Главная Учебники - Разные ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 3 ..
языком, преобразуются во всё более точное подражание тем дви- жениям, которые производят слышащие при произнесении слов. Постоянное обращение взрослых к глухонемому ребёнку с речью и вовлечение его в активное общение со слышащими со- вершенствует его зрительное восприятие речи и воспроизведе- ние им речевых движений. Из неопубликованного дневника учительницы К. А. Гастын- екой, матери глухонемой девочки, мы узнаём, что она однажды увидела, как её четырёхлетняя глухонемая дочка, укачивая свою куклу, шевелила губками. Вглядевшись, мать прочитала с губ девочки ту песенку, которую сама ей ежедневно напевала, укладывая её спать. Ребёнок довольно тонко воспроизводил речевые движения губ матери, хотя не умел ещё ни говорить, ни даже подавать голос. В книге Н. A. Pay с большим мастерством показано, чт® глухонемые дети, если с ними неустанно общаться, очень рано научаются считывать слова и фразы с губ говорящих с ними и на этой основе вступают в общение со слышащими. Следовательно, произносимые другими слова ране подмечаются глухонемыми детьми и вызывают у них тенденцию к подражанию. Глухонемые дети, живущие в городе, в культурных сельских условиях, соприкасаются не только с устной, но и с письменной речью. На улице, в магазинах и учреждениях висят вывески, объявления, афиши, около которых люди останавливаются, чи- тая их. На трамваях, автобусах имеются обозначения, на при- лавках магазинов прикреплены надписи. Таблички с написанными на них словами вводятся в детском саду и в школе в обиход детей, начинающих обучаться '-языку, для обозначения предметов и действий. Детей учат ассоцииро- вать графический образ слова, т. е. написанное слово, с обозна- чаемым им предметом или действием, прежде чем научают зву- ковому анализу написанного слова. Таким образом, хотя глухо- немые дети лишены возможности воспринять звучащее сло- во, они, находясь в среде слышащих, научаются воспринимать пр оиз но с им ые и на пис а нн ые с ло ва к а к с ре дс тва об - щения. Это оказывается возможным потому, что жизнь в обще- стве, в среде слышащих является основным условием их обуче- ния и развития и происходит в силу потребности в общении с окружающими их людьми. Маленький глухонемой ребёнок, ещё не умея говорить, не- редко научается выполнять определённые действия в ответ на обращённые к нему слова, сказанные или написанные слышащи- ми, участвуя тем самым в общении посредством языка. Основоположниками марксизма раскрыта общественная при- рода звукового языка, его происхождение, его роль как важней- шего средства человеческого общения, и притом единственного полноценного его средства, показано значение языка в развитии и формировании человеческого мышления '. «Звуковой язык в истории человечества является одной из тех сил, которые помогли людям выделиться из животного ми- ра, объединиться в общества, развить своё мышление, органи- зовать общественное производство, вести успешную борьбу с силами природы и дойти до того прогресса, который мы имеем в настоящее время»,— пишет И. В. Сталин 2 . Так как решающее значение для полноценного развития воз- можностей глухонемого ребёнка имеет овладение языком, то весьма важно выяснить, чем характеризуется восприятие глу- хонемыми школьниками звукового языка на ранних этапах, когда, ещё не умея говорить, не обучаясь грамоте, они правильно реагируют на слова, написанные на табличке или п р о и з- несённые кем-нибудь и «считанные» ими с губ говорящего, правильно подают обозначаемый словом предмет, правильно вы- полняют названные действия, поручения и т. д. Вследствие своей глухоты дети не могут опереться на слухо вое восприятие слова. Знакомство с природными свойствами звукового языка осуществляется главным образом путём зри тельного восприятия произнесённых и написанных слов, т. е. при чтении с губ говорящего или при чтении написанного. Помощь зрительному восприятию речи оказывают при этом речевые-кине стетические ощущения, которые возникают не только при слухо вом, но и при зрительном восприятии речи и уточняются при активном пользовании ею. Необходимо учесть, однако, что в силу несовершенства речевых движений глухонемого ощущения этих движений, т. е. речевые кинестетические ощущения, имеют вна чале крайне обобщённый, недифференцированный характер. Они разрабатываются и дифференцируются постепенно, по мере овла дения произношением. Существенную пшшщь____оказывает при этом использование вибрационных и тактильных ощущений, по- лучаемых при прикосновении одной рукой к "гортани говорящего, а другой к своей. Считывая с губ говорящего произносимое слово, глухонемой ребёнок воспринимает видимый глазом оральный (ротовой), речедвигательный образ слова. Отличия орального образа слова от его слухового образа очень значительны 3 . Известно, что про- стейшими единицами языка являются фонемы. Каждая фонема того или иного языка обобщает определённые звуки и имеет 1 К- Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XV, стр. 461. Ф. Энгельс, Диалектика природы, Господитиздат, 1952, стр. 134. В. И. Ленин, Соч., т. 20, стр. 368. И. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, Госполитиздат, 1952. 2 Т а м же, стр. 46. 3 Ф. A. Pay и Ф. Ф. Pay, Методика обучения глухонемых произно шению, Учпедгиз, 1948. |