ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - часть 1

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наша   страна   —   первая   в   мире,   где   было   введено   всеобщее

обязательное   обучение   глухонемых   детей.   Практика   работы   со-

ветской   школы   для   глухонемых   из   года   в   год   со   всё   большей

убедительностью   показывает,   каких   серьёзных   успехов   можно

добиться   в   преодолении  недостатков,   вызываемых   глухотой,   осу-

ществляя специальное обучение этих детей.

Овладевая   языком   глухонемые   дети   получают   возможность

приобрести   знания,   предусмотренные   школьной   программой,   и

вступить в разностороннее общение со слышащими. Использова-

ние языка в целях общения и совершенствование мышления на

этой  основе  способствуют  всемерному  развитию глухонемого  ре-

бёнка.

Эта   точка   зрения   является   достижением   советской   педагоги-

ческой   науки.   На   ней   основывается   глубоко   оптимистическое

убеждение  в возможности  развития  познавательной  деятельно-

сти   глухонемых  детей,   которое   определяет   все   педагогические   и

культурно-массовые   мероприятия   в   этой   области.   Это   научно

обоснованное   воззрение,   проверенное   многолетней   практикой

обучения глухонемых детей, противостоит лженаучным воззрени-

ям многих зарубежных буржуазных авторов, считающих их недо-

статки непреодолимыми и обрекающих глухонемых на бесправ-

ное   существование   в   качестве   дешёвой   бессловесной   рабочей

силы.

Овладение   языком   своей   родины   является   для   глухонемого

ребёнка   могучим   средством   преодоления   той   своеобразной   изо-

лированности,   которая   создаётся   его   аномалией.   Возможность

пользоваться   языком   и   обмениваться   мыслями   с   окружающими

безгранично   расширяет   активное   участие   обученного   глухоне-

мого  в  общественной  и  трудовой  жизни  нашей  социалистической

родины.   В   нашей   стране   труд   не   является   лишь   выполнением

определённых   отдельных   операций,   требующих   от   человека

только затраты физических сил. Трудовая деятельность советских

людей   является   делом   коллектива,   который   её   выполняет,   обду-

мывает, обсуждает и на этой основе совершенствует.

Перед   советской   школой   для   глухонемых   стоит   сложная   и

почётная   задача  —•  всемерно  улучшать  пути и  методы  обучения

глухонемых детей, воспитать у них потребность поль-

3

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

зеваться   языком   для   общения   и   обеспечить   им   возможность

полноценно участвовать по выходе из школы в трудовой и обще-

ственной жизни страны. Детям, приходящим в школу «без язы-

ка», надо дать то, чем слышащие дети владеют, т. е. практиче -

ское знание языка и умение им пользоваться настолько, чтобы

язык   стал   для   них   средством   общения   и   приобретения   знаний,

средством, делающим возможным обучение в школе. И. В. Сталин

следующим   образом   охарактеризовал   мышление   глухонемых,   не

владеющих   речью:   «Мысли   глухонемых   возникают   и   могут   су-

ществовать лишь на базе тех образов, восприятий, представлений,

которые складываются у них в быту о предметах внешнего мира

и их отношениях между собой благодаря чувствам зрения, осяза-

ния,   вкуса,  обоняния»

1

.  В  процессе  усвоения   .языка   наглядно-об-

разное   мышление   глухонемых   детей   должно   перестраиваться,

преобразовываться в мышление на базе языка. Работа над сгла-

живанием   особенностей   наглядно-образного   мышления   глухоне-

мых—   важная   задача,   стоящая   перед   учителями   школы

глухонемых.

Следовательно, обучение языку в школе глухонемых—особая,

своеобразная задача, не стоящая перед другими типами школ в

таком   виде,   как   она   стоит   перед   школой   глухонемых   детей.

Пути и методы обучения языку в школе глухонемых должны

в значительной мере отличаться от тех, которыми решаются во-

просы обучения языку в других типах школ; только тогда они

будут конкретными и целенаправленными.

Советская психология глухонемого прилагает усилия к тому,

чтобы   дать   анализ   особенностей   усвоения   языка   глухонемыми

детьми и  помочь  этим  поднять методику  их  обучения   на   более

высокий уровень.

Свою   основную   задачу   мы   видели   в   освещении   некоторых

психологических   особенностей   усвоения   глухонемыми   школьни-

ками   грамматического   строя   языка   и   его   словарного   состава.

Нам удалось осветить и пополнить новыми данными лишь немно-

гие из вопросов, касающихся усвоения словаря учащимися млад-

ших классов школы глухонемых. Особо важным мы считали рас-

крытие закономерностей усвоения грамматического строя языка

в тесной связи с вопросами перестройки мышления глухонемых

на   базе   языка   и   в   связи   с   проблемой   пользования   языком   как

средством  общения. В разделе книги,  который посвящён этому

кругу вопросов, мы стремились изложить полученные в исследо-

ваниях материалы в определённой системе.

Разрабатывая   психологические   проблемы,   касающиеся

усвоения   языка   глухонемыми   школьниками,   мы   пытались   по-

казать, как формируется у детей отношение к языку как к сред-

ству общения, как развивается потребность в его использовании.

Мы   опирались   на   проведённые   нами   экспериментальные   ис-

следования,   наблюдения   в   школе   и   обобщение   педагогического

опыта.   Всюду,   где   было   возможно,   привлекались   материалы   со-

ветских психологов и педагогов, изучавших глухонемых детей; мы

считаем,   что   назрела   необходимость   в   критическом   отборе  к

объединении   научно-обоснованных   данных   о   психологических

особенностях   глухонемых   детей,   что   без   этого   затруднено   даль-

нейшее плодотворное развитие этой отрасли знания.

В   тех   случаях,   когда   имелись   основания   для   сопоставлений,

использовался   материал,   характеризующий   усвоение   языка   слы-

шащими детьми. Сделана скромная попытка объяснить некото-

рые данные, основываясь на учении И. П. Павлова об изменении

и   совершенствовании   высшей   нервной   деятельности   под   влия-

нием условий среды и на его учении о взаимодействии двух сиг-

нальных систем у человека.

Итоги   проведённой   работы   представлены   в   виде   очерков   по

психологии усвоения языка глухонемыми школьниками. Эта книга

написана   для   учителей   школ   глухонемых   и   студентов   дефек-

тологических   факультетов   педагогических   институтов.   Мы   на-

деемся, что разработка вопросов психологии усвоения языка в

этой книге поможет сурдопедагогам понять некоторые особенно-

сти глухонемых и окажется полезной в их большом благородном

деле   отыскания   наилучших   путей   обучения   глухонемых   детей

языку.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1

 И.    Сталин,    Марксизм     и    вопросы    языкознания,    ГосПолитиздат, 

1952,   стр.   47.

4

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

I

. К   ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ   СЛОВАРНОГО СОСТАВА 

ЯЗЫКА УЧАЩИМИСЯ  МЛАДШИХ  КЛАССОВ  ШКОЛЫ

ГЛУХОНЕМЫХ

1. Приобщение глухонемых к языку

Глухонемые   дети   живут   и   развиваются   в   среде   слышащих,

которые   общаются   между   собой   посредством   языка   и   обра-

щаются с речью также и к глухонемым. Из психологии извест-

но, что восприятие речевых движений может вызвать и сравни-

тельно   легко   вызывает   их   воспроизведение,   которое,   вообще

говоря, может быть крайне неполным и приближённым  в одних

случаях   и   точным,   развёрнутым   в   других.   Это   относится   не

только   к   слышащим,   но   и   к   глухонемым   детям.   Н.   A.  Pay

нишет:   «Когда   маленькому   глухонемому   ребёнку   говорят   какое-

нибудь лепетное слово, например:  ам, му  и т. п., то можно за-

метить,   как   одновременно   с   произнесением   этих   слогов-слов

взрослым   губы   ребёнка   вздрагивают   или   выпячиваются,   или

смыкаются» '.

Наблюдавшие   за   маленькими  глухонемыми  детьми отмеча-

ют далее, что они рано присматриваются к общению слышащих,

к   их   речевым   движениям   и   пытаются   им   подражать.   Н.  A.  Pay

сообщает,   что   одна   глухонемая   художница,   вспоминая   о   своём

детстве, рассказывала, при каких обстоятельствах выполнение ре-

чевых движений стало у неё произвольным. Пятилетним ребёнком,

играя   на   бульваре   с   чужими   девочками,   она   заметила,   что   по-

следние   всё   время   шевелят   губами.   Для   того   чтобы   девочки   не

подумали, что она этого не умеет, она стала подражать им. И это

«•е единичный случай. В дошкольном возрасте «...маленький глухо-

немой   ребёнок   начинает   шевелить   губами,   одновременно   объяс-

няясь жестами» 

2

.

Первоначальное  движение  губами,  как  указывают изучавшие

этот   вопрос,   является   у   глухонемых   детей   крайне   недифферен-

цированным.

Общение   слышащих   с   глухонемым   ребёнком   постепенно

приводит   к   тому,   что   недифференцированные,   рефлекторно   воз-

никающие движения речевых органов детей по мере овладения

1

Н.   A.   Pay.    Дошкольное    воспитание    глухонемых,    Учпедгиз,   1947.

стр.  54.

2

Там   же, стр. 56.

7

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..