Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 6 7 8 9 ..
обучению глухих детей произношению и по развитию слухового восприятия. Содержание и методика таких занятий освещаются в специальных пособиях '. Все эти формы организации работы определены учебным планом. Но перечисленным не исчерпывается организованная деятельность педагогов по обучению глухих школьников. Значительное место занимает речевое развитие на уроках по всем учебным предметам. Эта работа состоит прежде всего в том, что сообщаемые школьникам знааия обязательно фиксиру- ются в слове, словосочетании, специальных фразеологических оборотах и благодаря этому речевой запас учащихся значитель- но пополняется. Обогащение речевого развития происходит также за счет того материала, который не является специфическим для того или иного предмета, но оказывается нужнвш при обучении разным предметам. Для младших классов объем такого ма- териала определен программами. Особенно широко он представ- лен в программе по предметно-практическому обучению. Значе- ние этого материла выходит далеко за пределы данного специ- фического предмета. Именно на этих уроках закладываются ос-, новы речевой коммуникации. Учитывая' это обстоятельство, мы будем начинать с того, что осуществляется на уроках предметно- практического обучения. Благодаря определению требований к языку в программах no- различным прдметам достигается реализация принципа связи речевого развития с разнообразной учебной деятельностью- • школьников. Однако здесь нет подчинения всего учебного про- цесса речевому развитию и тем более произношению. Напротив, речевое развитие призвано обеспечивать нужды общего обра- зования, и в силу этого оно становится активным. Вспомним замечательную формулу К. Д. Ушинского о том,, что язык входит во все другие учебные предметы и собирает, их результаты, чтобы оценить значение требований к речевому раз- витию детей. Речь призвана обслуживать нужды общения, свя- занные с обучением глухих детей разным предметам. Такая ра- бота оказывается важной для успешного обучения знаниям, уме- ниям, навыкам, для полного взаимопонимания между педагогом и детьми. Учителя математики, истории, 'биологии, физкультуры и др. не могут справиться с возложенными на них задачами, не создавая в процессе обучения необходимых средств словесной 1 коммуникации. Абсолютное большинство глухих школьников живет в интер- нате. Их жизнь, быт организуются воспитателями, которые, так, же как и учителя, не могут успешно трудиться без установления и планомерного расширения речевой коммуникации с воспитан- никами. Если же учесть, что лишь одну треть времени дети на- ходятся в школе, а две трети времени в интернате, то становится очевидным тот большой объем требований по речевому разви- тию воспитанников, который ложится на воспитателей. Послед- ние не только используют и закрепляют то, что получают дети на уроках, но, проводя игры, экскурсии, прогулки, внеклассные занятия, сообщают необходимый словарь и фразеологию, расши- ряют речевой запас воспитанников. Итак, формы организованной работы над речью в школе для глухих оказываются весьма разнообразными. К основным из них •относятся: обучение языку на специально выделенных для этой цели уроках; работа учителя над речью детей вне класса; индивидуальная работа по обучению произношению и раз- витию слухового восприятия детей; речевое развитие детей на уроках по разным предметам; в интернате. Задания. 1. Назвать основные формы организации работы по речевому развитию глухих школьников. 2. Показать актуальность этих форм организованной деятель ности по развитию речи глухих детей. 3. Объяснить, где и каким путем реализуется тезис К. Д. Ушинского о том, что язык входит во все учебные предме ты и собирает результаты их усвоения. ЛИТЕРАТУРА Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М.. 3957. Д ь я ч к о в А. И. Системы обучения глухих детей. М., 1961. Зыков С. А. О системе обучения глухонемых детей языку слов. — «Изв АПН РСФСР», 1956, вып. 77. Зыков С. А. Обучение глухих детей по принципу формирования рече вого общения. М., 1961. Зыков С. А. Методика первоначального обучения глухонемых дете{ русскому языку. М., 1940. Кор су иск а я Б. Д. О состоянии словесного общения глухонемьп школьников. — «Изв. АПН РСФСР», 1956, вып. 77. •Кольцова М. Ребенок учится говорить. М., '1973. Колтуненко И. В. Работа учителя школы глухих по развитию учащихся вне класса. М., 1972. Обучение и воспитание глухих. Сост. Дьячков и др. М., 1959. |