Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 10 11 12 13 ..
та подсказывает: «Я хочу рисовать». Женя и другие ученики дак- тилируют и говорят вслед за учительницей. После этого Женя "самостоятельно высказывает свое желание. После того как дети сложили несколько фраз, предусмотрен- ных планом урока, учительница берет тетради и карандаши и спрашивает: «Кто хочет рисовать?» «Я хочу рисовать», — отвечают многие ученики. Другие не могут этого высказать. Товарищи им помогают. В подобной ситуации на одном из последующих уроков учи- тельница сообщает, как выразить свое нежелание: «Я не хочу рисовать», «Я не хочу писать» и т. д. Так эти слова вошли в быт. Через несколько дней на уро- ке учительница предлагает дежурному раздать разрезную азбуку. Юра: —'Я не хочу... — Что не хочешь делать? — опрашивает учительница. — Складывать. Галя: - Я хочу складывать. Так желания детей разошлись, и каждый сумел высказать его. Учительница вызывает одного из учеников и устно дает за- дание: «Собери тетради». Он не понимает ее. Учительница дакти- лирует. Ребенок опять не понимает. Многие ученики поднимают руки и тем самым показывают, что они знают, что надо сделать. Учительница помогает им, как надо сказать «Я знаю», и вы- зывает одного из тех, кто не поднимал руки. Повторяет зада- ние;-«Собери тетради». Но ученик не понимает. Остальные с еще большей активностью проявляют свое желание показать свои знания. Двое из них пытаются сказать: «Я знаю». Но этого у них еще не получается. Учительница еще раз подсказывает, -как выразить, что надо сказать. Теперь большинство учащихся говорит: «Я знаю». Учи- тельница вызывает третьего ученика. Он выполняет "поручение и, обратившись к товарищам, сообщает: «Я знаю». Далее учительница дает задание нарисовать ложку. Вызван- ный ученик начинает писать: «Ло...». Дети отрицательно качают головами, поднимают руки, и многие при этом дактилируют и го- ворят: «Я знаю». Приведенные примеры, естественно, не исчерпывают всех возможностей использования ситуации для сообщения детям ре- чевого материала, для его закрепления и введения в повседнев- ную жизнь. На этих примерах мы лишь показываем, как можно в естественной обстановке обучать детей речевому общению. Излагая примеры, мы подчеркивали, с какой быстротой и легкостью дети усваивают материал, сообщенный им в минуту 78 \ острой потребности. Это обстоятельство и обязывает признать данный путь вооружения языком для общения в .качестве одно- го из\основных. Понятно, что использование ситуации может обеспечить по- ложительный результат только в том случае, когда учащиеся до- статочно подготовлены к его восприятию и усвоению. Подготов- ленность же создается планомерной работой в описанном плане, начиная с первого дня обучения. в) Проведение дидактических игр и примен ение игро вы х приемо в Широко известно исключительное значение игровой деятель- ности детей в их развитии. Учитывая это обстоятельство, остано- вимся на играх, специально организуемых и направляемых пе- дагогом для усвоения детьми речевого материала. Это дидактические игры, которые, сохраняя игровой прин- цип, обеспечивают последовательность и целенаправленность пе- дагогической работы. Остановимся на описании нескольких игр, которые удалось проверить на практике. Сядьте на место. Игра может проводиться в самом, на - чале обучения, когда дети еще только знакомятся с первыми сло- вами и выполняют- первые задания, выраженные в словесной форме. В это время они усваивают и свое имя. Педагог расставляет по кругу стулья и сажает на них детей. Потом говорит: «Встаньте, гуляйте». Дети встают, ходят вокруг стульев, а педагог раскладывает на стулья таблички с их имена- ми. После того как педагог окажет: «Сядьте на место», каждый бежит к стулу с его табличкой. Кто займет место последним, «наказывается»: он обязан попрыгать по кругу на одной ноге. .«Наказание», конечно, может быть и иное. Чтобы выполнение, инструкции «Сядьте на место» не было механическим, учитель может говорить и другое, например: «Идите» (и дети продолжают идти по кругу), «Идите сюда» (де- ти идут к педагогу), «Идите на место» (дети идут к стульям). И только по заданию «Сядьте на место» бегут к своим стульям и< садятся на них. Кто взял мяч? Игра относится также <к периоду усвое- ния имен товарищей. Дети становятся в круг, один — водящий — в середине крута, около него на столе лежит мяч (может быть и другой предмет). Водящий закрывает глаза. Кто-то из играю- щих берет мяч и прячет за спину. Остальные также убирают Руки за спину. Водящий открывает глаза, угадывает, кто взял мяч. Если угадал, становится в круг, а взявший мяч становится водящим. Если же не угадал или назвал имя неправильно, водит второй и третий раз, пока не угадает. Эта игра так же может быть использована при изучении фа- милий товарищей. 79 |