Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 11 12 13 14 ..
Кроме дидактических игр, в процессе обучения можно ис- пользовать и отдельные игровые приемы. Так, например, при работе над именами детей можно пользоваться механическим броском. Устройство его достаточно просто: учитель берет не- большую линейку (можно дощечку длиной 30 сантиметров), под, ее середину подкладывает карандаш (или другой предмет)- На один конец такого броска кладет резинку (можно кубик). Теперь если ударить по свободному концу, резинка подскочит вверх и упадет. Вокруг броска на столе раскладываются таблички с именами детей. Ученики собираются вокруг стола и по очереди пальцем ударяют по линейке. Если резинка падает на одну из табличек, ученик должен показать товарища, имя которого написано на этой табличке. Механический бросок может быть использован и при работе над другими словами. В этом случае водящий должен показать предмет, название которого дано на табличке. Другой пример. При работе над вопросами «какой?» «ка- кое?» можно использовать следующий прием: на столе разло- жить карандаши (ручки, ленты, бумагу и т. д.). Все дети закры- вают глаза. Педагог или «маленький учитель» берет один карандаш, держит его в руках за спиной (или кладет в коро - бочку) и спрашивает у детей, открывших глаза, какой у него карандаш. Ученики должны установить, какой карандаш исчез, назвать его цвет. Кто первый назовет, тот поощряется. Описанные приемы могут быть использованы и при работе над вопросами «чей?» «чья?» «чье?». При обучении вопросам «где?», «куда?» могут быть исполь- зованы приемы, сходные с только что изложенными.. Один уче- ник уходит из класса или закрывает глаза, другие прячут какой- либо предмет- Затем ученика приглашают в класс. . — Миша, иди в класс. И хором спрашивают: — Где (или у кого) пенал? Спрашиваемый начинает отгадывать: — ,В шкафу. - Нет, неверно. — В столе. — Неверно. — В парте. — Верно. Теперь уходит другой ученик, который говорит: «Я хочу» (а позднее: «Я хочу угадывать»). Подобный прием может быть использован и в других случаях, например, прифаботе над приказанием «Ищи!». Педагог или «маленький учитель» вызывает к себе ребенка. 84 Тот выходит. Вызванный уходит в угол и закрывает глаза. — Леша! — вызывает педагог, — спрячь коня! Леша выполняет. — Коля, иди! -- говорит Люда, дотронувшись до Коли. Да лее хором ученики говорят: —• Ищи мишку. В зависимости от результатов поиска дети говорят: «Нашел» или «Не нашел». Объяснение детям дидактических игр, так же как и игровых приемов, упомянутых выше, производится в ходе организации са- мой игры. Никаких предварительных объяснений допускать не следует, так как они не достигнут цели. Нужно сразу же начинать, игру и в процессе игры давать школьникам отдельные инструкции или же просто показывать, что и как следует делать. Для показа игры могут быть привлече- ны ученики старших классов. Они первыми начинают действо- вать согласно правилам игры. Малыши вначале смотрят, а потом и сами включаются в игру. Описанные игры, как видно из их содержания, направлены на повторение и.закрепление изучаемого речевого материала. Но в процессе проведения игр оказываются необходимыми сопутствую-' щие игре обращения, сообщения, оценки, как например: «Идите играть», «Сядь/те/ за стол», «Раздай картинки», «Покажи/те/», «Убери/те/», «Спрячь/те/», «Угадай/те/», «Запомни/те/», «Кто первый?», «Выиграл», «Опоздал» и т. д. Важно, чтобы весь этот материал действительно использовался в общении, что содействует правильной организации игр и в то же время расширяет знание речевого материала и активизирует его усвоение. В этих же целях нужно предоставлять детям возможно боль- ше активности. Как только дети поняли игру, ведущим ее дол- жен стать «маленький учитель». На отдельных 'играх мы пыта- лись показать, когда и как может включиться в игру «маленький учитель»- В таком же порядке это проделывается и на других- играх. г ) С п е ц и а л ь н ы е т р е н и р о в о ч н ы е у п р а ж н е н и я Выше мы излагали приемы работы по языку, которые по- своему значению являются ведущими. Эти приемы обеспечива- ют возможность работы над живой речью, возникающей в есте- ственной или организованной ситуации. Именно в этих условиях |