Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 3 4 5 6 ..
с первых дней обучения показывает, где, каким словом надо пользоваться, учит этому и требует общения с помощью слова. В результате таких требований дети вынуждены общаться по- средством языка слов, овладевать им. Это необходимо, так как в созданных педагогом условиях они не могут выполнить практи- ческого задания, если не будут общаться словесной речью. Она, и только она, здесь служит средством коммуникации, установле- нию взаимопонимания. Итак, четвертым принципом обучения языку в его коммуни- кативной функции является организация речевой_среды. Языковая среда является одним из самых мощных факторов, определяющих потребность в языке и овладение им. Человек не может пользоваться языком по своему усмотрению, он вынужден пользоваться тем языком, которым общаются окружающие его люди. Попав в иноязычную среду, человек овладевает языком данной среды. Без этого он утрачивает социальные связи. Зна- чение среды для овладения языком настолько важно, что усвое- ние его происходит несравненно в более короткие сроки, чем вне действия этого фактора. Сказанное со всей убедительностью проявляется и на примере детей с нарушенным слухом. Оглохший или слабослышащий . ребенок, владеющий языком, попадая в школу глухих, вынужден общаться с товарищами посредством мимики и жестов. Быстро овладевая этим средством коммуникации, такой ребенок нередко утрачивает речь, с которой пришел в школу. Более того, даже нормально слышащие дети, оказавшись в среде глухих школьников, обычно переходят на язык жестов. Именно это об- стоятельство служит одним из основных мотивов выделения ог- лохших и слабослышащих детей в специальные школы. Но выделение последних из среды глухих не снимает необ- ходимости создания речевой среды для глухих школьников, а, наоборот, делает работу в этом направлении особенно важной. Действительно, если слабослышащий или оглохший, но владею- щий речью ребенок, оказываясь среди глухих, переходит на язык жестов и з результате теряет речь, с которой пришел в школу, то как же можно ожидать в данных условиях достаточных успе- хов в обучении глухих? Вывод совершенно очевиден: такие усло- вия не соответствуют задачам обучения речи и должны быть из- менены. Глухие нуждаются в речевой среде не менее всех дру- гих детей. Высокое качество речевой среды давно и хорошо известно сурдопедагогам, известны активные поиски путей ее создания. Одни специалисты видят решение проблемы в коренной пере- стройке всего дела обучения глухих, вплоть до закрытия специ- альных школ и зачисления глухих в общие школы для нормаль- но слышащих. Такое решение является весьма подкупающим, тем более, что накопилось немало примеров успешного обучения абсолютно глухих детей в массовой школе. Следует подчеркнуть, 30 что в этих случаях глухие заканчивают школу, как правило, в те же сроки, что и их слышащие товарищи. Однако при ближайшем рассмотрении таких случаев выяс- няется, что высокие успехи достигаются не только за счет рече- вой среды, в которой развиваются такие дети, но и благодаря большой индивидуальной работе, которую осуществляют роди- тели или специально приглашенные лица. Естественно, что такой способ организации обучения не мо- жет быть массовым, и поэтому, несмотря на его большую про- дуктивность, он не находит широкого применения. Второй путь создания речевой среды усматривается во вве- дении в специальных школах речевого режима, вплоть до запрета пользоваться жестовой речью и наказания детей, нарушающих этот режим. Однако и этот путь оказывается неоправданным. Несмотря на все запреты, глухие школьники обычно продолжают общаться жестами, а в присутствии педагогов вообще перестают общаться друг с другом. Да иначе и не может быть, если глухие дети не обучены общению языком слов. Под речевым режимом обычно понимается установление строгих требо- ваний, .выработанных педагогами и предъявленных воспитанни- кам. Но это совсем не то же, что несет в себе речевая среда, и подмена одного понятия другим неправомерна. Никакие регламентированные требования и строгие запреты не могут достичь цели, если дети оказываются не подготовленны- ми к общению друг с другом. Речевая же среда — это не только требования, но и условия их выполнения: в речи окружающих де- ти получают нужные слова и фразы и способ пользования ими. Чтобы разъяснить эту мысль, вспомним, что дети, выросшие среди животных, оказываются немыми. Причина этого явления — совершенно очевидна: в той среде, в которой они находились, нет языка слов, детям нечем было овладевать. Обратимся к другому примеру, описанному А. Р. Лурия и Ф. Я. Юдович '. Нормально слышащие близнецы, общающиеся только друг с другом в первые годы своей жизни, оказываются неговорящими. И происходит это только потому, что они оба не владеют речью, им нечего друг у друга заимствовать. Стоило только одного из них поместить в среду говорящих сверстников, как он начал быстро овладевать речью. Следовательно, среда -- это не только требование, но и ис- точник речевого развития, одно из основных условий этого раз- вития. Все сказанное подтверждает, что речевая среда не может быть подменена введением речевого режима, даже в виде уста- новления жестких требований. Таковы в кратком виде разъясне- ния к действию четвертого из названных принципов. Как видим, все эти принципы, действительно, органически См.: Л у р и я А. Р. и Ю д о в и ч Ф. Я. Речь и развитие лсихическиэс про- цессов у ребенка. М., 1956. 31 |