Главная Учебники - Разные ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 22 23 24
речи, на которых они упражняются в бытовом диалоге. Они само- стоятельно -обогащают свой словарный запас, следят за правиль- ным грамматическим оформлением своей речи. Если раньше уче- ник упражнялся в правильной расстановке ударений в стихотво- рении, чтобы выучить урок к завтрашнему дню и получить хо- рошую оценку, то теперь он постоянно стремится выполнять это для того, чтобы его понимали. Цели, которые учащиеся перед со- бой ставят, утратили свой узко ситуационный характер, обобщи- лись, поднялись на более высокий уровень. Эти цели отчетливо осознаются детьми, становятся обобщёнными целями. Благодаря этому деятельность учащихся становится более целенаправлен- ной и качество её улучшается. Каждый из видов' речи и её средства приобрели новую значи- мость в глазах учеников. Ученики старших классов особо выде- ляют значение деловой письменной речи: Мне нужно писать пись- ма, отвечать на вопросы, писать заметки в стенгазету (А. Н., уче- ник VII класса). Писать надо, а если я не умею писать заяв- ление, справки, письма и автобиографию, нехорошо (Г. Я., ученик VIII класса). Особенно высоко оцениваются учениками старших классов по- знавательные возможности, которые им открывает чтение: Я люб- лю читать книги, потому что книги учат правильно говорить и развивать ум (Ш. В., ученик VIII класса). Я благодарна этим книгам, которые дают мне большую пользу в моей жизни. Книга учит меня жить по-новому и любить свою Родину. Она помогла мне развивать свой ум и речь. Я с этими книгами никогда не расстанусь в моей жизни (С. К., ученица VIII класса). Я хочу хорошо читать все книги, журналы, газеты, чтобы всё знать. Чтобы я много знать, надо много читать книги Толстого, Чехова, Островского и других писателей (Д. О., ученик VII класса). Сравнивая учащихся VII и VIII классов между собой, можно увидеть, как изменяется их отношение к языку, на протяжении этих двух лет. Всё углубляющееся понимание своих отношений к окружающей действительности является источником изменения этого отношения. Учащиеся старших классов обдумывают своё будущее, пытаются конкретно представить его себе, а у ученика VII класса в запасе ещё год школьного обучения. Он думает больше ещё о сочинениях и заметках в школьную стенгазету, чем о писании деловых бумаг. Это понятно: его речь входит ещё в систему отношений, связанных с школьным обучением. Восьми- классники уже на днях выйдут за пределы школы; и хотя в их высказываниях ещё звучит -направленность на школьные учебные дела, их мысли устремлены к начинающейся трудовой жизни. Включение отношения к языку в новую систему жизненных отношений изменило, обобщило и уточнило отношения учеников к разным сторонам языка. Выявилась известная уверенность глу- хонемых школьников-в том, что они смогут понять речь окружаю- щих: обострилась потребность быть понятыми, выяснилось значе- ние разговорной и деловой речи и со всей серьёзностью оценено жизненное значение чтения, общения через книгу. Наблюдения педагогов, работающих со старшими классами, подтверждают высказанные здесь соображения. Именно в -стар- ших классах, на пороге выхода из школы, учащиеся вновь обра- щаются к учителю с просьбой помочь ям в технике речи, прояв- ляют свою радость от успехов и бурно реагируют на свои неудачи и запущенность устной речи. Именно теперь они проявляют под- линный интерес и внимание к исправлению своих ошибок, вдум- чиво оценивают роль книги. Всё это позволяет говорить о том, что сознательность овладения речью в значительной мере определяет- ся особенностями отношения к усвоению языка и к своей речи, характером этих отношений, степенью их расчленённости и той более широкой системой отношений, в которую они включены. Рассматривая, как изменяются отношения к овладению язы- ком и к -своей речи у глухонемых школьников в процессе обуче- ния, мы выявили некоторые тенденции усложнения и развития этих отношений. Напоминаем, что мы рассматривали только осо- знанные и сформулированные детьми отношения и лишь изредка имели возможность ссылаться на претворение этих отношений и желаний в жизнь. Учащиеся советской школы глухонемых радуются тому, что им предоставлена возможность овладеть языком, используют эту возможность, гордятся -своими достижениями и успехами. Эга основная линия отношения к языку развивается от мало диффе- ренцированного удовольствия и удовлетворения своими успеха- ми — у учащихся IV класса — к всё возрастающей требователь- ности к своей речи, -опирающейся на критический анализ своего овладения различными сторонами языка у учащихся шестых и старших классов. Возрастающая с годами требовательность осо- бенно отчётливо проявляется у кончающих школу детей, осознаю- щих роль языка как средства общения и понимающих, что ча время пребывания в школе они не использовали всех возможно- стей для успешного овладения языком, что нередко побуждает их к дальнейшему совершенствованию. Это серьёзнейший момент, связанный, конечно, с значительными недостатками в работе школы. Глухонемые дети очень рано начинают понимать, насколько им необходим будет язык, когда они вырастут, и в этом обнару- живается их подлинная -связь с окружающей средой. Однако, по- нятно, что только в старших классах, когда прежде «далёкие» мо- тивы делаются «близкими», они становятся побудительной силой к совершенствованию их речи. Учеников IV класса радует, что они говорят губами, голосом, как все окружающие, что они ходят в школу, пишут, читают, как 167 |