Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих детей языку (Зыков С.А.) - 1977 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 13 14 15 16 ..
более широкую задачу овладения речью как средством общения оказывается продуктивным приемом. Усвоению устной речи спо- собствует еще одно, прямо связанное с дактильной речью обстоя- тельство, которого мы еще не затрагивали. Система работы, выраженная в программе, предусматривает достаточно простой подход к обучению устной речи с опорой на дактильную: все слова и фразы, которые учитель сообщает де- тям в дактильной форме, он одновременно проговаривает устно. "Дети обучаются восприятию речи одновременно в двух формах. Таким образом, весь речевой материал, определенный програм- мой для дактильной речи, оказывается основным материалом, на котором дети обучаются устной речи. Исключение составляет сравнительно небольшая часть словаря и фразеологии) которая специально-подобрана для работы над произносительной сторо- ной речи. Об этой работе подробнее будет сказано ниже. Поскольку основной материал для дактильной и устной речи — общий и характеристика его изложена в'предыдущем параграфе,, то излишне останавливаться на содержании данного материала применительно к обучению устной речи. Достаточно лишь напомнить, что программные требования к дактильной, а следовательно, и к устной реч.и располагаются по видам рече- вой коммуникации (понимание и выполнение простейших пору- чений, обращение к товарищу и к учителю с просьбой, понима- ние вопросов и т. д.). В основе формирования общения находит- ся диалогическая речь, начинается обучение с побудительной речи. Все сказанное о первостепенном значении диалогической ре- чи относится в первую очередь именно к устной форме об- щения. Названные в программе образцы фраз представляют собой определенную типологию, обязательную не только для дактиль- ной, но и для устной формы речи. Эти типы фраз развертываются на всем словарном составе, названном в разделе «Обучение дактильной речи». Весь словарь дактильной речи является обя- зательным и для устной речи. Поскольку подбор словаря дактильной речи произведен по принципу потребности в нем, то, следовательно, этот принцип распространяется и на обучение устной речи. Иначе говоря, обу- чение речи как средству социального общения ведется в дактиль- ной и устной формах по единому плану при условии, что овладе- ние дактильной формой.речи на первых этапах работы опережает усвоение устной и служит для нее базой. Причем это опережение относится именно к овладению формой, содержание же в своей основной части является единым. И все же, несмотря на общую основу в обучении языку в двух рассматриваемых формах, формирование устной речи имеет свои особенности, на которых необходимо остановиться подробнее. 98 2. Обучение зрительному восприятию устной речи Овладение устной речью, как -и всякой другой, начинается с ее восприятия, с импрессивной стороны. Однако развитие им- прессивной речи органически связано с формированием экспрес- сивной активной речи детей. Изолированное .рассмотрение их мо- жет быть условным с неизбежными ссылками на вторую сторо- ну процесса. Соотношение между импрессивной и экспрессивной сторонами устной'речи у глухих школьников не такое однознач- ное, как у слышащих, для которых первая всегда более богатая .и опережающая вторую. Для глухих детей восприятие устной речи связано с артику- ляцией, с проговариванием воспринимаемого, материала, а это означает, что они смогут воспринимать то, что усвоено в произ- ношении. Однако при достаточно развитой технике восприятия активное проговаривание, отказывается необязательным. И в са- мом начале обучения, когда артикуляция еще совсем не сформи- рована, дети узнают слова без их проговаривания. На всех эта- пах восприятие новых слов для них составляет особые сложно- сти, и,, чтобы оно состоялось, учитель вынужден прибегать к так- тильно-вибрационной чувствительности (дает возможность ощу- тить струю выдыхаемого воздуха, вибрацию голосовых связок и др.) или к обходным путям -- к письму, к дактилированию. И все же, если бы дети совсем не имели возможности восприятия устной речи, они никогда не смогли бы овладеть ею. Отсюда оче- видна необходимость хотя бы кратко выяснить слагаемые, из ко- торых создаются возможности восприятия устной речи при глухо- те для их использования в обучении. Наша задача в этом плане значительно облегчается тем обстоятельством, что за последние годы опубликовано много работ, освещающих основные из отно- сящихся сюда вопросов '. Трудности зрительного восприятия устной речи сопряжены с тем обстоятельством, что лишь незна- чительная часть артикулем (смыслоразличительных единиц ар- тикуляции, воспринимаемых зрением) доступна для визуального восприятия. К ним относятся гласные, губные и переднеязычные согласные. Причем многие из этих согласных оказываются между собой сходными по способу артикуляции и поэтому не под-'дающимися визуальному различению. В таблице показано, что 42 фонемы русского языка составляют лишь 15 артикуляционных образов (артикулем). Из таблицы следует, что и и ы составляют один зрительно воспринимаемый образ, еще труднее дифференцируются взрыв- ные губные и т. д. Наши наблюдения показывают, что дифференцировок не- 1 См.: Б с л ь т ю к о в В. И. Чтение с губ. М., -1970. О « же. Чтение с губ фонетических элементов речи. М., i!967. Pay Ф. Ф. Механизм восприятия глу- хими устной речи. — В кн.: Устная речь глухих. М., 1973. 7* 99 |