Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 3 4 ..
предмета: дети изучают язык как инструмент для выражения мысли, как факт индивидуального сознания, лишенный своей ос- новной функции, социальной сущности. Сказанное о понимании языка при чисто устной системе в значительной мере относится к так называемой письменной си- стеме обучения глухих, хорошо известной в истории сурдопеда- гогики. Представители этого направления также исходили из толкования языка как средства выражения мыслей. Слово в письменном виде, по их убеждению, для глухого более доступно, чем в устном. Поэтому глухих детей надо обучать языку через ее письменную форму. Общие методологические основы письменной системы и уст- ной обусловливают определенное сходство их и в практике ра- боты. Усилия педагогов направляются на обучение глухих школьников словам, фразам, грамматике, на постановку поня- тий. Такое сходство письменной системы с устной в теории и практике делает излишним ее дополнительный анализ. В основе мимической системы, о которой говорилось в пре- дыдущем параграфе, находится та же идеалистическая концеп- ция, выраженная в более обнаженном виде одним из ее идеоло- гов Ш. Делепе: человеку присуще с помощью слов познание ис- тин божьих, но так как усвоение слов для глухих представляет большие трудности, то они могут .постичь их в виде жестов. В названной выше переписке Делепе с Гейнике нет упоминания об известном всем факте, что жестовая речь служит глухонемым средством общения. Все внимание в процессе обучения направ- ляется на толкование понятий. Не без гордости Делепе писал, что е го уче ники в сос тоя нии на экза м е не ра зъя с ня ть такие понятия, как интеллект, интеллектуальный, интел- лигентный, интеллигенция, интеллигибельный, интеллигибель- но и т. п. Таковы методологические основы и сущность понимания язы- ка в наиболее известных сурдопедагогике системах. Зародились они еще в XIX веке, но нельзя сказать, что отошли в прошлое. В том или ином виде они существуют и до сего времени, моди- фицируются, вуализируются, принимают иные названия. Только что сказанное в наибольшей мере относится к чисто устной системе, которая уже давно переживает кризис, но про- должает оставаться в различных странах широко распростра- ненной. Такая устойчивость объясняется прежде всего тем, что эта система, в отличие от других, как отмечалось выше, провоз- глашает борьбу за устную речь, и это, безусловно, является весь- ма подкупающим ф'актором. Однако в данном случае имеет ме- сто ничем не оправданное отождествление очень важного пред- мета, каким является устная речь, с системой обучения, непра- вомерная подмена устной речи произношением. Корни такого недоразумения кроются в той .ложной концеп- ции, на которой строится толкование сущности языка. Посколь- 16 ку язык лишь инструмент для выражения мыслей, а мышление развивается независимо от языка и является продуктом инди- видуального сознания, то процесс обучения и направляется по этому руслу. За всем этим видна бедность теоретического и ме- тодического обоснования самой системы. Обычно критика систе- мы касается лишь методических и чисто практических вопросов обучения. Поэтому попытки ее усовершенствования относятся к содержанию и методике; предлагается то улучшить программу, то усовершенствовать приемы и способы обучения, то привлечь дополнительные средства. Что не удавалось достичь ранее, на протяжении многих десятилетий, теперь предполагается полу- чить за счет вовлечения остаточного слуха глухих детей. Боль- шие надежды в этой связи возлагаются на дошкольный воз- раст, являющийся наиболее благоприятным как для сенсорного, так и для речевого развития. Все мероприятия, направленные на создание совершенной акустической аппаратуры, на разработку методики максималь- ного использования остаточного слуха у детей дошкольного и школьного возраста, сами по себе крайне актуальны. Недооцен- ка надлежащей постановки дела в этих направлениях просто не- допустима. Но вовлечение так называемой .акупедической рабо- ты в чисто устную систему не может изменить ее методологии, ее сущности. Такое вовлечение техники таит в себе опасность: оно из положительного фактора может превратиться в свою про- тивоположность. Получается, что техника вовлекается не для преодоления порочной системы, а для ее подкрепления. Но если в ее основе лежат ложные методологические посылки, то всякая модификация не спасает положения, а осложняет его. Мож- но даже слышать, что в новых условиях развития акустиче- ской техники уже не нужна сурдопедагогика, и сам этот термин устарел, на его смену приходит другой — «аку- педия». Такое суждение имеет свою логику: поскольку основу обу- чения глухих школьников составляет научение детей произно- шению, а акупедия как раз и призвана к этому, то естественно считать последнюю основой всего учебно-воспитательного про- цесса. Здесь забытым оказывается даже такой совершенно оче- видный факт, что в массовую школу приходят дети слышащие и говорящие, но это отнюдь не означает, что в этой школе детям нечего .делать. Напротив, каждый год обучения до пределов на- сыщен большим объемом все возрастающих требований. В свя- зи с отмеченным на каждом этапе развития школы повышаются требования к педагогике как теории обучения и воспитания. Сказанное, естественно, относится и к сурдопедагогике, если ее задачи не сводить к проблеме произношения. Мы рассмотрели понимание сущности языка как предмета обучения в школе для глухих при различных системах. Сравни- тельное изложение материала делает очевидным принципиаль- 2 Заказ 618 \J |