Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - часть 10

 

 

Первые же упражнения в рисовании, письме, чтении предпо-

лагают обязательное применение учебных пособий (карандаши,,

ручки, тетради, бумага).

Учитель (воспитатель) вручает дежурному тетради, книги и

дает   поручения:   «Раздай  тетради»,   «Раздай   карандаши»,   «Раз-

дай книги» и т. д., показывая при этом таблички с соответствую-

щими словами, дактилируя и произнося их. По окончании рабо-

ты учитель поручает дежурному собрать учебные вещи: «Собе-

ри тетради», «Собери карандаши», «Собери книги». Так прохо-

дит ознакомление с новыми словами и фразами.

Подобным способом дети знакомятся со словами:  «пиши/те/»,

«читай/те/»,   «рисуй/те/».  Например,   по   приказанию   учителя   де-

журный   раздал   карандаши   и   тетради   для   рисования.   Учитель

рисует на доске бордюр. Затем, обращаясь к ученикам, говорит:

«'Возьмите   карандаши».   Ученики   выполняют   поручение   и   соби-

раются рисовать, и тут учитель говорит, дактилирует и показы-

вает табличку «Рисуйте». •

Параллельно с этой работой за завтраками, обедами и ужи-

нами воспитатель знакомит детей в столовой с названиями пи-

щи   (хлеб,   булка,   каша,   суп,   макароны   и   др.).   Тут   необходимы

обращения:   «Возьми   хлеб»,   «Возьми  булку»,   «Дай  булку»   (кар-

тошку, огурцы и т. д.).

Проводя, например, игру «Кошки и мышки», учитель называ-

ет   «Это   кошка»,   «Это   мышка»   и   показывает   соответствующие

таблички. Дети дактилируют и, в меру своих возможностей, про-

говаривают.

Потом учитель, обращаясь к «мышке», говорит и дактилиру-

ет:   «Беги»,   обращаясь   к   «кошке»   --   «Лови».   «Кошка»   ловит

«мышку». Когда «мышка» поймана, учитель сообщает детям слово

«поймала». Так в процессе игры воспитанники узнают нужный

им речевой материал.

Проверяя знания названий игрушек, учебных пособий, пищи,

учитель и воспитатель обращаются к детям с вопросами: «Кто

это?», «Что это?» Вначале эти вопросы задаются без привлече-

ния особого внимания детей к ним, они являются сопровождаю-

щими вопросительную мимику.

,    3. Обучение дактильной речи в связи с 

предметно-практической деятельностью детей

Связь   с   деятельностью   —   один   из   ведущих   принципов   всей

коммуникационной системы обучения языку. В то же время ор-

ганизованная   деятельность   школьников   представляет   собой   ис-

точник речевого развития, условие формирования живой речи.

Педагогом   используются   все   виды   деятельности,   которые

присущи младшим школьникам. К таким видам относятся: учеб-

ная,   игровая,   трудовая,   бытовая.   Каждый   'из   этих   видов   дея-

тельности требует общения детей не только с педагогом, но и

между собой. Эта потребность используется учителем и воспитате-

лем для сообщения нужного речевого материала и для обучения

пользоваться   им   в   целях   удовлетворения   нужд   коммуникации.

Наибольшая доля речевого развития падает на уроки предметно-

практического   обучения.   Это   обязывает   несколько   подробнее

остановиться   на   раскрытии   методики   работы   применительно  

к

данным   урокам.   Так,   на   первом   уроке   дети   обучаются   лепке

простейшего   для   такого   вида   деятельности   предмета   —   шара.

Постановка перед .учениками задачи осуществляется достаточно

просто. Им показывается воздушный шар, в руки дается пласти-

лин того же цвета, и малыши легко догадываются о содержа-

нии предстоящей работы. Демонстрируя шар, учитель называет

его, показывает табличку с этим словом и говорит: «Будем ле-

пить   шар».   Первые   два   слова   этой   фразы   пока   не   становятся

предметом   внимания,   слово   же   «шар»   подчеркивается   много-

кратным  повторением,  вызовом  детей на  его воспроизведение.

Как правило, у школьников это еще не получается (не привык-

шие   к  дактилированию  пальчики   не   слушаются).   Но   педагог   не

задерживается   и   продолжает   работу.   Затем   начинает   раздавать

пластилин.   Дети   полны   желания   получить   его   поскорее,   и   тут

педагог требует сказать слово «дай», сообщенное ранее при ра-

боте   с   игрушками.   Понявшие   требование   вознаграждаются   —

первыми   получают   пластилин.   Вручая   его,   учитель   называет   и

показывает всем табличку со словом «пластилин», пока не тре-

буя от детей воспроизведения этого слова.

С помощью дежурного раздаются дощечки, чашечки с водой, 

тряпочки для вытирания рук. Все предметы' называются учите-

Шлем, но без сосредоточения внимания детей   на употребляемых 

(словах.

После раздачи материала, обращаясь ко всем ученикам, учи-|тель

говорит: «Лепите» — и показывает табличку с данным ело-|вом. 

Если дети не догадываются, что им разрешается делать, и |не 

знают, как приступить к работе, учитель начинает выполнять |ее 

сам, говоря: «Смочите руки», опускает пальцы в воду. Потом: 

«Сделайте так» (сам разминает пластилин, катает из него шар). 

Закончив работу, учитель показывает ее детям, говоря устно-

дактильно и показывая табличку «шар». Те, кто первыми закон-

чили работу, тоже показывают свои изделия. По окончании ра-

боты идет осмотр изделий. Рассматривая каждую поделку и по-

казывая ее всем детям,    учитель   говорит:    «Шар»,    «Хороший 

шар». При этом гладит исполнителя по голове для выражения 

^одобрения.

Затем все шары педагог собирает, подходя к каждому, гово-

рит:   «Дай   шар».   Еще   раз   осматривая   все   шары,   он   обращает

ввнимание  ufa  наиболее  удачную работу и с  одобрением говорит:

|«Хороший   шар».   С   помощью   дежурного   учитель   собирает   до-

течки, чашечки с водой, говоря при этом: «Дай», «Дай», «Дай», |

а детей учит говорить: «На».

15     Заказ 618

-
кк

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На  следующий день изготовляют аппликации шара из бума ги

(оборудование:   бумага,   карандаши,   ножницы).   Возникает   не -

обходимость   называть   все   эти   предметы   и   действия:   «Обве -

ди/те/», «Вырежь/те/».

Показывается   воздушный   шар   и   аппликация   «Шар».   Разда -

ется нужное оборудование, включая шаблоны — круги из карто на.

Раздача   происходит   с   помощью   дежурного,   учитель   помогает

детям   дактильно'сказать   (как   могут):   «Дай   шар».   Тот,   кто   ска -

жет   первым,   первым   и   получает.   Потом   говорят:   «Дай   (бума -

гу)»,   «Дай   (карандаш)»,   «Дай   (ножницы)».   Многократно   упот -

ребляя слово «Дай», дети учатся его воспроизведению.

Далее   учитель,   показывая   шар,   обращается   к   детям   со   сло -

вами:   «Что   это?»,   «Возьмите   шар»   (шаблон),   «Положите   так»,

(показывает   на   своем   столе),   «Обведите»   (сам   обводит,   дети

делают   так   же),   «Вырежьте»   (сам   вырезает).   Наконец,   показы -

вает   детям   свою   работу,   говорит:   «Шар»   —-   и   вызывает   детей   на

такой же показ.

По окончании работы дежурный с помощью учителя собира ет

изделия,   говоря   каждому   (как   может):   «Дай».   Затем   он   со бирает

оборудование,   опять   говоря   слово   «Дай».   Отдающие   го ворят   (с

помощью учителя): «На».

Следующий   урок   предметного   обучения   посвящен   тому   же

объекту,   но   теперь   дети   уже   рисуют   воздушный   шар.   Для   ис -

полнения   работы   школьникам   нужны   альбомы,   цветные   и   про -

стые   карандаши.   Чтобы   получить   их,   дети   должны   попросить

эти   предметы   у   дежурного.   Учитель   помогает   говорить:   «Дай»,

«На».   Идут   новые   задания:   «Откройте   альбомы»,   «Обведите   (по

шаблону)   шар»,   «Раскрасьте».   Каждое   из   названных   слов   учи -

тель   дактильно   называет   и   тут   же   показывает,   что   надо   делать.

В   процессе   работы   и   по   ее   -окончании   учитель   дает   оценку:   «Хо -

рошо»,   «Хороший   шар»,   показывает   лучший   рисунок   всем   детям.

При   сборе   оборудования,   как   и   при   раздаче   его,   употребляются

ге же слова: «Дай», «На».

Вторым   объектом   работы   является   яблоко.   Показывая   его   в

натуре,   учитель   называет,   сопровождая   дактилирование   таб -

личкой   с   этим   словом,   дает   детям   возможность   подержать   в   ру -

ках   это   красивое   яблоко.   Затем   дежурный   раздает   пластилин.

Дети просят у него: «Дай», он отвечает: «На».

Теперь   учитель   требует   от   детей   уже   достаточно   четкого

дактилирования   много   раз   употреблявшихся   слов,   помогает   им

в   этом:   дактилирует   сам,   показывает   табличку   и   ставит   в.   при -

мер тех, кто хорошо воспроизвел слова.

Далее   употребляет   уже   знакомые,   хотя   и   не   усвоенные   деть -

м и,   с ло ва :   « С мо чите   р ук и»,   «Разом ните ».   За тем :   «С ката йте

шар»,   «Сделайте   так»   (показывает,   как   сделать   вмятину   для

придания яблоку формы). Затем он прикрепляет к яблоку чере шок

из   коричневого   пластилина.   В   процессе   работы   учитель   смот рит,

как дети справляются с заданием, одобряет лучшую рабо- 66

т

у.   По   окончании   работы   проводится   сбор   изделий   и   их   оценка

(оценивают   только   лучшие   изделия).   В   отношении   каждого)   из -

делия   учитель   устно-дактильно   говорит:   «Хорошее   яблоко».

Дежурный   собирает   оборудование,   -и   снова   употребляются   сло'-

ва:   «Дай»,   «На»,   но   теперь   дежурный   говорит:   «Дай»,   а   все   то -

варищи по очереди говорят: «На».

На   следующем   уроке   данный   объект   становится   предметом

аппликации.   Здесь   дети   встречаются   с   тем   же   оборудованием,

что и при изготовлении аппликации шара. Но теперь необходи мы

шаблоны   не   шара,   а   яблока.   Чтобы   получить   нужный   шаб лон,

дети   должны   уже   сказать   (пусть   не   очень   полно   и   точно):   «Дай

яблоко».   Выполнение  работы  строится   по   аналогии  с  опи санной  в

отношении   шара:   «Положите   так.   Обведите»,   «Вырежь те»,

«Наклейте».

- При сборе готовых изделий учитель предлагает дежурному 

обращаться к каждому товарищу со словами: «Дай яблоко».

В   последующей   работе   по   изображению   яблока   в   рисунках

дети   встречаются   с   необходимостью   получать   альбомы,   каран -

даши,   выполнять   задания,   встречавшиеся   в   работе   с   шаром:   ри -

совать, раскрашивать и пр.

В   работе   с   новым   объектом   (с   огурцом)   повторяются   те   же

виды   деятельности."   Дети   сначала   лепят   его   из   пластилина,   за -

тем   делают   аппликацию   и   после   того   рисуют.   Здесь   новым   сло -

вом   оказывается   только   «огурец».   Повторяющиеся   слова   исполь -

зуются   при   изготовлении   последующих   объектов   и   за   счет   мно -

гократного   употребления   непроизвольно   усваиваются   детьми.

Запоминанию   слов   содействует   дальнейшее   активное   использо -

вание   их   самими   учащимися.   Необходимость   в   этом   .появляется,

«огда   школьники   по   заданию   учителя   в   роли   дежурного   или   «ма -

ленького   учителя»   организуют   работу   товарищей,   заставляют   их

лепить, рисовать, вырезать.

Описанные   уроки,   первые  и   самые   трудные,   показывают,   что

в   условиях   предметно-практического   обучения   нет   необходимо -

сти   придумывать   сложные   приемы   сообщения   и   закрепления   ре -

чевого   материала.   Слово   сообщается   в   ситуации,   требующей   его

употребления.   Способ   ознакомления   со   словом   очень   прост:   учи -

тель   его   дактилирует   в   сопровождении   таблички.   Последняя   со -

храняется   перед   глазами   детей   (в   наборном   полотне,   на   клас -

сной   доске).   Читая   по   табличке   нарисованные   дактилемы,   при -

давая   пальчикам   одно   положение   за   другим,   дети   сами   воспро -

изводят структуру слова.

Путь   раскрытия   значения   слов   также   весьма   несложен.   Сло

ва   употребляются,   когда   в   них   есть   необходимость   и   когда   си

туация   делает   совершенно   понятным   их   значение.   Если   появля

ется   потребность   в   уточнении,   то   оно   осуществляется   обычным

показом   предмета   или   действия.   Таким   образом,   основным   спо

собом   раскрытия   значения   слов   служит   употребление   их   в   кон

кретной ситуации,  а   потом   в  измененных   условиях,   но обязатель-

5

*

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

67

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

но в их использовании «для других». При этом имеет место обоб-

щение. Дети узнают, что шар может быть и резиновым, и воз-

душным, и вылепленным из пластилина, и нарисованным, что

яблоко   тоже   может   быть   не   только   в   натуре,   но   и   по-разному

изображенным.

Из приведенных выше примеров видно, что на первых уро-

ках потребность в словах значительно шире возможностей детей

в усвоении их. Учитель сообщает все необходимые слова^ но де-

лает так, что одни из них сразу же становятся предметом актив-

ного изучения, другие же пока остаются «в тени». Постепенно, в

результате многократного повторения от одного урока к друго-

му, и эти «теневые» слова непроизвольно усваиваются детьми.

Непроизвольное запоминание активизируется, когда дети вы-

ступают в роли «маленького учителя».

Первые уроки показывают также, что обучение технике дак-

тилирования   действительно   органически   включается   в   процесс

овладения первыми словами. Таблички с новыми словами «спо-

собствуют этому.

Отмеченный способ ознакомления с новыми словами исполь-

зуется на протяжении всего приготовительного класса и остается

основным   приемом   и   на   последующих   годах   предметно-прак-

тического обучения: учитель вводит каждое новое слово в свою

речь, приковывает к нему внимание школьников, помогает пока-

зом таблички с этим словом, оставляя ее на определенное вре-

мя перед глазами детей (в наборном полотне).

Вариантами такого способа знакомства с новыми словами

могут быть следующие:

а) Учитель организует работу через дежурного или «малень

кого  учителя», вручает ему таблички € заданиями,  например:

«Идите сюда», «Возьмите пластилин» и т. д., а сам садится на

место школьника, вызванного к столу. Первого задания дети не

знают, выручает педагог: он поднимается с места и подходит к

столу, берет пластилин. Дети делают то же самое.

«Маленькому учителю» дается целая серия табличек  с  зада-

ниями,   нужными   для   изготовления   всей   вещи.   Например,   ему

вручается  матрешка, которая  служит  образцом для работы, и

даются таблички с заданиями: «Слепите большой шар», «Слепите

м'аленький   шар»,   «Положите   маленький   шар   на   большой»,

«Прилепите».

Детям   незнакомы   слова   и   словосочетания   «большой»,   «ма-

ленький», «положить шар». И здесь примером служат действия

учителя, сидящего за партой «маленького учителя».

б) До урока учитель знакомит одного-двух учеников с пред

стоящей работой и с ходом ее исполнения.

Во время урока он дает детям одно задание за другим. Дети,

знающие, что и как делать, легко справляются с работой. Под-

ражая им, выполняют поручения и другие. Затем дается новая

работа с аналогичными заданиями. Теперь уже каждый выпол-

68

няет инструкции самостоятельно, по аналогии с предыдущим за-
данием.

в)   Работа   организуется   двумя   группами,   одной   из   которых

руководит педагог, другой —«маленький учитель». Школьникам

той и другой группы предстоит изготовить одинаковые изделия,

например чайники. Учитель дает задаиие первой группе. Это за-

дание воспринимает «маленький учитель» другой группы и пере-

дает его  своим  подшефным.  Материал снова  усваивается  «для

других» (для своих товарищей).

Далее   деятельность   «маленького   учителя»   усложняется,   на-

пример, тем, что  группа педагога  лепит кружку,  а группа «ма-

ленького учителя» должна слепить чашку. Тут нужно не воспро-

изводить фразу, а конструировать ее «для других». Через не--

сколько недель сложность еще больше возрастает: группа педа-

гога   должна   слепить  девочку   на   санках,   а   группа   «маленького

учителя»   —   мальчика   на   лыжах.   Здесь   каждое   задание   нужно

сознательно   преобразовать,   выразить   правильно.   В   противном

случае товарищи потребуют замены не справившегося с рабо-

той «маленького учителя» другим учеником.

Способы   усвоения   значения   слов   и   словосочетаний   на

уро-,ках предметно-практического обучения на протяжении всего

года   последовательно   усложняются.   Включается   перенос   слов

(словосочетаний) с одного вида деятельности на другой (с лепки на

аппликацию, на рисунок); слова употребляются в изменившихся

условиях и др. Но все усвоение пронизано идеей «для других».

Последнее   оказывается   особенно   важным   -не   только   по

сооб-. ражениям, изложенным выше. Например, глухие малыши

очень любят роль «маленького учителя» и очень дорожат ею. Им

нравится   словом   воздействовать   на   товарищей.   Благодаря

этому они стремятся как можно скорее и лучше усваивать новый

речевой материал, так как он нужен для воздействия на других.

Таковы основные методические приемы работы по обучению

глухих школьников приготовительного класса дактильной речи

в связи   с  предметно-практической  деятельностью.   Эти  приемы,

естественно, распространяются на развитие речи в связи с дру.-

гими видами учебной деятельности. Они очень просты и естест-

венны. Их общая характеристика сводится к следующему:

1. Новые слова и фразы учитель вводит в свою речь, когда в

них есть необходимость, а затем и в речь учащихся. Обстоятель

ства, побуждающие к употреблению данных слов, служат усло

вием раскрытия их значения.

2. Овладение словесным материалом начинается с организо

ванного подражания собеседнику. Но уже в приготовительном

классе дети обучаются действиям по аналогии, переносу слов в

новые условия, применению их в измененных обстоятельствах.

3. Педагог организует работу так, чтобы с самого начала ус

воение материала шло по принципу  овладения   им   «для   дру-

69

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..