Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 2 3 4 5 ..
![]() Задания. 1. Изложить материалистическое понимание сущности язы ка и мышления и его принципиальное отличие от идеалистиче ского толкования этих явлений. 2. Показать значение научного определения природы языка и мышления для постановки процесса обучения глухих детей языку. 3. Раскрыть теоретическую несостоятельность и практиче скую непригодность чисто устной, письменной и мимической си стем обучения глухих детей. 4. Определить причины длительного господства чисто устной системы в теории и практике обучения глухих детей. 5. Дать определение сущности языка ка,к учебного предмета в коммуникационной системе. 6. Охарактеризовать отличие языка .как предмета обучения в школе для глухих от имеющегося в массовой школе. 7. Изложить отличие обучения языку как средству общения от обучения речи в общении. 8. Назвать разделы работы, входящие в содержание обучения языку в школе для глухих. § 3. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ Поскольку язык является предметом обучения, органически связанным со всеми другими предметами, то и в нем находят от- ражение общие дидактические принципы. Это принципы .науч- ности, систематичности, связи теории с практикой, наглядности, прочности, доступности, сознательности и активности. Для со- ветской специальной школы в данный период ее развития край- не актуальным является принцип развивающего обучения'. - Здесь .содержится основное условие повышения уровня общего образования глухих школьников. Применительно к обучению языку это означает такое построение работы, которое обеспечи- вает не только накопление знаний, входящих в содержание этого предмета, но овладение ими как орудием познания и развития мышления. Последнее может быть достигнуто, как следует из из- ложенного выше, лишь при реализации коммуникативной функ- ции языка. Перейдем к изложению основных положений, на которых •строится обучение языку при коммуникационной системе. Ведущим принципом, как показано в предыдущем параграфе, является принцип коммуникации. Его реализация предполагает 1 См.: Зыков С. А. Развитие глухих детей — важнейшая проблема со- ветской сурдопедагогики. Шестая научная сессия по дефектологии. Тезисы докладов. Под ред. Т. А. Власовой. М., (1971, с. 197. 24 не только обучение глухих детей языку в действии, но и форми- рование на этой основе речевого мышления. Для более полного раскрытия исходного, крайне важного по- ложения обратимся к следующему замечательному тезису К. Маркса: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем са- мым существующее также и для меня самого, действительное со- знание...» '. В этом исключительном по глубине и точности вы- ражения тезисе, раскрывающем органическую связь между язы- ком и мышлением, особо подчеркивается общественный характер данных явлений. Язык и мышление существуют «для других» и лишь, благодаря этому оказываются достоянием каждого человека. Нормально развивающийся ребенок с самых ранних ступе- ней своего развития овладевает языком и мышлением «для дру- гих». Ребенок прежде всего нуждается в том, чтобы научиться выражать свои потребности, а потом уже он начинает проявлять интерес к мыслям и чувствам других. «Когда ребенок научается выражать свои мысли или чувства,, он заинтересовывается выражением чужих мыслей и чувств», — отмечает Н. К. Крупская 2 . Из изложенного следует, что обучение глухих детей языку должно быть построено так, чтобы школьники с самого начала усваивали его «для других». Только в этом случае они будут приобщаться к языку как общественному явлению и овладевать речевым мышлением. Лишь при таком условии язык будет ус- пешно усваиваться каждым обучающимся. нализации», и обучение ему должно обеспечивать овладение им. - Реализация данного положения в корне изменяет традиционную, сохранившуюся от чисто устной системы постановку работы, при которой усилия направляются на то, чтобы каждый ученик усваивал речевой материал «для себя» с последующим ис- пользованием усвоенного в общении с другими. Такой способ обучения, как видели выше, является очень сложным и непро- дуктивным. Качественно иным процесс овладения языком становится в условиях, когда дети обучаются языку прежде всего «для дру- гих», и благодаря этому прочнее и глубже усваивают речевой материал. Обращаясь к товарищу за нужным предметом, ученик '. Маркс К. иЭнгельсФ. Соч. Изд. 2-е, т. 3, 1955, с. 29. |