Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 8 9 10 11 ..
Что ты делаешь? При усвоении форм прошедшего вре- мени ставят вопрос: Что он (ты) делал? При усвоении форм будущего времени вопрос ставится перед выпол- нением действия. Получившего поручения и всех осталь- ных спрашивают: Что ты будешь делать? или Что он бу- дет делать? В конце года проводится проверка усвоенной детьми формы разговорной речи с помощью табличек-поручений, составленных на материале различных разделов програм- мы в соответствии с требованиями каждого года. Поручения должны включать весь основной материал использованной в течение года разговорной речи. Про- верка усвоения проводится индивидуально в форме игры с детьми. Контрольные поручения составляются из ус- военных слов, но в новой для детей комбинации. Жела- тельно контрольные таблички специально заготовить, а не брать те, которыми пользовались в году, чтобы ис- ключить запоминание и проверить понимание прочитан- ного предложения, составленного из знакомых слов. К третьему году обучения усложняются и становятся более содержательными фронтальные беседы с детьми, а особенно индивидуальные. Этому способствует програм- мное требование понимать и отвечать на вопросы почему? и зачем?, столь важные для развития познавательной деятельности. Даже беседы и самые краткие диалоги, проводившиеся в прошлом, ограниченные односложными вопросами (такими, как кто? что? что делает? как назы- вается?) и направленные в большей степени на накопле- ние словаря, необходимо сделать теперь более развер- нутыми и не упускать случая спросить, почему происхо- дит то или иное явление, то или иное событие, зачем со- вершается то или иное действие. Примером такого рода бесед могут служить следующие. Воспитанники Малаховского детского дома глухих дошкольников (воспитательница К. И. Фролова) наблю- дали за таянием снега. После того как педагог сделал заключение: Снег тает от тепла, дети проговорили эту фразу самостоятельно и совершенно сознательно. В от- вет на вопрос: Почему вы. так думаете? — один из детей пояснил: Руки тепло. Потом, зажав в руках снег, сказал: Снега нет, вода. Другой ребенок, положив немного снега на руку, начал дышать на него и, показав на образовав- шуюся воду, пояснил: Одинаково солнышко, тепло, снег 136 тает. Эти ответы детей убедительно говорят о той работе с детьми по развитию их познавательной деятельности и речи, которую ведет воспитатель. Воспитательница (того же детскосо дома) К- В. Ер- шова на прогулке показала детям увеличение и умень- шение тени в зависимости от положения солнца. Дети с легкостью и интересом запомнили соответствующие сло- ва, что важно для их развития. Беседуя по картинке Яб- лонской «Утренняя зарядка», мы спросили детей: Как ты думаешь, какая погода? Витя К. ответил: Хорошая, очень хорошая. Мы спросили: А почему ты так думаешь? Витя пояснил: Солнышко. На открытке солнышка не было вид- но, но мы все же спросили: Где солнышко? Витя указал пальцем, что должно было означать там, за окном. Мы спросили: А почему ты думаешь, что там солнце? Витя убежденно, даже несколько удивляясь нашей недогадли- вости, сказал: Тут тень. Шестилетний Витя К. сделал пра- вильное умозаключение, потому что воспитатель провел с детьми соответствующее наблюдение. Характер проведения индивидуальных бесед, подводя- щих детей уже к связному разговорному высказыванию, отражает следующая беседа (одна из многих подобных бесед, проводимых ежедневно на прогулке или в другое свободное от занятий время) с воспитанниками третьего года обучения. Воспитатель. Оля, у тебя красивая шапка. Это но- вая шапка? Девочка повторяет за воспитателем вопрос и утвер- дительно кивает головой. Воспитатель. Скажи «да». Оля. Да, новая. Воспитатель. Кто тебе купил шапку? Оля. Бабушка дала (дополняет словесный ответ же- CTOAI , изображающим движущийся поезд). Воспитатель. Скажи словами «Бабушка при - ехала». О л я. Да. Бабушка приехала, дала шапку. Воспитатель исправляет Олю и говорит дактильно: Подарила. Оля повторяет и после второго раза сама го- ворит правильно всю фразу: Бабушка приехала и пода- рила мне красивую шапку — и от себя добавляет: Ба- бушка добрый, люблю Олю. Воспитатель, акцентируя окончания в словах, говорит: Бабушка добрый? Оля сама 137 |