Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 19 20 21 22 ..
рой и предшествует ей. Образцы типовых фраз, обязательных для усвоения детьми в импрессивной речи, в программе обозна- чены звездочками, указывающими педагогу,что данные виды вы- сказываний обязательны на уровне их понимания учащимися. Третья, важная линия развития требований относится к овладе- нию диалогом. Они достаточно полно представлены в программе и не нуждаются в дополнительном раскрытии. Начало работы над диалогом мы видели уже в приготови- тельном классе. Однако там более распространенными являются обособленные реплики, отдельные вопросы и ответы на них. В I—IV классах формируется все более развернутый диалог, и не только между двумя лицами, но и между большим числом участников разговора. Важно подчеркнуть, что программа предусматривает обучение живому диалогу, исключающему формальное ведение заученных «разговоров». Живая беседа между двумя и большим числом лиц отличается динамичностью, изменчивостью ее плана. Например, выполнение требования «с помощью последовательно заданных вопросов узнать, что делал товарищ» как будто можно • представить в определенной схеме: когда это происходило, где, из какого материала делалось, с помощью каких инструментов и приспособлений, кто помогал и т. д. В действительности же по- добная схема быстро разрушается неожиданной репликой или самими условиями, в которых ведется разговор. Так, уже первый из названных вопросов может оказаться ненужным, если то, о чем пойдет речь, происходило в специально отведенное по режиму дня время. Например, нет необходимости спрашивать, когда учили уроки, если для этого расписанием отведено определенное время. Второй вопрос тоже может оказаться лишним, если известно, где находился тот, кого спрашивают. Третий также может быть неуместным, если спрашивающий видел и знает, что работали с пластилином, бумагой и другими материалами. С самого начала дети обучаются спрашивать не потому, что они могут об этом спросить, и не потому, что такие вопросы за- давались ранее, а потому, что нужно или интересно узнать. Важно отметить, еще одно существенное обстоятельство, со- стоящее в том, что объем новой типовой фразеологии, как и ко- личество слов, названных в программе, от одного класса к дру- гому уменьшается. Данный факт может показаться парадоксаль- ным. Известно, что в связи с обучением и развитием возможно- сти учащихся в усвоении материала последовательно нарастают. На это рассчитывали составители прежних программ. Особенно существенно это проявляется в программах, ориентированных на чистую устную систему. Они определяют для первого года обу- чения весьма ограниченное количество простейших слов (в пре- делах 100—120), для последующих классов это количество воз- растало. Однако данное обстоятельство и обрекает учащихся младших классов на «голодный паек», при котором дети не мо- 138 гут удовлетворять своих потребностей в общении из-за отсутст- вия нужных слов. На последовательное, возрастание возможностей детей в ус- воении речевого материала рассчитаны и новые программы. Но здесь это делается по-иному. Уже на первом году обучения дети получают речевой материал в достаточно большом объеме, пре- дусматривающем возможности детей, начинающих обучаться, удовлетворять свои первые потребности в общении. Однако при этом учитывается, что первичное знакомство детей со словом, словосочетанием, фразой лишь начало работы над ними, что каждое из этих слов должно становиться предметом внимания во всей дальнейшей работе. А это значит, что тот речевой мате - риал, с которым дети знакомятся в приготовительном классе, продолжает оставаться предметом заботы учителя не только в I, но и в последующих классах. Во II классе продолжает отрабаты- ваться- речевой материал приготовительного и I классов и т. д. Этим предупреждается утрата того, что было пройдено ранее. То, что было сообщено детям, не оказывается пройденным и по- том забытым. Напротив, данный материал остается предметом овладения в последующих классах, но уже на новом уровне. Именно благодаря этому и может происходить все более широ- кое обобщение и все большее отвлечение. Здесь имеет место воз- растание требований в двух планах: количественном и качест- венном. К тому, что сообщено ранее, на каждом году добавляется новый усложненный материал. И. в то же время от одного класса к другому предусматривается более высокий уровень ов- ладения тем, что было сообщено ранее. Чтобы не возвращаться к только что изложенному обстоя- тельству, оуметим, что описанный подход распространяется не только на овладение диалогической речью, но и на весь процесс речевого развития. • Такова общая характеристика программных требований по развитию диалогической речи. Напоминаем, что эти требования реализуются в условиях различных видов .деятельности. О рас- пространении этих требований на различные виды деятельности говорит «универсальный» характер типовой фразеологии. Пер- вый пункт этой программы по разговорной речи для первого класса'начинается с перечня следующих фраз: «Встаньте в па- ры. Иди (те) к доске (к столу, к окну). Иди ко мне. Сядь на ме- сто. Смотри (те) внимательно». И т. д. Второй пункт начинается с фраз: «Позови Женю в класс... Спроси у... как зовут мальчика. ..., спроси, кто взял мяч» и др. Третий предлагает следующие первые фразы: «Ты сделал? Ты написал? У тебя есть бумага?» Приведенного достаточно, чтобы убедиться в необходимости такого речевого материала для общения на уроках по различным предметам. Таким образом, принятая установка на формирование диало- гической речи в связи с различными видами организованной дея- 139 |