Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 8 9 10 11 ..
Первые же упражнения в рисовании, письме, чтении предпо- лагают обязательное применение учебных пособий (карандаши,, ручки, тетради, бумага). Учитель (воспитатель) вручает дежурному тетради, книги и дает поручения: «Раздай тетради», «Раздай карандаши», «Раз- дай книги» и т. д., показывая при этом таблички с соответствую- щими словами, дактилируя и произнося их. По окончании рабо- ты учитель поручает дежурному собрать учебные вещи: «Собе- ри тетради», «Собери карандаши», «Собери книги». Так прохо- дит ознакомление с новыми словами и фразами. Подобным способом дети знакомятся со словами: «пиши/те/», «читай/те/», «рисуй/те/». Например, по приказанию учителя де- журный раздал карандаши и тетради для рисования. Учитель рисует на доске бордюр. Затем, обращаясь к ученикам, говорит: «'Возьмите карандаши». Ученики выполняют поручение и соби- раются рисовать, и тут учитель говорит, дактилирует и показы- вает табличку «Рисуйте». • Параллельно с этой работой за завтраками, обедами и ужи- нами воспитатель знакомит детей в столовой с названиями пи- щи (хлеб, булка, каша, суп, макароны и др.). Тут необходимы обращения: «Возьми хлеб», «Возьми булку», «Дай булку» (кар- тошку, огурцы и т. д.). Проводя, например, игру «Кошки и мышки», учитель называ- ет «Это кошка», «Это мышка» и показывает соответствующие таблички. Дети дактилируют и, в меру своих возможностей, про- говаривают. Потом учитель, обращаясь к «мышке», говорит и дактилиру- ет: «Беги», обращаясь к «кошке» -- «Лови». «Кошка» ловит «мышку». Когда «мышка» поймана, учитель сообщает детям слово «поймала». Так в процессе игры воспитанники узнают нужный им речевой материал. Проверяя знания названий игрушек, учебных пособий, пищи, учитель и воспитатель обращаются к детям с вопросами: «Кто это?», «Что это?» Вначале эти вопросы задаются без привлече- ния особого внимания детей к ним, они являются сопровождаю- щими вопросительную мимику. , 3. Обучение дактильной речи в связи с предметно-практической деятельностью детей Связь с деятельностью — один из ведущих принципов всей коммуникационной системы обучения языку. В то же время ор- ганизованная деятельность школьников представляет собой ис- точник речевого развития, условие формирования живой речи. Педагогом используются все виды деятельности, которые присущи младшим школьникам. К таким видам относятся: учеб- ная, игровая, трудовая, бытовая. Каждый 'из этих видов дея- тельности требует общения детей не только с педагогом, но и между собой. Эта потребность используется учителем и воспитате- лем для сообщения нужного речевого материала и для обучения пользоваться им в целях удовлетворения нужд коммуникации. Наибольшая доля речевого развития падает на уроки предметно- практического обучения. Это обязывает несколько подробнее остановиться на раскрытии методики работы применительно к данным урокам. Так, на первом уроке дети обучаются лепке простейшего для такого вида деятельности предмета — шара. Постановка перед .учениками задачи осуществляется достаточно просто. Им показывается воздушный шар, в руки дается пласти- лин того же цвета, и малыши легко догадываются о содержа- нии предстоящей работы. Демонстрируя шар, учитель называет его, показывает табличку с этим словом и говорит: «Будем ле- пить шар». Первые два слова этой фразы пока не становятся предметом внимания, слово же «шар» подчеркивается много- кратным повторением, вызовом детей на его воспроизведение. Как правило, у школьников это еще не получается (не привык- шие к дактилированию пальчики не слушаются). Но педагог не задерживается и продолжает работу. Затем начинает раздавать пластилин. Дети полны желания получить его поскорее, и тут педагог требует сказать слово «дай», сообщенное ранее при ра- боте с игрушками. Понявшие требование вознаграждаются — первыми получают пластилин. Вручая его, учитель называет и показывает всем табличку со словом «пластилин», пока не тре- буя от детей воспроизведения этого слова. С помощью дежурного раздаются дощечки, чашечки с водой, тряпочки для вытирания рук. Все предметы' называются учите- Шлем, но без сосредоточения внимания детей на употребляемых (словах. После раздачи материала, обращаясь ко всем ученикам, учи-|тель говорит: «Лепите» — и показывает табличку с данным ело-|вом. Если дети не догадываются, что им разрешается делать, и |не знают, как приступить к работе, учитель начинает выполнять |ее сам, говоря: «Смочите руки», опускает пальцы в воду. Потом: «Сделайте так» (сам разминает пластилин, катает из него шар). Закончив работу, учитель показывает ее детям, говоря устно- дактильно и показывая табличку «шар». Те, кто первыми закон- чили работу, тоже показывают свои изделия. По окончании ра- боты идет осмотр изделий. Рассматривая каждую поделку и по- казывая ее всем детям, учитель говорит: «Шар», «Хороший шар». При этом гладит исполнителя по голове для выражения ^одобрения. Затем все шары педагог собирает, подходя к каждому, гово- рит: «Дай шар». Еще раз осматривая все шары, он обращает ввнимание ufa наиболее удачную работу и с одобрением говорит: |«Хороший шар». С помощью дежурного учитель собирает до- течки, чашечки с водой, говоря при этом: «Дай», «Дай», «Дай», | а детей учит говорить: «На». 15 Заказ 618 - |