Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 5 6 7 8 ..
меняется вопросами, местоимениями, числительными. Термины «единственное» и «множественное число» заменяются словами «много», «один», различение рода происходит с помощью место- имений «он», «она», «оно» или числительных «один», «одна», «одно». Но такие замены не облегчают, а лишь осложняют по- нимание изучаемого явления: еще не овладев правильным по- ниманием подобных слов-заменителей и их грамматических форм, глухие дети должны пользоваться ими для реализации еще менее понятных им грамматических явлений. При таком понимании практики обучение направлено на изучение языка, его грамматических форм, на осознание детьми их значений, на выяснение тех отношений действительности, ко- торые выражаются грамматическими формами, хотя без усвое- ния терминологии и заучивания правил. Но во всем этом в дей- ствительности нет той практики, которую имел в виду Ф. И. Бус- лаев в приведенном выше тезисе. Говоря о реализации -данного тезиса в обучении глухих де- тей, Н. С. Рождественский отмечал, что нарушение требования Ф. И. Буслаева ведет к схоластике в обучении языку. Для того чтобы правильно говорить, не нужно предварительно или парал- лельно изучать лингвистику или школьную грамматику. «Не грамматический анализ, а непосредственное ^пользование словом и предложением является фактором усвоения речи» 1 . Именно< такое понимание роли практики принято в коммуникационной системе 2 . Согласно этому пониманию, под речевой практикой подразумевается пользование словом, фразой в функции обще- ния. Это не исключает, а, наоборот, предполагает специально ор- ганизованные упражнения, обучающие пользоваться словом, фразой, речью в общении. Такие упражнения .включают в себя употребление новых и закрепление ранее усвоенных слов, изме- нение их грамматических форм, конструирование предложений,, построение связных высказываний, но с коммуникативной «на- грузкой», в знаковой ситуации. Опора на практическое овладе- ние языком в изложенном понимании не исключает также и спе- циальной работы по изучению словарного состава и грамматиче- ских обобщений, но, прежде чем изучать что-либо, надо этим располагать. По мере накопления опыта использования детьми слов различных категорий, а также грамматических структур оказывается возможным и необходимым изучение и системати- зация накопленного запаса для ускорения дальнейшего обога- щения практики. Речевая практика начинается с установления непосредст- венного общения с окружающими ребенка людьми. Позже 1 Рождественский Н. С. Обучение глухонемых словесной речи и грамматике. — В сб.: Учебно-воспитательная работа в специальных школах 1946, вып. II, с. 56. 2 См.: Зыков С. А. Обучение глухих детей языку по принципу формиро вания речевого общения. М., 1961, с. 40. 44 ти учатся общению, опосредованному через книгу, журнал, 13
Глухие дети, как и слышащие, прежде всего нуждаются в общении с теми, с кем находятся в непосредственном контакте: до-- с родителями, в школе — с товарищами, с педагогами, с обслуживающим персоналом. Заметим, что это обстоятельство е всегда учитывалось. Дети начинали обучаться речи по книге. Читая ее, по существу, учились общаться через книгу с ее автором, когда еще не владели общением с окружающими. Последнее 'как отмечалось выше, в условиях чисто устной системы предполагалось лишь на заключительном этапе обучения, т. е. и в этом отношении нарушались общие закономерности овладения языком. Коммуникационная система направляет усилия в первую оче- редь на установление непосредственного общения со всеми те- ми, с кем дети тесно связаны уже в первые дни пребывания в школе. Непосредственное общение, особенно на самых первых шагах его становления, характеризуется использованием диалогической речи. Монологическая речь — более позднее и более -сложное образование. Так, Д. В. Щерба отмечал, что ему приходилось общаться с народностями, которые не пользуются моно- логической речью, все потребности в общении удовлетворяются в диалогической речи. На основании этих фактов он пришел к заключению, что «...монолог является в значительной мере ис- кусственной языковой формой и что подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге» '. И данное явление учитывается в описываемой системе обучения глухих: дети учатся в первую очередь диалогической речи. Отметим, что обучение данной форме речи отодвигалось на задний план в системах, игнорирующих коммуникативную функцию языка, предполагающих обучать языку как средству выражения мыслей. Имевшееся равнение на монологическую речь явно противоречит и данной закономерности усвоения языка. Диалогическая речь характеризуется широким использованием так называемого неполного предложения: - Куда идешь? - В столовую. - Зачем? - За хлебом. - Для чего? — Кормить птиц. потребление полного предложения в непосредственном об- дает диалогическую речь излишне громоздкой. И не при паТ, Д 3
Л ' В ' « 0 Р Финская В. К. Особенности восприятия речи мa v гпллп ' сб ' :
Мето Д ы исследования и воспитания слуха и рит- |