Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..

 

 

Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - часть 12

 

 

та подсказывает: «Я хочу рисовать». Женя и другие ученики дак-

тилируют   и   говорят   вслед   за   учительницей.   После   этого   Женя

"самостоятельно высказывает свое желание.

После того как дети сложили несколько фраз, предусмотрен-

ных   планом   урока,   учительница   берет   тетради   и   карандаши   и

спрашивает: «Кто хочет рисовать?»

«Я хочу рисовать», — отвечают многие ученики. Другие не

могут этого высказать. Товарищи им помогают.

В подобной ситуации на одном из последующих уроков учи-

тельница   сообщает,   как   выразить   свое   нежелание:   «Я   не   хочу

рисовать», «Я не хочу писать» и т. д.

Так эти слова вошли в быт. Через несколько дней на уро-

ке   учительница   предлагает   дежурному   раздать   разрезную

азбуку.

Юра:

—'Я не хочу...

— Что не хочешь делать? — опрашивает учительница.

— Складывать.

Галя:

- Я хочу складывать.

Так желания детей разошлись, и каждый сумел высказать

его. Учительница вызывает одного из учеников и устно дает за-

дание: «Собери тетради». Он не понимает ее. Учительница дакти-

лирует. Ребенок опять не понимает.

Многие ученики поднимают руки и тем самым показывают,

что они знают, что надо сделать.

Учительница помогает им, как надо сказать «Я знаю», и вы-

зывает одного из тех, кто не поднимал руки. Повторяет зада-

ние;-«Собери тетради». Но ученик не понимает. Остальные с еще

большей   активностью   проявляют   свое   желание   показать   свои

знания.

Двое из них пытаются сказать: «Я знаю». Но этого у них еще

не получается.

Учительница еще раз подсказывает, -как выразить, что надо

сказать. Теперь большинство учащихся говорит: «Я знаю». Учи-

тельница вызывает третьего ученика. Он выполняет "поручение

и, обратившись к товарищам, сообщает: «Я знаю».

Далее учительница дает задание нарисовать ложку. Вызван-

ный ученик начинает писать: «Ло...». Дети отрицательно качают

головами, поднимают руки, и многие при этом дактилируют и го-

ворят: «Я знаю».

Приведенные   примеры,   естественно,   не   исчерпывают   всех

возможностей использования ситуации для сообщения детям ре-

чевого материала, для его закрепления и введения в повседнев-

ную жизнь. На этих примерах мы лишь показываем, как можно

в естественной обстановке обучать детей речевому общению.

Излагая   примеры,   мы   подчеркивали,   с   какой   быстротой   и

легкостью дети усваивают материал, сообщенный им в минуту

78

\

острой  потребности.  Это  обстоятельство   и обязывает   признать

данный путь вооружения языком для общения в .качестве одно-

го из\основных.

Понятно, что использование ситуации может обеспечить по-

ложительный результат только в том случае, когда учащиеся до-

статочно подготовлены к его восприятию и усвоению. Подготов-

ленность же создается планомерной работой в описанном плане,

начиная с первого дня обучения.

в)    Проведение   дидактических   игр 

и    примен ение     игро вы х    приемо в

Широко известно исключительное значение игровой деятель-

ности детей в их развитии. Учитывая это обстоятельство, остано-

вимся на играх, специально организуемых и направляемых пе-

дагогом для усвоения детьми речевого материала.

Это дидактические игры, которые, сохраняя игровой прин-

цип, обеспечивают последовательность и целенаправленность пе-

дагогической работы. Остановимся на описании нескольких

игр, которые удалось проверить на практике.

Сядьте на место. Игра может проводиться в самом, на -

чале обучения, когда дети еще только знакомятся с первыми сло-

вами и выполняют- первые задания, выраженные в словесной

форме. В это время они усваивают и свое имя.

Педагог расставляет по кругу стулья и сажает на них детей.

Потом говорит: «Встаньте, гуляйте». Дети встают, ходят вокруг

стульев, а педагог раскладывает на стулья таблички с их имена-

ми. После того как педагог окажет: «Сядьте на место», каждый

бежит   к   стулу   с   его   табличкой.   Кто   займет   место   последним,

«наказывается»:   он   обязан   попрыгать   по   кругу   на   одной   ноге.

.«Наказание», конечно, может быть и иное.

Чтобы   выполнение,   инструкции   «Сядьте   на   место»   не   было

механическим,   учитель   может   говорить   и   другое,   например:

«Идите» (и дети продолжают идти по кругу), «Идите сюда» (де-

ти идут к педагогу), «Идите на место» (дети идут к стульям).

И только по заданию «Сядьте на место» бегут к своим стульям и<

садятся на них.

Кто взял мяч? Игра относится также <к периоду усвое-

ния имен товарищей. Дети становятся в круг, один — водящий —

в середине крута, около него на столе лежит мяч (может быть

и другой предмет). Водящий закрывает глаза. Кто-то из играю-

щих берет мяч и прячет за спину. Остальные также убирают

Руки за спину. Водящий открывает глаза, угадывает, кто взял

мяч. Если угадал, становится в круг, а взявший мяч становится

водящим. Если же не угадал или назвал имя неправильно, водит

второй и третий раз, пока не угадает.

Эта игра так же может быть использована при изучении фа-

милий товарищей.

79

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант игры. В самом начале работы, когда дети еще очень

слабо знают имена товарищей, ход работы может быть изменен:

в момент, когда водящий открывает глаза, ученики, хором/вто-

ря учителю, дактилируют имя взявшего игрушку. В этом/слу-

чае задача водящего сильно облегчается: он должен считать с

руки имя товарища и показать, кого так зовут.

Кто ушел? После ,предварительного ознакомлени/я детей

с именами своих товарищей учитель (или воспитатель}'' сажает

детей на стулья в кружок. Одному из них закрывает глаза, дру-

гой   уходит   из   класса.-Оставшиеся   ученики   меняются   местами.

Водящему открывают глаза, и он должен назвать, кто ушел.

Бели сказал правильно, садится на место, а водить выходит сле-

дующий.   Если   не   угадал   или   сказал   имя   неправильно,   водит

вторично.  (Эта   игра  может  быть  использована   и  при  изучении

фамилий учеников.)

Что пропало? Учитель раскладывает на столе 5—6 пред-

метов (или картинок) и дает возможность детям запомнить, ка-

кие предметы лежат на столе. С этой целью дети хором называ-

ют все предметы. Затем все ученики закрывают глаза, учитель

убирает один предмет, а остальные перемещает- Открыв глаза,

дети   называют,   какой   предмет   пропал.   Кто   назвал   правильно,

получает фишку, и работа продолжается '•

У   кого   больше?   На   столе   раскладываются   картинки

(вначале их может быть 8—12, затем 20—25)". Учитель (или вос-

питатель) 1—2 раза называет картинку и предлагает одному из

учащихся показать ее. Если тот показывает правильно, говоря:

«Вот»,   то   берет   картинку   себе.   Если   неправильно,   ее   находит

следующий   ученик.   Важно,   чтобы   дети   смогли   показывать   по

очереди   картинки   и   тем   самым   им   обеспечивались   бы   равные

возможности.

Называть картинку каждому ученику в отдельности не сле-

дует. Все ученики должны одновременно смотреть, что говорит

педагог.   После   того   как   все   картинки   разобраны,   коллективно

пересчитывается   количество   картинок   у   каждого   игравшего.

Набравший наибольшее количество картинок считается выиграв-

шим и поощряется ласковым словом, одобрительным взглядом,

а возможно, и оценкой в журнале.

Запомни,   у   кого.   Учитель   (или   воспитатель)   раздает

детям по 2—3 картинки так, чтобы все видели, какая картинка

кому   достанется.   В   этих   целях   возможно   хоровое   называние

каждой картинки, вручаемой ученикам. Затем одному из детей

(лучше наиболее слабому) предоставляется право, собирать кар-

тинки. Но для этого надо помнить, у кого какая картинка име-

ется.

«Миша, дай куклу», — говорит этот ученик.

1

 По мере развития памяти детей и усвоения ими .речевого материала ко-

личество предметов (рисунков) может увеличиваться до 15—20. 80

Если обращение правильное, Миша дает свою картинку. Ес-

Л же картинка не у того ученика, к которому обратился водя-

щий, право собирать картинки переходит к ученику, к которому

эбращались за картинкой (в данном случае к Мише).

Игра продолжается, пока один из учеников не соберет все

картинки.

Чтобы играющие могли не выходить из игры, каждый из них

ie  должен   показывать,   сколько   у   него   картинок   осталось   и

имеются ли они еще у него. В этом случае ученик, отдавший все

свои картинки, сохраняет право спрашивать, если кто-нибудь к

нему обратится за картинкой.

На   первое   время   игру   можно   облегчить   тем,   что   на   щитке

помещаются таблички с названиями всех картинок, раздаваемых

цетям.

Угадай,   что   там.   .Один   ребенок   закрывает   глаза,   вто -

рой на виду у всех остальных берет игрушку (или какой-либо

цругой предмет), кладет ее в мешочек 'и отдает первому.

Первый открывает глаза. Дети хором . спрашивают: «Что

гам?»   Водящий   ощупывает   предмет   и   называет.   Если   назвал

правильно, игрушку берет себе. Для  угадывания выходит сле-

дующий ребенок, и игра продолжается, По окончании игры под-

считывается, кто сколько предметов получил.

При изучении названий продуктов питания эта игра прово-

дится с условием, что угадывающий с закрытыми глазами на

вкус узнает, что ему дали попробовать. При правильном ответе

водящий получает фишку.

Н аз о-в и, что тут. На столе раскладываются картинки

или   предметы,   названия   которых   сообщены   детям,   собранным

вокруг стола. Педагог спрашивает, показывая на предмет: «Что

это?»   или   «Кто   это?»   Дети   по   очереди   отвечают.   Ответивший

правильно   получает   фишку.   Выигрывает   тот,   кто   наберет  наи-

большее количество фишек.

В ер то лин а. Для. проведения данной игры  устраивается

небольшое приспособление. В центре небольшого фанерного или

картонного диска на оси вращается стрелка. Вокруг диска рас-

кладываются   таблички   с  названиями   предметов.   Дети,  собрав-

шиеся вокруг стола, по очереди вращают стрелку, которая, оста-

новившись,   показывает   на   одну   из   табличек.   Запускавший

стрелку должен воспроизвести по табличке слово и показать со-

ответствующий   предмет.   Если   с   заданием   справился,   получает

фишку. В конце игры подсчитывается, кто сколько фишек по-

лучил.

Вместо   табличек   со   словами   вокруг   диска   могут   раскла-

дываться  картинки. Запускавший стрелку должен назвать кар-

тинку.

На табличках, разложенных вокруг диска, могут быть напе-

чатаны не отдельные слова, а предложения, содержащие побуж-

дения: «Возьми мел», «Принеси тетрадь», «Положи куклу»,

6     Заказ 618

,

81

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Дай   мишку»   и   т.   д.   Играющие   должны   продактилировать   и

проговорить   (как   могут)   записанные   приказания,   а   запускавший

стрелку должен выполнить его.

Ах,   ошибся.  Первый   вариант   игры.   Педагог   раздает   каж-

дому   ребенку   по   одной   картинке.   Показывает   табличку   или/дак-

тилирует и говорит:

- Покажите картинки!

Дети показывают и говорят:

Вот.

Положите картинки!

Дети кладут картинки на парты.

- Возьмите картинки!

Ученики берут картинки в руки.

Все   эти   задания   выполняются   всеми   учениками   и   как   можно

быстрее.   Для   этого   педагог   отмечает,   кто   выполнил   первый.   Но

если   кто-нибудь   выполнил   задание   неправильно,   все   хлопают   в

ладоши   и   говорят:   «Ах,   ошибся».   После   этого   игра   продол -

жается.

Со   временем   количество   заданий   может   быть   расширено   и   в

них   включены   такие,   ка<к:   «Закройте   картинки»,   «Откройте   кар -

тинки».   Педагог   может   легко   спровоцировать   ошибку,   если   не -

сколько   раз   повторяет   одни   и   те   же   приказания,   а   потом   вдруг

скажет   третье.   Например,   повторяются   такие   приказания,   как

«Покажите»,   «Положите»,   «Покажите»,   «Положите»   и   после

этого «Возьмите».

Еще   большее   оживление   вносится   в   игру,   если   вначале   ус-

лавливаются,   что   такое-то   приказание   выполнять   нельзя,   на -

пример:   нельзя   показывать   картинки.   Педагог   говорит:   «Возь -

мите   картинки!»   (дети   берут   их   в   руки),   «Уберите   картинки»

(ребята   убирают),   «Покажите   картинки».   Никто   ничего   не   де -

лает,   приказание   не   выполняют.   Если   же   кто-то   выполнит,   все

хлопают   в   ладоши   и   говорят:   «Ах,   ошибся!   (ошиблась)»,   и   игра

продолжается.   В   конце   игры   можно   подсчитать,   кто   сколько   раз.

ошибся.

Второй вариант игры.  Раздается  по 2—3 картинки, так, что -

бы у всех они были одинаковые, например: авто, кукла, мишка.

В   приказание   включается   наименование   картинок:   «Покажите

куклы»,   «Уберите   авто»   и   др.   В   этом   случае   дети   должны   сле -

дить   и   за   первым   и   за   вторым   словом,   быть   внимательными

вдвойне.

Лото.   Эта   игра   широко   известна   сурдопедагогам   и   имеет   -

большое   распространение.   Все   играющие   получают   карточки   с

несколькими   картинками   на   каждой.   Под   картинками   имеются

соответствующие подписи.

У   ведущего   собраны   дубликатных   же   картинок   с   подписями

под   ними.   Он   перемешивает   картинки,   открывает   верхнюю   (так,,

чтобы   играющие   ее   не   видели)   и   называет   ее.   Остальные   смот -

рят,  нет   ли   на   его   карточке   названной   картинки.  Если   имеется,

82

Закрывают   ее   фишкой.   Выигрывает   тот,   кто   первым   закроет   все
картинки на своей карточке.

Лото может быть изготовлено и по-другому:
я)   На   карточках   картинки   без   подписей,   а   у   ведущего   с   под -

писью или наоборот.

б) На карточках картинки без подписей, а у ведущего таб

лички — небольшие полоски плотной бумаги, на которых напе

чатаны слова. Тот, у кого оказывается соответствующая картин

ка, получает от ведущего эту табличку с напечатанным на ней

.словом и кладет ее под, соответствующей картинкой.

в) На карточках у детей только слова, у ведущего — ^картин

ки. В этом случае раздаются картинки, и в процессе игры они

прикладываются к соответствующим словам.

г) Лото может быть изготовлено с использованием не только

слов, но и предложений.

д) При оформлении лото материал может быть размещен так,

что на каждой карточке картинки  (или слова)  будут разными.
Но можно сделать и так, что одинаковые картинки встретятся на

2—3 карточках.

В   начале   года   на   карточках   не   должно   быть   много   материа -

ла, здесь достаточно иметь по 2—3 слова или рисунка.

Мы   изложили   далеко   не   все   дидактические   игры,   которые

могут   быть   использованы   в   работе   с   учащимися   приготовитель -

ного.класса.   Педагог   может   значительно   расширить   изложенный

здесь   перечень,   приспосабливая   игры   для   слышащих   детей   к

глухим   и   создавая   новые   варианты.   Значительная   часть   назван -

ных   здесь   игр   может   б ыть   использована   и.   в   классе   и   вн е

класса.

Учитель   и   воспитатель   договариваются   о   том,   какие   игры

проводятся   в   классе,   какие   вне   класса   и   какие   используются   и

там  'и   здесь.  Договариваются  и  о  том,  кто  какие  игры  изготовит

(к   изготовлению   игр   могут   быть   привлечены   учащиеся   старших

классов).   Значительная   часть   нужных   картинок   дается   в   прило -

жении к «Букварю».

Необходимые   картинки   могут   быть   найдены   и   вырезаны   из

старых, вышедших из  употребления книг. Недостающие картин -

ки   необходимо   нарисовать.   Конечно,   вводить   игры   все   одновре -

менно   или   очень   быстро   одну   за   другой   не   следует.   Знакомить

детей с ними нужно постепенно, с учетом их возможностей и пот -

ребности в той или иной игре..

В   то   же   время   следует   отметить,   что   использование   разных

дидактических   игр   при   отработке   одного   и   того   же   материала

способствует   повышению   интереса   учащихся,   следовательно,

лучшему,   более   прочному   усвоению   материала.   Кроме   того,   при

проведении   разных   игр   один   и   тот   же   материал   оказывается   ис

пользованным   в   разных   ситуациях.   А   это   расширяет   значение

употребляемого   речевого   материала   и   в   то   же   время   активизи

рует

 

его.

 

'

6

*

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

83

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..