Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 22 23 24 25 ..
актуальность и хотя бы кратко изложить некоторые общие по- ложения и рекомендации. Поскольку овладение зрительным и слуховым восприятием,, а также и произношением входит в процесс усвоения разговор- ной речи в действии и протекает вне специально выделенных: уроков в процессе обучения общеобразовательным предметам, то это определяет и содержание, и построение работы в рас- сматриваемых направлениях: содержанием является весь тот речевой материал, который .предусмотрен программой по разго- ворной речи. Последовательность в 'расположении материала определяется системой развития общения в описанных услови- ях. Основой процесса овладения и восприятием речи и произ- ношением в этих условиях является практика общения. Заметим, что практика общения содержит в себе значительно более важные предпосылки, чем тренировка в восприятии и воспроизведении слов и фраз вне коммуникации. Здесь действу- ют такие факторы, как потребность, мотивы, интерес. Учитель- использует действие этих факторов, активизирует детей: тот, кто быстрее и правильнее воспринимает обращенную к нему речь, тот скорее получает то, что ему нужно в процессе работы; кто правильнее говорит, оказывается быстрее понятым и скорее до- стигает своей цели. Для стимулирования детской активности в овладении произношением, чтением с лица учитель использует желание учащихся выступать з ведущей роли при организации работ. Назначая «маленького учителя», .бригадиров, ведущих в парах, он подчеркивает: «<Миша будет («маленьким учителем», он хорошо говорит» (подразумевая и произношение и чтение с лица). Или спрашивает у самих учащихся: «Кто у нас хорошо говорит?» — и, получив ответ, сообщает: «Оля и будет бригади- ром». И это действует значительно сильнее, чем похвала или оценка 'баллом, хотя и они не снимаются. В описанных условиях работа идет одновременно над раз- ными сторонами устной речи, и нет возможности вести ее по- очередно то над одной, то над другой стороной речи, как нет возможности приостанавливать ход урока для отработки какого- то элемента речи. В этих условиях учитель проявляет внимание и требования к речи в щелом: правильность высказывания по существу; соб-- людение синтаксических и морфологических норм; точность и быстрота восприятия; правильность произносительной стороны речи (дыхание, голос, модуляция, ударение, произношение зву- ков и их сочетаний). Разносторонность и систематичность в предъявлении требований передаются от педагога самим уча- щимся. Реализация этих требований происходит без нарушения хода урока. В более конкретном виде выглядит так: а) Общаясь с детьми, педагог требует от них слухо-зритель- ного восприятия речи. После 2—3-разового повторения сказан- 158 ного прибегает к дактилированию или письму, но за это учащим- ся снижается оценка. Слово, фраза, которые оказались не сразу воспринятыми в устной форме, в течение урока в соответствующих ситуациях включаются несколько раз в речь учителя. ! б) Зная произносительные возможности детей, педагог тре- бует полной их реализации, так как эти возможности у разных детей оказываются различными. Здесь проявляется индиви- дуальный подход к каждому. в) Ориентируясь на имеющиеся возможности каждого ребен ка, педагог вместе с тем ищет и пробуждает новые. В этих це лях использует попытки получить более правильное произно шение. г) То, что не удается улучшить в ходе урока, педагог дела ет предметом внимания в часы индивидуальной работы по про- •изношению и развитию слухового восприятия. Задания. 1. Описать организацию работы по развитию диалогической речи и обстоятельства, исключающие выделение специальных уроков на ее проведение. 2. Назвать основные линии, по которым развертывается ов ладение речевой коммуникацией, и определить два плана нара щивания требований к словарному составу и фразеологии. 3. Изложить и объяснить построение программы по разви тию разговорной речи. 4. Дать общую характеристику работы по развитию диало гической речи на уроках предметно-практического обучения. 5. Раскрыть способы ознакомления, детей с новым речевым материалом в условиях предметно-практического обучения. 6. Назвать формы организации предметно-практической де ятельности учащихся на уроках. 7. Описать методические пути формирования разговорной речи на уроках развития речи. 8. Назвать способы создания мотивированности в ведении разговора между детьми. 9. Изложить общие положения, характеризующие работу по разговорной речи. § 4. ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Программа 1972 года предусматривает принципиально новое построение работы по обучению глухих школьников связной ре- чи. Это выражается прежде всего в том, что на развитие связной речи распространен ведущий принцип обучения языку — прин- цип коммуникации. Реализация принципа коммуникации в обучении связной ре- чи оказывается более сложной, чем в развитии разговорной ре- 159 |