Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 3 ..
чению словесной речи глухих школьников. Р. М. Боскис сделала попытку разграничить словесную и звуковую речь. В исследовании было раскрыто значение письмен- ной речи как особой психической функции./ Положение это оказалось очень продуктивным для всего дальнейшего хода борьбы за повышение резуль- татов обучения глухих детей, в том числе и дошколь- ников. В конце 30-х годов (в 1938 г.) Министерством просве- щения РСФСР было созвано Всероссийское совещание по вопросам обучения и воспитания глухонемых детей. В установочном докладе И. И. Данюшевского J была дана справедливая и обоснованная критика действовав- шей системы обучения глухонемых. В докладе указыва- лось, что основной причиной неудовлетворительных ре- зультатов обучения речи глухих школьников является смешение словесной и звуковой речи. Эта теоретическая путаница на практике приводила к тому, что развитие ребенка ставилось в зависимость от овладения им про- изношением. В докладах и принятых по ним резолюциям были сформулированы требования, которые привели_ к прин- ципиальной перестройке системы школьного обучения. Были внесены конкретные предложения, направленные на усовершенствование всего процесса обучения и вос- питания глухих школьников. Особое внимание было уде- лено широкому использованию письменной формы речи, ее развитию у глухих, независимо от успехов в усвоении ими произношения. Было выдвинуто предложение ис- пользовать при обучении дактильную форму речи. Однако важно подчеркнуть, что использовать дактило- логию рекомендовалось лишь с третьего класса. Такое ограничение было связано с опасением, что раннее использование дактилологии явится препятствием для развития у детей устной речи (Ф. A. Pay) 2 . 1 См.: И. И. Данюшевский. Принципы обучения и воспита ния глухонемых детей. «Всероссийское совещание по вопросам обу чения и воспитания глухонемых». Тезисы доклада. Наркомпрос РСФСР, 1938, ст,р. 5. 2 См.: Ф. A. Pay. Методы первоначального обучения глухоне мых словесной речи. «Всероссийское совещание по вопросам обуче ния и воспитания глухонемых детей». Тезисы докладов. Наркомпрос РСФСР, 1938, стр. 20. 14 Специально о содержании и методах обучения глу- хих дошкольников на этом совещании ничего не говори- лось хотя указывалось на дошкольное воспитание как на условие, повышающее эффективность школьного обучения. Однако не представляет сомнения, что вскры- тые недостатки системы школьного обучения имели пря- мое отношение и к обучению глухих дошкольников. Если в школе ограниченность чистого устного метода с момента усвоения детьми грамоты в какой-то мере компенсировалась, то в детском саду, где обучение гра- моте либо вовсе не осуществлялось, либо проводилось в самой элементарной форме с детьми семи лет, просче- ты метода выступали еще более явственно. Перестройка в области школьного обучения заста вила и тех, кто занимался вопросами дошкольного вос питания, обратиться к поискам более эффективных путей и средств обучения маленьких глухих. Так, ис пользование письменной речи в школе побудило Н. A. Pay более широко вводить для подкрепления устного слова карточки с написанными на них словами и в детском саду; ленинградский сурдопедагог Е. П. Му сатова 1 сделала попытку разработать систему формиро вания речи дошкольников на основе письменной речи. Под ее руководством педагог Е. Е. Павлова провела этот опыт в ленинградском детском саду № 1. Цель этого эксперимента заключалась в том, чтобы показать, как с использованием письменной речи возрастает объем и улучшается качество усваиваемой дошкольниками речи. I Этот опыт не оправдал возлагавшихся на него на- дежд, так как не давал возможности превратить речь в средство общения. Письменная речь в силу техниче- ских трудностей не может быть использована дошколь- никами для словесного общения. Использование для этого карточек с написанными на них словами, которые дети различали только глобально, разумеется, нельзя считать словесным общением. К недостаткам метода следует отнести и то, что обу- чение малышей грамоте на основе устной речи, а тем См.: Е. П. Мусатова. Воспитание словесной речи у глухо- яемого дошкольника. Кандидатская диссертация. Л., 1949. 15 |