Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 16 17 18 19 ..
риале, переносятся на тот речевой материал, который усваивает- ся детьми на основе подражания. Отработка произносительной стороны речи осуществляется также в часы, отведенные,для индивидуальной работы. При дан- ной форме организации учитель соблюдает индивидуальный под- ход как в отношении произношения, так и в отношении развития слухового восприятия. Задания. 1. Раскрыть сущность обучения устной речи в коммуникаци онной системе. 2. Показать взаимосвязь обучения устной речи с дак- тильной. 3. Дать характеристику способа овладения чтением с лица на начальном этапе обучения и показать роль в этом процессе дак- тильной речи. 4. Описать основной путь формирования импрессивной устной речи. 5- Раскрыть влияние формирования импрессивной речи на ов- ладение экспрессивной. 6. Охарактеризовать процесс овладения экспрессивной речью на основе подражания с опорой на дактильную речь, показать роль учителя в этом процессе. 7. Раскрыть регламентированный путь обучения экспрессив ной устной речи и показать взаимодействие двух описанных путей. §4. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Под обучением грамоте подразумевается начальный этап ознакомления детей с письменной формой речи, процесс сообще- ния детям знаний букв алфавита в печатном и рукописном ви- дах, обучение их первым умениям и навыкам чтения и письма. Чтение относится к импрессивной, а письмо к экспрессивной речи. Процесс овладения чтением и письмом является достаточно сложным. Для того чтобы написать слово, надо разложить его на составные части — выделить слоги, из слогов — звуки и каж- дый из них обозначить буквами, и обязательно в том порядке, в каком звуки находятся в слове. При чтении процесс обратный: из элементов-букв надо образовать слоги, из них составить слово и обозначить выраженное им значение. Вот эта аналитико-синтетичеокая деятельность и представ- ляет наибольшую трудность на начальном этапе овладения чте- нием и письмом. Истории известны различные пути обучения грамоте. Широко распространенным являлся (и до настоящего времени является) 118 буквослагательный метод, состоящий в том, что детям показывают буквы, каждую называют и учат составлять из них слоги и слова. Именно так обычно обучают чтению своих детей родители. Но этот путь, кажущийся очень простым, оказывается чреватым большим осложнением. Ребенок называет букву «м» и делает это с призвуком «м(ы)>>, так как «чистых», без призвуков-согласных в изолированном виде произнести невозможно. К этому образованию «м(ы)>> присоединяет «а», получается «м(ы)а», затем еще «м(ы)а», и в результате ребенок получает «м(ы)а-м(ы)а» — звуковое образование, которое он не узнает, так как оно совсем не похоже на родное ему слово «мама». Предупреждение буквосложения оказывается возможным при условии, если в основу обучения принимается не буквенный,, а звуковой состав слова. Основоположником звукового метода в нашей стране явился К. Д. Ушинокий. «Заслуга новой звуко- вой методы — обучения грамоте, — писал он, — именно в том и состоит, что она оторвалась от прежней искусственной, схола- стической методы и обратилась на естественный исторический- путь: обратилась прямо к изучению звуков как элементов изуст- ного слова и их начертаний» '. Лучшие русские педагоги дорево- люционной России (В.--И. Водовозов, Н. А. Корф, Д. И. Вахте-)ов и др.) продолжали развивать идеи К. Д. Ушинского. В советское время в разработку методики обучения грамоте свой в к л а д в н е с л и т а к и е ш и р о к о и з в е с т н ы е п е д а г о г и , к а к Л. К- Шапошников, П. О. Афанасьев, С. П. Редозубов, В. М. Чи- стяков и др. Вопросам обучения грамоте посвящен ряд капи- тальных психологических исследований, и все же эта про - блема и до сего времени остается одной из наиболее ак - туальных. Применительно к обучению глухих детей на протяжении длительного времени данная проблема отодвигалась на послед- ний план. Это было обусловлено особенностями чисто устной си- стемы. «В настоящее время, — писал Н. М. Лаговский, — обу - чение глухонемых определяется одним положением: глухонемые должны научиться устной речи». Письмо «...является только вспомогательным средством для усвоения речи, оно составляет часть артикуляционного обучения» 2 . Вполне понятно, что при таком положении не разрабатыва- лась ни теория, ни методика обучения глухих детей грамоте. Впервые со всей остротой эта проблема встала после Всероссий- ского совещания 1938 года, соответственно решениям которого в программе оказался выделенным специальный раздел «Обуче- ние грамоте». Появились и первые .исследования, посвященные 1 У ш-и некий К. Д. Родное слово. — Избранные педагогические сочи нения, т. II. М., !974, с. 29^. 2 Лаговский Н. М. Обучение глухонемых устной речи. Изд. 2-е. Алек- сандровск, 1911. 119 |