Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 12 13 14 15 ..
тем самым проявить и свое активное участие в работе и показать уровень владения материалом. Начиная с третьей учебной чет- верти все свои умения и знания ученики должны проявлять и проговариванием: «Я хочу», или «Я знаю», или «Я умею». Независимо от правильности выполнения задания учитель спрашивает у учащихся класса: «Верно?», и каждый должен ответить, каким он считает выполнение: верным или неверным. Для повышения активности детей важно построить работу так, чтобы учащиеся были не только исполнителями заданий учителя, но чтобы они и сами могли обращаться с подобными за- даниями и с поручениями друг к другу. iB этих же целях полезно чаще практиковать работу с «маленьким учителем». Можно допустить и такой прием: как только «маленький учи- тель» ошибся, он заменяется другим. Вначале за ошибками.сле- дит учитель, позднее это могут делать и сами ученики, отмечая: «Ошибся», «Иди на место», и учитель в этом случае назначает другого. Последний прием полезен тем, что учащиеся с исключитель- ным вниманием следят за речью своих товарищей, а это активи- зирует их. Каждое упражнение, пусть даже очень интересное, со време- нем утомляет детей. Однако усталость может быть снята исполь- зованием соответствующих приемов, к которым относятся сле- дующие: а) Учитель пишет столбиком на доске имена детей (в начале года вывешивается табличка с именами). После выполнения уче ником задания напротив его имени ставится плюс. Кто больше наберет плюсов, поощряется хорошей отметкой или другим спо собом. б) Проводится упражнение, в котором одновременно дейст вуют все учащиеся (например, «Возьмите тетради», «Уберите тетради», «Покажите книги», «Откройте книги» и др.). Правиль но выполнившие задание получают фишки (например, красоч ный картонный кружочек, пластмассовый квадратик и т. д.). Кто больше наберет фишек, тот поощряется. Борьба за наибольшее количество плюсов и фишек настоль- ко увлекает детей, что они все активизируются и готовы участ- вовать в работе на протяжении целого часа. Однако злоупотреблять этим также нельзя. Каждое средство хорошо при его использовании в меру, и поэтому необходима смена одного вида работы другим. д ) И н с ц е н и р о ва н и е с к а з о к Сказки увлекают слышащих детей своей фантастичностью, которую они принимают за действительность. Кажется, что ска- зочность недоступна глухим. И все же они любят сказки, с боль- шой охотой смотрят их в кино, живо переживают развертываю- щиеся в них события. 40 Естественно, что возможность передачи сказки словесными средствами в работе с глухими детьми чрезвычайно ограниченна. Но доведение ее содержания до детей средствами инсценировки оказывается доступным. В этих целях с успехом используется кукольный театр. Глухие дети его очень любят, и он вполне до- ступен им. В организации кукольного театра большую помощь педагогам оказывают учащиеся старших классов. Еще большую радость переживают дети, когда' они сами вы- ступают в роли персонажей сказки. Такие сказки, как «Теремок», «Колобок», «Репка», по содержанию понятны детям приготови- тельного класса. Но чтобы детям легче было войти в роль того или иного действующего лица, важно нарядить их в соответст- вующие, хотя и очень незатейливые, костюмы. Разыгрывание сказки значительно проще после того, как де- ти ее посмотрят в кино, в кукольном театре или в постановке старших школьников. Основные трудности состоят в речевом оформлении. Инсце- нировка сказки без речи, конечно, даст детям удовлетворение, и уже поэтому она заслуживает использования во внеклассное время. Но этого недостаточно. Сказка нужна и для речевой работы. С этой целью речевой материал сказки должен быть максималь- но сокращен и облегчен. Например, «Теремок» может быть представлен в следующих диалогах: —• Тук-тук (стучится мышка и, не получив ответа, входит в теремок). — Тук-тук (стучится лягушка). — Кто тут? — Я — лягушка. — Иди сюда. — Тук-тук. — Кто тут? — Я — зайка. — Иди сюда. — Тук-тук. — Кто тут? - Я, мишка-медведь, вас раздавлю (и все разбегаются). В па- следующем объем речи может быть расширен. Вначале же та- кого материала достаточно, чтобы сказка служила формирова- нию речи. е) Упражнения по изучению состава с л о в а Изложенные выше методические пути направлены на обуче- ние речи и в связи с этим на раскрытие значения слов. Естест- венно, что, пользуясь словом, ученики усваивают его состав. Од- нако здесь есть и другая зависимость: не зная состава слова, ученик не может им пользоваться. Следовательно, усвоение со- 91 |