Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 6 7 8 9 ..
знак. В случае затруднения педагог помогает ребенку. Затем все дети повторяют за ним знак. Потом педагог предъявляет детям соответствующие таблички, которые они пока еще различают только глобально, на которых написано слово верно или слово неверно. Педагог вызы- вает к себе детей по очереди и упражняет их в воспроиз- ведении по подражанию еще пяти-шести дактильных знаков (к, ю, т, л, а). Теперь педагог достает, а затем запускает юлу. Дает ее каждому из детей для рассматривания. Запускает ее на столе. Когда юла останавливается, показывает детям табличку Юла и, укрепив ее в подставке, придвигает к игрушке. Раздает детям конверты со словом юла. То же педагог проделывает и со второй игрушкой — котом. Педагог привлекает внимание детей к игрушкам и таб- личкам, которые к ним подставлены. Расстояние между двумя игрушками, стоящими на столе, должно быть не менее 35—40 сантиметров. Взяв таблички, педагог вни- мательно вглядывается в них, как бы читая, и вновь раскладывает по местам. Делает попытку положить таб- личку со словом кот к юле. Спохватывается, привле- : кает к этому внимание детей и отрицательно качает, головой. Затем ставит ее на место. Так же поступает со второй табличкой. Вновь убирает табличку и предлагает проделать то же самое кому-либо из детей. Так дети учатся глобально различать эти два слова. В этих двух словах детям знакомы все буквы, кроме ю и т. На занятиях стоит задача познакомить их с этими буквами. Поставив подставку с табличкой Юла, педагог, по- следовательно указывая левой рукой на буквы в слове, правой рукой читает, т. е. обозначает знаками буквы в слове. Дети, подражая ему, тоже читают. Прочиты- вают два-три раза вместе. Теперь дети no-одному чи- тают это слово. Педагог следит за правильностью дакти- лирования и в случае необходимости оказывает помощь. Теперь он раздает детям конверты с буквами. Подражая педагогу, дети вынимают из конвертов буквы и склады- вают слово юла, сличая каждую из букв с написанной на конверте. Педагог проверяет правильность выполне- ния задания и делает исправления. Свои буквы он вставляет в наборное полотно. Теперь дети по буквам сличают сложенное ими слово с образцом, предложен- ным педагогом. Педагог приближает к детям табличку со словом юла, вставленную в подставку. Дети вновь убеждаются в том, что они правильно сложили слово. Затем подкладывают к таблице игрушку. Вновь вместе с детьми педагог дактильно проговаривает слово. Повер- нув табличку и указывая на ее оборотную сторону, он предлагает повторить только что прочитанное ими слово. Может случиться, что кто-нибудь из более восприим- чивых детей сразу повторит слово. Если ребенок пока- жет дактильно только одну букву, надо перевернуть табличку'лицом и вновь предложить повторить слово. Таким образом дети уясняют задачу — запомнить новое слово. То же проделывается со словом кот. В последующие дни в других играх педагог и воспитатель упражняют детей в прочитывании слов. Постепенно дети научатся быстро запоминать написанное слово. На первых порах на запоминание слова уходит несколько дней. Последнее из педагогических требова- Ведение __ ннн, к выполнению которого педагоги и и их значение воспитатели должны приступить с самого начала воспитания и обучения детей, — ведение дневников. К- Д. Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она прежде должна узнать его также во всех отношениях». .Очень важно, чтобы сурдопедагоги и воспитатели наблюдали за физическим и психическим состоянием каждого ре- бенка. Изучение детей — не цель, а средство улучшения качества обучения и воспитания. Оно нужно для осуще- ствления необходимого индивидуального подхода. Вести подобные наблюдения необходимо систематически. Осо- бенно следует фиксировать данные наблюдений за речью детей, стараясь уяснить мотивы, побуждающие детей к общению, замечать, обращаются ли дети с речью по собственной инициативе или по побуждению со стороны, а также фиксировать формы общения (нере- чевое, с помощью таблички, дактильное, устное). Записи дают неоценимый материал не только для осуществления воспитательной работы, но и непосред- ственно для формирования у детей речи, они помогают установить, в каких словах дети испытывают потреб- 107 |