Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 3 4 ..
щении с ребенком дактильной речью, обязаны строго следить за собственной техникой дактилирования, т. е. за правильным положением кисти руки и точным пока зом знаков. Говорить следует правой рукой. Положение руки при дактилировании представлено на рисунке 1. Угол на клона кисти не более 30°. Двигаться при разговоре дол жны главным образом пальцы, и лишь в случае необхо димости делается минимальный поворот кисти, напри мер при воспроизведении знаков г, ш и т. д. Кисть должна быть обращена к ребенку; поворачивать ее к себе и от себя не следует, так как это затрудняет вос приятие речи; локоть должен быть прижат к туловищу и по возможности оставаться неподвижным. Показывая знак, необходимо мысленно готовить следующий за Каждый знак, особенно на первом году обучения, должен воспроизводиться говорящим четко. Наряду с этим должна быть соблюдена слитность проговарива-ния, т. е. связь между знаками. Соблюдение указаний по технике дактилирования обеспечивает хороший дактильный почерк детей; что касается темпа, то он приходит со временем. В началь ный период обучения не рекомендуется, обращаясь к де тям, говорить быстро, так как быстрый темп дактильной речи препятствует ее усвоению и стирает главное пре имущество, которое имеет для глухого дактильная речь перед устной, — четкое восприятие каждой буквы в сло ве. Маленькие дети, особенно на начальном этапе обуче- ния, не воспринимают слово, а тем более предложение полноценно, т. е. каждую букву в нем, а улавливают лишь общий его контур, аналогично тому, как это имеет место при глобальном схватывании слов с губ или напи санного на табличке. При быстром дактилировании ха рактер восприятия слов уподобляется глобальному вос приятию речи с губ и процесс усвоения буквенного состава слов затягивается. На начальном этапе обуче ния только четкое отраженное даетишщовани детьми обеспечивает точное восприятие ими букв в слове. По этому дактильная речь взрослых на первом году обуче- ния должна быть слитной, но несколько замедленной. От четкости восприятия знаков зависит точность усвоения состава слова. 29 |