Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 15 16 17 18 ..
правильную работу артикуляционного аппарата, чтобы устра- нить элементы, искажающие правильное произношение, чтобы он не успокаивался, пока не достигнута необходимая артику- ляция. Сказанное относится не только к овладению звукопроизно- шением, но в такой же мере и к овладению звуковой структурой слова и предложения. Более того, усвоение звуков надо рассмат- ривать в составе слова не только с целью правильного произно- шения их в слове, но и для того, чтобы активно работать над структурой слова. Наконец, анализ звуковой структуры слова необходим для того, чтобы содействовать ускорению правильной артикуляции звуков. При внимательном подходе педагог отме- чает, что отсутствующий звук вдруг появляется в одном шш не- скольких словах. В этом случае работа над звуком начинается с его закрепления и автоматизации в данных условиях. В после- дующем полученный звук переносится на другие слова или сочетания. Следует особо подчеркнуть, что работа над звуковым соста- вом, очень важная и нужная, не исчерпывает всего содержания обучения устной речи. Используя путь обучения устной речи на основе подражания при опоре на дактильную речь, важно -с исключительным внима- нием относиться и к другим сторонам произносимой речи. Уже на первых порах обучения, когда артикуляция многих зву- ков еще недоступна, необходимо обеспечивать правильное голо- сообразование и управление дыханием. От учащихся не следует с самого начала требовать громкого голоса. Такое требование для многих сказывается непосильным, слабый голос срывается, появляется фальцет. Пусть вначале голос бу'дет негромкий, но нормальной высоты и приятный по звучанию. По мере упражнений в дальнейшем голос ра - зовьется. Еще больше внимания должно быть уделено слитности про- изношения, ни в коем случае нельзя допускать скандированного деления слова на слоги. При работе над структурой слова важно выделение ударного слога путем более громкого его произ- несения. При этом дактилирование ударного слога должно быть выра- женное, подчеркнутое, чуть-чуть замедленное. Описанная работа является сопутствующей развитию дак- тильной речи и упражнениям по чтению с лица и проводится на уроках, посвященных этим разделам программы. Во всей такой работе по мелодике речи существенную по- мощь может оказать акустическая аппаратура. Поэтому важно как можно полнее пользоваться этим средством. Однако не всегда удается указанными путями добиться удов- летворительных результатов. Вот здесь-то оказывается важным второй путь. 112 б ) Р е г л а м е н т и р о в а н н ы й п у т ь о б у ч е н и я п р о и з н о ш е н и ю Второй путь обучения произношению представляет собой от шлифовку, автоматизацию артикуляции, осуществляемую в оп ределенной последовательности. Эта работа также включает в себя отработку дыхания, голосообразования, звукопроизноше- ния, формирования навыков произношения слова и фразы при /соблюдении словесного и логического ударений, а также упраж нения, направленные на отработку темпа речи и ее благозвуч ности. • Организационно эта работа строится в двух формах: в виде уроков устной речи и в виде индивидуальных занятий. Для специальных уроков программа предусматривает осо- бый речевой материал, подобранный по фонетическому принципу и расположенный в последовательности звукового состава, при- нятой в сокращенной системе фонем. Поскольку первыми звука- ми для специальной работы приняты «п», «а», «м», то и дается словарь, состоящий только из этих звуков («папа», «мама»). Следующим отрабатывается звук «в», затем «о», в связи с этим появляется слово «Вова». Подобранная по фонетическому прин- ципу фразеология включает в себя такие фразы, как «Вот Тата», «Папа тут», «Тата спит» и т. д. Этот словарь и фразеология составляют вторую часть рече- вого материала, о которой упоминалось выше. Естественно, что в содержание уроков обучения устной речи входит работа не только над произношением, но и над значением слов и словосо- четаний, над использованием этого речевого материала в обще- нии. Именно поэтому такие уроки названы уроками устной речи, а не уроками произношения. К только что высказанному обстоятельству необходимо привлечь особое внимание уже потому, что нередко обучением устной речи называют то, что фактически представляет _ собой работу только над ее произносительной стороной, что приводит к выхолащиванию сущности устной речи и обесценивает мате- риал, на котором ведется работа по обучению произношению. Работа над произношением слова должна быть не только ор- ганически связана с параллельно ^протекающей работой над его содержанием, но и в определенном смысле опираться на него. Неверно было бы сначала учить правильному произнесению слов («касса», «кубики», «баня», «мышка» и др.) ,и только после этого сообщать их значение. Однако при чисто устной системе имеет место такой подход. Наша школа давно отошла от этого меха- нического пути. Необходимость довести до собеседника опреде- ленное содержание требует от ребенка надлежащей формы его выражения и правильного произношения слова. Первоначальное знакомство со словами, имеющими конкрет- ное значение, производится путем показа предметов, а затем их 8 Заказ 618 ЦЗ |