Главная Учебники - Разные ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 2 3 4 5 ..
именно с усвоением языка у глухонемых постепенно возникает и крепнет такой же принцип психической деятельности, как у слышащих,— мы имеем в виду постепенно развивающееся пол- ноценное взаимодействие обеих сигнальных систем. На некото- рых закономерностях усвоения глухонемыми школьниками сло- варного состава языка, которые проявляются в конкретных принятых в настоящее время условиях обучения языку в наших школах для глухонемых детей, мы и остановимся. Некоторые особенности первоначального знакомства глу- хонемых с написанными словами рассматривались нами рань- ше. Мы отмечали, что первое применение написанных слов опи- рается нередко не на их графический образ, а осуществляется благодаря тому, что дети запомнили приметы карточки, на кото- рой написано слово. Уже к концу первого года обучения пользование словами явно опирается на их графический образ. Это, несомненно, зна- чительный успех; однако сложность этой деятельности для де- тей ещё очень велика, что проявилось в характере узнавания слов (см. стр. 15). Известно, что слышащие дети овладевают фонетическим строем языка постепенно. Применительно к усвое- нию языка глухонемыми детьми термином фонетический строй я з ы к а можно пользоваться лишь условно, поскольку они овладевают им не на основе слуха, но на базе зрения и ар- тикуляции. Поэтому мы в дальнейшем будем говорить об обра- зах заучиваемых ими слов, о строе этих слов, указывая, гово - рим ли мы о написанных или произносимых словах. Относительно написанных слов следует отметить, что пол- ноценное усвоение их образов достигается глухонемыми по степенно, но постепенность, очевидно, иная, чем та, которая ха- рактеризует овладение фонетическим строем слов слышащими детьми. Исследования показывают, что особенности овладения образом слов различны на разных ступенях усвоения языка. Когда дети уже овладели грамотой, умеют читать и произносить, распознавание слов осуществляется тоньше и специфичнее, чем бы- ло описано выше. Здесь имеется несомненное, значительное про- движение. Но далее обнаруживаются новые искажения слов при пользовании ими. Они мало изучены, и сказать о них можно не- многое. Можно отметить, что у учащихся III—V классов встре- чаются случаи недостаточного закрепления и разграничения образов слов, выражающиеся в известном изменении этих обра- зов, обнаруживается также замена сходных по своему буквенно- му составу слов, например: «Я собираю хлебные знаки (злаки). 22 Собака маленькая лает (лакает) молоко» '; вместо слова оран- 2 . Искажения слов своеобразны, они заключаются в изменении ч а с т е й с лова (с логов), в пе ре с тановке этих ча с тей или их опускании, иногда изменяются лишь отдельные буквы. Можно полагать, что эти искажения обусловлены многими факторами: недостаточным анализом образа слов, несовер- шенной артикуляцией, приходящей в противоречие с зритель- ным восприятием слов, наконец, большим сходством между сло- вами, которые отождествляются потому, что анализ частей слова, в данном случае слоговой и буквенный анализ, явно подо-, статочен. Ошибочные искажения подобного рода наблюдались, правда, уже гораздо реже, у учащихся VI класса: полит (пилот), синок (синяк), клюквака (клюква) 3 . Даже в работах учеников VIII класса отмечаются случаи неправильного воспроизведения слов 4 . Наблюдается и взаимное воздействие фонетически сходных слов друг на друга; в случаях забывания происходит их преоб- разование по типу взаимоуподобления, что было описано и под- вергнуто анализу И. М. Соловьёвым 5 . Например, корова и кро- вать — коровать; библиотека и биллиард —• библиар; прачка и почта — прочта; валенки и варежки — валежки, варенки; деревня и деревья — деревнья; простудился и дул — простдулся; раковина и рукавица — рукавина. Интересно отметить, что такого рода процессы появляются не в самом начале обучения языку, но когда ребёнок обладает уже известным запасом слов — в III, IV классах. Работающие с глухонемыми иногда полагают, что само по себе отсутствие слуха, без специальной педагогической работы вызывает совершенствование зрительного восприятия. Данные, касающиеся восприятия написанных слов на первоначальных этапах знакомства с языком и искажения слов глухонемыми детьми средних и даже иногда старших классов заставляют пе- ресмотреть этот подход. В настоящее время некоторые методи- |