Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - часть 5

 

 

того,   чтобы   его   коллективно   отмечать.   Тут   же   должен

быть   определен   срок   пребывания   ребенка   в   детском   са

ду   (3,   4,   5   лет).   В   него   же   вписываются   сведения   о   до

машних   условиях,   имена   родных,   с   которыми   живет   ре

бенок.  В   личном  деле   должна   быть   фотография  ребенка

и   близких   родных;   при   этом   на   оборотной   стороне   фото

графий   должны   быть   записаны   их   имена.   В   личном   деле

отмечаются   известные   или   даже   предполагаемые   причи

ны   поражения   слуха.   Там   же   хранятся   заключения   ото

ларинголога,   психоневролога,   педиатра.   Необходимо

выяснить у родных, были ли попытки учить ребенка речи

и   к ак о в ы   р е з у ль т а т ы .   Р о д и т е л я м   з а д а ю т с я   в о п р о с ы

о   физическом   состоянии   ребенка.   В   этой   связи   выяс

няется,   есть   ли   у   него   склонность   к   простудным   заболе

ваниям,   быстро   ли   утомляется,   требуется   ли   какая-ни

будь   диета.   В   личном   деле   должны   найти   отражение   и

бытовые   навыки   ребенка:   умеет   ли   он   самостоятельно

одеваться,   есть,   пользоваться   туалетом.   Там   же   фикси-

руется,   каково   его   любимое   занятие,   есть   ли   любимая

игрушка   (хорошо,   если   эту   игрушку   ребенок   принесет

с собой в детский сад).

Следует расспросить  об  особенностях характера ре 

бенка:   каковы   его   взаимоотношения   с   окружающими, 

сверстниками и взрослыми. Надо выяснить, каковы наи 

более успешные меры воздействия на ребенка.

Очень важно правильно приготовить для

Подготовка       детей помещение. Комнаты следует обо-

д

Р

етей

У

рудовать мебелью, соответствующей воз

расту   детей   (общие   указания   к   расста

новке   мебели   вы   найдете   в   соответствующих   пособиях

[63],   1[65].   Надо   выбрать   место   для   кукольного   уголка,

где   красиво   расположить   кукольную   мебель   и   другие

игрушки.   Следует   аккуратно   расставить   в   шкафах   куби

ки,   настольный   строительный   материал,   движущиеся   за

водные игрушки.

В   специальной   комнате   надо   иметь   установку   с   на

ушниками   для   детей   с   остатками   слуха   (желательно

оборудовать   такой   установкой   и   групповую   комнату)

(рис.   4).   Кроме   того,   сейчас   есть   возможность   использо

вать и другие технические средства, помогающие вос-

1

 В. А. М а к а в е е в.  Экспериментальная установка для тактильно

вибрационного восприятия. «Специальная школа», № 6, 1967.

58

Рис. 4. В слуховом кабинете.

приятию речи на слух, улучшению качества произноше

ния   и   путем   использования   тактильно-вибрационных

воздействий.

В   группе   должны   быть   различные   звучащие   и   музы

кальные   игрушки:   бубен,   барабаны,   дудки,   гармошки,

погремушки, колокольчики и др.

Необходимо иметь правильно подобранную (по росту

детей) мебель в групповой комнате, в зале надо устано

вить специальные снаряды, на которых дети делают физи

ческие упражнения. Следует иметь оборудование для за

каливания детей и т. п. Среди глухих детей есть большое

количество  физически  ослабленных детей.  У многих  де

тей вес грудной клетки и ее окружность ниже тех, кото

рые   должны   быть   при   их   росте.   Поэтому   специалисты

рекомендуют   в   столах,   за   которыми   занимаются   дети,

сделать  выемки перед грудью  каждого  ребенка,   чтобы

руки   ребенка   лежали   на   выступающих   справа   и   слева

поверхностях стола. На первом году обучения на столи

ках   следует   иметь   подлокотники,   благодаря   чему   облег

чается процесс дактилирования.

Кровати должны строго соответствовать росту детей.

Дети, имеющие нарушения осанки, должны спать на тю

фяке, под которым положен щит,

59

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. о. Наборное полотно.

В   каждой   групповой   комнате   должно   быть   наборное

полотно  (рис. 5)  и зеркало  для работы над  произноше-

нием.   Зеркало   используется   в   часы   индивидуальных   за-

нятий.   В   остальное   время,   чтобы   не   отвлекать   детей,

зеркало должно быть задернуто занавеской. Надо также

приготовить подставки для табличек (рис. 6), различные

60

 

игры и пособия, с помощью

которых   воспитывается

внимание: цветные  вкладки

(красные,   синие,   желтые,

зеленые), однотонная доска

с   цветными  вкладышами

(красными,

 синими,

желтыми,

 

зелеными),

геометрическая   мо-

1  

заика,

счетные  палочки,  цветные   флажки   и  пла-\

точки,  разрезные  картинки из 2—4 частей,

мелкие игрушки, черпачок для

вылавливания   шариков   из

банки,   сачок   для   вылав-

ливания   игрушечных   рыбок,

полая

трубка   и   стержни   для

выталкивания

 игрушек,

колечки   и   палочки,   чтобы

придвигать   их   к   себе,

предметные

 

картинки,

стержни   с  кольцами,  башенки   в   5—6   колец   убывающего

размера, коробочки, баночки, шары с мелочью, трехмест-

ные  цветные  яйца,   матрешки;   различные   игрушки   —   ре-

зиновые,   целлулоидные,   деревянные   плоские   с   подстав-

ками;   два-три   ярких,   красочных   мешочка   с   разнообраз-

ными  парами   игрушек,  а  также   движущиеся  и   заводные

игрушки.

Для проведения упражнений на сличение следует ис-

пользовать   таблицы,   которые   педагоги   и   воспитатели

изготовляют сами (см. рис. 8 на стр. 72—73). Со време-

нем, когда дети начнут знакомиться с дактилологией, надо

повесить   в   групповой   комнате   таблицу   с   дактильной

азбукой. Кроме того, надо разрезать и наклеить на кар-

тон два экземпляра дактильной азбуки. Они используют-

ся при проведении игр и упражнений на запоминание

и воспроизведение дактильных знаков.

Чрезвычайно важным условием полно-

к выполн°

ВКа

 денного развития детей является выпол-

режима

нение установленного для детского сада

режима   дня.   Повторяемость   режимных

моментов,   привычная   последовательность   действий   по-

могают выработать у детей устойчивые навыки поведе-

61

I [

ПОЗДОРОВАЙСЯ

 !I   Гдд        ,

ЬМ

||

И1

|||

ГЕЩЕ'] 

|

 ^ {ХОРОШО]

МОЖНО I. .I BCTAKbTEJ [СЯДЬТЕ

ИДИТЕ 

 

 ГУЛЯТЬ!

 

    

   

...

   [ПРИНЕСИ КУКЛУ

 

 

БУДЕМ

 

ИГРАТЬ

)    [сядь 

ХОРОШО

Рис. 6. Образец подставок для табличек.

МИШКА

МЯЧ

ПИРАМИДКА

Рис. 7. Образец карточки-лото.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ния. В то же время правильно построенный процесс вос-

питания — зто одно из благоприятных условий для фор-

мирования обиходной речи в условиях непосредственного

общения  с  детьми.   Вот  почему с   первого  дня   прихода

детей в детский сад следует правильно организовать ре-

жим   (питание,   сон,   отдых,   закаливание,   прогулку)   и   по-

следовательно   осуществлять   его.   Выполнение   режима

целиком   зависит   от   того,   насколько   строго   и   неуклонно

взрослые   проводят   в   жизнь   установленные   ими   же

нормы.

Подготавливаясь   к   приему   самых   маленьких   детей,

взрослые отмечают в своих тетрадях, что нужно, можно,

нельзя   делать   детям,   которые   придут   в   их   группу.   По-

следовательность   предъявления   детям   правил   поведения

определена   программой   воспитания.   Малышам   предъяв-

ляется   сравнительно   небольшое   число   требований.   Но

очень   важно   предъявлять   их   уже   с   самого   начала.   До-

говоренность   педагога   и   воспитателей   обеспечит   то

единство требований, которое только и может обеспечить

эффект   обучения   и   воспитания.   Разумеется,   определяя

требования,   необходимо   учитывать   возможность   их   вы-

полнения и обеспечить соответствующие условия.

Приводим некоторые из таких требований. С самого

начала следует ввести ряд правил.

Что  нужно.   Нужно    приветствовать   при   встрече 

(сначала это просто кивок головы). Действовать по сло-

весному  сигналу   взрослых.  При  обращении,   особенно к 

взрослым,   пользоваться   словом   (разумеется,  в  той 

форме, какая соответствует возможностям детей на раз-

ных уровнях их развития: с помощью таблички, дактиль-

но, устно). В соответствующих  ситуациях пользоваться 

словами можно, пожалуйста, спасибо и т. д. Разговари-

вать надо спокойно, глядя собеседнику в глаза. Не сле-

дует кричать. Нужно стараться произносить и дактили-

ровать  четко.   В   спальне   надо   складывать   аккуратно 

одежду, не становиться босыми ногами на пол. За сто-

лом надо есть аккуратно, порцию доедать до конца; поев, 

класть прибор на тарелку. На занятиях надо смотреть 

на педагога, воспитателя. В подходящих случаях спра-

шивать, как называется, как сказать и т. п.

Что   можно.   Можно   брать   любую   незанятую   иг-

рушку   в   свободное   время.   Можно   попросить   игрушку,

добавки еды. Можно пойти играть, если устал зани-

62

маться.   Можно   попросить   повторить   слово,   если   йё

понял,  показав табличку  со словом  повтори.  Можно по-

просить играть в другую игру, а не в ту, которую пред-

лагают, и т. п.

Чего  нельзя.   Нельзя  становиться   босыми  ногами

на пол, брызгаться при умывании, запрокидывать ноги

на   стул,   усаживаясь   за   стол.   Нельзя   кричать,   драться.

Нельзя отбирать игрушки у товарища, ломать их, рвать,

разбрасывать;   без   разрешения   уходить   с   занятий,   убе-

гать от старших на прогулке и т. д.

• Разумеется, что дело не ограничивается этими немно-

гими правилами. Они даны лишь как образцы и должны

быть пополнены и заменены в конкретных условиях вос-

питания.

Детям не сообщают этих и подобных им правил,

а строго, единодушно и постоянно требуют их выполне-

ния.   Этим   обеспечивается   усвоение   норм   поведения   и

понимание слов можно, нельзя, нужно.

Разумеется, даже глухому малышу гораздо легче за-

поминать   слова  можно,   нельзя,   нужно,  чем   понять   за-

ключенный в них смысл.

Постепенно у детей накапливается опыт правильного

поведения.   Конечно,   подлинное   осознание   этих   понятий

придет   позднее,   но   заложить   основу   нравственного,

культурного поведения необходимо в самом начале.

В возрасте пяти-шести лет,  по мере  усвоения  детьми

правил   поведения,   педагоги   открывают   перед   ними

нравственную   основу   этих   правил:   «Надо   помочь   Вове,

потому что он маленький»; «Надо дать стул тете Вале,

потому что ей трудно стоять».

Запрещая   что-либо   или   побуждая   ребенка   к   дей-

ствию, ему непременно нужно объяснить смысл запрета

или   побуждения,   спрашивая   при   случае,   почему   нельзя,

почему можно.

Занятия в подготовительный период яв-

значение

подгоотовительных       ляются подготовкой детей к

эффективно-

упражнений        

М

У   обучению.  Для   этого   используются

всевозможные  игры-упражнения,  в  про-

цессе    которых    развиваются    сенсорные    способности

(восприятие,  ощущение),  произвольное  внимание,  под-

ажание, умение запоминать. Все это является необхо-

димым  условием  формирования  умственной  и речевой

Деятельности детей.

63

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Понятие  умственная   деятельность  является   очень

емким.   Говоря   о   развитии   умственной   деятельности   ма-

ленького   глухого   ребенка,   имеют   в   виду   не   только

формирование   представлений   о   простейших   явлениях

окружающей   жизни,   но   и   воспитание   интеллектуаль -

ных умений.

Это   значит,   что   на   занятиях   по   формированию   пред-

ставлений,   различного   рода   обобщений,   необходимого

минимума   элементарных   понятий   детей   надо   учить

наблюдать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное

в   наблюдаемых   явлениях,   понимать   элементарные   при-

чинные зависимости.

Разумеется,   это   осуществляется   не   только   на   заня-

тиях и не только сурдопедагогом. Однако, поскольку

в данной главе речь идет о занятиях, проводимых сурдо-

педагогом,   мы   ограничиваемся   теми   рекомендациями,

которые   могут   быть   реализованы   на   занятиях,   направ-

ленных на формирование мышления и речи.

Познание окружающей действительности

Развитие

основывается   прежде  всего   на   ощуще-

сенсорных

J

способностей       ниях и восприятиях, которые составляют 

основу таких сложных психических процессов, как 

память, мышление, воображение.

Восприятие   играет   важнейшую   роль   в   различных

видах   деятельности   и   значительно   опережает   начало

развития речи. Уже со второго-третьего месяца жизни

у   любого   ребенка  начинает   интенсивно   развиваться   зри-

тельное и слуховое восприятие.

Развитие   восприятия,   осуществляемое   в   процессе

предметных   действий,   обеспечивает   накопление   чув-

ственного   опыта   —   этой   необходимой   основы   формиро-

вания   умственной   деятельности   человека.   Восприятие

лежит   в   основе   развития   речи   и   познавательной   дея-

тельности   (любознательность,   понимание   взаимосвязи

простейших   явлений   и  т.  д.).   По   мере   усвоения   речи  она

оказывает   положительное   влияние   на   развитие   и   совер-

шенствование различного рода восприятий. Так, на основе

словесного   обозначения   взрослыми   предметов   и   явлений

окружающего   мира   слышащий   ребенок   начинает

объединять сходные предметы и относить их к однород-

ной   группе.   Обозначая   отдельные   признаки   предметов

словами,   взрослый   тем   самым   учит   ребенка   выделять

эти признаки в предмете и называть их. 64

иное   взаимоотношение   между   восприятием   и   речью

наблюдается у детей с нарушенным слухом.

Известно,   что   все   органы   чувств   человека   функцио-

нируют   в   тесном   взаимодействии,   как   единая   система.

Нарушение   слуха   перестраивает   деятельность   сохран-

ных   органов   чувств.   Как   показали   специальные   иссле-

дования [29], [30], до начала обучения при прочих рав -

ных   условиях   восприятие   глухих   детей   отстает   от   вос-

приятия слышащих. Под влиянием обучения это разли-

чие сглаживается.  Развитие зрительного восприятия, ося-

зания,   мышечного   чувства,   а  также   остатков   слуха   —

один  из   путей компенсации  общего   и речевого   недораз-

вития глухого.

Хотя   восприятие   направляет   практическую   деятель-

кость   человека,   его   собственное   развитие   зависит   от

условий   и   характера   этой   деятельности.   Так,   для   вос-

приятия   материальной   стороны   речи   глухим   ребенком,

будь   то   дактильные   знаки,   буквы   или   звуки,   восприни-

маемые   с   губ,   требуется   высокий   уровень   развития   зри-

тельного восприятия. В свою очередь благодаря раннему

специальному   обучению   ребенка   зрительному   восприя-

тию различных форм словесной речи глухому ребенку

в процессе такого обучения обеспечено естественное раз-

витие не только зрительного, но и кожного, мышечного

и   даже   слухового   восприятия,   которые   привлекаются

при формировании речи.

Развитие   зрительного   восприятия   необходимо   не

только   для   формирования   навыков   отраженного   дакти-

лирования и произнесения. Оно непосредственно связано

со   способностью   детей   зрительно   различать   и   воспро-

изводить   по   подражанию   дактильные   знаки   и   видимые

звуки   речи.   Когда   начинается   работа   над   голосом   и   по-

становкой   звуков,   в   этом   процессе   используются   и   так-

тильно-двигательные  (осязательные)  и   вибрационные,

а в некоторых случаях слуховые ощущения. Все они слу-

жат   компенсации   пораженного   слуха,   на   основе   кото-

рого у слышащего ребенка развивается речь.

Учитывая   необходимость   использовать   сохранные

анализаторы   как   средство   компенсации   пораженного

слуха,   становится   особенно   очевидной   необходимость

специального   развития   у   детей   сохранных   органов

чувств.

О      Б. Д.  Корсунская

65

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Программа   обучения   предусматривает   развитие

у   глухого   ребенка   его   сенсорных   способностей.   Многие

упражнения включены уже в цикл так называемых под-

готовительных   упражнений.   Однако   это   развитие   дол-

жно осуществляться главным образом на основе форми-

рования   у   детей   целесообразной,   жизненно   важной,

характерной   для   их   возраста   деятельности.   Обучение

речи   представляет   для   этого   неограниченные   возмож-

ности.   Здесь   не   просто   упражняется   зрительное,   осяза-

тельное или какое-либо другое восприятие на отвлечен-

ном дидактическом материале. Детей учат необходимым

умениям:   различать   буквы,   дактильные   знаки,   отдель-

ные слова. Возможность использовать юс в общении как

раз   и   зависит   от   способности   такого   различения.   От

тонкости   различения   кинестетических   ощущений   при

обучении   артикуляции   зависит   усвоение   произношения

того или иного звука, слова.

Знакомя детей с окружающими предметами, обучая

их   воспринимать,   детей   одновременно   учат   точно   обо-

значать   цвета,   форму,   пространственные   отношения,

обеспечивая   тем   самым   накопление   содержательного

словаря. В свою очередь специальные игры и упражне-

ния,   проводимые   для   развития   сенсорных   способностей,

необходимо использовать для накопления детьми содер-

жательного словаря.

Обучая   дошкольников   сопоставлению   предметов,

различению их по цвету, форме, по расположению в про-

странстве,   развивая   их   осязательные,   кожные   и   даже

слуховые ощущения, детей подготавливают и к усвоению

соответствующих слов-названий.

По   существу,   через   некоторое   время   (по   окончании

подготовительного   периода)   эти   же   игры   и   упражнения

будут   служить   формированию   речи.   Они   будут   исполь-

зованы   на   занятиях,   посвященных   уточнению   представ-

лений,   формированию   элементарных   понятий,   обобще-

ний,   связанных   с   ориентировкой   в   пространстве.   Таким

образом, не только зрительные и осязательные, но и слу-

ховые   сенсорные   способности   детей   будут   совершен-

ствоваться. Почти у всех глухих детей имеются  хотя бы

минимальные   остатки   слуха.   Использование   озвученных

игрушек   во   время   проведения   специальных   игр   и   инди-

видуальная работа на специальном приборе служат раз-

витию слухового восприятия [51], [57]. 66

Задачи, стоящие перед педагогом в подготовительный

период, тесно связаны друг с другом. Так, все упражне-

ния, предлагаемые для воспитания навыка подражания

и   развития   внимания,   зависят   от   уровня   развития   вос-

приятия и непосредственно служат его развитию.

Внимание,   будучи   важнейшей   функцией

психической   деятельности,   одновременно

является   условием   развития   любой   дея-

тельности. Специальное воспитание внимания необходи-

мо для компенсаторного развития ребенка.

Особенность   внимания   детей   раннего   дошкольного

возраста   —   его   непроизвольный,   непреднамеренный   ха-

рактер.   С   непроизвольным   вниманием   ребенок   при-

ходит   в   детский   сад.   Оно   коротко   и   непосредственно

обусловлено   привлекательностью   и   новизной   восприни-

маемых   предметов   и   явлений.   Задача   педагога   заклю-

чается   в   воспитании   у   детей   произвольного   внимания.

Надо научить ребенка сравнительно быстро переключать

свое внимание с одного предмета на другой. Однако каких-

то   специальных   упражнений   изыскивать   для   того   не

следует. Развитие внимания детей должно осуществляться

на том же учебном материале, который используется для

развития   восприятия   и   способности   подражать.   Его

развитие   происходит   в   связи   с   формированием   у   детей

необходимых   навыков   дактилирования,   артикуляции,

всевозможных видов ручной деятельности.

В развитии внимания большое значение имеет и ин-

терес   детей   к   выполняемым   упражнениям,   который   не

следует   смешивать   с   интересом,   обусловленным   лишь

внешней   привлекательностью   объектов,   используемых

на   занятиях.   Задача   заключается   в   том,   чтобы   произ-

вольное   внимание   развивалось  на   основе   возникшего  у

детей   в   процессе   занятий   интереса   к   различным   упраж-

нениям.

Как указывает специальное исследование, к овладе-

нию новыми умениями, способами работы ребенка долж-

на   побуждать   не   внешняя   занимательность   объекта,   а

само занятие определенной деятельностью и испытывае-

мая при этом радость [43].

У детей трех-четырех лет цель и мотив деятельности

совпадают. Само умение выполнить действие может быть

Для детей этого возраста и мотивом, т. е. тем, что побуж-

дает их к действию.

67

Развитие 

внимания

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Способом поддержания внимания может служить по-

ощрение за правильное выполнение действий, составляю-

щих содержание упражнений. Необходимо воспитать

у детей сознательное отношение к умению сосредоточиться

на том или ином объекте. Надо помочь детям установить

причинную   зависимость   между   'Сосредоточением

внимания на объекте, качеством выполнения задания

и полученной похвалой. Нужно, чтобы ребенок понял, что

похвала   —   результат   того,   что   он   правильно   выполнил

необходимое действие, а правильное выполнение обуслов-

лено наличием необходимого внимания. Разумеется, что

развитие внимания на данном этапе происходит не только

на   основе   словесного   подкрепления  (правильно,   моло-

дец), но ,и на основе сравнения правильно и неправиль-

но выполненного действия.

Необходимо   помнить,   что   глухой   ребенок   ориенти-

руется главным образом на основе зрительного восприя-

тия. Поэтому во время проведения всевозможных упраж-

нений,   требующих   большого   внимания,   необходимо

проявлять особо 'бережное отношение к зрению детей.

Умение   сосредоточить   внимание   на   том   или   ином

объекте по определенному сигналу говорит о том, что

у   детей   развит   первичный   навык   произвольного   вни-

мания.   Одновременно   это   один   из   признаков,   харак-

теризующих   момент   завершения   подготовительного   пе-

риода обучения.

Подражание   —   это   способ   обучения   и

способ усвоения. Как и внимание, оно может

быть   непроизвольным   и   произвольным,

осознанным. Именно путем подражания взрослым глухой

ребенок, как и слышащий, овладевает многими формами

поведения,   приобретает   навыки   и   умения.   Внимание   —

необходимое   условие   развития   у   детей   сознательного

подражания.   В   то   же   время   упражнение   в  подражании

совершенствует внимание.

Самых   маленьких   воспитанников   начинают   обучать

подражанию в ходе совместного выполнения действий.

В начале обучения рукам ребенка придается нужное по-

ложение   самим   обучающим.   Постепенно,   идя   от   этих

пассивных действий, ребенок приучается действовать са-

мостоятельно по образцу, который дается ему взрослыми.

Развитие навыка подражания должно осуществляться  на

целесообразных, необходимых для развития ребенка
68

действиях.   Для   развития   подражания   используются   и

упражнения, имеющие целью развитие движений. Такие

упражнения  проводятся  воспитателем.  На  первых порах

обучения эти занятия ведутся сурдопедагогом.

"Дети   учатся   подражать   движениям,   связанным   с   их

бытом.   Они  учатся   закатывать  рукава,   открывать  кран,

мыть   руки,   вытираться,   отодвигать   стульчик,   садиться,

вставать,   держать   ложку,   чашку,   действовать   разными

игрушками, ставить их на место, здороваться и прощать-

ся и т. д. Обучение детей всем этим действиям предусмот-

рено программой.

Способность ребенка подражать совершенствуется на

протяжении всех лет его пребывания в детском саду.

К   концу   подготовительного   периода   дети  должны  уметь

отраженно   дактилировать   и   отраженно   повторять   три-

четыре зрительно различаемых звука.

Для   развития   подражания   используются   игровые

действия, предусмотренные разделом программы «Игры»,

и   действия,   подготавливающие   детей   к   рисованию,   кон-

струированию и даже счету. Развитие навыка подража-

ния должно происходить в процессе выполнения тех дей-

ствий, которые необходимы ребенку для жизни и учения.

Среди прочих движений, используемых для развития

навыка подражания, большое значение имеют упражне-

ния в подражании движениям пальцев. Такие упражне-

ния   подготавливают   детей   к   зрительному   различению

дактильных знаков, а их руки —• к самостоятельному дак-

тилированию.

Для того чтобы правильно организовать этот важней-

ший для глухого ребенка  процесс,  педагог должен учи-

тывать сущность процесса подражания и особенности

его протекания у маленького ребенка вообще и глухого

в частности.

Что значит учить правильно подражать на этом, пер-

вом этапе обучения? От каких условий зависит эта пра-

вильность?

Во-первых,   необходимо   обеспечить   предъявление

стандартных   образцов   для   подражания.   С   этой   точки

зрения должна быть полная договоренность между всеми

воспитателями, т. е. должен соблюдаться принцип един-

ства требований.

Во-вторых, должна быть обеспечена четкость и точ-

эсть показа. Детей следует учить сравнивать собствен-

69

Развитие

подражания

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ные действия с предлагаемым образцом, подмечать и ис

правлять   недостатки.   По   мере   развития   интереса   к

выполнению   различных   действий   и   формирования   соот

ветствующей потребности в их выполнении у детей совер

шенствуется   и   навык   подражания.   Однако   при   этом   не

обходимо помотать детям  выделять наиболее  существен

ное   в   объекте   подражания.   Так,   например,   им   следует

знать,   что   при   дактилировании   важно   прикладывать

большой палец к определенному пальцу, иначе может по-

лучиться  р  вместо  н,  или  наоборот;   ребенку  нужно  разъ

яснить,   что   при   воспроизведении   круга   его   величина   яв

ляется второстепенным фактором.

В-третьих,   обучая   подражанию,   необходимо  идти  от

пассивного подражания к активному подражанию на ос-

нове   восприятия,   а   затем   на   основе   представления.   От

подражания   во   многом   зависят   успех   и   быстрота   фор-

мирования речи глухих дошкольников.

Известно,   что   в   раннем возрасте даже

Развиттие

мышление ребенка во многом определяет.

памяти

тт

ся его памятью, опирается на память. Что

касается   речи,   то   запоминание   слов—'Обязательное   ус

ловие   ее   развития.   Необходимость   зрительного   восприя

тия   речи   очень   усложняет   для   глухого   ребенка   процесс

запоминания   слова.   Использование   двигательных   ощу

щений   при   дактилировании   и   усвоении   произношения

слова в какой-то мере компенсирует отсутствие слухового

восприятия   дошкольниками   речи.   Но   все   же   процесс   за

поминания слов глухими значительно сложнее, чем у

слышащих.

Существует тесная взаимозависимость между общим

и речевым развитием детей, с одной стороны, и разви

тием их памяти —с другой. Специально проведенное на

ми исследование показало, как велика, разница в способ

ности детей запомнить  слова   на   разных этапах  их  раз

вития.

Как   быстро   развивается   эта   способность   под   влия

нием обучения?

В развитии памяти, как и в развитии внимания и под

ражания, большое значение имеет потребность, мотив и

интерес детей к тому, что следует запомнить.

Немаловажным   условием   запоминания   являются   и

индивидуальные особенности детей. Правда, с выводами

о способностях того или иного ребенка к запоминанию

70

спешить Не стоит опять-таки потому, что, с одной сторо

ны,   навык   этот   сравнительно   легко   воспитывается   и   со

вершенствуется,   а   с   другой,   потому,   что   даже   очень

способный   ребенок   без   необходимой   практики   с   трудом

запоминает новые слова 

1

.

После   проведения   упражнений   на   безречевом   мате

риале,   по   мере   развития   у   детей   элементарного   навыка

•произвольного запоминания их необходимо начать учить

произвольно запоминать слова.  Под этим  понимается  ус

воение буквенного состава слова и правильное соотнесе

ние   с   тем   или   иным   явлением.   Для   этого   следует   при

влекать   внимание   детей   к   различию   букв,   дактильных

знаков,   артикуляции.   Специально   проведенное   нами   ис

следование   показало,   что   при   этом   значительно   облег

чается   и   ускоряется   запоминание.   Детям,   например,

показывают, что малейшее увеличение окружности рта

при   произнесении   звука  у  приводит   к   тому,   что   он   пре

вращается   в  о.  Точно   так   же   виимание   привлекается   к

положению   пальцев   рук   при   дактилировании.   При   изу

чении букв следует указать на сходство некоторых знаков

с буквами  (о,  п, л,  с, э).  Следует сопоставлять между

собой и написанные буквы.

Разумеется,   что   указанные   сопоставления   следует

осуществлять   не   назойливо,   а   как  бы  играя.   При   этом

эффект запоминания значительно повышается.

Умение  запоминать совершенствуется  по  мере  разви

тия ребенка в процессе его обучения. Если в конце пер

вого месяца обучения дети запоминают слово из четырех

букв   и   умеют   его   дактильно   самостоятельно   воспроиз

вести   по   памяти   после   60—80   повторений   (колебания

зависят -от индивидуальных способностей детей и от бук

венного состава слов), через три месяца число повторе

ний сокращается   до девяти—двенадцати,  к  концу  года

дело   ограничивается   двумя—четырьмя   повторениями.

При этом значительно улучшается и прочность запомина

ния.   От   условий   общения   в   широком   смысле   слова,

включая :в это понятие и приемы обучения, зависит успех

запоминания слов.

При каких условиях дети запоминают слова наиболее

быстро?

См.: Т. В. Р о з а н о в а .   Узнавание глухими детьми зрительно 

принимаемого материала. «Тезисы V научной сессии по дефектоло-

и». М., «Просвещение», 1967.

71

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Если   слово   дается   детям   в   связи   с   возникшей   у   них

потребностью выразить что-либо с помощью этого слова

или назвать заинтересовавший их предмет, действие, яв-

ление;

если слово дается не изолированно, а в определенной

системе   (лексической,   грамматической   или   фонетичес-

кой), а также в том случае, если оно дается в сочетании

с хорошо усвоенными словами;

если перед детьми специально, в доступной им форме,

поставлена задача запомнить;

если в каждом данном случае имеется мотив для за-

поминания. Так, например, ребенку может быть предло-

жено запомнить слово, чтобы затем с его помощью обра-

титься с просьбой;

если   ребенку   даются   приемы,   помогающие   запоми-

нанию.   Например,   при   запоминании   слова  столовая,

ребенку   указывают   на   знакомый   ему   корень   слова

(стол),  а   для   запоминания   слова  самолет  ребенку   по-

казывают, что оно состоит из двух знакомых слов  сам  и

летит.

Естественно, что детей учат и от них требуют запоми-

нания только тех слов, которые им понятны и необходи-

мы   для   общения   и   развития   познавательной   деятель-

ности. Проведенное нами исследование показало, что де-

ти запоминают понятные им слова в среднем в четыре

раза быстрее, чем непонятные.

И наконец, в процессе специального обучения слово

на   занятиях   при  прочих  равных   условиях   ,в  подготови-

тельный период обучения усваивается детьми трех-четы-

73

Рис. 8. Образцы пособий для развития внимания,

наблюдательности, памяти.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..