Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 3 ..
училище же глухонемых она должна отсутствовать до усвоения произношения необходимых слов...» '. Такое построение специального обучения досталось в на- следство советской школе. Первые программы и методические руководства, созданные в 20—30-х годах, также рассчитывались на исключительность языка среди всех других учебных предме- тов, с тем пониманием его содержания, которое присуще чисто устной системе. Однако опыт советских школ убеждал в глубокой ошибочно- сти такой постановки обучения и в ее противоречии новым за- дачам школы. Так, выступая на II съезде СПОН (1924), Л. С. Выготский отмечал, что обучение на основе чисто устной системы «...дает произношение взамен речи, ограничивает сло- варь небольшим количеством слов...» «Вся работа наша должна быть пересмотрена с начала до конца...», «...специальные знания и выучку надо подчинить общему воспитанию, общей выучке» 2 . Призывы к коренной перестройке учебного процесса в шко- лах для глухих прозвучали на конференциях 1929, 1930 годов, однако они не находили реализации ни в программах, ни в ме- тодических руководствах того времени. В связи с этим трудно переоценить Всероссийское совещание 1938 года, по-новому определившее и задачи школы, и содер- жание обучения в ней. В основном докладе, заслушанном на этом совещании, И. И. Данюшевский показал несостоятельность чисто устной системы и пути перестройки школы. В.связи с этим принципиально по-новому было определено и место языка в- учебном процессе: «Как ни своеобразна задача школы в части обучения глухих речи, как ни важна эта задача, она все же не должна подчинять себе изучение и прочное усвоение учащимися учебных дисциплин в объеме программных требований. И толь- ко в неразрывной связи с изучением предметов учебного плана само обучение речи перестанет быть беспредметным» 3 . Как видим, в данном определении отметается особая значи- мость языка как учебного предмета в школе для глухих детей, но в то же время подчеркивается необходимость такого построе- ния работы, при котором обучение языку осуществлялось бы с одновременным сообщением школьникам общеобразовательных знаний. Нетрудно заметить, что такое решение соответствует приведенному выше тезису К. Д. Ушинского о взаимодействии языка с другими общеобразовательными предметами. Действительно, обучение каждому из учебных предметов- 1 Г у ц м а н А. Подготовительное и дополнительное обучение глухонемых. Спб., 1'909, с. 16. 2 Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных де тей. — В сб.: Пути воспитания физически дефективного ребенка. Ред. С. С. Тизанова и П. П. Почалина, М., 1926, с. 13. 3 Данюшевский И. И. Учебно-воспитательная работа в детских домах и специальных школах. М., 1954, с. 12. 10 нуждается в языке и ведется с его помощью. Язык — не только предмет, но и средство обучения знаниям. И в то же время при- обретаемые по другим 'учебным предметам знания находят вы- ражение в словесных средствах и благодаря этому обогащают речь детей. Весь последующий опыт советской школы показал правильность и высокую продуктивность такого направления. Итак, являясь центральным предметом в массовой школе, язык имеет особенно важное разноплановое значение в обуче - нии глухих детей. Только в результате специального обучения дети приобщаются к языку слов. Овладение глухими детьми языком слов служит условием развития речевого мышления, усвоение словесной речи оказывается необходимым для овладе- ния условием подготовки детей к жизни и труду вместе со слы- шащими; обучение языку является важным и в решении воспи- тательных задач школы. Роль и место языка среди других учебных предметов в усло- виях разных- систем специального обучения определяется раз- лично. При мимической системе этот предмет считается противо- естественным для глухих школьников, при чисто устдой системе, наоборот, этому предмету отводится широкая роль, и весь учеб- ный процесс подчиняется задачам обучения устной речи. Советской сурдопедагогикой найдено новое решение вопро- са, отвечающее задачам нашей школы: придавая языку особо важное значение, обучение ему строится в тесном взаимодейст- вии, в неразрывном единстве со всеми другими учебными пред- метами. Задания. 1. Определить место и роль языка как предмета обучения массовой школы. 2. Изложить особое значение языка как учебного предмета школы для глухих детей. 3. Описать понимание роли, места языка в обучении глухих детей при чисто устной и мимической системах и раскрыть оши бочность того и другого толкования. 4. Определить место языка среди других учебных предметов школы для глухих детей. §2. СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ Вопрос, к рассмотрению которого приступаем, имеет значе- ние не только для построения работы по одному из учебных предметов, но является основополагающим для системы специ- ального обучения в целом. Как уже было сказано в предыдущем параграфе, обучаясь языку, глухие школьники должны познать все то, что входит в 1 |