Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 20 21 22 23 ..
Этот прием действует и тогда, когда дети должны воссоздать не такой предмет, какой демонстрирует учитель, а иной, чем-то от- личающийся от образца. Учитель показывает макет улицы и го- ворит: «Мы построим другую улицу». На этой улице оказываются дома совсем не такие, как на образце, и расположены они по- другому. А вместе с тем и эта улица имеет левую и правую стороны, и нумерация зданий имеет тот же порядок. Приведенные примеры показывают, что второй из описывае- мых приемов действительно находится в тесном взаимодействии с первым, благодаря чему оказывается очень богатым по своим возможностям. 3. Исполнение нужных действий. «Согни прямоугольник», — дает педагог задание, которое дети не понимают. Педагог сам выполняет это действие. «Загни (те) углы», — говорит учитель. Школьники не нанимают, и педагог показывает, как нужно вы полнять данную операцию. «Отмерь(те) по линии... см», — гово рит учитель, и, так как дети не понимают, что надо делать, он исполняет сам. «Соедините точки А и Б прямой линией», — дает задание педагог и тут же показывает, как это надо сделать. «От мерьте слева направо 12 см», — говорит педагог и, увидев, что дети не понимают сказанного, делает это сам так, чтобы видели все ученики. Учащимся предстоит из ткани сделать бахрому, для чего педагог дает задание: «Выдерните нитки с обеих сторон» — и тут же показывает, как это надо делать. К достаточно простому приему нужно сделать одно примеча- ние: учитель обязательно сначала дает задание, как бы ставит речевую задачу, выявляет возможности понимания его детьми и лишь потом начинает действовать сам. Данный прием принимает особую окраску, вносит большое оживление, если показ того, что и как надо делать, совершается, когда учитель принимает на себя роль ученика. Например, «ма- ленький учитель» дает задание по заготовленным письменным инструкциям. Педагог же садится за парту (на место «маленького учителя») и выполняет то, что по зачитываемым инструкциям предлагается сделать всем. К описываемому приему относится и обычный показ: «Наклей- те яблоко справа, — дает задание учитель, и, та« как дети не знают, куда нужно наклеить, педагог показывает: - - Тут» (или «Сюда»). «А вишни наклейте слева, — говорит учитель и пока- зывает: — Вот здесь». «Положите 3 кнопки (мозаика) посередине. Посередине здесь»,— уточняет и одновременно показывает учи- тель. «Пропустите один ряд (показ на плато мозаики) и положите 5 кнопок». И т. д. При использовании данного приема, как и предыдущего, педагог сначала дает задание, ставит задачу, а уже потом показывает, как надо выполнять его. 4. Пояснение словесными средствами. «Будем работать пара ми, — первый раз говорит педагог и тут же дополняет: —• Миша с Тоней, Коля с Витей, Наташа с Сашей» и т. д. «Раздай через 144 одного. Дай Оле, Тоне не давай, дай Наташе, Оле не давай, а Свете дай». И т. д. «Что приготовлено к уроку? — спрашивает учитель и, так как дети его не понимают, задает вопрос в.дру- гом виде: -- Что у вас на парте?» Дети перечисляют: «Бумага, ножницы, карандаши». «Правильно, — отмечает педагог и гово- рит: -- К уроку приготовлены бумага, карандаши, ножницы, а что еще приготовлено? И у кого есть цветной карандаш?» Зада- ется вопрос с новым словом «цветные», которого дети не пони- мают. «Красный, синий, зеленый — это цветные карандаши», — поясняет педагог. , 5. Использование логики мышления детей и развитие ее. Пе- дагог сам или через дежурного раздает пластилин и затем спра- шивает: «Что мы будем делать?» — «Лепить», — отвечают без затруднений дети. «Почему так думаете? — продолжает педагог и учит, как отвечать: — «Приготовлен пластилин» или «Потому что приготовлен пластилин». «Что еще нужно для работы?», — задается следующий вопрос, понимание которого облегчается созданными условиями: дети уже знают, что нужны салфетки для вытирания рук (или тряпочки) и вода. И в этих условиях школьники обучаются построению ответа. Показываются и называются несколько видов фруктов (ябло- ки, груши, сливы). «Какие еще знаете фрукты?», -- спрашивает педагог, впервые употребляя слово «фрукты», но дети легко справляются с задачей, осознают родовое понятие и называют другие фрукты. Здесь же кем-то могут быть названы «огурец», «помидор». «Нет, — говорит учитель, -- это овощи» (так же впервые используя это слово). И тут же продолжает: «А какие овощи еще знаете?» «Как будем работать? Всем классом? брига- дами? парами?», — впервые встречают дети вопрос педагога. «Парами», — отвечают они. «Почему так думаете?» — выясняет педагог. «Потому'что приготовлено шесть мозаик», — объясняют ученики. Так логика детей помогает им в определении значения новых слов и в овладении речью. Широко пользуясь этим приемом, учитель ставит детей перед необходимостью постоянно размышлять. «Будем работать пара- ми, — говорит он и тут же спрашивает: — Сколько будет пар? Сколько нужно мозаик?» Дети должны определить число пар и соответственно этому нужное количество мозаик. «У нас .будет три бригады. Сколько человек будет в бригаде? Сколько нужно строительного материала?» И опять нужно решать логические задачи. «В правом верхнем углу наклейте солнце» (составляется аппликация). Дети впервые встречаются со словами «в правом верхнем углу» и начинают обдумывать, где приклеить солнце... «В нижнем левом углу приклейте грачей», — продолжает давать инструкции учитель. И дети снова обдумывают, что это значит. (Если они не в состоянии решить такую задачу, учитель исполь- зует описанный прием показа.) Такое обдумывание обеспечивает действительное осознание предложенного речевого материа- 10 Заказ 618 145 |