Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 5 6 7 8 ..
формальным и сам он не употреблял слова .механически. Даже прочитанное и отраженно повторенное слово мо- жет пройти бесследно для развития речи. Для того чтобы научить детей понимать слова-обра- щения, т. е. положить начало словесному общению, необ- ходимо соблюдать ряд методических правил: 1) не упускать возможности использовать естествен ную ситуацию общения, чтобы обратиться к детям с по мощью 'слова, хотя €ы <и подкрепленного на первых по рах показом; 2) 'проводить специальные игры-упражнения для за крепления соответствующего (словаря и развития навыка словесного общения; 3) обращаться к детям только при условии полного сосредоточения их внимания на обращении (будь то таб личка, дактилъно или устно сказанное слово); 4) четко связывать слово-обращение с соответствую щим действием, а слово-название — с соответствующим предметом; 6) при дактильном и устном обращении добиваться отраженного повторения, а при усвоении дактильного чтения требовать прочитывать написанную табличку; 6) стимулировать и учить детей запоминать прочи- танные по табличке слова. Программной задачей, решение которой Воспитание начинается в подготовительный период, навыка является воспитание у детей навыка от- раженного и устного дактильного прого-варивания при формировании речи. Этот навык развивается на протяжении всех лет обучения, однако дать толчок его развитию необходимо с самого начала. Хотя в подготовительный период обучения новое сло- во представляется в основном в написанном виде, детям дается несколько коротких слов в дактильной форме, например: да, нет, дай, на, все, я, ты. Делается это для того, чтобы сделать содержательным усвоение дактиль- ных знаков еще до обучения чтению непосредственно в общении. Точно так же, чтобы привлечь внимание и дать установку и на чтение с губ, для глобального восприятия детьми в общении используются перечисленные выше слова и слова вроде: привет, спасибо, помоги, идите. Уже на материале этого небольшого количества слов 90 у детей нужно развивать привычку отраженного повто- рения в устной и дактильной форме. По существу это то- же подражание. Выполнение описанных упражнений подготовило пальцы -к дактилированию, а речевые орга- ны — к артикуляции. Цель развития этого навыка — активизация внимания у детей при словесном общении. Кроме того, отраженное прО'Говаривание (устное при чтении с губ и дактилыное) облегчает восприятие речи и делает его более точным. Разумеется, воспитание этого навыка становится воз- можным лишь при наличии элементарного умения под- ражать. Как только ребенок научится воспринимать слово с руки и подражать, от него следует требовать отраженного дактильного проговаривания. Чтение с губ и отраженное устное проговаривание непрерывно совер- шенствуются по мере обучения детей произношению 1 . В начальном периоде обучения дактильное чтение является средством, с помощью которого ребенок усваи- вает словесную речь, узнает новые слова. К концу проведения всего цикла реко- °5^ е ™ е „ мендуемых упражнений дети оказывают. ДаКТИЛЬНОМу чтению ся подготовленными к зрительному 'вос- приятию различных чрор'м словесной ре- чи. Они уже воспроизводят дактильные знаки по подражанию и глобально, т. е. целостно, различают не- сколько слов и выражений по .табличкам и с губ. Как было показано, путем глобального чтения табли- чек детей учат воспринимать слово как знайб^ую единицу речи, как сигнал к действию и как средство обозначения предметов окружающего мира. Но глобальное чтение— это лишь зрительное различение слов в форме сигналов. Характер восприятия в этом случае не отличается от восприятия других бессловесных сигналов, в то время как усвоение слова предусматривает в качестве исходного момента знание его звукового или буквенного состава. Теперь в соответствии с основным принципом, поло- женным в основу системы формирования речи, предстоит перейти к обучению детей дактильному чтению.,Под этим подразумевается умение обозначать дактильным 'знаком 1 Однако чтобы не закрепить таким путем неправильное произно- шение отдельных звуков, следует допускать отраженное произнесение Только правильно произносимых звуков. 91 |