтение,   которому   посвящены   особо   любовные   высказывания.   От-

ношение к языку включается, проходя ряд ступеней, в сознатель-

ную   общественную   и   трудовую   направленность   глухонемых;

юноши   и   девушки   постепенно   осмысливают   огромное   значение

языка   в   жизни,   связь   языка   со   всеми   видами   деятельности

человека.

Советская   школа   для   глухонемых   детей   прошла   большой   и

сложный   путь,   имеет   несомненные   достижения,   постоянно   стре-

мится   к   совершенствованию   и   успешно   преодолевает  свои  недо-

статки.   В   настоящее   время   широко   осуществляется   обобщение

положительного   педагогического   опыта,   пополняются   данные   по

психологии  глухонемых  детей,   касающиеся   особенностей  усвое-

ния ими языка и путей сглаживания и преодоления этих особен-

ностей. Это должно помочь школе в её подъёме на более высо-

кий уровень; теперь бесспорно имеются уже все необходимые усло-

вия   для   решительного   улучшения   учебно-воспитательной   ра-

боты, направленной на то, чтобы язык действительно стал средст-

вом общения глухонемых со слышащими и орудием их мышления.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр

.

Введение    .....................................................................................................

I. К. психологии усвоения словарного состава языка учащимися 
младших

классов   школы   глухонемых..........................................................7
1. Приобщение глухонемых  к  языку...............................................
2. Знакомство    с   членораздельностью    языка...............................14

     3. Некоторые  особенности   усвоения   словаря    глухонемыми   школь

никами     ..........................................................................................20

   4. Наблюдения над усвоением индивидуальных, видовых и родовых

обозначений   объекта       ...............................................................    
39

//. К психологии усвоения грамматического   строя     языка     
глухонемыми
  школьниками       .       .

58

Г раммат ическое    из мен ени е    с л о в а

1. О   грамматическом   строе   русского   языка................................

Так   называемый    аграмматизм   глухонемых............................

2. Трудности  отвлечения  от конкретного значения слов      .

.

.

   

66
2. Решение   простой  грамматической   задачи' на   изменение   слова

учащимися    младших    классов      .

. .

........................78

3. Некоторые   тенденции,   выявившиеся   при   изменении   слов   глу

хонемыми   школьниками...............................................................89

Изменение    слов    п р и     их    с о ч е т а н и и  

в    предложении

5. Особенности   изменения   слов   в   предложении..........................98
5. Ранние  этапы  согласования   глухонемыми    школьниками   глав

ных  членов   простого   распространённого   предложения   .      .      . 
100

6. Грамматическое оформление словосочетания  в  простом  распро

странённом   предложении   учащимися   младших   классов      .      .  
105

7. Особенности   овладения   управлением    у    учащихся    младших

классов............................................................................................107

8. Особенности овладения управлением у учащихся IV—VIII клас

сов     ................................................................................................113

10. Об   основных  тенденциях   усвоения   словосочетаний .      .      .     
.125
11.Некоторые пути формирования грамматического строя  языка у

учащихся     младших     классов.     (Обобщение     педагогического
опыта.).............................................................................................135

///. Отношение   глухонемых учащихся  IVVIII классов к овладению 

языком   и   развитие    этого отношения  в процессе обучения      . 

.     .155

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24