Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 14 15 16 17 ..
выше, своим продолжением имеет те же упражнения, при усло- вии, что теперь они ведутся только в устной форме. То же самое можно сказать в отношении упражнений в ви- де дидактических игр. Такие игры, как «Сядьте на место», «Кто взял -мяч», «У кого больше», «Ах, ошибся», «Лото» и др., могут быть широко использованы в обучении чтению с лица. В организованных упражнениях школьники учатся читать не только с лица педагога, но и друг у друга. И это очень важно. Пусть артикуляция детей еще недостаточно хорошо отработана, ученики должны приучаться к восприятию устной речи своих товарищей. К тому же обстоятельства, в которых оказывается ребенок, когда он говорит для своих товарищей, заставляют его более четко и правильно артикулировать: в случае грубых на- рушений артикуляции товарищи не смогут правильно воспри- нять, оказанное, следовательно, необходимо говорить как можно лучше. Кроме названных упражнений для обучения чтению с лица, могут быть использованы и такие, которые не применяются в развитии дактильной речи. Например, учитель произносит слово, ученики воспринима- ют его и воспроизводят пальцами. Воспроизведение слова в дактильной речи убеждает педагога в правильном считывании слова. Учитель говорит фразу, ученик воспроизводит ее дактилыш и соответственно сказанному производит необходимое действие: выполняет поручение, показывает картинку, отвечает на вопрос и т. д. Ученики воспринимают устное слово, фразу и после этого со- ставляют прочитанное из дактильной разрезной азбуки. Так, на- пример, учитель говорит: «Нарисуй парту». Ученики составля- ют фразу из дактилем и затем выполняют задание. Или учитель говорит: «Надя, возьми красный карандаш». Ученики состав- ляют это предложение из разрезной азбуки, и затем названная ученица выполняет задание. С развитием навыков письма может включаться и такой вид работы, когда ученики записывают сказанное учителем слово (диктант). Однако такое упражнение, весьма полезное для овла- дения письмом, малоэффективно для обучения чтению с лица. Большая часть времени здесь уходит на письмо. Упражнения же в чтении с лица оказываются очень ограниченными. В заключение изложения форм работы по чтению с лица вы- скажем несколько общих положений. 1. Руководствуясь установкой вначале сообщать материал дакти'льно в сопровождении проговаривания, затем упражнять детей в восприятии материала только с лица, не следует дово- дить это требование до крайности. Как отмечалось выше, если после; двух-трехкратного произнесения слов или фразы оказыва- ется, что дети не могут прочитать с лица, целесообразно сопро- 104 водить артикуляцию дактилированием, повторить с детьми этот материал, а затем вновь включить его в упражнение по чтению с лица. 2- Не допускать утрированной артикуляции. Она должна быть четкой, несколько замедленной, но не разрывающей слово по слогам и тем более по звукам. Слова должны произноситься с соблюдением ударения. Это требование является обязательным и тогда, когда артикуляция сопровождается дактилированием. 3. Лицо говорящего должно быть живым, выражающим его душевное состояние, эмоции: поощрение или упрек, радость или возмущение, требование или просьбу и т. д. 4. Лицо должно быть обязательно освещено и видно тому, к кому обращаются. Поворачивать голову или кивать ею при про изнесении слов не следует, это осложняет восприятие. При обращении к тому или иному ученику не обязательно по- ворачивать лицо в его сторону и смотреть на него. В этих случа- ях дети догадываются, к кому обращается педагог. 5. Необходимо приучать детей к чтению с лица в разных его положениях: анфас, в профиль. В этих целях целесообразно временами перемещать детей с одной парты на другую. 6. В приготовительном классе целесообразно проводить ра боту на уроке по чтению с лица в сочетании с другими упражне ниями. При этом урок должен сохранять свою цельность и по его целевой установке и по содержанию. В течение урока дети уп ражняются в различных способах восприятия речи. Половину урока они тренируются в восприятии речевого материала в уст ной форме, а вторую половину — с руки (здесь чтение с лица является сопутствующим чтению с руки). Заканчивая изложение этой части материала, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время ведутся интенсивные иссле- дования, имеющие задачей оказать помощь глухим детям в зри- тельном восприятии устной речи путем использования различ- ных технических средств, таких, как ВИР, И-2, виброскоп (В. Д. Лаптев, Н. Ф. Слезина). Названные приборы дают воз- можность визуально воспринимать недоступные невооруженно- му глазу компоненты устной речи (сила и высота голоса, инто- нация) . Вовлечение таких средств в педагогический процесс зна- чительно облегчает работу по данному разделу. Весьма перспективными являются исследования по созданию сурдоакустической аппаратуры по выявлению оптимальных воз- можностей использования остаточного слуха. Последнее пред- ставляет особое значение уже потому, что не только расширяет сенсорную основу восприятия устной речи, но и в определенной мере воссоздает ее. Даже самые небольшие возможности вос- приятия на слух компонентов устной речи могут принести неоце- нимую пользу в восприятии устной речи. И только потому, что задачи и методика работы в этом направлении составляют пред- мет специального рассмотрения, мы на нем не останавливаемся. 105 |