Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 17 18 19 20 ..
ся к четвертому предложению. Чтобы правильно ответить, надо подумать над вопросом и текстом. Еще больше этому служат вопросы в косвенной форме пли обобщающие. Например, на стр. 91 имеется текст: «На улице тепло. Светит солнце. Небо голубое. Ветра нет. Летают птички. Дети гуляют во дворе. Зоя ищет Юру. А Юра сидит в ящике». Первый вопрос («Какая погода?») обобщает все, что сказано в пяти первых предложениях. Запомнить их дети, конечно, не могут и отвечают, воспроизводя основное содержание. Второй вопрос («Где гуляют дети?») имеет прямой ответ в тексте («Де- ти^ гуляют во дворе»). Ответ на третий вопрос («Где сидит маль- чик?») тоже содержится в тексте («Юра сидит в ящике»). Но вопрос поставлен не к следующему за разобранными предложе- ниями. Кроме того, в вопросе не называется Юра, спрашивается про мальчика. Школьники должны осознать, что Юра и есть тот самый мальчик, о котором спрашивается. Затем идут вопросы: «Как зовут мальчика? Как зовут девочку?» В тексте нет слова «зовут». Таковы основные приемы работы над содержанием .прочи- танного. Обучение письму начинается со второго полугодия. Этому предшествуют подготовительные упражнения в виде рисования простейших фигур, узоров, образцы которых даны в букваре. Этому же служат иллюстративные работы на уроках предметно- практического обучения. Все работы с карандашом способствуют развитию движений руки. При выполнении их учитель показы- вает, как надо сидеть, наклонять голову, держать карандаш. Ос- новная же помощь состоит в том, что до письма дети приобре- тают достаточно большой опыт дактилирования — воспроизве- дения структуры слова в дактильной форме. С первых дней третьей четверти дети приступают ,к письму букв и сразу же пользуются ручкой. Овладение техникой письма глухими детьми в сравнении со слышащими не содержит каких- либо специфических особенностей. Поэтому в данной работе мо- гут быть полностью использованы рекомендации для учителей массовой школы '. Однако последовательность обучения письму букв оказывается измененной. Для учащихся 'Массовой школы она определяется порядком, в котором дети учатся читать. В описанных условиях обучения глухих такого подчинения нет, и поэтому материал располагается от простого к более сложно- му с точки зрения каллиграфии. Это значительно облегчает за- дачу. Организуя первые упражнения в написании, учитель пока- зывает детям, как надо держать ручку, обращая при этом вни- мание на положение пальцев. Задания. 1. Раскрыть особенности обучения грамоте в школе глухих. 1. Описать работу по обучению глухих детей чтению в приго товительном классе. 2. Наз-вать приемы, используемые при работе с букварем. ЛИТЕРАТУРА Б в л ь т ю к о в В. И. Чтение с губ. М., 1970. З ы к о в С. А. Устная, письменная и дактильная формы речи в первона- чальном обучении глухонемых детей. — «Изв. АПН РСФСР», 1959, вып. 109. Зыков С. А. Обучение глухонемых детей грамоте. М.—Л., ,1947. 3 ы к о в С. А. Букварь для глухих детей. М., 1971. Р а у Ф. Ф. Устная речь глухих. М., 1973. P a y Ф. Ф. Обучение глухонемых произношению. М., 19-60. Кор с у н е к а я Б. Д. Обучение .речи глухих дошкольников. ,М., 1960. Сборник программ для глухих. Ч. 1—LI. M., 1'972. Титова М. Ф. Усвоение, глухими школьниками произношения слова при использовании дактильной формы речи. М., 1063. |