Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 2 3 4 5 ..
упражнениях) педагог делает попытку изменить поря док. В случае, если дети затрудняются в различении слов, педагог показывает разницу в артикуляции слов, несколько утрируя эту разницу 1 . При этом.он фиксирует внимание детей на опорных признаках видимых звуков. В перечисленных словах это следующие звуки: on в сло ве лоб; упы в слове зубы и т. п. Теперь педагог повторяет слова снова при нормальной артикуляции. Сначала дети читают с губ слова в определенной по- следовательности. Спустя три-четыре дня, в течение которых дети читают с губ только эти слова, но распо- ложенные в различной последовательности, дается вто- рая группа слов, например названия игрушек, частей комнаты и т. д. Порядок расположения слов в группах также сначала остается постоянным, а затем слова даются вразбивку, т. е. при различном расположении. При этом надо иметь в виду, что близкие по артикуля ции слова не должны стоять рядом. Например, рядом не должны стоять слова уши—руки, лоб—рот, кукла- юла. Таким образом, на втором этапе дети учатся читать слова вразбивку в пределах каждой из групп. Наконец, на третьем этапе слова первой группы даются впере межку со словами второй группы, что выглядит пример но так: Покажи голову. Дай паровоз. Дай мяч. Покажи руки и т. д. Варианты эти каждый раз меняются, как меняется и игра, которая используется для такого упражнения. Умением глобально различать эти слова дети обычно овладевают от 7 до 20 дней. Разница в затрачиваемом времени зависит от возраста, четкости проведения упражнений и индивидуальных особенностей детей. Проводя первые упражнения в чтении с губ, необходимо придерживаться определенных правил: 1. Использовать группы слов, связанных по смыс лу (например, названия частей лица, названия игру шек). 2. Одновременно работать с небольшим количеством групп слов (особенно это относится к словам, которые дети различают только глобально). 1 Такая утрированная артикуляция допустима лишь с целью привлечь внимание детей к различиям в произнесении слов в процессе специального обучения чтению с губ. 42 3. В каждой группе должно быть не более трех- пяти слов. Необходимо следить, чтобы близкие по арти куляции слова не оказывались рядом. Когда дети научатся различать по табличкам слова, а некоторые из них дактильно и устно произносить, все эти слова должны быть включены в текст упражнений в чтении с губ. Слова, усвоенные в дактильной форме, дети начинают дифференцировать при чтении с губ го раздо скорее, чем слова, которые они учились различать только глобально. При обучении чтению с губ используются разнооб разные игры, например игра «Покажи». В ответ на обра щение ведущего: «Покажи...» — дети показывают соот ветствующие предметы. Сначала педагог обращается ко всей группе детей. Потом, имея в виду дать отдохнуть остальным, задание дается двум-трем детям; оно может даваться и кому-либо одному. При этом в такие группы по возможности объединяют детей, одинаково владею щих навыком. Со временем, по мере того как дети на учатся говорить, игру ведет кто-либо из воспитанников. К концу первого года обучения более успевающие уже справляются с ролью ведущего. Для игры подбираются группы слов, объединенных по смыслу. Кроме того, поскольку на первых порах при ходится длительно проводить упражнения с одними и теми же словами, для разнообразия берутся аналогич ные предметам игрушки или картинки с изображением этих предметов. Одновременно такая практика служит развитию обобщений, выраженных в соответствующих словах-названиях. Используются и другие игры, напри мер лото, где изображены соответствующие предметы. На этом этапе детей учат, воспринимая слово с губ, отраженно повторять его за говорящим. Разумеется, это пока еще неполноценное слово. Иногда дело ограничи вается открыванием и закрыванием рта, рефлекторным движением губ в ритме произнесенного слова (фразы). По мере усвоения детьми отдельных звуков возникает ле- петное произнесение слова, порой лишь отдельных глас ных или легко зрительно воспринимаемого согласного. Обычно в литературе по дошкольной сурдопедаго гике под термином лепетное слово имеется в виду более легкое для произнесения, которое дается ребенку взрос лыми взамен настоящего, например оп-оп вместо мяч, 43 |