Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - часть 4

 

 

упражнениях)   педагог   делает   попытку   изменить   поря

док.   В   случае,   если   дети   затрудняются   в   различении

слов,   педагог   показывает   разницу   в   артикуляции   слов,

несколько   утрируя   эту   разницу

1

.   При   этом.он   фиксирует

внимание детей на опорных признаках видимых звуков.

В перечисленных словах это следующие звуки:  on в сло

ве лоб; упы в слове зубы и т. п. Теперь педагог повторяет

слова снова при нормальной артикуляции.

Сначала дети читают с губ слова в определенной по-

следовательности.   Спустя   три-четыре   дня,   в   течение

которых   дети   читают   с   губ   только   эти   слова,   но   распо-

ложенные в различной последовательности, дается вто-

рая   группа   слов,   например   названия   игрушек,   частей

комнаты и т. д. Порядок расположения слов в группах

также   сначала   остается   постоянным,   а   затем   слова

даются вразбивку, т. е. при различном расположении.

При этом надо иметь в виду, что близкие по артикуля

ции слова не должны стоять рядом. Например, рядом

не   должны   стоять   слова  ушируки,   лоброт,   кукла-

юла.  Таким образом, на втором этапе дети учатся читать

слова вразбивку в пределах каждой из групп. Наконец,

на   третьем   этапе   слова   первой   группы   даются   впере

межку со словами второй группы, что выглядит пример

но так:  Покажи голову. Дай паровоз. Дай мяч. Покажи

руки  и   т.   д.   Варианты   эти   каждый   раз   меняются,   как

меняется   и   игра,   которая   используется   для   такого

упражнения.

Умением глобально различать эти слова дети обычно

овладевают   от   7   до   20   дней.   Разница   в   затрачиваемом

времени   зависит   от   возраста,   четкости   проведения

упражнений   и   индивидуальных   особенностей   детей.

Проводя первые упражнения в чтении с губ, необходимо

придерживаться определенных правил:

1. Использовать  группы   слов,   связанных   по   смыс

лу   (например,   названия   частей   лица,   названия  игру

шек).

2. Одновременно работать с небольшим количеством

групп слов  (особенно это относится к словам, которые

дети различают только глобально).

1

  Такая   утрированная   артикуляция   допустима   лишь   с   целью

привлечь внимание детей к различиям в произнесении слов в процессе

специального обучения чтению с губ.

42

3.   В   каждой   группе   должно   быть   не   более   трех-

пяти   слов.   Необходимо   следить,   чтобы   близкие   по   арти

куляции слова не оказывались рядом.

Когда дети научатся различать по табличкам слова,

а некоторые из них дактильно и устно произносить, все

эти слова должны быть включены в текст упражнений

в чтении с губ. Слова, усвоенные в дактильной форме,

дети   начинают   дифференцировать   при   чтении   с   губ   го

раздо скорее, чем слова, которые они учились различать

только глобально.

При   обучении   чтению   с   губ   используются   разнооб

разные игры, например игра «Покажи». В ответ на обра

щение   ведущего:   «Покажи...»   —   дети   показывают   соот

ветствующие предметы. Сначала педагог обращается ко

всей   группе   детей.   Потом,   имея   в   виду   дать   отдохнуть

остальным, задание  дается  двум-трем  детям;  оно может

даваться и кому-либо одному. При этом в такие группы

по   возможности   объединяют   детей,   одинаково   владею

щих   навыком.   Со   временем,   по  мере   того   как   дети   на

учатся говорить, игру ведет кто-либо из воспитанников.

К   концу   первого   года   обучения   более   успевающие   уже

справляются с ролью ведущего.

Для игры подбираются группы слов, объединенных

по  смыслу.   Кроме   того,   поскольку   на   первых   порах   при

ходится   длительно   проводить   упражнения   с   одними   и

теми   же   словами,   для   разнообразия   берутся   аналогич

ные предметам игрушки или картинки с изображением

этих   предметов.   Одновременно   такая   практика   служит

развитию   обобщений,   выраженных   в   соответствующих

словах-названиях.   Используются   и   другие   игры,   напри

мер лото, где изображены соответствующие предметы.

На   этом   этапе   детей   учат,   воспринимая   слово   с   губ,

отраженно повторять его за говорящим. Разумеется, это

пока   еще   неполноценное   слово.   Иногда   дело   ограничи

вается   открыванием   и   закрыванием   рта,   рефлекторным

движением губ в ритме произнесенного слова (фразы).

По мере усвоения детьми отдельных звуков возникает ле-

петное произнесение слова, порой лишь отдельных глас

ных или легко зрительно воспринимаемого согласного.

Обычно   в   литературе   по   дошкольной   сурдопедаго

гике под термином  лепетное  слово имеется в виду более

легкое   для   произнесения,   которое   дается   ребенку   взрос

лыми взамен настоящего, например оп-оп вместо мяч,

43

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

му  вместо  корова.  Мы,   говоря   о   лепетном   произношении,

имеем   в   виду,   что   на   основе   воспитания   у   ребенка   при-

вычки   отраженно   повторять   за   говорящим   у   него   может

получиться  не  полное,  а  лишь   лепетное  слово.  Приведен-

ные   выше   слова   в   этом   случае   могут   выглядеть,   как   ма

(мяч),  ова  (корова).  Иначе  говоря,   ребенок  произносит

в доступной ему форме то, что он зрительно уловил. Тут

же   рекомендуем   попросить   ребенка   самостоятельно   про-

говорить   слово   дактильно.   Такого   рода   лепетное   произ -

несение, в отличие от лепета первого  рода, надо  всячески

поощрять.   Это   зародыши   полноценных   слов,   которые

будут   появляться   с   усвоением   ребенком   произношения

тех звуков, которых ему недостает.

По   мере   усвоения   детьми   звуков^   отраженное   прого-

варивание   при   чтении   с   губ   становится   все   более   точ -

ным.   В   непосредственном   общении   ответ   в   дактильной

форме   сначала   сочетается  с   устным   проговариванием,

и   постепенно   эти   ответы   должны   становиться   преимуще-

ственно устными.

Специальные, все более усложняющиеся упражнения

в   чтении   с   губ   проводятся   на   протяжении   всех   лет   обу-

чения.   Они   составляют   как   бы   обязательный   элемент

ежедневной речевой зарядки, которая проводится с деть-

ми   на   первом   занятии.   Когда   в   течение   дня   предпола -

гается   другое   занятие,   обеспечивающее   специальное

упр ажнени е   в   чте нии   с   губ   (наприм ер,   игра   в   лот о),

в   этот   день   можно   в   речевую   зарядку   не   включать   спе-

циальное упражнение в чтении с губ.

Необходимо   следить   за   тем,   чтобы   слова   и   выраже -

ния,   используемые   во   время   проведения   специальных

упражнений   в   чтении   с   губ,   употреблялись   в   общении

уже   только   в   устной   форме.   Однако   бывает,   что,   легко

считывая   то   или   иное   выражение   с   губ   во   время   упраж -

нений, дети неожиданно  затрудняются в считывании его

с   гу б   в   общен ии.   В   это м   слу ч ае   следу ет   пр ибе гн у ть

к   дактильному   проговариванию   или   даже   к   табличке

(последнее   является   наиболее   легкой   формой);   после

такого   напоминания   слово   вновь   повторяют   устно.   При

устном   обращении   к   детям   или   к   одному   ребенку   необ -

ходимо   также   помнить,   что   лицо   говорящего   должно

быть   хорошо   освещено,   приближено   к   ребенку   не   менее

чем   на   один   метр,   находиться   по   возможности   (на   спе-

циальных   занятиях   обязательно)   на   уровне   лица   детей.

44

Б   итоге   сформулируем   некоторые   методические   пра-

ьила,   которые  мы  рекомендуем  использовать   при   обуче -

нии дошкольников чтению с губ.

1. Проводя специальные  упражнения  в  беглом счи

тывании с губ речи, следует использовать только акту

альный и уже усвоенный словарь.

2. До проведения указанных упражнений необходимо

создать установку на чтение с губ на основе глобального

восприятия слов, воспитать первичный навык отражен

ного повторения обращенной к детям устной речи.

3. Обращаясь к детям, следует соблюдать нормаль

ную артикуляцию. Темп речи должен быть слегка замед

лен. Нельзя допускать послогового произнесения. Уско

рение темпа речи до нормального допускается только во

время специальных упражнений, проводимых на хорошо

усвоенном материале.

4. Упражнения в беглом считявании с губ новых по

ручений на первом году обучения сначала следует про

водить  без  отраженного  проговаривания. Это делается

для того, чтобы   воспитать  у  детей   быструю непосред

ственную реакцию действием в ответ на словесное обра

щение.  Это   не   касается    непосредственного   общения

(см. §2).

5. Если ребенок  не  смог  считать  с  губ слово после

двукратного его предъявления, его следует продактили-

ровать или предъявить табличку; лишь после прочтения

ее ребенком надо   вновь   повторить   слово устно. Если

обнаружилось, что ребенок затрудняется в чтении с губ

одного из слов предложения, следует повторить не одно

это слово, а всю фразу. При этом ни в коем случае не

следует   изменять   непонятую   грамматическую   форму

слова на понятную, но неправильную.

6. Если во время устного общения встречается новое

Для детей слово, то именно оно обязательно сначала со

провождается   дактильным   его   проговариванием.   Если

проводится специальное упражнение в чтении с губ или

к ребенку обращаются с хорошо знакомым ему словом

(выражением), дактильного   сопровождения не должно

быть.

7. Специальные упражнения в чтении с губ следует

Длительно проводить на однородном словесном материа

ле и периодически возвращаться к нему для повторения.

Некоторый минимум знакомых слов и выражений, часто

45

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

используемых в обиходе в разных вариациях, включает

ся в упражнения на протяжении всех лет обучения.

8.   При   условии  одновременного   дактилирования

рука говорящего находится под подбородком по линии

груди.

Обуче ние   произнош е нию.   Обуче ние   произ

ношению неразрывно связано со всей системой обучения

речи.   В   это   понятие   входит  не   только   постановка   понят

ного  окружающим   произношения,   но  и  воспитание   у  де

тей   стремления,   потребности,   привычки   пользоваться

устной   речью   в   общении.   Развитие   словесной   речи   ре-

бенка   на   основе   дактильной   и   письменной   ее   формы,

независимо   от   состояния   произношения,   позволяет   при

отборе словаря для обучения произношению исходить не

столько из актуальности его для общения, что обеспечи-

вает накопление словаря и пользование им в общении

в дактильной форме, сиолько из той последовательности,

которая   необходима   для   выработки   навыка   внятного

произношения   и   темпа   усвоения   детьми   тех   или   иных

звуков.   Поэтому   весь   программный   материал,   исполь-

зуемый   при   обучении   произношению,   расположен   по

принципу нарастания фонетических -Трудностей и с таким

расчетом,   чтобы   к   концу   обучения   дети   усвоили   точное

произношение всех основных звуков речи [27], [55], '[58].

При   обучении   произношению   используются   только   те

слова   и   выражения,   которые   предварительно   усвоены

детьми  в  дактильной  форме.  Так,  например,  если детей

учат   произнесению   звука  р,  то   для   его   закрепления   ис

пользуют   только   те   слова,   которые   они   уже   усвоили.

Напомним,   что   «усвоить»   —   значит   знать   буквенный   со

став слова и понимать его значение.

Такой отбор слов при обучении произношению осно

ван   на   общих   дидактических   принципах   (систематич

ность, последовательность, доступность). Ребенка нельзя

ставить   перед   необходимостью   преодолеть   сразу   не

сколько трудностей: усвоить новый звук,  научиться про

износить его в слове, овладеть буквенным составом сло

ва и одновременно его значением. Это правило остается

в силе на всех годах обучения, в том числе и в старшей

группе, где дети учатся произносить не только отдельные

слова   и   предложения,   но   даже   стихи.   Так,   например,

недопустимо давать детям такие стихи, смысл которых

им недоступен, даже если им знакомы слова текста.

46

На   празднике   следует читать  те  стихотворения,  кото

рые  им понятны  и могут быть  произнесены  достаточно

внятно.

Ограниченный   объем   слов,   на   материале   которых

проводится   специальная   работа   по   обучению   детей   про

изношению,  заставляет педагогов быть очень строгими

при   отборе   слов.   При   этом   должны   отбираться   слова,

наиболее   соответствующие   решению   именно   этой   специ

фической   задачи.   Специальную   работу   над   произноше

нием   следует   проводить   лишь   в   отношении   тех   слов,

которые,  безусловно,  могут  быть использованы детьми в

общении. Большой словарь, которым овладевают дети в

дактильной форме, позволяет это сделать без ущерба для

актуальности   подбираемого   словаря.   При   обучении   про

изношению   рекомендуется   брать   слова   и   выражения,   ко

торые даны в подразделе программы «Разговорная речь».

Систематические и тщательные упражнения в проговари-

вании   детьми   этих   слов   и   выражений   обеспечивают

высокое  качество произношения, делают его понятным

для окружающих, что в свою очередь поощряет детей

к общению в устной форме.

Опыт показал, что если дети владеют навыком обще

ния   в   дактильной   форме,   то   по   мере   усвоения   произно

шения этот навык используется ими и в устной речи.

С   развитием   произносительных   навыков   ребенок   без

труда   научается   сопровождать   дактилирование   устной

речью;   по   мере   прочного   усвоения   соответствующего

слова,   выражения   он   постепенно   отказывается   от   дак-

тильного   сопровождения   и   ограничивается   в   общении

только устной формой речи; в этих условиях он прибе

гает к дактилированию лишь в случае затруднений.

В   связи   с   этим   необходимо   следить   за   внятностью   про

изнесения   каждого   звука.   Нельзя   смешивать   прибли

женное   произношение,   которое   положено   в   основу   обу

чения произношению, с невнятным. В процессе общения

с ребенком нужно систематически исправлять дефекты

его   произношения.   Произнося   уже   поставленный   звук-

заменитель (рис. 3), ребенок должен делать это настоль

ко   четко   и   внятно,   чтобы   у   слушателей   не   оставалось

сомнений в том, каким заменителем пользуется ребенок.

Так,   например,   допустимо   произносить  колова  вместо

голова, если он еще не умеет произносить звук г. Однако

при этом необходимо следить за тем, чтобы звук к зву-

47

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 3. Таблица основных и заменяемых звуков.

чал  достаточно четко.  Не   следует  допускать  грубых  за

мен,   таких,   например,   как   замена   звука   л  звуком   «

или т. Усвоение основных звуков по времени совпадает

с   развитием   у   детей   навыка   все   проговаривать   устно;

поэтому   при   достаточном   внимании   к   произношению   со

стороны всех, кто общается с ребенком, грубых дефектов

не возникает [58].

Не   все   дефекты   произношения   одинаково   отрица

тельно   влияют   на   внятность   речи.   Специальные   иссле

дования   особенностей   произношения   детей   школьного

возраста   (Ф.   ф.  Pay,  В.   И.   Бельтюков)   показывают,   что

большой ущерб внятности произношения наносит наличие

призвуков   к   согласным,   «проглатывание»   звуков,   раз

дельное послоговое произнесение, отсутствие ударений

в  словах.  Большое  значение  для  внятного  произношения

имеет точное произнесение гласных а, у, и и согласных

л,   г,   с,   ш,   р.  Наши   наблюдения   за   произношением   до

школьников   показали,   что   эти   утверждения   действи

тельны   и   в   отношении   детей   дошкольного   возраста.

Необходимо   строго   следить   за   четкостью   артикуляции

звуков, не допускать «смазанных» звуков, так как, за-

48

крепившись,   они   с   большим   трудом   поддаются   исправ

лению.

Дактильные   знаки   помогают   устранить   проглатыва

ние   звуков   и   призвуки.   С   их   помощью   детям   можно

показать,   что   они   не   договаривают   или   произносят   от

сутствующие   звуки.   Так,   если   кто-либо   проговаривает

слово стакан как сатакан, педагог показывает дактильно.

слово и то, что буквы  а  после  с  нет. При дактильном

показе   этот  факт  становится   для   ребенка   более   очевид

ным. Произнесение слов по частям (но не скандирование

по   слогам!)   также   помогает   преодолевать   этот   серьез

ный дефект.   Это  особенно важно при  обучении произне

сению   такого,   например,   сложного   для   малышей   длин

ного слова, как  Здравствуйте!  Его следует начать учить

произносить по частям:  Здра(в)-ствуйте,  а  не  здра-в-ст-

вуй-те.

Огромное   значение   для   обеспечения   внятности   речи

имеет слитность произношения, при этом должны доста-

точно четко произноситься входящие в слово звуки. По-

этому   можно   допустить   произнесение   слов   по   частям,

чтобы   после   исправления   дефекта   добиться   их  слитного

произнесения.

Большое значение для внятности имеет сила голоса,

темп речи и ударение в словах '.

Добиваться   громкого   произнесения   не   следует.

Борьба   за   громкую   речь   иногда   приводит  к   укоренению

неприятного тембра голоса. Более внятной, как указы-

вал И. А. Соколянский, бывает тихая речь. Требование

очень   громкой   речи   часто   отрицательно   сказывается   на

внятности речи дошкольников. Из этих же соображений

не   рекомендуется   слишком   интенсивно   произносить

ударный   слог.   Когда   речь   идет   о   маленьких   детях,   то

ударение   лучше   выражать   длительным,   протяжным

произнесением   ударных   гласных   (например,   следует

произносить собаака).

Следует   добиваться   нормального   темпа   речи,   ведя

ребенка   от  медленного   произнесения   ко   все   более   быст

рому. При этом не следует обращаться к ребенку с тре-

1

 См.: В. И. Бельтюков.   Недостатки произношения 'слова и их

устранение у глухонемых и тугоухих учащихся. М., Изд-во АПН -

ФСР, 1956; К. А. Волкова.  К вопросу о работе над словесным

Ударением в начальных классах школы глухонемых. «Ученые запис-

ки МГПИ им. В. И. Ленина», т. IX, вып. 3, 1947.

Б. Д. Корсунская

49

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

бованием:   «Говори   скорее!»   Нормальный   темп   должен

явиться   следствием   систематического   упражнения

в правильном произнесении слова в медленном темпе.

Несколько   слов   об   орфоэпии.   Мы   не   рекомендуем

добиваться   строго   орфоэпического   произнесения   слов

даже от детей старшей группы детского сада, тем более

не   следует   выделять   специальное   время   на   соответст-

вующие   упражнения.  В  тех  случаях,   когда  произноше-

ние   как  бы  естественно  оказывается   орфоэпическим,   его

следует закрепить. В некоторых случаях это имеет место

тогда, когда у детей еще не поставлен или не закреплен

тот   или   иной   звук;   ребенок   заменяет   его,   естественно,

глухим звуком:  флак  вместо  флаг, лоп  вместо  лоб, тас

вместо  таз  и   т.   п.   Это   соответствует   нормам   русского

произношения.   Но   при   этом   ребенок   должен   знать   или

одновременно   зрительно   воспринимать   правильно   дак-

тилируемое или написанное слово. Он лишь произносит

его   по-иному,   в   соответствии   со   своими  произноситель-

ными   возможностями.   В   данном   случае   ребенок   произ-

носит глухие звуки вместо звонких. В то же время, если

при вызывании звука ребенок произнесет в соответствии

с написанным звонкий звук, то, хотя с точки зрения за-

конов орфоэпии это будет и неверно на начальном этапе

обучения,   исправлять   его   не   рекомендуется.   Когда   речь

идет о начальном этапе обучения, не следует требовать

и   соблюдения   правила,   касающегося   замены   безудар-

ного  о  звуком  а (карова,  акно).  Детей, даже  усвоивших

состав   слова   дактильно,   это   требование,   сбивает.   На-

блюдения показывают, что в этом случае они и устно

и   дактильно   проговаривают   орфоэпически  карова,   акно,

параход  и   т.   д.   Некоторые   опытные   сурдопедагоги   до-

биваются   от   детей   старшей   группы   точного   орфоэпиче-

ского произношения. Все же мы считаем, что заниматься

этим,   особенно   малоопытным   педагогам,   не   стоит,   тем

более что нарушения орфоэпии, как правило, не приво-

дят к снижению внятности произношения.

Над орфоэпией можно начать работать, когда состав

того   или   иного   слова   усвоен   детьми   уже   достаточно

прочно.   При   обучении  письму   в  школе   выполнить   эту

задачу будет гораздо легче.

И последнее замечание. Отказ от дактильного сопро-

вождения   устной   речи,   естественно,   наступает   тогда,

когда слово начинает произноситься свободно. Но слиш-

50

I

ком   раннее   требование   отказаться   от   дактильного   про-

говариваиия   («Говори   без   рук»)   часто   оказывает   отри-

цательное   влияние   на   усвоение   речи,   затрудняет   запо-

минание буквенного состава, слов.

Все   эти   указания   необходимо   соблюдать   во   время

проведения   как   индивидуальных,   так   и   фронтальных

занятий.  Разумеется,  что во время короткой речевой за-

рядки  не  удается   выполнить  много  упражнений.   Но  же-

лательно, варьируя их, упражнять детей во всех состав-

ных   элементах   системы   обучения   произношению,   обес-

печивающих   внятность   речи   (включая   и   ударение).

Даже  в пределах  сокращенной  системы  фонем  речь ре-

бенка должна и может быть достаточно внятной. Работа

над   постановкой   звуков   в   слове   требует   постоянного

пристального   внимания.   Педагоги   должны   уметь

вскрыть причины дефектного произнесения того или ино-

го звука и своевременно его устранить.

Ниже мы даем некоторые общие указания к обучению

произношению   в   связи   с   особенностями   использования

методики   обучения   устной   формы   речи   в   предлагаемой

системе.

Главным из них является следующее общее положе-

ние:   добиваясь   того,   чтобы   речь   детей   была   содержа-

тельной,   осмысленной,   надо   одновременно   обеспечить

высокое развитие ее устной формы. При этом надо пом-

нить   об   основных   условиях,   которые   способствуют  раз-

витию устной внятной, членораздельной речи:

1. Воспитание   у   детей установки   на   устную речь,

привычки пользоваться ею в общении.

2. Обеспечение общего   развития   детей;  накопление

ими большого запаса слов в дактильной форме.

3. Своевременный   переход    от    использования   таб

лички и дактильного   проговаривания   слова к устному

(от приближенного произношения ко все более точному

по мере усвоения звуков).

4. Своевременное,      повседневное      и      неуклонное

исправление в речи воспитанников фонетических, лекси

ческих и грамматических ошибок не только на занятиях,

но и в непосредственном общении.

5. Возможно  более широкое общение глухих детей,

овладевающих речью, со слышащими.

Таковы   общие   принципы   использования   в   обучении

различных форм словесной речи.

4

*

51

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В   процессе   длительного   формирования   у   детей   сло-

весной   речи   меняются   взаимоотношения   между   различ-

ными ее формами. На разных этапах обучения по-разному

используются   те   или   иные   формы   речи,   которые  служат

для восприятия и самостоятельного воспроизведения слова.

Так на самом первом этапе обучения (первые четыре-пять

месяцев)   для   первичного   восприятия  слова   в   качестве

ведущей  формы   словесной  речи   используется   письменная

речь   (частично   глобальное   чтение   с  губ).   Для

самостоятельного   выражения   па   этом   этапе  служит

дактильная   форма.   По   мере   развития   навыков

дактилирования   возрастает   роль   непосредственного   сло-

весного общения в дактильной форме. Роль устной речи в

общении в подготовительный .и следующий за ним период

еще незначительна. С развитием первых навыков  чтения с

губ,   постепенным   усвоением   звуков   речи   и   накоплением

запаса   слов   роль   устной   речи   в   общении   неуклонно

возрастает.   Однако   вначале   она   сочетается   с

дактилированием.   Это   сопутствующее   устной   речи

дактилированиё в условиях правильного обучения обычно

длится до тех пор, пока дети не усвоят новые слова.  Как

показал   опыт   лучших   педагогов,   прочное   усвоение

буквенного   состава   слова   в   условиях   специального   вни-'

мания и высокой требовательности со стороны обучающих

к использованию знакомого слова в устной форме, наличие у

детей   поставленных   основных   звуков   обеспечивают   ее

совершенствование и без сопутствующего дактилирования.

Возможность   дать   детям   первые   слова  в   дактильной

(непосредственно   с   руки),   а   не   письменной  (чтение

таблички)   форме   знаменует   более   высокий   уровень

речевого развития детей. Говоря о более высоком  уровне,

имеют   в   виду,   с   одной   стороны,   быстроту   и  прочность

усвоения каждого нового слова и выражения  и, с другой

стороны, общий уровень развития речи, навык пользования

ею в общении. Поэтому, если ребенок воспринимает слово,

предъявляемое в дактильной форме, он сможет понять его

и прочитав по табличке.

Умение пользоваться устной формой речи (в преде-

лах усвоенной лексики и грамматики), т. е. понимание с

губ и все более совершенствующееся (от приближенного

к точному)  произношение,  без  дактильного сопровожде-

ния — высший этап в развитии речи глухого дошкольника

на каждом уровне его общего и речевого развития.

52

В о с п р и я т и е

1. Глобальное различение

написанного   или   про

изнесенного слова  (на

чало   подготовительно

го периода)

2. Дактильное     прочиты-

вание слов  по таблич

ке как средство актив

ного восприятия

3. Восприятие      дактиль

ной    речи    непосредст

венно с руки при отра

женном    дактилирова-

нии

4. Восприятие с губ речи,

состоящей   из   усвоен

ных слов, при отражен

ном   повторении,  кото

рое становится все   бо

лее точным

5. Громкое чтение нового

текста

В о с п р о и з в е д е н и е

1. Использование   детьми

по   требованию   взрос

лых   табличек   с  гло

бально    различаемыми

словами      (подготови

тельный период)

2. Использование   слов в

общении в форме дак

тильного      прочитыва-

ния их по табличке  (с

конца     подготовитель

ного периода)

3. Самостоятельное упот

ребление детьми   в об

щении дактильной фор

мы речи с сопутствую

щим   леи ете ы м   п р ого-

вариванием

4. Пользование       устной

речью при приближен

ном   произношении    с

сопутствующим  дакти

лированием

5. Пользование       устной

речью без дактильного

сопровождения         при

точном      произнесении

основных звуков и при

ближенном   произнесе

нии сложных  звуков и

смягчений

6. Точное      произнесение

слов без сопутствующе

го дактилирования

Предлагаемая   ниже   схема   имеет   целью   помочь

уяснить   последовательность   в   использовании   различных

форм словесной речи при формировании ее у глухих до-

школьников.

Схема усвоения детьми различных форм словесной речи в 

процессе обучения

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛАВА   III 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ   ПЕРИОД

Нами уточнено и расширено содержание

Подготовитель-      общепринятого    понятия   подготовитель

ным период

-,   т-,

и его задачи        

ныи

 период. В это понятие мы включили

в   качестве   основного   и   определяющего

фактора обеспечение такого уровня развития, при кото-

ром становится  возможным  усваивать речь  не только  на

занятиях, но и непосредственно в общении. Такой путь

обучения   глухих   дошкольников   является   реализацией

одного   из   основных   принципов   системы   формирования

речи.

Учебно-воспитательная   работа   в  этот   период  вклю-

чает следующие моменты:

1. Проведение подготовительных упражнений, имею

щих  целью  развитие   у   детей  внимания,  подражания,

памяти, совершенствование их сенсорных способностей.

2. Развитие у детей  первичного  навыка  восприятия

слова   в   различных  формах   (дактильной,   письменной,

устной).

3. Воспитание   привычки    воспринимать   слово   как

сигнал к действию.

4.

Подготовку к фронтальным занятиям.

Эта   работа   оказывается   эффективной   при   наличии

ряда   условий.   Главные   из   этих   условий   —   правильное

комплектование группы и подготовка педагогов и воспи-

тателей к занятиям.

Рассмотрим кратко, из чего складываются эти усло-

вия, и на этой основе раскроем методику обучения в под-

готовительный период.

54

Обычно   ребенок   приходит   в   детский   сад

Комплектование 

с

 диагнозом «глухота». Но случается, что

в   дошкольное   учреждение   для   детей   с

недостатками слуха по ошибке попадают дети, которые

не  должны обучаться  в  детском  саду рассматриваемого

типа.   Такими   детьми   являются   алалики   и   афазики   (не-

говорящие   дети   с   нормальным   слухом),   умственно   от-

сталые глухонемые, слышащие дети, которые не говорят

из-за   глубокой   умственной   отсталости.   Вот   почему   при

приеме   ребенка   в   дошкольные   учреждения   необходимы

заключение   отоляринголога   и   аудиограмма,   а   также

справка   от   невропатолога   о   состоянии   интеллекта   ре-

бенка.

Но и в том случае,  когда  в детский сад попадают

дети, которые подлежат обучению именно в нем, возни-

кает   ряд   проблем,   связанных   с   правильным   комплекто-

ванием   группы.   В   дошкольные   учреждения   к   началу

обучения   часто   попадают   дети,   различные   по   возрасту,

состоянию слуха, а порой и по своей подготовке (неко-

торые   дети   получили   подготовку   дома,   в   яслях   или

переведены   из   другого   детского   сада).   Поэтому   при

комплектовании   групп   следует   учитывать   три   основных

показателя:  возраст  ребенка,  состояние   его   слуха,  пред-

шествующую  подготовку.  Идеальным   является   уком-

плектование   группы   однородным   составом.   В   детском

саду, имеющем шесть групп, это частично удается; до-

стичь этого при наличии малого количества групп бы-

вает трудно. Комплектование осуществляется в следую-

щей   последовательности:   сначала   объединяются   дети

одинаковой   подготовки,   вне   зависимости   от   возраста   и

состояния  слуха.  Затем  из них  выделяются  в  отдельную

подгруппу   слабослышащие.   Глухие   дети   первого   года

обучения   разбиваются   на   подгруппы   по   возрастному

признаку.

Точно установить умственную полноценность малень-

кого глухого ребенка бывает подчас трудно. Поэтому

в группу первого года обучения могут иногда попасть

Дети,   которые,   особенно   первое   время,   будут   значи-

тельно отставать, мешать полноценной работе группы.

Эти  дети,  согласно  положению о дошкольных  учрежде-

ниях,   должны   быть   либо   переведены   в   специальные

учреждения,   либо   выделены   в   так   называемые   группы

индивидуального обучения. Однако к таким выводам

55

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

надо подходить с большой осторожностью и лишь в том

случае,   если   ребенок   будет   продолжать   отставать   и

после   осуществления   систематических   занятий   в   под

группе и индивидуального подхода к нему на фронталь

ных  занятиях  в группе.   Сурдопедагогам  и воспитателям

следует   вести   ежедневные   записи,   где   необходимо

фиксировать   поведение   ребенка,   трудности,   которые   он

испытывает   в   процессе   обучения,   педагогические   сред

ства,   которые   были   использованы   с   целью   помочь   пре

одолеть указанные трудности.

Если при соблюдении всех этих условий ребенок до

конца года не догонит группу и будет продолжать отста

вать,  его можно  подвергнуть специальному  медицинско

му обследованию, имея в виду решить вопрос о его даль

нейшем   пребывании   в   детском   саду.   Лишь   получив   от

психоневролога   диагноз,   говорящий   об   умственной   от

сталости,   ребенка   можно   передать   в   группу   индиви

дуального   обучения,   которая   должна   быть   организо

вана   либо   в   данном   детском   саду,   если   таких   детей   на

берется   пять-шесть   человек,   либо   в   специальном   дет

ском саду.

Детей, которые  не являются умственно отсталыми,

но   по   заключению   психоневролога   имеют   общую   за

держку  развития,   оставляют в  данной группе,   обеспечи

вая при этом индивидуальный подход, или переводят

в  младшую.   При   внимательном,   умелом   подходе   такие

дети через некоторое время начинают продвигаться

в развитии. При соблюдении индивидуального подхода

и индивидуальных занятий эти дети к моменту перехода

в школу вполне могут выровняться. Случается и так, что

задержка приводит к тому, что дети поступают только

в приготовительный класс (вместо первого), но при этом

они   хорошо  там   успевают;   поэтому   к   исключению   детей

необходимо подходить осторожно и гуманно.

Успех воспитания и обучения глухих де-к воспитателям

те

^ Р

ешают

 педагоги и воспитатели. От и педагогу

педагогического   мастерства    сурдопеда гога и

воспитателей   во   многом зависит уровень общего и

речевого развития ребенка. Разумеет ся, что известное

значение имеют черты характера, спо собности ребенка.

Однако определяющими все же будут мастерство,

квалификация и личные качества педагогов и

воспитателей.   В   детском   саду  для глухих, где дети

56

меньше  получают  от  общения  с  окружающими,  чем  при

индивидуальном   обучении   в   семье,   тем   более   что   боль

шинство  учреждений   интернатного  типа,   успех   воспита

ния   и   обучения   особенно   зависит   от'педагогов   и   воспи

тателей.

Желательно, чтобы группу все время вел один и тот

же сурдопедагог и одни и те же воспитатели. Хорошо,

если   воспитатель   и   сурдопедагог   имеют   двойную   подго

товку (сурдопедагогическую и дошкольную), однако при

невозможности   соблюсти   это   условие   педагог   должен

обязательно   иметь   сурдопедагогическую,   а   воспита

тель — дошкольную подготовку.

Между   взрослыми   (два   воспитателя,   сурдопедагог,

няня), работающими в группе, должен быть полный кон

такт.

Каждый, кто работает с детьми, знает, как чутки дети

к вниманию и ласке, а дети, проводящие большую часть

своей жизни вдали от родителей, в особенности. Душев

ная теплота и ласка со стороны старших — необходимое

условие   для   хорошего   настроения   и   успешной   работы

ребенка.   Очень   важно,   общаясь   с   детьми,   соблюдать

доброжелательное, ровное ко всем отношение. Имея дело

с глухими детьми, надо помнить, что они особенно остро

воспринимают выражение мимики лица, чувствительны

к малейшему резкому движению, которое может неволь

но возникать, когда ребенок не понимает или упрямится.

Поведение   взрослых   влияет   на   воспитываемых   ими   де

тей.   Достаточно   посмотреть,   как   Лена,   пришедшая   в

детский   сад   с   резкими,   нерасполагающими   манерами,

спустя три месяца пребывания в нем любовно обращает

ся со своими куклами, чтобы сделать выводы о том, как

с ней обращаются здесь взрослые.

Не   приходится  говорить  о  том,  что  внешний вид пе

дагога  и воспитателей  должен  быть  безупречен.  Лучше

всего, если на них цветное, пестрое платье, легкие туфли

на удобном, не очень высоком каблуке.

Знакомство    педагогов    и    воспитателей 

Знакомство с составом         

с

 Д

етьми

 начинается еще до 

начала за-

детей

нятий.  В  личное дело,  которое  педагог

заводит на каждого ребенка, ;вписывают-

1

  сведения,   полученные   от   родителей.   В   личное  де-

вписываются   фамилия,   имя,   отчество,   год,   месяц

День   рождения.   День   рождения   нужно   знать   для

57

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..