Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 7 8 9 10 ..
сто невозможно. Овладение письменной формой речи, чтением и письмом также требует довольно большого времени. Кроме того, она не отвечает нуждам живого общения: для письма требуется длительное время и специальные условия (место, на чем писать, прибор для письма). Таким образом, оказывается необходимым обратиться к дактильной речи. В отношении к данной форме ре- чи до настоящего времени имеется предубеждение, воспитанное в период господства чисто устной системы. Появление дактильной речи относится ,к средневековью. Она создавалась испанскими монахами, которые,' вступая в общину, принимали на себя обет молчания. Однако жизнь в общине, без .общения оказывалась невозможной, и ее члены в обход канонов создавали ручной язык (вот одно из дополнительных проявлений потребности в общении!). По литературным данным, использование дактильной речи в обучении глухих детей относится к XVI веку. -Первым человеком, обратившимся к ее использованию в этих целях, называют испанского монаха Педро де Понсе. Употреблял ее в обучении глухих В ал ляс Бульвер (Англия, XVII в.), широко пользовался ею Ш. Делепе (Франция, XVIII в.), обращался к ней, основоположник немецкой устной системы С. Гейн»ке и др. Первые русские сурдопедагоги В. И. Флери, Г. А. Гурцев ви- дели в дактильной речи нужное средство обучения и использова- ли ее. Однако с введением чисто устной системы отношение к этой форме речи оказалось прямо противоположным, ее стали реши- тельно изгонять из школы как опасного конкурента устной речи. Изгоняли за то, что в ней, по признанию самих идеологов чи- " сто устной системы, содержатся большие возможности развития глухих детей. Так, Фр. Вернер писал: «...глухонемого можно снабдить уже в первые годы обучения развивающей его ум речью лишь в том случае, если ручная'азбука будет допущена как первоначальное средство обучения» '. Здесь выражено очень важное признание и того, что чистая устная система не обеспечи- вает развитие ума, и одновременно показаны огромные возмож- ности дактильной речи, благодаря которой создаются условия не только для речевого, но и умственного развития. Примеча- тельно, что помещено это в книге, специально написанной про- тив использования дактильной речи. «...Устный метод, — читаем далее, — прямо-таки обязан исключить из обучения глухонемых употребление ручной азбуки и мимических знаков». Объяснение такому противоречию в отношении « дактилологии (дактильная речь — сильное средство развития, и в то же время ее надо ис- ключить из обучения) содержится в той *же книжке, где автор ссылается на высказывание одного из видных представителей 1 Вернер Ф<р. Психологические основы немецкого метода обучения глу- хонемых. Пар. с нем. Ф. A. Pay и Н. A. Pay. Спб., 1903, с. 28. .56 немецкой школы Кройса, который утверждал, что дактильная речь мешает выработке навыков чтения с лица (с руки читать легче, чем с лица), она препятствует формированию правильного произношения. Если вспомним, что основная задача обучения зри чисто устной системе сводится к формированию произношения - - созданию «инструмента», то становится совершенно понятным изгнание всего, что может воспрепятствовать достижению выдвинутой задачи. Следовательно, отмеченное противоречие только кажущееся; на самом деле здесь все имеет свою логику, хотя и направленную против интересов ребенка. Этот подход зазвивался и другими представителями чисто устной системы, Так, И. Фаттер с полной откровенностью писал: «Мы понимаем, что устный метод может принести ущерб общему развитию глу- хонемого ребенка, но устная речь является нашей задачей, и мы согласны на этот ущерб» 1 . Естественно, что часто устная система, перенесенная -в русскую школу, по тем же основаниям кате- горически исключала использование дактильной речи. Это 1. Енько выражал следующим образом: «Мы не признаем вели- кого значения ручной речи для глухонемых, потому что слуша- емся немцев» 2 . Можно было бы сослаться на целый ряд других высказыва- ний, утверждающих высокое развивающее значение дактильной >ечи и объясняющих отказ от нее теми же причинами. Там, где подобные объяснения не удовлетворяли, начиналось использова- ние пальцевой речи, нарушалась чистота системы. Начиналось создание иной системы. Так, дактильная форма речи оказыва- лась своеобразной лакмусовой бумажкой: если дактильная речь изгоняется, значит, работа ведется по чисто устной системе, если же допускается, то имеет место какое-то, иное построение ра- боты. Отмеченное проявилось в опыте советской школы. Отказ от чисто устной системы в 1938 году сразу же повлек за собой ис- пользование дактильной формы речи. Принятая советской сур- допедагогикой направленность на развитие глухих детей потре- бовала средств, соответствующих новым задачам. Необходимость широкого использования дактильной речи, еще более обострившаяся в связи с разработкой коммуникацион- ной системы, выдвинула для научного решения ряд весьма важ- ных вопросов. Важнейшие из них: значение этой формы речи в обучении глухих детей языку, ее влияние на устную и письмен- ную формы. Первое, что необходимо было выяснить, относилось к использованию дактильной формы для формирования речевой коммуникации начиная с первых дней пребывания детей в шко- 1 Walteer I. Geschichte der Taubstummenbildungswesen. Leipzig, 1882, S. 256. 2 Енько П. Методика обучения глухонемых речи по естественному спо- собу, Спб., 1907, с. 33. 57 |